Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения

Правила хорошего тона и вежливости для детей

Воспитание вежливости и обучение хорошим манерам подразумевает знание следующих правил поведения детьми в общественных местах:

Дети должны уступать место пожилым людям в городском транспорте.

Мальчики должны пропускать вперед представительниц прекрасного пола разных возрастов.

Мальчики открывают двери и пропускают вперед дам.

Дети должны сначала пропустить выходящих из помещения людей, а только после этого войти в него сами (это правило также касается общественного транспорта и лифтов).

Нельзя тыкать в человека пальцем.

Нельзя на виду у других людей ковырять в носу.

Нельзя зевать в общественных местах.

При приступах кашля или внезапно возникшем чихании прикрывать рот кулаком или носовым платком.

Уделять внимание своей одежде, следит за опрятным внешним видом.

Не оставлять за собой мусор.

Психологи уверены, что нет лучшего способа прививания детям хороших манер, чем пример поведения их родителей. Малыши всегда копируют близких людей, стараясь как можно сильнее подражать им.

Когда в доме появляются дети, взрослые должны уделять пристальное внимание своему поведению: не кричать, не грубить, не использовать нецензурных слов. Повторение вежливых слов в присутствии детей также служит хорошим примером обучению речевого этикета

Повторение вежливых слов в присутствии детей также служит хорошим примером обучению речевого этикета.

Достаточно лишь время от времени напоминать малышу, что нужно говорить «спасибо» после еды, здороваться при встрече со знакомым человеком, желать «спокойной ночи» близким людям перед тем, как лечь в постель.

Постепенно такое поведение войдет в привычку, а вежливые слова будут произносится маленьким человеком автоматически.

Как общаться с одноклассниками

Школа – это место, где получают знания. Однако помимо обучения приходится общаться с самыми разными людьми.

В любом коллективе встречаются злые, агрессивные люди, которые своими поступками и словами способны испортить жизнь кому угодно.

Повезло, когда отношения с одноклассниками мирные и ребята хорошо друг к другу относятся. А если общение идет не гладко, и ты становишься объектом насмешек и оскорблений?

Давай более подробно рассмотрим такие ситуации и разберемся, как с ними справляться.

Что делать, если тебя задевают

Для начала обрати внимание, как ты реагируешь на нападки. Ребята ведь не просто так взяли и перестали с тобой общаться по-дружески

Вспомни, что ты делаешь, когда тебя, к примеру, обзывают. Молчишь? Глотаешь слезы? Значит, задиры достигли своей цели и им удалось тебя обидеть! А может, начинаешь говорить гадости в ответ? Ребята только того и ждут: сейчас начнется представление! Ты им одно слово – они тебе два.

Ведь одноклассники уже догадались, что тебя можно подкалывать, и пользуются этим. Подумай, стоит ли это терпеть.

Попробуй заняться саморазвитием. Запишись в какую-нибудь спортивную секцию. Там ты наверняка познакомишься с новыми ребятами, с которыми будет интересно. От положительного общения появляется уверенность в себе. Одноклассники это сразу заметят.

Как отвечать на оскорбления

Ситуация: тебя как-то неприятно обозвали или высмеяли в коллективе. Что в первую очередь хочется сделать? Да ответить так же грубо или применить силу.

Но подумай, агрессивный ответ порождает еще большую агрессию. В итоге можно дойти до взаимных оскорблений и даже до драки, а конфликт никуда не денется.

Поэтому, как бы ни хотелось сказать в ответ что-то резкое, лучше взять на заметку несколько советов.

  1. Проигнорируй нападки либо отшутись. Только спокойно и невозмутимо.
  2. Сбей обидчика с толку. Напрямую спроси, что ему в тебе не нравится? Почему он на тебя нападает? Уверенная позиция вызывает уважение.
  3. Поблагодари обидчика за все обзывательства и пообещай поработать над своими недостатками. В этой ситуации он точно растеряется и вряд ли найдет, что ответить. Ведь со всеми оскорблениями ты согласился и поставил его в глупое положение.
  4. Запомни: издеваются и унижают морально слабые люди! Или те, кого тоже кто-то обижает или не любит – только ты об этом не знаешь. Поэтому они озлобились и срывают зло на других. Таких пожалеть надо.

Как стать уверенным в себе

А вот тебе памятка, которая поможет повысить самооценку.

Не осуждай себя по любому поводу.
Мысли типа «я неудачник», «у меня ничего не получится» тебе не помогут. Лучше мыслить позитивно: «немного терпения, я справлюсь».
Принимай себя таким, какой ты есть.
Старайся не сравнивать себя с другими. Помни, что все люди разные. Что-то одному человеку дается легче, чем другому

Выше головы не прыгнешь.
Удели внимание физическому развитию. Подростки часто недовольны своей внешностью, а спорт отлично справляется с недостатками фигуры

Плюс развивает такие качества, как выносливость и терпение.
Найди свои сильные стороны и начни их развивать. Например, если хорошо рисуешь – запишись в художественную школу.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек

Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени

Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти

Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
Встают со стула с правой стороны.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Чем отличаются правила этикета за столом в гостях для мужчин и женщин от правил поведения за столом для школьников?


Девочка неправильно ведет себя за столом

Поведение за столом — один из показателей культуры человека. Всех правил этикета знать не обязательно, но придерживаться основных следует каждому. Многие думают, что правила поведения для взрослых и детей разные. Давайте разбираться, чем отличаются правила этикета за столом в гостях для мужчин и женщин от правил поведения за столом для школьников.

Этикет для мужчин и женщин:

После приглашения хозяйки, за стол первыми рассаживаются женщины.
Мужчина помогает даме сесть за стол отодвигая ее стул

Даже если мужчина не знаком с рядом сидящей женщиной, во время застолья он ухаживает и уделяет ей внимание: наливает напитки, предлагает угощения, развлекает разговором.
Мужчина сидящий напротив общего угощения, в первую очередь предлагает его всем сидящим, после чего накладывает себе.. Во время трапезы считается дурным тоном:

Во время трапезы считается дурным тоном:

  • Класть на стол локти, телефон
  • Салфетку закладывать за воротник
  • Быстро глотать пищу и громко чавкать
  • Жестикулировать и тыкать в соседа столовым прибором
  • Есть прямо из общего блюда
  • Выискивать «лучшие» кусочки
  • Тянуться через весь стол за блюдом
  • Теребить скатерть или волосы
  • Расчесываться или поправлять макияж
  • Пользоваться зубочисткой

Желательно попробовать все предлагаемые блюда. Хозяйке будет приятно услышать похвалу в адрес приготовленных угощений. Но, если что-то не пришлось по вкусу, воспитанный гость тактично промолчит об этом.

Правила этикета для школьников:

  • Садиться за стол и начинать есть надо вместе со взрослыми.
  • Запрещено на стол класть локти.
  • Перед началом трапезы надо пожелать приятного аппетита всем сидящим за столом.
  • За столом нельзя баловаться. Есть надо молча, жевать с закрытым ртом.
  • Во время еды нельзя громко хрустеть, чавкать, ковырять в зубах.
  • Некрасиво напихивать пищей полный рот. Если кусочки еды большие, с помощью столовых приборов следует их делить.
  • При необходимости, во время трапезы нужно использовать салфетки.
  • Нельзя через весь стол тянуться за желаемым блюдом, нужно попросить, чтоб его подали.
  • Пустую тарелку нельзя вылизывать.
  • После окончания трапезы следует поблагодарить.

Как видите, правила поведения за столом для школьников почти не отличаются от правил поведения взрослых.

Как принимать и дарить подарки

Общение часто сопровождается подарками. Знакомить с этим ритуалом ребенка стоит с 5 лет. Этикет предписывает, что подарок должен быть «нарядным» — в упаковке. От ценника обязательно следует избавиться. Это правило не распространяется только на букет цветов – прежде чем его вручить, обязательно снимают фольгу.

Вместе с ребенком следует заранее подобрать слова, с которыми вручается подарок. Лучше всего подчеркнуть фразами оригинальность выбранного презента. Подарок вручают прямо в руки.

Ребенка следует также научить принимать подарки. Презент раскрывается сразу, если человек находится наедине с дарителем. Слова благодарности и счастливая улыбка – обязательны. Если презент не понравился или подобная вещь есть, нельзя об этом говорить. Также недопустимо сравнивать подарки между собой. Если презент в виде сладости, по правилам этикета его ставят на стол и угощают присутствующих.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Начало и окончание беседы

Варианты начала беседы могут быть разными. Если вы в незнакомой обстановке, где много людей, лучше начинать беседу с просьбы о помощи.

Например: «Здравствуйте! Меня зовут Виктор. Я здесь в первый раз и никого не знаю. Вы не поможете мне разобраться, кто есть кто?».

Также начать разговор можно с любой банальной фразы вроде: «На улице очень холодно. Вы не слышали прогноз на завтра?»

Поведайте какой-нибудь любопытный случай из собственной жизни, но только помните, что гораздо интереснее общаться с человеком, который способен не только что-нибудь рассказать, но и выслушать других людей.

Не стремитесь подавить собеседника своим багажом знаний — никому не хочется чувствовать себя глупее другого.

Но если вы в чем-нибудь некомпетентны, не стесняйтесь признаться в этом: большинству людей нравится рассказать о том, что другим (в частности, вам) не известно.

Подойдут следующие фразы: «Был очень рад с вами познакомиться», «Надеюсь, это не последняя наша встреча» или «Было очень интересно с вами поговорить».

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом

Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Правила поведения в школе

Ученик обязан вежливо и корректно общаться с преподавательским составом и администрацией школы, в которой он учится. В речи не должно быть вульгарных или излишне вольных выражений. Хорошего школьника отличает пунктуальность, вежливость, учтивость, уважение к старшим.

Успех гарантирован воспитанным детям, поэтому этикет для подростков очень важен. Современные правила поведения закреплены в законодательных актах. Родители обязаны уведомить о них своих малышей до того, как они отправятся в учебное заведение. Матери и отцу тоже будет приятно, что у них растет воспитанная личность. Никому не понравятся замечания классных руководителей и плохие отметки в дневнике. Рассмотрим основные правила поведения учащихся и школьного этикета:

Правила безопасного поведения школьников на перемене

  • покинуть классную аудиторию можно только после разрешения преподавателя;
  • нельзя бегать и создавать беспорядки в коридорах и кабинетах;
  • не рекомендуется открывать окна и садиться на подоконник;
  • чтобы избежать внезапного столкновения с дверью, лучше ходить по правой стороне;
  • нужно уступать дорогу взрослым;
  • нельзя портить школьное имущество и вещи других учеников;
  • запрещается ношение оружия и опасных предметов;
  • кушать можно только в столовой;
  • нельзя приносить алкоголь или наркотики.

В раздевалке

Не оставляйте особо ценные вещи в шкафчике без присмотра, также нельзя использовать чужой шкафчик или вешалку. Запрещается портить чужие вещи.

В раздевалке категорически запрещено бегать или играть — это связано с соображениями безопасности.

Приходить нужно за пятнадцать минут до начала занятий, чтобы успеть сменить одежду, надевать сменную обувь нужно в раздевалке.

В библиотеке

Правила поведения учащихся в школе также распространяются на библиотеку.

Здесь нельзя шуметь, необходимо соблюдать тишину, чтобы не отвлекать других.
Не приносить еду и не мусорить.
Запрещается портить имущество библиотеки.

Правила поведения в школьной столовой

  • не торопиться бежать раньше времени;
  • не расталкивать других на пути к столу;
  • соблюдать очередь за едой;
  • аккуратно передвигаться с подносом;
  • помыть руки перед приемом пищи;
  • не размахивать столовыми принадлежностями;
  • сидеть прямо;
  • убрать за собой тарелку в специально отведенное место.

На классном часе или на уроке

Правила поведения учащихся в школе утверждают, что нужно:

  • после звонка не бегать, а отправиться на место;
  • не опаздывать;
  • заранее готовиться к уроку;
  • выполнить задание дома;
  • приветствовать преподавателя и других взрослых, которые заходят во время урока;
  • не подсказывать другим;
  • носить с собой заполненный дневник и предоставлять по требованию учителя;
  • класть на стол только необходимые принадлежности;
  • не употреблять пищу во время занятия;
  • не вставать с места без разрешения.

На улице

На территории школьного двора также необходимо соблюдать правила безопасного поведения. Во время занятий не покидать территорию школы (школьный двор, школьный стадион)
Выходить из помещения только под контролем ответственного лица, классного руководителя. Передвигаться строем, не отставать, чтобы не потеряться.
Не играть с опасными предметами, не мусорить, не разжигать огонь.

Внешний вид

Учащиеся школы должны соблюдать школьный этикет, чтобы соответствовать внешне:

  • надевать форму, если она предусмотрена уставом заведения;
  • не допускается излишне яркий вольный стиль;
  • носить нужно удобную обувь;
  • прическа должна быть аккуратной;
  • необходимо следить за внешним видом и соблюдать правила гигиены.

Вышеперечисленные правила обязательны для исполнения всеми учениками. Это позволяет придерживаться определенного порядка и сделать пребывание в школе максимально комфортным.

Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)

Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников

Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения

Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома.

Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).

Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.

Права школьника

Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.

В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование

Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием

Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.

Этикет общения

Этикет — это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения

Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе

Детали речевого этикета мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии — правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета

Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Этикет поведения детей в театре

Так хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно

Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам. К примеру, в театре:

  • Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде
  • Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб
  • Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей
  • Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности
  • Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта
  • Во время спектакля запрещается есть и пить
  • Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим


Правила этикета в театре

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами»,говорю детям:

– Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе.Ведь они будут брать с нас пример:

– Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

– Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

– Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

– Не разговаривай громко в транспорте.

– Не сори в транспорте.

– Не пачкай сиденье.

После перечисления правил, предлагаю детям занять места.

– А кто из нас будет водителем (вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

– Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе (дети указывают на его ошибки).

– Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино,который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

– Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

– Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание:Воспитатель говорит детям:

– Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать,а внимательно слушайте и продолжайте:

1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).

2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).

3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).

4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

– Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

(Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).

Полезные советы ученикам

Следующие несколько советов пригодятся в процессе учебы и школьной жизни. Возьми себе на заметку.

Старайся учить уроки с желанием узнать новое и запомнить надолго. Никто не знает, когда пригодится выученная информация. Может быть, ты выиграешь в передаче “Как стать миллионером”!
Научись сдерживать негативные эмоции. “Спокойствие, только спокойствие” – как говорил Карлсон.
Не скрывай свои переживания и постарайся найти человека, который сможет тебя выслушать.
Будь разносторонним – общайся, гуляй, развивайся, читай книги, смотри кино.
В школе, в первую очередь, получают знания, которые помогут в будущем

Поэтому не лишним будет изучить литературу о том, как сосредоточиться на учебе и направить внимание в нужное русло. Это пойдет только на пользу.

Речевая этика

Общение в школьном коллективе подразумевает соблюдение некоторых вербальных правил хорошего тона. Нужно уметь грамотно изложить мысли, вести адекватную беседу, без оскорблений в адрес собеседника.

Особенно важно соблюдение речевой культуры при общении с преподавателем. Ребенку следует понимать, что недопустимо использовать сленг со старшими людьми

Следует отучить ученика младших классов от обращения ко всем людям на «ты». Он должен разграничивать понятия друзей, родственников, взрослых. Прививая ребенку правила общения с малых лет, вы сможете воспитать из него хорошего порядочного человека.

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб


Книга по этикету для детей

Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

  • знакомство
  • приветствие
  • привлечение и удержание внимания собеседника
  • умение просить
  • умение отказывать
  • умение извиняться
  • умение сочувствовать, проявлять участие
  • поздравления
  • прощание
  • благодарность

Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

  1. Быть приветливым со взрослыми и детьми, здороваться с ними
  2. Прощаться при расставании
  3. Говорить вежливые слова благодарности, садясь за стол и выходя из-за него
  4. Прося что-либо, не забывать говорить «пожалуйста»
  5. Ко взрослым обращаться на Вы
  6. Не перебивать собеседника во время разговора
  7. Не повышать голос на собеседника, будь то взрослый или ребенок
  8. Уметь просить прощение, если был не прав
  9. Не говорить плохие слова и не обзываться
  10. Не придумывать детям клички
  11. Не использовать в речи слова-паразиты
  12. Не вмешиваться в разговоры взрослых

Основные положения

Каждая из отраслей этикета имеет добрый десяток собственных правил, но для инстинктивного ориентирования в любой ситуации школьник должен твердо знать хотя бы самые главные позиции.

  • Вежливость по отношению к окружающим вне зависимости от их статуса и возраста обязательна. Следует пользоваться общепринятыми формами приветствия и прощания, просьбы и выражения благодарности. Даже случайное игнорирование таких простых действий может послужить причиной для обиды или злобы.
  • Старшие люди заслуживают повышенной доли уважения – в общении с ними следует избегать фамильярностей (как минимум). Люди пенсионного возраста или с ограниченными возможностями зачастую нуждаются в посторонней помощи, а школьники – одни из тех, кто должен обеспечить ее в первую очередь. Это правило особенно актуально в условиях общественного транспорта: если больше нет свободных мест, а ты сидишь – уступи место пожилому человеку или инвалиду.
  • Человека всегда встречают по одежке, то есть по внешнему виду. За пределами дома встреча с незнакомцами гарантирована, потому всегда нужно выглядеть так, чтобы не стать объектом насмешек или осуждения. Чистота и опрятность – это обязательные характеристики для любого члена общества. Согласно все той же поговорке, провожают по уму, однако постоянное пренебрежение правилами чистоты опускает в глазах окружающих даже гения.

Правила элементарной вежливости включают в себя отказ от употребления грубых слов и силовых методов для решения конфликта. В драку лезть непочетно даже в том случае, если вторая сторона старше и сильнее. Школьникам категорически запрещено пить и курить.

Не следует нарушать личное пространство людей, даже если хорошо их знаешь

В людных местах недопустимо громко кричать или смеяться, привлекать всеобщее внимание, слушать громкую музыку без наушников. В тесных условиях общественного транспорта мешать другим можно даже относительно негромкой беседой по телефону

Не рекомендуется также слишком активно интересоваться чужой жизнью (например, подглядывать в чужой гаджет).

Обучающее видео с первыми уроками вежливости для детей смотрите далее.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

  • С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений
  • Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле

Правилам этикета следует учить с самого раннего возраста

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий