Доктор Комаровский о детском садике

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или , хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Информация для родителей о правилах детского сада и роли педагога в процессе воспитания детей

На протяжении длительного периода вторым домом и второй мамой для ребенка будет воспитатель. От ее настроения, личностных предпочтений и любви к работе будет зависеть «погода» в детсадовской группе.

Так что же вдохновляет педагога на труд, и какова в этом роль родителей?

При первом знакомстве с педагогом нужно вести себя спокойно и приветливо. Показать пунктуальность и воспитанность. Стоит избегать конфликтов в семье, физического наказания, криков и иных действий, травмирующих психику ребенка. Тогда ваш ребенок будет приветливый, жизнерадостный, веселый и некапризный. При виде воспитанных родителей и счастливого ребенка у воспитателя будет правильный настрой на работу.

Если пропущен утренний прием пищи, никто не вправе оставить порцию на малыша и индивидуально накормить его в неположенное время. Воспитатель не имеет права нарушать правила СанПина, в соответствии с которым пища должна быть ликвидирована по истечению времени завтрака.

Доктора наряду с воспитателями дают следующие советы родителям:

  • не приводить в группу больного ребенка, даже на начальной или завершающей стадии заболевания;
  • заниматься профилактикой здоровья;
  • по мере возможности закалять ребенка;
  • избегать несчастных случаев, хорошо проверяя карманы, рюкзаки и сумки на наличие острых и режущих предметов, лекарственных средств.

Отдавать и забирать детей должны только родители. Воспитателям категорически запрещено отдавать ребенка лицу, находящемуся в нетрезвом состоянии. Следует соблюдать режим нахождения ребенка в группе и вовремя забирать его из детского сада, чтобы малыш не чувствовал себя забытым.

Важен внешний вид ребенка. Родители обязаны следить за тем, чтобы ногти были подстрижены, всегда было в наличии сменное белье, одежда должна быть чистая и  соответствовать размеру. Обувь предпочтительнее покупать на липучках, а за место перчаток класть варежки. Одежду и обувь маркируют.

В шкафчике малыша помимо одежды должны быть: носовые платочки и влажные салфетки.

Чего делать нельзя

Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.

Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.

Самим бояться разлуки с ребенком. (об этом подробнее читайте на нашем сайте: Разлука с малышом. Когда можно оставлять ребенка?) Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Почему ребёнок плачет, когда идёт в детский сад или находится там

Что можно предпринять: не дожидайтесь прихода в детский сад. Начните с утра рассказывать малышу о том, чем будите заниматься вечером, и какое поощрение его ждет за хорошее поведение. Уточните, во сколько малыш придет домой, как будет проходить его день в дошкольном учреждении – это успокоит ребенка.

Если проблема в воспитателе – кроме смены детского сада ничего не поможет. Про обиды в коллективе можно поговорить с воспитателями, и попробовать исправить ситуацию.

Вторым фактором может служить неправильный распорядок дня и перевозбуждение ребенка на ночь. Малыш не высыпается, перенапрягается вечером и часто капризничает, в том числе и в садике.

В этом случае проблема решаема – укладывайте кроху пораньше, предварительно искупав в теплой ванне и сделав расслабляющий массаж.

Чтобы избежать подобной ситуации и научить ребенка самостоятельности, следует приучать малыша играть одного в игрушки и проигрывать с ним моменты самостоятельности.

Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной

Положительный образ детского сада — основа успешной адаптации

Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:

  • Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
  • У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
  • Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
  • Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
  • Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
  • Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.

Варианты раннего воспитания

Принимая решение нужно ли водить ребенка в детский сад каждая семья обдумывает два варианта:

  • посещать детский сад;
  • оставить дошкольное образование на домашнее освоение.

Важно сказать, что первый вариант преимущественно выбирают родители, которые не хотят вверять своего ребёнка няням или гувернанткам. В то же самое время они не могут посвятить себя дошкольному воспитанию

Традиция возлагать воспитание младшего поколения на бабушек и дедушек уходит в далёкое прошлое.

