Причины нарушения фонематического слуха
Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:
- Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
- Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
- На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).
Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.
Что это такое?
Фонематическим слухом называется способность улавливать отдельные элементы родной речи — фонемы (звуки). Такой слух позволяет ребенку узнавать знакомые фонемы из общего звучания других, сравнивать их, повторять, то есть воспроизводить звуки. Фонематический слух — уникальная природная данность, подарок природы человеку. Он эффективно дополняет физиологический слух (способность улавливать звуки и анализировать их).
Если ребенок плохо говорит, у него в первую очередь проверяют слух физиологический, и если с ним никаких проблем нет, переходят к диагностике фонематического слуха. Именно он дает ребенку возможность из всего многообразия звучания миры выделять составляющие речи.
Если восприятие фонем нарушено, это обязательно сказывается на речи малыша, который просто не может выделить определенные звуки (фонемы) или не может распознать их. Соответственно, малыш затрудняется с воспроизведением, повторением услышанного.
Почему важно развивать такой слух? Да потому что маленькие проблемы маленького ребенка могут превратиться в большие проблемы ученика — дети, которым своевременно не была оказана логопедическая помощь, допускают большое количество ошибок при письме и значительно хуже учатся. Существует огромное количество игр, упражнений, которые помогут развить детский фонемный слух и улучшить фонематическое восприятие
Такое восприятие помогает ребенку определять звуковую конструкцию слов. Если оно нарушено, то ребенок с трудом может анализировать собственную речь и повторять то, что он слышит
Существует огромное количество игр, упражнений, которые помогут развить детский фонемный слух и улучшить фонематическое восприятие. Такое восприятие помогает ребенку определять звуковую конструкцию слов. Если оно нарушено, то ребенок с трудом может анализировать собственную речь и повторять то, что он слышит.
Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука
В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.
- «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
- «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
- «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
- Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.
Фонематический слух
Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.
При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
- совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
- пропускает слоги в словах;
- не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
- не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).
В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:
- дисграфия;
- дислексия;
- низкая скорость чтения, письма.
- ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.
Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры
Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
Упражнения и игры для развития фонематического слуха
Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук
Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию
Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.
Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.
Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.
Этапы развития
Если физиологическая способность слышать дается еще до рождения, и новорожденный прекрасно слышит окружающий мир, то фонематический слух развивается поэтапно. Сначала дети учатся находить определенный звук в слове, потом они узнают последние звуки в словах, а позднее — и первые.
Возможность повторять слово по звукам приходит после формирования первых стадий. Поначалу это короткие слова. Формирование фонемного слуха считается завершенным, когда ребенок может легко находить место, на котором должны стоять определенные фонемы в конкретном слове.
Начальные стадии происходят самостоятельно, но повтор и нахождение звуков в слове — задачи, с которыми карапуз способен справиться только при помощи взрослых, которые будут его обучать родной речи, говорению. Именно из-за отсутствия такого участия у так называемых «детей-маугли» отсутствует способность воспроизводить фонемы, даже если они различают их на слух. Если рассмотреть этапы с точки зрения их временного наступления, то следует отметить несколько важных моментов:
новорожденный — реакция на звуки есть, но в основном лишь на громкие и резкие, значения и осмысления звуков не происходит;
3-4 месяца — ребенок пытается повторять, воспроизводить первые свои звуки (гуление);
после 6 месяцев ребенок начинает определять не только знакомые и знакомые ему главные, но и улавливать ритмический рисунок услышанных слов;
в возрасте 1 года слово для малыша становится неделимым, это — единица речи, и при звучании знакомых слов происходит ассоциативная идентификация (представляется тот или иной предмет);
Возраст от 1 года до 1,5 лет- период наиболее бурного и активного развития фонемного слуха и восприятия
Именно в течение этого периода очень важно много и разборчиво разговаривать с малышом, повторять для него незнакомые слова, названия.
Период с 1,5 до 2 лет — это время совершенствования полученных навыков, но речь все еще остается неразборчивой, и пугаться этого не стоит — речевой аппарат еще не достаточно силен, чтобы воспроизвести все как надо.
Возраст 2-3 года — возраст обретения четкости произношения, разборчивости. Если в 3 года речь остается неразборчивой, «скомканной», это повод заподозрить нарушения фонематического слуха.
Нарушения могут быть разнообразные. Чаще всего проверку фонематического слуха у логопеда нужно провести в ситуациях, когда:
- малыш в 3-4 года не может произносить или затрудняется в произношении слов, длина которых превышает 2-3 слога;
- малыша систематически допускает замену звуков на созвучные, меняет местами слоги (магазин — гамазин, собака — басака и т. д.);
- ребенок в 4-5 лет не произносит четко все звуки, не может точно воспроизводить какой-то из них;
- после 3 лет нет речи или ребенок общается слогами.
Общие рекомендации по занятиям
Практически все специалисты придерживаются следующих советов:
Все занятия должны проходить в игровой форме. Пусть это будет удовольствием, а не тренировкой.
Занимаясь, соблюдаем последовательность этапов. Не нужно рассчитывать на моментальный результат: все придет постепенно.
Чем младше ребенок, тем меньше время урока
В 2-3 года 10-15 минут будет достаточно.
Если малыш в плохом настроении или уставший, упражнения лучше отложить.
Если интерес потерян, сразу же переключаем внимание на другую деятельность.
Чтобы избавиться от единообразия, используем различные игрушки, картинки и стихотворения.
Прерывайтесь на физкультурные разминки или совместный поиск чего-нибудь интересного для занятий.
Хвалим ребенка даже за минимальные успехи: пусть у него не получилось, но он старался. Малыш должен почувствовать уверенность в собственных возможностях
Избегаем критики и отрицательных отметок. Так можно полностью загубить мотивацию.
К пройденному материалу возвращаемся в повседневной жизни. Например, можно тренироваться ставить ударения, пока вы ходите по магазинам, а нужные слова для этого читать на полках с товарами. Готовя обед, попросите ребенка отыскать все продукты на кухне, начинающиеся на определенную букву.
Количество детей-дошкольников, имеющих отклонения в речевом развитии, в последнее время растет. Но регулярные занятия обязательно принесут свои плоды в виде правильной речи и грамотного письма. Не стесняйтесь просить помощи у логопедов.
Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков
В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки
Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит
- «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
- «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
- Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.
Какими бывают нарушения фонематического слуха?
Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.
В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?
Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п.
В письменной речи возможны следующие ошибки::
- замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
- пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
- перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
- недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук – .
Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.
Признаки нарушения фонематического слуха
Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:
- Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
- Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова “машина” – “маниша”, “мшина”; «поровот» вместо «поворот»;
- Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
- Пропуски слов в речи или слогов в словах.
Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.
У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:
- Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
- Подстановка мягких знаков или их пропуск. “Медведь” — “медвед”, “ранка” — “ранька” и др;
- Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: “Я еду машине”, “Пойдем магазин”;
- Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
- Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.
Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат.
Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Почему нужно его развивать?
Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.
Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения.
Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера
Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов
Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки.
Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.
Признаки нарушения
Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.
В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):
- дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
- пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
- слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).
У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).
Когда и как развивать?
В идеале заниматься развитием фонематического слуха у детей нужно заниматься не тогда, когда ему предстоит скоро идти в школу (в 6-7 лет), а раньше, причем намного. Как только ваш кроха появился на свет, нужно разговаривать с ним, даже если он не понимает сути сказанного вами. Грудничок прекрасно слышит интонации, звучание, мелодику речи, и это потом очень поможет ему успешно пройти дальнейшие этапы речевого фонематического развития.
На этом этапе говорите с малышом в любое время, пока он не спит. И нет разницы, что вы будете говорить: сказку, стишок или перечислять элементы периодической системы химических элементов Менделеева.
Для развития речи очень важное значение имеет развитие мелкой моторики, а потому уже с года активно используйте кубики, конструкторы, лепите с малышом, собирайте пирамидку, играйте в пальчиковый кукольный театр — это отличная тренировка для фонематического слуха. Если же проблем избежать не удалось, не стоит ждать, пока все решится само собой — обращайтесь к логопеду и приступайте вместе со специалистом к развитию
Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его. Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие
Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша.
Для самостоятельных можно воспользоваться готовыми методиками, например, методом Елены Колесниковой, а можете разработать собственную программу занятий, зная основные правила и последовательные этапы:
- обучение узнаванию звуков неречевых (издаваемых предметами, животными);
- обучение различию тембра, высоты, силы голоса;
- изучение слов, близких по звучанию;
- изучение слогов в слове;
- обучение разделению слогов на звуки и распознавание их.
Развивать фонемный слух нужно в игровой форме. Это будет интересно и познавательно для малыша. Для занятий вам могут потребоваться:
- различные картинки, иллюстрации, нарисованные самостоятельно, распечатанные из интернета или вырезанные из журналов и газет;
- предметы, которые могут издавать звуки.
На первом этапе можно играть в игры, которые направлены на узнавание звучащих предметов: вы производите звук, держа предмет за спиной, а ребенок угадывает, что издает звуки (шуршание бумаги, звон колокольчика, ключей, тиканье часов, бульканье воды в бутылке и т. д.). Хорошо помогает освоить первый этап классическая игра в жмурки — с завязанными глазами малышу нужно двигаться на звук, который вы оговорите как главный. Например, хлопки в ладоши. Остальные звуки, которые вы будете производить для отвлечения — сигнал стоять на месте.
На втором этапе нужно находить разницу в звучании речи человека. Запишите и воспроизводите речь папы, бабушки, брата и собственный голос ребенка. Задача — угадать, кто именно говорит в данный момент. На этом этапе читайте сказки с элементами имитации (медведь говорит грубым голосом, а мышка тонким), изображайте это собственным голосом.
На третьем этапе нужно научиться узнавать слова. Тут пригодятся картинки, заранее заготовленные. Показываете картинку и называете изображаемое на ней сначала правильно, а потом с ошибкой, подменяя один звук на другой (корова — морова, собака — кабака). Задача ребенка определить, когда вы говорите правильно, а когда — нет. На правильное слово нужно похлопать в ладоши, а при звучании ошибочного — потопать ногами. Также можно попросить ребенка выбрать картинку с нужным изображением среди созвучных (мышка-книжка-мишка-крышка).
Далее будет несколько проще. Делить на слоги слово можно с прихлопыванием в ладоши, согласно ритмике слова.
Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента смотрите в следующем видео.
Фонема
С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.
Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .
Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.
Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.
Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию
- «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
- «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
- «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
- «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов
- «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
- «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
- «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.