Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Тест «Долговременная память» (А.Р.Лурия)
Для детей старшего дошкольного возраста.
Нужно прочитать ребенку набор из 10 несвязанных по смыслу слов.
Примеры набора слов:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень.
Инструкция:
«Сейчас я прочитаю тебе несколько слов, а ты постарайся запомнить. Приготовься, слушай внимательно. Когда я окончу читать, повтори слова, которые ты запомнил, в любом порядке».
Ряд слов нужно зачитать несколько раз, чтобы ребенок их запомнил. Для изучения сохраняемого материала проверку можно провести через 7-10 дней.
Определить уровень долговременной памяти можно по формуле:
C = B : A х 100%, где:
А – общее количество слов
B – количество запомнившихся слов
C – коэффициент долговременной памяти
Обработка результатов:
75-100% – высокий уровень;
50-75% – средний уровень;
30-50% – низкий уровень;
Ниже 30% – очень низкий уровень.
Формирование нарушения памяти
Проблемы с запоминанием в детстве бывают обусловлены самыми разными факторами. К примеру, они могут указывать на недоразвитость или травму головного мозга. У некоторых деток память нарушается вследствие перенесенного заболевания или интоксикации.
Совокупность таких воздействий может стать причиной гипомнезии (так называется ухудшение запоминания) или амнезии (если отдельные моменты совсем выпадают из памяти малыша).
Выявить подобные проблемы можно у психолога или невролога с помощью тестов. После обследования врач назначает коррекционную программу, направленную на улучшение когнитивных функций нервной системы ребенка. Далее малыша тестируют повторно, чтобы удостовериться в эффективности проведенных развивающих занятий.
Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях
Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.
Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:
- Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
- Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
- Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
- Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.
Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.
Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.
Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.
Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.
Также существует деление на произвольную и непроизвольную память. Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).
Игры
1. «Прятки»
На стол выкладываем карточки с изображениями или игрушки на одну больше, чем лет ребенку. Просим внимательно рассмотреть их, запомнить и закрыть глаза. Взрослый прячет одну картинку (игрушку). Малыш смотрит и отгадывает, какая картинка (игрушка) «спряталась». Усложненный вариант: ведущий убирает одну карточку (игрушку), а остальные меняет местами.
2. «Летает – не летает»
Взрослый называет предметы и спрашивает: «Летает?» Если этот предмет летает, то ребенок должен хлопать в ладоши, а если нет – замереть. Для усложнения задачи родитель хлопает в ладоши во всех случаях: и когда предмет летает, и когда нет.
3. «Дни недели»
Задаем ребенку вопросы:
- Какой день недели перед четвергом?
- Какой день недели был вчера?
- Назови день после вторника.
- Назови день недели между пятницей и воскресеньем.
Варианты: времена года, цифры, буквы.
5. «Снежный ком»
Родитель и ребенок (или несколько детей) придумывают слова на определенную тему. Первый участник игры называет слово, второй должен его повторить и назвать свое, следующий участник уже называет два прозвучавших слова и добавляет новое слово.
6. «Что пропало?» (5-6 лет)
Предлагаем ребенку посмотреть некоторое время на таблицу и запомнить расположение цифр.
Потом показываем ему таблицу с пропущенными цифрами и просим написать нужные цифры в пустых клеточках.
Аналогичное задание можно выполнить с геометрическими фигурами, буквами, предметами.
Память – что это?
В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс – осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.
Что такое “хорошая память”? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.
Виды памяти
Человеческую память классифицируют по нескольким критериям. Они описывают все условности процесса запоминания в один конкретный момент времени. Основные виды определяют, каким именно органом чувств и что было отложено в памяти. Всего выделено 5 таких типов:
- Зрительная – все, что человек смог увидеть глазами;
- Слуховая – информация, воспринятая с помощью органов слуха;
- Осязательная – ощущения, полученные от тактильных контактов;
- Обонятельная – чувства запаха, распознанные с помощью носа;
- Вкусовая – память о вкусовых качествах съеденных продуктов.
Каждый из указанных видов памяти нужно развивать отдельно, используя соответствующие органы чувств. Некоторые упражнения позволяют задействовать сразу несколько типов запоминания, что значительно упрощает задачу.
Психология
Отдельно выделяют классификацию с помощью психологии. При определении вида учитывается характер психической активности, которая напрямую связана с запоминанием. Изначально дети способны использовать только некоторые типы такой памяти, но с постепенным взрослением у них появляются и другие.
Выделяют 5 видов памяти по психической активности:
- Образная – воспоминания в виде образов обо всех вещах и явлениях, полученные с помощью органов чувств (слух, зрение);
- Двигательная – запоминание всех движений, особенностей ходьбы и последовательности выполнения тех или иных задач, связанных с физической активностью;
- Эмоциональная – сохранение в памяти всех личных переживаний и эмоций, связывание их с разными прошлыми событиями;
- Словесно-логическая – закрепившаяся информация о мыслях или понятиях, часто используемая в учебе или работе.
Самой первой памятью у каждого ребенка становится двигательная. Именно она помогает малышу научиться ползать, а потом – начать ходить. Особого развития же требует словесно-логический тип запоминания, т.к. он становится основным способом сохранения информации в голове у дошкольников.
Длительность
Существует классификация памяти по длительности сохранения информации. Ей во время обучения не уделяют практически никакого внимания, что является ошибкой. Иногда требуется направить упражнения лишь на один тип запоминания, чтобы изменить жизнь малыша к лучшему.
Есть 3 типа памяти по длительности хранения данных:
- Кратковременная – сохранение информации на короткое время с возможностью ее полноценного применения;
- Долговременная – запоминание данных на длительный срок, сохранение их прочности при использовании даже спустя несколько месяцев;
- Оперативная – закрепление информации на определенный промежуток времени с целью применения, которая забывается сразу после потери надобности.
Все три вида памяти активно используются дошкольниками, но зачастую во время обучения дети применяют именно оперативную, что может негативно сказаться на качестве их обучения в школе. Избежать задействования такого типа запоминания можно, если суметь вызвать у ребенка интерес к изучаемому предмету.
Степень активности
Последним делением памяти на виды является ее классификация по степени активности ребенка при запоминании
Ей стоит уделять не меньшее внимание, т.к. она имеет большое значение при переходе малыша из детского садика в первый класс
Существует 2 вида памяти по степени активности:
- Произвольная – нацеленное усвоение той или иной информации для дальнейшего использования;
- Непроизвольная – случайное запоминание данных в процессе какой-либо деятельности с возможностью их применения.
Для подготовки к школьным предметам рекомендуется развивать именно произвольную память, т.к
она будет очень полезна при нацеленном заучивании важной информации
Формирование памяти как основной психической функции
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Игры и упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Отличное игровое упражнение для развития двигательной памяти — повторяй-ка.
Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Начните с одного движения, но с каждым последующим разом увеличивайте нагрузку. Например, обернитесь вокруг своей оси в первый раз, а во второй не просто обернитесь, но и присядьте.
«Слово за слово». Упражнение развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет одно слово и просит ребенка повторить его. С каждым разом к слову прибавляется еще одно, образуются словосочетания, которые ребенок должен повторять.
«Хожу по следам». Взрослый и ребенок выбирают игрушку или предмет (можно несколько), который взрослый будет прятать в комнате
Важно выбирать определенную комнату для игры, не распространяясь на все комнаты жилища. Задача ребенка – найти игрушку
Развить образную память поможет игра «Кого потеряли?»
Подготовьте карточки, на которых изображены предметы, или сами предметы (например, карточки с изображениями животных, цветные карандаши, столовые предметы и прочее). В зависимости от умений вашего ребенка, разложите перед ним 3 -6 карточек или предметов, дайте запомнить их, поговорите об их назначении, пользе и преимуществах, а потом попросите закрыть глаза. Уберите одну карточку или предмет, попросите ребенка открыть глаза и задайте вопрос: «Посмотри внимательно, кого потеряли? Кого здесь не хватает?».
«Нарисуй меня». Предложите ребенку повторить нарисованные вами фигурки, но не забывайте убирать с его поля зрения ваш листочек. Ребенок должен повторить рисунок так, чтобы он был максимально похож на ваш.
Развить слуховую память поможет упражнение «Что за звуки?»
Для проведения упражнения вам понадобятся игрушки или подручные предметы, способные издавать звуки (погремушки, крупы в банках, музыкальные инструменты). Расскажите и покажите ребенку эти вещи, пусть он послушает, как они звучат. После чего попросите его отвернуться спиной к вам, начните бить в барабан, например. Задача ребенка – назвать, какая игрушка или что издает этот звук.
«Что за запах?». Отличное упражнение для развития образной памяти, которое включает работу обонятельных анализаторов. Предложите ребенку сконцентрироваться на запахах, которые он ранее встречал в своей жизни. Вы можете предложить ребенку ощутить аромат цветка, фруктов, овощей, мыла, духов. Изучите каждый аромат вместе с ребенком, потом попросите его закрыть глаза, поднесите предмет к носу так, чтобы он почувствовал запах и назвал сам предмет.
Развить эмоциональную память помогут не только интересные упражнения и игры, но и положительные слова, направленные на ребенка (похвала, поощрение, слова любви и прочее). Практикуйте совместные игры в кукольный театр, чтение сказок, запоминание небольших стихотворений и песенок с эмоциональной окраской.
Упражнения и игры
Игровая форма – лучший способ добиться какого-либо развития у дошкольника. При регулярных занятиях память начнет постепенно улучшаться, а вместе с ней повысится уровень интеллекта и некоторые личные качества. Достаточно тренироваться несколько раз в неделю по 30-60 минут, чтобы получить результат уже через пару месяцев. Но даже после этого потребуется продолжать занятия, чтобы поддерживать имеющийся уровень развития.
Какие игры и упражнения можно использовать для развития памяти и мышления в дошкольном возрасте:
- Запоминание карточек. Взрослые показывают ребенку несколько карточек (10-15), которые он должен запомнить. На них могут быть изображены животные, растения, буквы и т.д. После 20 секундного ознакомления с картинками малыш должен по памяти, не смотря на карточки, назвать увиденное. Для усложнения задачи можно попросить соблюдать порядок изображений.
- Спрятанные вещи. Совместно с малышом родитель выбирает игрушку или вещь, которую ребенок будет искать. После этого дошкольник отворачивается, закрывает глаза, а взрослый прячет выбранный предмет в доме. Задачей малыша станет поиск потерянной вещи.
- Фотографическая память. Ребенку показывают изображение, за 30 секунд он должен его максимально точно запомнить, а потом по памяти нарисовать такое же на чистом листе. Следует подбирать не слишком сложные картинки, чтобы малыш смог их воспроизвести без посторонней помощи.
- Прилагательные. Взрослый поочередно называет несколько существительных, а ребенок характеризует каждое из них отдельным прилагательным, которые нужно записать. После родитель зачитывает все слова, а задачей малыша будет вспомнить, что именно он характеризовал этим прилагательным.
- Пары слов. Взрослый придумывает пары слов, связанные одним признаком (ложка-еда, диван-отдых, книга-чтение и т.п.), и называет их ребенку три раза подряд. Малыш должен постараться их запомнить, т.к. при четвертом повторении родителем будут названы лишь первые слова из этих пар, а вторые потребуется вспомнить.
- Комбинации слов. Родитель называет малышу слова, начиная с одного, а потом с каждым разом увеличивает их количество. Называет он их до тех пор, пока ребенок не ошибется. А задача малыша состоит в том, чтобы сразу же повторить все произнесенные слова. Желательно подбирать их так, чтобы связь между ними была лишь условной. Для упрощения проверки длинные сочетания рекомендуется записывать на листок.
- Поиск различий. Нужно найти 2 практически идентичных картинки, на которых будет присутствовать несколько малозаметных отличий. Именно их потребуется отыскать дошкольнику. Опытные в использовании ПК родители могут создать такие изображения из одного самостоятельно с помощью специальных программ.
- Мелкие изменения. Малышу показывают набор мелких предметов, после чего он должен отвернуться. В это время взрослый убирает один из элементов, что изменит картину увиденного. От ребенка потребуется определить, что именно пропало. Такая игра может применяться не только к набору предметов, но и к внешнему виду присутствующего человека или обстановке в комнате.
- Ассоциации. Родитель дает дошкольнику любой предмет (игрушку, одежду, электронику и т.д.), а его задачей будет составление максимального подробного описания и придумывание ассоциаций. Такая игра подойдет для младших возрастов и отлично разовьет память с внимательностью. Для усложнения задачи можно не давать вещь в руки, а просто называть ее.
- Повторение движений. Взрослый показывает малышу определенные движения своим телом, после чего он должен будет повторить их в правильной последовательности. Желательно играть при включенной приятной музыке.
- Тактильные ощущения. Родители завязывают малышу глаза и дают предмет ему в руки либо просто кладут в мешочек. Задачей ребенка будет определение наощупь, что именно он трогает. Рекомендуется использовать вещи, которые сложнее всего распознать.
- Воспоминания. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить звучание, запах или вкус любой еды. Также можно попросить его вспомнить последовательность того, как именно он надевал одежду утром.
Допускается выбирать любой вариант, при этом он обязательно должен нравиться дошкольнику. Существует много других упражнений на развитие памяти, но наиболее эффективны указанные выше. Из иных можно использовать игру «Магазин», известную всем с детства. Она влияет на развитие памяти, мышления и фантазии.
Простые тренировки
Добиться развития памяти у дошкольников не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Нужно лишь обеспечить малышу комфортные условия, а также реализовать на практике понравившиеся методики, но сделать это так, чтобы ребенок не испытывал негативных эмоций в процессе тренировки. Для выполнения последнего условия нужно обязательно учитывать интересы детей, предоставляя им право голоса в вопросе выбора техники для развития. Начинать же лучше всего с более простых и доступных в повседневной жизни методов.
Стихотворения
В школе многие дети начинают не любить стихотворения, т.к. справляться с запоминанием длинных поэтических работ им крайне тяжело. Если разучивать интересные стишки еще до школы, то такой исход удастся предотвратить. При этом запоминание даже легких четверостиший принесет пользу, сделав память ребенка намного крепче.
Важно, чтобы стишок нравился самому ребенку. При этом родители должны всячески поощрять его стремление выучить еще несколько строк
Достаточно даже просто похвалить малыша, сказав, какой он молодец. К разучиванию стихотворений лучше всего подходить в 5-6 лет.
Заучивание информации
Простое заучивание – популярный метод запоминания важной информации у школьников. Но он может быть крайне эффективным и для дошколят
Это связано с тем, что при активном заучивании память ребенка серьезно тренируется, становясь крепче. Для этих целей можно подбирать короткие простые правила или интересные факты. Ребенок должен будет максимально точно воспроизвести заученный текст.
Увлекаться таким методом не рекомендуется, т.к. он может негативно сказаться на будущем обучении. Если ребенок привыкнет к заучиванию, то непроизвольная память будет работать менее эффективно, а желание разобраться и понять предмет перекроется попытками простого зазубривания.
Чтение
Литература тоже может быть очень полезной при развитии памяти. Если ребенок уже научился читать, то ему можно давать простые книжки, которые он сможет осилить. Дошкольникам, которые пока не могут самостоятельно прочесть даже короткий рассказ, должны помогать родители. Нужно просто читать малышу перед сном или днем любую интересную книгу.
После чтения родителям следует обсудить с ребенком прочитанный рассказ. Можно попросить дать комментарии к отдельным событиям, рассказать свои впечатления или предложить найти на страницах произведения упоминания об определенных вещах. Желательно также давать малышу задачу кратко пересказать услышанный рассказ.
Увиденное
Очень простой метод укрепления памяти. Он представляет собой интересное общение между родителями и ребенком. Суть заключается в том, что взрослые задают малышу вопросы или просят рассказать о любом последнем событии. Например, поход в цирк или вечерняя прогулка. Нужно выбирать такие мероприятия, которые вызывали у малыша много эмоций.
При таких обсуждениях у ребенка будет развиваться память, общительность, кругозор, а также желание проявлять повышенное внимание к деталям
Важно задавать вопросы с мотивацией, чтобы малыш понимал, почему его об этом спрашивают, и разговор не напоминал допрос
Ассоциации
Одним из самых эффективных приемов мнемотехники являются ассоциации. Они очень часто используются детьми для запоминания информации, но при нацеленном применении такой метод приводит к укреплению памяти. Его суть заключается в создании ассоциативных цепочек, в которых каждый предмет связан друг с другом определенной характеристикой. Такое запоминание позволяет закрепить в памяти максимальное количество информации.
Применять методику рекомендуется для дошкольников 6-7 лет. Дети помладше не смогут полноценно использовать все условия ассоциативных цепочек.