Само понятие «бабушки и дедушки» претерпевает изменения. Раньше люди становились «бабушками и дедушками» ближе к пенсионному возрасту. А сейчас приобретают этот статус в возрастной амплитуде от 40-ка до 50-ти лет. Это не позволяет полноценно наделить их частью полномочий, относящихся к развитию, воспитанию и наблюдению за внуком или внучкой, и ребёнок остаётся на попечении детских садов. Здесь малыш приобретает первые бытовые навыки, учится простейшему счёту и письму, а также первым взаимодействиям в группе с коллективом ровесников

Также здесь уделяется большое внимание развитию способностей, умений и когнитивной сферы ребёнка

Зная об этом, родители всё равно обдумывают вопрос посещения детского сада, не находя однозначного ответа на него.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике — тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?

В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа

Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс

Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.

Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».

Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя

Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу

В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.

А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.

Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.

Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».

О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?

Мнение психолога

Тему комментирует магистр психологии, специалист по психологическому благополучию Трушкин Иван Владиславович.
В статье рассмотрен вопрос о том, нужен ли детский сад ребенку. На сегодняшний день, несомненно, посещение детского сада положительно влияет на социализацию детей

Но необходимо заострить внимание родителей на том, что должны быть созданы условия для полноценного развития, а также создания и сохранения психологического комфорта и благополучия ребенка любого возраста. Именно психологическое благополучие и комфорт с самого раннего детства являются залогом устойчивой личности взрослого человека

Необходимо понимать, что ребёнок, попадая в новую среду (например, детский сад) находится в незнакомой для себя ситуации

Здесь важно, чтобы он понимал: поддержка родителей в любой ситуации, даже негативной, у него есть всегда. В тоже время, ему необходимо готовиться к самостоятельной жизни в коллективе

Именно с этой целью необходимо посещать детский сад, а также дополнительные развивающие группы.

Как психолог могу сказать, что посещение детского сада однозначно является положительным моментом. Поскольку ребёнок имеет возможность социализации, общения, командного взаимодействия. И он учится решению проблем, а также приобретает социальные навыки, необходимые ему для жизни.

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

“Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», – пишет в своей книге доктор Лич.

Как подготовить ребенка в сад?

Требовать невозможного от крохи не могут даже родители, что уж говорить о воспитателях. Но подготовить ребенка к садику все же стоит и не только для адаптации малыша, но и для вашего личного спокойствия.

«Научите его самостоятельно себя обслуживать. Постарайтесь выработать у ребенка режим: есть, гулять и спать по расписанию детского сада – это избавит вас от лишних переживаний, – советует Ирина Рева. – Кроме того, играйте с малышом в детский сад дома. Посадите вокруг игрушечных зверюшек и рассказывайте про то, что их родители ушли на работу, а тут их нянчите вы с малышом. Ходите на адаптационные занятия в детские сады. Сейчас это очень распространенная услуга, которая помогает привыкнуть ребенку к новой обстановке вместе с мамой и без нее». Идеальный вариант – оставлять ребенка в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Так малыш поймет, что мама всегда за ним возвращается и расставание с ней будет проходить менее болезненно.


Игры из подручных материалов. Чем и как с пользой занять ребёнка
Подробнее

Критерии готовности

Ребёнок в детском саду должен обладать базовыми умениями

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка

Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Как справиться с истериками у ребенка?

Ни в коем случае не кричите на ребенка, и не отталкивайте его от себя, если с ним случилась истерика перед тем, как надо заходить в группу. Нежно обнимайте и целуйте его, постарайтесь, перед тем, как «передать» его в руки воспитателей, побыть с ним столько времени, сколько нужно ему, чтобы успокоиться и перестать плакать. Обязательно скажите, что любите его, что будете скучать и скоро придете, чтобы забрать его домой, где его будет ждать приятный сюрприз или новая игра. Отражайте чувства фразами «я вижу, что тебе не хочется отпускать меня», «я знаю, как сильно ты будешь скучать». Помните, что для ребенка идти в детский сад, это как для вас поступить на новое место работы — вы волнуетесь, тревожитесь, не знаете, что вас там ждет, возможно, боитесь проблем и отношения со стороны. Примерно то же самое испытывает малыш, поэтому поддержка и терпение родителей для него в этот период — самое лучшее, что они могут сделать.

Мнение доктора Комаровского о посещении садика

Безусловно, с точки зрения психологов, в этих словах есть большая доля правды. Существуют «не детсадовские дети». Они, воспитанные в домашних условиях, также могут получить навыки социализации от родителей. И у них не возникнет проблем с общением со сверстниками и взрослыми. Но может быть и по-другому. По причине того, что «не детсадовские дети» мало взаимодействуют с незнакомыми людьми и не обладают, в должной мере, знаниями о правилах взаимодействия в социуме.

По мнению доктора Комаровского — детский сад — это место, где ребёнок познаёт первые бытовые навыки. Посещать детский сад нужно. Ведь здесь происходит первичное столкновение ребёнка с социумом и знакомство с нормами, принятыми в обществе. Преимущественно, этот процесс происходит без родителей, что является положительным моментом для формирования личности.

Второе, на чём заостряет внимание доктор Комаровский — это возможность совместной деятельности со сверстниками. В дошкольном возрасте чрезвычайно важна совместная деятельность, закладывающая в ребенке основы коллектива, доброты, внимания, сочувствия и сострадание к другим

При ответе на вопрос, «нужно ли посещать детский сад?», важно понять своего ребёнка, разобраться, нужно ли ему это. Будет для него польза от этих посещений? И есть ли необходимость так рано его «внедрять в работу»

Обычно, после исполнения ребёнку трёх лет, он бывает готов к регулярным посещениям детского сада. В этом возрасте дети уже легко контактные и активно коммуникабельные. До трёх лет ребёнку лучше находиться дома с мамой или бабушкой/няней.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Как вести себя в первые месяцы?

Самое сложное для родителей в процессе адаптации – оставлять в садике плачущего ребенка, не желающего их отпускать. Лучше всего оставлять малыша быстро, без долгих прощаний – весело переодели, улыбнулись, помахали ручкой и ушли. Он чувствует волнение мамы, и оно ему передается. А если мама в хорошем настроении, ребенок более спокойный и уверенный в себе.

Если вы привели ребенка в сад, то нельзя забирать его домой только по причине истерики при расставании, это может войти в привычку. Объясняя малышу, что вы за ним вернетесь, бесполезно упоминать о времени, нужно говорить про ключевые моменты. Например, что заберёте его после прогулки или сна

А далее важно выполнять обещание

В процессе адаптации к детскому саду есть еще два значимых момента: болезни и регресс. В первый год для крохи нормально заболевать почти каждый месяц, хотя не все болеют так много.

Наиболее частые детсадовские болезни – это ОРВИ и ОРЗ. Также многие именно в саду болеют ветрянкой, корью, краснухой, паротитом (свинкой) и т.п. Иногда могут возникать нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Это считается нормальным. Главное не паниковать, осознавать, что таким образом укрепляется иммунитет.

Регресс – это возвращение назад. Например, ребенок начинает писаться, хотя до прихода в садик уже ходил на горшок, или не ест сам, не засыпает сам, перестаёт разговаривать предложениями. Все это пройдет со временем, когда малыш пройдёт адаптацию

В этом случае поможет только терпение и повышенное внимание к переживающему сложный период крохе

Если заметили у ребенка регресс, ни в коем случае не отзывайтесь плохо об учреждении, которое он посещает, не обращайте внимание на отклонения в его поведении, не реагируйте на капризы и не мешайте контактировать с новыми людьми. Если проблем с детским садом нет, тогда при выполнении вышеописанных рекомендаций адаптация проходит успешно

Если негативные эмоции по поводу сада у ребенка не уходят длительное время, разберитесь, что ему не нравится, и попробуйте устранить эти моменты.

Существует несколько вариантов периода адаптации:

  • от недели до месяца: малыш при уходе мамы плачет, но отвлекается скоро и легко, интересуется сверстниками и общителен с одногруппниками, могут присутствовать ухудшения аппетита и сна, случаются простудные заболевания;
  • от месяца до шести месяцев: крохе сложно расстаться с мамой, после расставания ребенок плаксив и малообщителен, аппетит и сон приходят в норму только в течение месяца;
  • от шести месяцев до года: сильные нарушения сна (малыш мало спит, просыпается в слезах) и аппетита (ребенок кушает мало и избирательно), в сад идет с истерикой, долго не в состоянии успокоиться после расставания с мамой, может разрыдаться, когда его забирают в конце дня, с детьми в группе не общается, часто болеет, у него проявляются психосоматические проблемы, энурез.

Если улучшений в состоянии и поведении ребенка не наблюдается больше полугода, то ему необходима помощь детского психолога. Возможно, малышу не подходит именно этот садик или он еще «не дорос» до него. Специалист выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий