4-5 месяцев
В этом возрасте вы заметите, что кроха может схватить одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывать. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца — брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи — пора активно стимулировать их.
Упражнения
возьмите маленький шарик или мячик, вложите в ладошки малыша и, держа руки ребенка в своих руках, зажмите и покрутите его (шарик можно заменить грецким орехом);
играйте в «мягкие» кулачки (сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец) и «крепкие», которые не разожмешь;
делайте «причесывание» — упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад;
продолжайте делать массаж: нежно разминайте каждый пальчик, каждую фалангу. Завершать массаж перед сном можно следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая: «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот крепко-крепко спит — И тебе он спать велит!».
Пять пальчиковых игр для малыша
1. «Грабли»
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» — проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.
2. «Жук»
Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец — вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».
3. «Гармошка»
Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями «Посмотри, моя ладошка — как веселая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются) А потом я поиграю. Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)Я играю — посмотри! А потом опять сдвигаю И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».
4. «Очки»
Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая: «Бабушка очки надела И внучонка разглядела».
5. «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово: «Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной зимы!».
Учим стихи с малышами 3-4 лет в движениях:
Малыши в возрасте 3-4 лет очень любят веселые стихи в движениях. Это не только весело, но и полезно. Учить стихотворения так намного легче. Попробуйте сами с вашим ребенком!
Короткий стих с движениями: Мишка косолапый
Мишка косолапый По лесу идет.
(идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает, В корзиночку кладет.
(собираем воображаемые шишки)
Вдруг упала шишка – Прямо мишке в лоб!
(бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился И ногою – топ.
(топаем ногой)
Детский стих: Топаем – хлопаем
Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:
Мы потопаем, как мишка: Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.
Застучали ножки
Застучали ножки(топаем ногами) По ровненькой дорожке,
Застучали много раз, Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей, Постучим мы кулачком И покружимся волчком!
(кружимся)
Жил – был зайчик
Жил – был зайчик, Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик, Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
(В.Хорол)
Самолеты
Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит(приставляем ладошки к голове) И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Два жука
На полянке два жука
(пружинящие движения ногами) Танцевали гопака: Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)
Как на горке
(приседаем)
И на елке – снег, снег,
(встаем с вытянутыми руками на носочки)
И под елкой – снег, снег.
(приседаем)
А под снегом спит медведь.
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)
Тише, тише. Не шуметь!
(прикладывает палец к губам).
(И. Токмакова)
Снежинки
С неба падали снежинки,(пружинящие движения) Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.
«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.
Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.
С помощью такого массажёра происходит:
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Коррекция произношения.
- Развитие звукового и слогового анализа слов.
- Активизация словаря.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!
Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:
Что зимой мы любим делать?В снежки играть,На лыжах бегать!На коньках по льду кататьсяИ с горы на санках мчаться!
Что представляют собой пальчиковые игры?
Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.
Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:
У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке),
У утки – утенок,
У коровки – теленок,
У собачки – щенок,
А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)
Отступление на тему свободы воли
Как-то раз, гуляя в парке, уже ближе к вечеру, наблюдали мы такую картину: терпеливая мама долго ласково зовет свою маленькую дочку, только научившуюся ходить: «Пойдем домой! Домой пора!» Дочка хочет играть, а домой действительно пора: поздно уже! Мой ребенок по такому случаю сидит на моей шее, удерживаемый мною за ноги. Он тоже говорит, что хочет гулять, но я знаю, что это значит: заснет и не дойдет сам. Я советую маме: «Да возьмите вы ее и несите куда надо!». Терпеливая мама, не переставая улыбаться, отвечает: «Нет, я хочу, чтобы она сама меня слушалась!».
Почему-то мне кажется, что эта мама своего добилась (прошло уже несколько лет).
Я наблюдала мам, совершенно беспомощных перед «волеизъявлением» своего малыша, например, двух лет. К нам на студию одна такая пыталась ходить. Придут – сын говорит: «Мама, пошли гулять!» – «А может, все-таки останемся, посмотрим?» – робко спрашивает мама. «Нет, хочу гулять!» Мама вздыхает, опять надевает ребенку шапку, и они уходят. Пока у нас были совсем самодеятельные занятия, с доступным возрасту рисованием и аппликацией, в маленьком помещении, Андрюша еще посидел и порисовал рядом с мамой, не особо реагируя на смену занятий у всей остальной группы. Но когда занятия стала вести Женя Кац, а она начинает всегда с пальчиковых игр и хороводов, потом переходит к развивающим играм и творческим занятиям, а заканчивает сказкой, то все дети и мамы оценили прогресс, а Андрюша решительно уводил свою маму, так и не дождавшись самого интересного…
Андрюше было в то время, кажется, 2 года и 4-7 месяцев (3 месяца они изредка появлялись, но с тем же результатом).
Мой Вася на 8 месяцев младше. Первые три – четыре занятия он тоже порывался меня увести. Поняв, что сделать этого не может, ложился в углу на пол и мрачно наблюдал за происходящим. Иногда подходил ко мне с просьбой: «Дай сисю!» Нравилось ему только играть в хороводную игру «Карусели», потому что там каждого ребенка с двух сторон поднимают за руки и кружат, и то он подключался к этой игре только со второго раза. Я уже хотела ходить на эти занятия без него, но Женя сказала, что чем меньше детей, тем трудней работать, и у нас все наладится. И правда: сначала Вася продолжал изображать на занятиях лишнего человека, но дома, (как правило, сидя на горшке), стал складывать пальчики как для игры и напевал без слов подходящие к случаю песенки.
Это уже означало, что занятия не проходят впустую!
«Ходим» пальчиками по дорожкам
Среди всего многообразия пальчиковых игр одним из самых полезных упражнений в этом возрасте считается «хождение» пальчиками. Вы же помните, как мы в детстве играли в человечков, которым вместо ног служили указательный и средний пальцы? Пришло время научить этой забаве своих детей
Ходить пальчиками можно по нарисованным на бумаге дорожкам или по тактильным, сделанным из фактурных материалов (в этом случае мы еще и активизируем сенсорные ощущения малыша). Чтобы ребенку было интереснее, в начале и в конце дорожки можно изобразить разных персонажей и придумать какое-то интересное задание, например, «Помоги мышке добраться до сыра».
Сделать сенсорные дорожки можно с помощью клеевого пистолета и материалов разной фактуры. Для этого отлично подойдут крупы разных видов, фасоль, макароны, коктейльные трубочки, губка для мытья посуды, мягкие помпоны.
Вот какие упражнения можно выполнять на дорожках:
- Проводим пальчиком по дорожке (сначала указательным, потом можно экспериментировать и с другими),
- «Прыгаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками, сложив их вместе,
- «Шагаем» по дорожкам указательным и средним пальчиками,
- А еще можно поиграть пальчиками в футбол, сделав «мячик» из скомканной салфетки (это уже просто на столе )
Подробнее про самодельные сенсорные тропинки смотрите на нашем видео.
Среди готовых решений для «пальчикового хождения» хочу выделить пособие «Пальчиковые шаги», здесь предусмотрены еще и упражнения для одновременного выполнения двумя руками.
Как правильно играть с ребенком
Во время такой игры малыш ощущает очень сильный контакт с родителем, и, чтобы его усилить, лучше подготовиться к игре заранее. Ребенка лучше посадить на руки. Так он будет чувствовать объятия близкого человека, а это, в свою очередь, благотворно повлияет на его психику.
- Игры лучше выбирать в соответствии с возрастом. Игра, рассчитанная на годовалого малыша, будет слишком сложной для младенца 6 месяцев.
- Лучше заранее освободить место под игровое пространство, убрать предметы, которые могут отвлечь ребенка.
- Перед тем как играть, нужно объяснить малышу, что именно вы сейчас будете делать, коротко рассказать ему суть. Будьте доброжелательны и общайтесь с ребенком ласковым, спокойным голосом.
- Играть лучше обеими руками по очереди, начиная с правой.
- Не перегружайте ребенка: пусть одна игра длится не больше 5 минут.
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Упражнение «Фигуры из пальцев»
Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!
Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.
Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.
Начните с простых фигур.
- Зайчик — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
- Гусь — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..
Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Часто играете со своим ребёнком в пальчиковые игры?
Прямая зависимость
Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.
Итак, что они дают крохе?
Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
Улучшают память.
Способствуют овладению навыками письма, рисования.
Развивают фантазию, воображение.
Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.
- Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
- Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
- Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.
Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:
Я орех качу-качу,
Свои пальчики учу:
Если будут слушаться,
Все у них получится!
Кинетический песок (Ozon, My-shop)
С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.
Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!
Что мне нравится в кинетическом песке? Главное – это то, что он всегда надолго увлекал мою дочь В этом возрасте это была одна из немногих игрушек, с которой Таисия могла играть самостоятельно хоть целый час.
В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.
Сколько песка достаточно для игры? У нас 2,5 кг песка (фирмы Waba Fun) и этого объема нам пока что всегда хватало. По своим наблюдениям могу сказать, что в возрасте лет до двух достаточно и небольшого количества (до 1 кг), потом масштабы стройки увеличиваются и одним килограммом уже не обойдешься.
Что еще полезно знать о кинетическом песке:
- Песок довольно «туговат», маленький ребенок (до 2 лет) лопаткой его не покопает.
- Многие жалуются на запах от кинетического песка. Да, запах, действительно, присутствует, но уже после нескольких дней использования существенная его часть выветривается, и он становится почти неощутим.
- Если песок оставить не закрытым, он не высыхает.
- Кинетический песок не боится воды. При попадании воды, достаточно просто просушить песок, разложив на газетку.
На этом все. Следующая статья будет или про развивающие книги для детей от 3 лет или про сенсорные коробки для сюжетно-ролевых игр, еще не определилась:) Что опубликовать сначала?
Искренне ваша, Яна Разначенко
Пальчиковые игры для малышей от 1 года
Многообразие пальчиковых игр приятно удивляет, а если родители являются творческими людьми, то всевозможные детские забавы можно придумывать самостоятельно. А теперь вспомним наши любимые «Ладушки» – пальчиковые игры для малышей. Есть несколько вариантов.
Вариант первый
– Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки! (ребенок хлопает ладошками)- Что ели? – Кашку!- Что пили? – Простоквашку!- Шу-у-у, полетели! На головку сели! (руки положите на головку ребенка) Сели – посидели, дальше полетели! (имитируйте движение крыльев ладошками малыша)
Второй вариант
– Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки! (хлопайте ладонями ребенка)- Что ели? – Кашку!- Что пили? – Бражку!- Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька. Кашку поели, бражку попили. Шу-у-у, полетели! На головку сели! (руки ребенка поднимите, затем опустите ему на головку ладошками) Сели – посидели, дальше полетели! Петушком запели, ку-ка-ре-ку! (помашите ладошками малыша, как крыльями)
Третий
– Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки! (похлопайте ладонями ребенка)- Спали на подушке (сложите ручки ладонями друг к другу и подложите к щечке ребенка), Ели колобушки (хлопки ладошками по коленкам).
Вообще, «Ладушки» – пальчиковые игры для малышей – будут интересны и полугодовалому, и трехлетнему ребенку. Стишки очень легко запомнить, они веселые и сочетаются с интересными движениями, которые не сложны в повторении. Можно даже назвать эти пальчиковые игры для малышей беспроигрышным вариантом и полезным, как мы уже успели убедиться.
Не менее знаменитая, чем «Ладушки», игра про «козу рогатую». Возможно, вы даже помните, как в нее с вами играли ваши родители, когда вы были маленькими. Этот стишок тоже имеет не один вариант. Скорее всего, каждый родитель будет рассказывать его по-своему.
Такие пальчиковые игры для малышей до 2 лет вызовут у них приступ веселья, они будут смеяться, радуя маму и папу, а затем пытаясь их тоже «забодать».
Польза пальчиковых игр
Для начала – о самом главном. Появляясь на этот свет, малыш начинает интенсивно изучать мир. Пусть большую часть времени он спит, мозг его работает, впитывая в себя много новой информации. Кожа для малыша – это весь мир. Именно ею и с помощью своих ручек он осваивается и знакомится с окружающей средой. Дотронувшись во сне до своей пижамки или памперса, он запоминает эту вещь именно по тому, какая она на ощупь
И даже становясь старше, ему не менее важно познавать мир тактильно, знакомиться с окружающими его людьми, становиться ближе к маме и папе. Пальчиковые игры помогут родителям стать лучшими друзьями для своего чада
Что представляют собой пальчиковые игры?
Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.
Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:
У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке), У утки – утенок, У коровки – теленок, У собачки – щенок, А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)
Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев
Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.
Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев
Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.
Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:
Мальчик-пальчик, Где ты был? – С этим братцем В лес ходил, С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел, С этим братцем Песни пел, Песни пел да плясал, Родных братьев потешал.
Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев
Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.
В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:
Туки-туки-туки-туки, Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу), Застучали молотки, Заиграли локотки (показывает локотки): Тук-ток, тук-ток, Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).
В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.
Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.
Пальчиковые игры для детей от 1 года
Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:
Тоню тяну (ребенок тянет), Рыбу ловлю. В кошель кладу (показывает, как кладет), Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички (загибаем пальчики). Один ершок – Да и тот в горшок (загибаем большой палец). Щей наварю (показать, как варит), Николая накормлю (подставляем имя ребенка).
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:
- гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
- во время игры происходит тренировка мелких движений;
- ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
- формируются образное мышление и “речевые зоны”;
- упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.
Имена для пальчиков
В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:
“Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец, боковой,
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
И называют его указательным.
Третий твой палец как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Этот, четвертый, зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший – любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец”.
На прогулку
Слова | Движения |
Пошли пальчики гулять | Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену |
А вторые догонять | Указательные быстро перемещаются сверху вниз |
Третьи пальчики бегом | Средние ритмично передвигаются по ноге |
А четвертые пешком | Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям |
Пятый пальчик поскакал | Мизинцами имитируются прыжки |
И в конце пути упал | Выполняются хлопки ладонями по коленям |
Что я делала
Текст | Действия |
Топором дрова колю | Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются |
А потом пилой пилю | Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе |
Отнесу их бабушке | Ладони открываются |
Чтобы испечь оладушки | Ребенок хлопает в ладоши |
Лодочка
При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:
“Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там”.
Мы делили апельсин
Слова | Действия |
Мы делили апельсин | Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются |
Много нас, а он один | Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого |
Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька – для котят, Эта долька – для утят, Эта долька – для бобра | Выполняются бросательные движения одной рукой |
А для волка – кожура, Он сердит на нас. Беда! | Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди |
Разбегайтесь кто куда | Пальцы бегут по столу или другой поверхности |
Наша семья
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4 | Выполняются хлопки в ладоши |
Кто живет у нас в квартире? | Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи |
Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я | Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи |
Это вся наша семья! | При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук |
Паучок
Слова | Действия |
Паучок ходил по ветке, А за ним и его дети | Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки |
Дождик с неба вдруг полил | Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь |
Паучков на землю смыл | Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула |
Солнце стало пригревать | Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения |
Паучок ползет опять | Повторяются движения при скрещенных руках |
А за ним ползут все дети, Чтобы погулять на ветке. | Пальцы бегают по голове |
Шла кукушка
Слова | Действия |
Шла кукушка мимо рынка | Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности |
У нее была корзинка | При помощи двух ладоней формируется ковш |
А корзинка на пол – бух! | Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности |
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! | Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту) |
В понедельник я стирала
Слова | Действия |
В понедельник я стирала | Потереть кулаки друг о друга |
Пол во вторник подметала | Обе кисти расслабить и имитировать движение веника |
В среду я пекла калач | Изобразить процесс лепки из теста |
Весь четверг искала мяч | Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек |
Чашки в пятницу помыла | Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони |
А в субботу торт купила | Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу |
Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения | Помахать ладонями, пригласить людей к себе |
Пальчиковые игры для малышей до года
В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(Легко растираем указанную часть тела.)
Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:
Пришёл медведь к броду,
Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),
Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)
Уж он мок-мок-мок,
Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),
Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),
Встал на колоду,
Бултых в воду! (Роняем между коленями.)
Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький
Этот пальчик толстячок.
Ну а вместе — кулачок.