Почему нельзя заставлять ребенка есть через силу

Почему не стоит заставлять есть ребёнка и в других ситуациях

Исходя из некоторых причин, вредно кормить через силу не только заболевшего, но и здорового ребёнка.

Обмен веществ у каждого ребёнка индивидуален

У каждого ребёнка обмен веществ происходит с различной скоростью: у некоторых пища усваивается быстрее, у других — медленнее, у одних лучше, у других хуже. Поэтому бывает так, что худые дети едят гораздо больше и чаще полных. А также скорость метаболизма зависит от физической активности: чем больше ребёнок двигается, тем быстрее у него обмен веществ. Поэтому активные и подвижные дети практически всегда отличаются хорошим аппетитом.

Чем интенсивнее физическая нагрузка ребёнка, тем лучше у него аппетит

Родители, которые кормят детей через силу, вряд ли учитывают такие особенности детского организма. А между тем физиологическая потребность ребёнка в еде может оказаться гораздо меньше той нормы, которую устанавливают для него родители.

Любой ребёнок имеет право на «избирательный» аппетит

Бывает так, что ребёнок с удовольствием ест определённые продукты, а от других отказывается. И очень часто в немилость попадает полезная еда. Такая ситуация взрослым кажется неправильной, и родители принудительно пихают в ребёнка каши, овощи и другие «полезности».

Однако избирательное отношение к еде встречается и у взрослых людей, и к нему мы относимся абсолютно нормально. Получается парадокс: взрослые имеют право выбора, а дети — нет.

На самом деле ребёнок в этом плане ничем не отличается от взрослых: одни продукты он может любить, а другие — просто терпеть. К тому же выраженный «избирательный» аппетит у детей во многом обусловлен индивидуальными потребностями растущего и развивающегося организма. Например, если ребёнку не хватает кальция, то его может тянуть на мороженое и другие молочные продукты.

Речь конечно не идёт о том, что нужно полностью идти на поводу у детей и исключить из меню все полезные продукты. Нужно найти компромисс, который устроит и родителей, и детей.

Если ребёнок длительное время отказывается от какой-то определённой еды, то целесообразно заменить её на аналогичную по полезным свойствам

У ребёнка может сформироваться неправильное пищевое поведение

Насильное кормление ребёнка может вызвать у ребёнка два патологических состояния, разобраться с которыми будет очень сложно:

  • отвращение от еды. При этом ребёнок может возненавидеть не только какие-то отдельные продукты, но и сам процесс еды. Распространённое последствие такой ситуации — развитие анорексии;
  • зависимость от еды. Когда дети регулярно переедают, то это может войти в привычку. В результате ребёнок может набрать лишний вес. Ожирение, в свою очередь, часто провоцирует различные заболевания:
    • диабет II типа;
    • патологии почек и других органов мочевыделительной системы;
    • сколиоз и прочие заболевания позвоночника.

Видео: нужно ли заставлять ребёнка есть — мнение психолога

Кормить через силу нельзя ни заболевшего, ни здорового ребёнка. Пользы от такого «питания» нет, а вот вреда может получиться достаточно много.

Причины пищевого насилия родителей — почему мы заставляем детей есть

Вспомните, как в детстве родители приговаривали: «Скушай ложечку за маму, ложечку за папу», «Мама старалась готовила, а ты не ешь», «Ешь все, а то за шиворот высыплю».

И зачастую модель пищевого поведения своего детства взрослые переносят и на своих детей. Это все — ни что иное, как пищевое насилие.

К нему можно отнести следующее:

Настойчивые призывы покушать или скушать то, что ребенку не хочется. Причина этому – убежденность мамы и папы, что малыш проголодался, пришло время обеда по расписанию. Или даже боязнь обидеть того, кто готовил обед, на подсознательном уровне.

Превращение приема пищи в момент наказания. То есть, крохе ставится условие, что, если он все не доест — не получит желаемого или не выйдет из-за стола.

Пренебрежение вкусовыми предпочтениями. У детей гораздо больше пищевых рецепторов, чем у взрослых. Если мама хочет во что бы то ни стало накормить дитя полезными овощами, подмешивает их в еду или маскирует — это не значит, что кроха не догадается. Он вполне может угадать, что в блюде есть то, что ему не нравится, — и откажется кушать.

Настоятельный ввод в рацион новых блюд. Малыши – консерваторы в еде. Пробовать что-то новое для них — не одно и то же, что для взрослых. И, если новое блюдо вызывает подозрения, он может отказаться от приема и уже знакомых продуктов.

Прием еды по расписанию. Для большинства это очень полезно. Но есть такие категории детей, которые могут испытывать чувство голода крайне редко, или же им больше подходит частый прием пищи, но маленькими порциями

Нужно обязательно обратить внимание на этот момент.

Чрезмерное увлечение полезным питанием. Если мама сидит на диете, считает калории, и в доме нет сладостей или фастфуда — это одно

Но когда она пытается ущемить достоинство малыша, превратить его в стройняшку, постоянно попрекая лишним весом – это насилие.

Все эти пункты на подсознательном уровне влияют на культуру приема пищи с раннего возраста. Чрезмерная опека, боязнь что малыш будет голодным — или, наоборот, переест, — со стороны родителей может нанести непоправимый вред психике.

Как накормить ребенка без насилия и истерик, что делать — советы педиатра и психолога

Прежде чем уговаривать ребенка поесть через силу, обратите внимание на его самочувствие. Педиатры часто предупреждают мам, что во время болезни ребенок ест мало, и заставлять его съедать даже привычный рацион нецелесообразно

Также стоит обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Если вы заметили, что он грустит или нервничает — поговорите с ним: возможно, в кругу сверстников произошел конфликт, который и повлиял на отсутствие аппетита

Педиатры призывают родителей посмотреть на то, что ребенок мало ест, с другой стороны. Ведь среди детей в возрасте до семи лет истинных малоежек меньше чем двадцать процентов. Чувством голода управляют лишь инстинкты. Это позднее на пищевое поведение оказывают влияние социальное окружение и привычки.

Доктора говорят, что для того, чтобы ребенок был сыт, ему нужно съесть столько ложек еды, сколько ему полных лет. И, если обговорить с ребенком этот момент заранее, перед едой и мама, и малыш будут чувствовать себя комфортно.

Что делать, если ребенок здоров, инстинкт самосохранения работает, а малыш просто не хочет есть?

Существует несколько работающих методов, разработанные детскими психологами и педиатрами, которые помогут накормить малоежку.

Не нужно давить на ребенка

Дети всегда подражают поведению родителей, а также очень чувствительны к их эмоциональному состоянию.

Относитесь проще к тому, что ребенок не доел. Ведь капризы малыша могут быть обусловлены сытостью.

Не следует:

  1. Кричать на малыша во время приема еды.
  2. Наказывать едой.
  3. Насильно засовывать в рот ложку с едой.

Лучше всего быть во время еды предельно спокойным. Не переживать, если тарелка наполовину пуста.

Поставьте на видное место тарелку с фруктами, сыром, орехами и сухофруктами. Если кроха проголодается, такой полезный перекус пойдет только на пользу.

Превратите прием еды в семейную традицию

Дети консервативны и, если превратить обычный ужин или обед в своего рода семейный ритуал, в процессе которого вся семья в сборе, обсуждаются семейные планы, события за день, ребенок будет видеть, что прием пищи – это спокойно, весело и тепло.

Для этого накрывайте стол праздничной скатертью, красиво сервируйте, доставайте салфетки и лучшую посуду.

Подавайте хороший пример

Ребенок смотрит на ваши действия и поступки — и повторяет их.

Если мама и папа буду кушать полезную еду, не перебивая аппетит конфетами, малыш тоже будет с удовольствием следовать примеру родителей.

Оригинальная подача блюда

Есть серую скучную кашу не захочет не только малыш, но и взрослый. Придумайте, как можно украсить ее сухофруктами, орехами, медом. Чем интереснее будет тарелка с едой для ребенка, тем с удовольствием все ее содержимое будет съедено.

Прелесть такого пищевого искусства в том, что родитель может приготовить интересное и сбалансированное блюдо, в состав которого будут входить и овощи, и белки.

Не бойтесь экспериментировать!

Если ребенок не любит есть крицу, попробуйте приготовить говядину или индейку. Вареные овощи вызывают неприязнь — тогда можно запечь их в духовке. Можно приготовить несколько вариантов одного полезного блюда — и посмотреть, какой будет съеден малышом на ура.

Главное — не попрекать ребенка тем, что были потрачены продукты или время на готовку, чтобы он не чувствовал себя виноватым.

Готовьте вместе

Привлекайте ребенка к приготовлению ужина. Пусть он делает простые вещи: помоет овощи, слепит из теста фигуру, засыплет сыром блюдо. Главное — он увидит весь процесс приготовления и почувствует свою значимость в нем.

Во время обеда обязательно похвалите чадо за помощь.

Психологи советуют родителям быть спокойными и набраться терпения. Если ребенок здоров, то есть в меру он начнет уже к 10-12 годам. А до этого возраста задача родителей – привить ему культуру приема пищи.

Приучение к еде

Педиатры постоянно указывают молодым папам и мамам, что в каждом возрасте у ребенка должны быть развитые определенные навыки (умение пользоваться ложкой, жевать кусочки пищи), иначе ему будет сложно адаптироваться в садике. Вот только в погоне за желанием быть как все, легко забыть, что каждый маленький человек индивидуален. Мнение известного доктора Комаровского указывает, что избежать проблем в приучении к еде можно (видео в конце статьи)

Избегайте чрезмерной опеки

Самому научиться жевать печенье или яблоки ребенку дается не сразу, но это не означает, что до 2 лет ему следует давать только протертую пищу.

Тем, кто сильно боится, что малыш может подавиться, просто не стоит оставлять его одного в это время.

Используйте комфортные столовые приборы

Некоторые крохи спокойно относятся к кормлению чайной ложечкой, иным нужна специальная пластиковая, имеющая меньший размер.

Достаточно вернуться на пару дней к бутылочке, а затем попробовать снова, чтобы не вызвать страха или отвращения.

Скорректируйте режим питания

Нежелание брать в руки ложку, выплевывание еды нередко является следствием банального отсутствия голода. Слишком частое кормление, хитрости, к которым прибегают все чтобы накормить своё чадо, не только провоцирует капризы, но и могут стать причиной появления опасных заболеваний. Лучше подождать пока кроха будет голоден.

Поддерживайте, а не принуждайте

Все дети стараются «вырасти быстрее». Они начинают копировать действия взрослых, как только понимают, что могут справиться с этой задачей. Именно поэтому не нужно заставлять кроху брать в руку чашку или ложку и поглощать овощные пюре, пока он сам не начнет пытаться это делать.

Непонимание, зачем выполнять столь сложное и неинтересное упражнение вызывает страх, недоверие. Насильственное приучение к умению пользоваться ложкой из-за достижения определенного возраста, оборачивается неумением правильно держать ее. У таких ребятишек нередко возникают проблемы с питанием в саду, с которыми долго не удается справиться.

Научитесь отличать капризы от необходимости

Ребенок отдает предпочтение определенным продуктам в силу каприза или состояния здоровья, например, при выраженных аллергических реакциях. Комаровский утверждает: если избирательность в еде не вызвана необходимостью соблюдать диету из-за болезни, то у детей с 3 лет такое поведение объясняется исключительно отсутствием голода.

В возрасте от 11 месяцев до 3 лет дети отдают предпочтение молочным продуктам, как более привычным и необходимым для роста, а также фруктовым пюре из-за их сладости

Вводить в меню каши, супы, картофельное пюре, макароны, овощи и мясо нужно осторожно, без фанатизма

Позвольте ребёнку кушать самостоятельно

Запрещая ребенку самостоятельно взять в руки ложку из-за опасения, что он поранится или вымажется и расстроится, родители воспитывают своё чадо манипулятором. По первому же зову трех летнего является даже бабушка, готовая с ложечки кормить его любым из нескольких заранее приготовленных блюд

Они забывают, что воспитателям придется заставить ребенка кушать в детском саду, что вызовет у него настоящий стресс, а с ним не избежать избирательного отношения в еде, как способ сохранить повышенное внимание к своей персоне. С капризами за столом мне приходилось сталкиваться неоднократно

Обычно проблемы у нас начинаются после того, как дети неделю побудут в гостях у бабушки, которая готова каждому готовить отдельно «лишь бы внук не оставался голоден».

Проблемы с естественным вскармливанием грудничка

Даже после месяца питание с помощью бутылочки можно заменить кормлением грудью, если сделать это правильно.

Затем следует внимательно наблюдать за поведением крохи, чтобы понять причину отказа от женского молока.

Причины отказа от естественного вскармливания

Естественное вскармливание становится проблемой для мам, позволившим грудничку познакомиться с пустышкой. Специалисты отмечают, что из-за необходимости выработки новой техники сосания у ребенка развивается психологический дискомфорт.

При искусственном вскармливании еда без особых усилий легко проходит через соску, что позволяет во время прикорма крохе расслабиться.

Возвращение к грудному молоку

Возвращение к грудному молоку дается тяжело, ведь для этого придется много работать. Сопротивление выражается в капризах, подавить которые мама пытается, возвращая заветную бутылочку, что является большой ошибкой.

Если вместе с молоком младенец заглатывает еще и воздух, то в дальнейшем испытывает дискомфорт и даже боль в животе. Неправильное прикладывание не позволяет ему и получать необходимое количество жизненного вещества, провоцирует болезненные ощущения у матери в процессе кормления. Отказаться от женского молока новорожденный может и при наличии проблем со здоровьем:

  • повышенного газообразования или колик, вызванных несовершенным пищеварением;
  • простудное заболевание, ОРВИ;
  • воспаленные десны при режущихся зубках;
  • насморк.

При появлении признаков недомогания достаточно проконсультироваться с педиатром, чтобы максимально быстро вернуть крохе хорошее самочувствие и аппетит.

Категорический отказ от груди или плохой аппетит провоцирует наличие посторонних запахов, например, духов, изменение вкуса молока.

Как мама может вернуть грудное вскармливание

Сразу отмечу, что отказаться от бутылочки сложно. От мамы требуется проявить максимум выдержки и терпения.

Выдержать волну сопротивления трудно, но уже через 2-3 дня новорожденный, не имеющий доступа к предметам, способным заменить грудь, начинает правильно ее захватывать и перестает капризничать.

Маме и ребенку необходим постоянный контакт друг с другом.

Роль прикосновений и поглаживаний

Прикосновения, поглаживания малыша способствуют выработке в женском организме окситоцина, необходимого для выработки грудного молока.

Так формируется прочная связь, способствующая выработке женского молока в дальнейшем. У крохи, находящегося на руках у мамы, формируется ощущение комфорта, защиты. Для возвращения к естественному вскармливанию необходимо обеспечить у ребенка только положительные ассоциации с мамой, поэтому ей следует проводить с ним как можно больше времени.

Кроха быстро сообразит, что получение еды по требованию и засыпание в этом процессе намного приятнее бутылочки, а вспомнить, как правильно сосать не трудно. Он, наконец, сможет расслабиться и спокойно поесть.

Если он хочет бросить – спорт, учебу, бизнес?

Но что, если ребенок сначала трудится на стойке с камнями, а затем объявляет свой бизнес закрытым? Если ребенок отходит от стойки, когда вокруг нее столпились клиенты, и становится раздражительным или плаксивым, когда вы напоминаете ему, что нужно обслуживать покупателей?

Что происходит, когда ваш футболист решает, что он бросит футбол, пианист отказывается заниматься музыкой, а прилежный ученик решает, что его девушка важнее уроков?

Если нам нужны настойчивость, усердие, усилия и способность откладывать удовольствие на потом, то как мы узнаем, сколько нужно подталкивать и когда отступить?

Cледует ли нам позволить четырехлетнему ребенку закрыть магазин или четырнадцатилетнему — забросить учебу? Когда как. Часть нашей задачи заключается в том, чтобы обеспечить детям теплую, благоприятную обстановку, поскольку они борются со своей импульсивностью и желанием получить удовольствие, с одной стороны, и ответственностью и усердием — с другой.

Никому никогда не удавалось выработать хорошую трудовую этику, если его оскорбляют или постоянно ставят перед ним слишком сложные задачи. Если что-то не работает, вам нужно выяснить почему. Ваш мальчик слишком юн и физически активен, чтобы часами сидеть у стойки с камнями? Действительно ли ваш четырнадцатилетний ребенок скатился в учебе, или он сообразно своему возрасту делит свои силы между учебой и новообретенными отношениями со сверстниками?

Если предположить, что обычно ваш ребенок учится с интересом, какой конкретный аспект деятельности вызывает у него желание сдаться? Если это какое-то внеклассное занятие и было приложено разумное количество усилий, возможно, оно просто не подходит ему. Мир полон возможностей — найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка.

Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию “просто я не способен к математике”.

Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.

Ребенок голоден? Его нужно срочно покормить!

Парадоксально, но чаще всего нарушениями пищевого поведения страдают взрослые люди, а точнее родители. Они отличаются нездоровым отношением к пище, психологическими проблемами, связанными с едой, не понимают, когда действительно голодны. К сожалению, взрослые люди, у которых нет культуры потребления пищи, прививают подобное отношение собственным детям.

Как же это происходит в повседневной жизни? Можно обратиться к простому жизненному примеру.

Девочка проживает в семьи, в которой с трудом хватает денег на еду. Сладости и фрукты покупаются лишь на праздники. Будучи взрослым человеком и обзаведясь собственной семьи, она старается наверстать упущенное. Словно желая компенсировать собственное детство, в котором не было вкусной еды, она покупает кучу сладостей своему отпрыску, может закармливать его, не обращая внимания на прибавку в весе. Возможно, что таким образом, женщина будет проявлять свою любовь, считая, что впоследствии ребенок будет искренне благодарен за подобное отношение. Самое плохое, что такие случаи не единичны. История помнит много примеров, когда взрослые, детство которых пришлось на военные годы, старались готовить как можно больше, чтобы не допустить голода у ребенка.

Стоит хорошо проанализировать собственное поведение, чтобы исключить подобные ошибки. Нет ли переноса на ребенка поведения своих родителей или стремления компенсировать аспекты, которых было недостаточно в период собственного детства? Не стоит относиться с фанатизмом к вопросу поглощения пищи, так как постоянное переедание способно принести не меньший вред, нежели однообразие в повседневном рационе. Многие специалисты в области диетологии считают, что лучше недоедать, чем переедать, так как излишек пищи может вызвать не только лишний вес, но и апатию, отсутствие инициативы и осложниться заболеваниями, которые вызваны нагрузкой на организм ребенка.

Опасность принуждения детей к еде насильно — последствия гораздо серьезнее, чем вы думаете

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек рожден для того, чтобы получать удовольствие. А прием пищи – это один из каналов его получения.

Представьте, что вместо того, чтобы с удовольствием насладиться тарелочкой вкусной еды, ребенок будет слышать упреки или уговоры съесть все до последней крошки. В дальнейшем все, что должно, по идее, вызывать положительные эмоции, у такого ребенка, будет вызывать страх, сомнение или даже отвращение.

Кормить ребенка насильно нельзя еще и потому, что у него сначала не сформируются личные вкусовые предпочтения, а в дальнейшем будет трудно отстаивать свое мнение в кругу сверстников.
Кроме того, есть опасность развить у него диссоциативное поведение – то есть, он становится нечувствительным к насилию и отстраняется от реальности: «Это не я, это происходит не со мной» и т.д.
От рождения и до шести лет ребенок чувствует свою зависимость от мамы сильнее всего, а также уверенность в том, что он защищен и в безопасности

Поэтому очень важно в этот период жизни быть как можно мягче в общении с ребенком и грамотно подходить к приему еды.  Ругань, ссоры и склоки, которые развиваются вокруг темы питания могут вызвать у ребенка невроз.
Детки, которым насильно предлагали съесть то или иное блюдо, чаще других подвержены таким пищевым расстройствам, как анорексия и булимия. Ведь в детстве у них не было возможности высказать свою точку зрения по поводу приема пищи, рассказать о своих пищевых пристрастиях

Даже не испытывая чувства голода, он кушал, потому что так говорили взрослые. Желудок растягивался, и во взрослом возрасте контролировать прием пищи становится сложнее.
Будучи взрослым ребенок, которому постоянно говорили, что и когда есть, не сможет быть успешным и самостоятельным. Он будет ведомым — и ждать, что скажут и как поступят другие, более уверенные в себе личности.

Как научить ребенка трудиться?

  • Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Кто же захочет вступить в этот клуб? Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.
  • Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы от затраченных усилий не будет. Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему. Поговорите с учителями ребенка, если объем его домашней работы кажется чрезмерным

В России СанПиН устанавливают нормативные требования к времени выполнения общего объема домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во втором — третьем классах — 1,5 часа,

в четвертом — пятом классах — 2 часа,

в шестом — восьмом классах — 2,5 часа,

в девятом — одиннадцатом классах — до 3,5 часа.

Обязательно обратите внимание на другие компоненты правильной трудовой этики, такие как порядочность или умение общаться и сотрудничать. Часто дети с хорошими социальными навыками считаются просто популярными, и родители умоляют их меньше общаться и больше учиться

Но эти же дети, как правило, прекрасно умеют сотрудничать и обладают отличными коммуникативными навыками. Они наверняка будут востребованы как работники.
Обращайте внимание на то, какие решения хорошо подходят вашему ребенку. Пусть он знает, что многие навыки можно перенести из одного вида деятельности в другой. “Я заметила, что ты идешь в свою комнату и включаешь музыку, когда тебе нужно сосредоточиться на трудных задачах по математике. Может, тебе стоит попробовать то же самое с испанскими глаголами, с которыми у тебя проблемы?”.

Чего не делать

  1. Не ожидайте, что все ваши дети будут стараться одинаково. Интенсивность и настойчивость усилий — свойства темперамента, поэтому у каждого ребенка они разные. Правильное отношение к труду состоит из множества компонентов. Сосредоточьтесь на развитии тех, что легче даются вашему ребенку.
  2. Не беспокойтесь, что ваш ребенок будет злиться на вас, когда вы призываете его к дисциплине. Ни в коем случае не унижайте и не применяйте грубых, произвольных наказаний. Но имейте в виду, что ваша способность дисциплинировать ребенка гарантирует, что он научится самодисциплине. Дети не рождаются с запрограммированным пониманием правил и норм. Ваша любовь помогает детям укреплять связь с вами; ваша дисциплина помогает им управлять собой.
  3. Не настаивайте на максимальных усилиях ребенка абсолютно во всем. Мы почему-то стали думать, что у детей должны хорошо получаться многие вещи, хотя большинство людей в мире по-настоящему хороши в чем-то одном и не отличаются особыми достижениями в других областях. Сосредоточьтесь на вещах, наиболее важных как для вас, так и для вашего ребенка.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий