Когитум для детей: инструкция по применению при задержке речевого развития

Как по внешним признакам отличить малыша с нарушением речи?

Дети с ЗПРР могут иметь повышенное слюноотделение, часто у них приоткрыт рот. Для них характерны гиперактивность, агрессивность, быстрая утомляемость, невнимательность и слабая память. Ребенка невозможно вывести на эмоции, он не сочиняет и не фантазирует, на контакт с ровесниками или со взрослыми идет с неохотой, излучая дискомфорт и неуверенность. Сверстники в свою очередь сами сторонятся таких детей, которые, как правило, бывают еще и слабо развиты физически.

Чем дольше вы тянете с обращением к специалисту, тем больше ребенок отстает в психическом и умственном развитии, тем сложнее ему будет в будущем и тем сильнее его неуверенность в себе.

К ЗРР может привести широкий ряд причин. Проанализируйте этот список, чтобы понять, возможна ли задержка речи у вашего малыша, и что к ней могло привести.


Задержка речевого развития не является самостоятельной болезнью, это следствие отклонений в развитии мозга и ЦНС.

  • будущая мама болела, получила травму, инфекцию или отравление;

  • плод столкнулся с гипоксией, то есть с кислородным голоданием в утробе матери;

  • роды протекали тяжело, или ребенок получил родовую травму;

  • малыш перенес тяжелую инфекцию, которая привела к заболеванию мозга, или травму в раннем возрасте;

  • обнаружены хромосомные или генетические заболевания, которые приводят к нарушениям в структуре мозга;

  • малыш перенес тяжелую психическую травму;

  • родители приняли неправильную тактику воспитания, слишком сильно опекая ребенка или, напротив, уделяя ему мало внимания;

  • семья относится к асоциальным, и родители жестоко обращаются с ребенком.

К причинам общего недоразвития речи могут относиться органические изменения – родовые травмы, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания. Обнаружить дефекты в левом полушарии, ответственном за развитие речи позволяют электроэнцефалография (ЭЭГ) или метод вызванных потенциалов (ВП).

Остеопатический подход в лечении ЗРР и ЗПРР

Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребенка поврежденные в результате родов или других причин зоны и воздействует на них, восстанавливая их правильное положение и возвращая им свободу движения. Как правило, это зоны, которые больше всего травмируются в процессе родов, а именно: 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.

В результате, восстанавливается функция костной, нервной системы и кровоснабжения. Нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Как следствие, улучшается питание мозга, нормализуется его работа, изменяется поведение и речь. В моей практике эффективность остеопатического лечения при задержке речевого и психического развития составляет 70%. Существует и документально подтвержденная статистика.

Сочетание Когитума с другими препаратами

Когитум для детей часто рекомендуется в качестве комплексной терапии. Отзывы врачей говорят, что именно благодаря комплексному решению поставленных задач удается в короткие сроки и без последствий для ребенка решить даже серьезные проблемы, связанные с нарушениями работы мозга, речью и проблемами с учебой.


Когитум применяется для детей с задержкой речевого развития.

Во время медицинских исследований не было выявлено никаких реакций Когитума в совмещении с другими препаратами. Принимать средство можно с любыми лекарствами, при этом никаких нежелательных проявлений наблюдаться не будет. С алкоголем основные компоненты препарата в реакцию е вступают, но все же спиртосодержащие средства лучше не употреблять во время проведения терапии.

Применение

Следует рассмотреть отдельно показания препарата для взрослых пациентов и для детей.

Согласно Международной классификации болезней, принято назначать Когитум взрослым при наличии функциональных астенических состояний, повышенной утомляемости, явлениях невроза с проявлением нетяжелых депрессивных состояний.

Для взрослых выделяют особые показания к применению

Проявления нарушений в эмоциональной сфере, перепады настроения
Наличие синдрома хронической усталости, разбитости, утомляемости
Проявление реакций невротического характера
Для стимуляции интеллектуальной деятельности у здоровых людей

Противопоказано назначение Когитума беременным, кормящим грудью женщинам, при индивидуальной чувствительности и/или непереносимости любого компонента препарата.

При терапии антидепрессантами Когитум может быть назначен в качестве вспомогательного средства.

В педиатрической практике назначения Когитума рассматриваются, как правило, в отношении детей, достигших возраста семи лет, хотя имеются особые случаи, когда существует необходимость использовать препарат для более юных пациентов.

умственная отсталость
расстройства адаптационного характера

Применение препарата целесообразно в ситуациях, когда требуется восстановить и стабилизировать работу центральной нервной системы, улучшить общее состояние.

Из предложенного видео узнайте о том, какие продукты полезны для работы головного мозга.

Симптомы ЗРР

Бытует мнение, что проблемы с задержкой речевого развития у детей трудно поддаются диагностике в раннем детском возрасте. На самом деле это не так. ЗРР на фоне пренатальных, натальных и ранних постнатальных факторов, можно выявить у трех-четырех-месячного младенца.

Максимально ранней диагностике способствует медицинская грамотность населения. Ближайшие родственники, проводя время с ребенком, нередко замечают отклонения в его развитии и своевременно обращаются за медицинской помощью. Но в большинстве случаев, к сожалению, предварительный диагноз ставится во время медицинского осмотра.

Обследование потребуется, если:

  • к 4 месяцам ребенок остается безучастным к обращению со стороны взрослых, не проявляет эмоций, не пытается агукать и гулить.
  • к 6-12 месяцам отсутствует лепет, малыш не проговаривает повторяющиеся слоги.
  • к 1-1,5 годам нет реакции на имена родных и знакомые слова (в основном — названия предметов из окружения), кроха не поворачивает голову к названному вслух предмету, не может воспроизвести звуки птиц и животных, не имеет словарного запаса, особенно из «детских» синонимов слов (машина — би-би — и т.д.).
  • к 1,5-2 годам малыш не способен разговаривать словосочетаниями, простыми нераспространенными предложениями, не выполняет просьбу «принеси игрушку» и т.д.
  • к 2-4 годам не разговаривает предложениями, слова произносит со значительными дефектами. Речь затруднена и малопонятна.

Степень нарушения речевого навыка меняется в зависимости от тяжести заболевания. При повреждении мозга задержка речевого развития у детей обычно более мультисимптомная и хуже поддается лечению. Но даже легкая форма ЗРР, своевременно нескорректированная, в будущем способна привести к нарушению психического развития. Поэтому оставлять без внимания ее не стоит.

Симптомы задержки речевого развития у ребенка

Перечислим основные:

  • Ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не оживляется, когда к нему обращается мама.
  • В 8-9 месяцев не лепечет (не повторяет ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний), в год на редкость тих и почти не издает звуки.
  • В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • В два года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
  • Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • В три года «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов. Или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • В три года говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения. Зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые, пусть даже к месту.

Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, то нарушается его психическое развитие, и к 5 годам диагноз обычно меняется на другой: задержка психоречевого развития.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

Невролог

Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет

Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» – просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.

Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты – ребенок 1 г. 10 мес.).

Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы
Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга
В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).

Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Лекарство Когитум

Данное средство является общетонизирующим адаптогенным лекарством. Его используют для нормализации работы ЦНС (центральной нервной системы). Препарат изготавливается на основе действующего вещества калия ацетиламиносукцината. Этот компонент активирует ацетиламиноянтарную кислоту, которая присутствует в организме человека и способна влиять на нервные клетки пациента.

Лекарство усиливает метаболические процессы, отвечающие за работу ЦНС, активирует синтез РНК, ДНК повышает физическую выносливость, ускоряет процессы выработки антител, иммуноглобулинов. Еще одно свойство раствора – оказание гепатопротекторного действия, снижения вредоносного влияния на организм, быстрое выведение аммиака в случаях отравления этим элементом. Производится препарат во Франции.

Состав и форма выпуска

Когитум выпускается в форме раствора. Разливается средство в ампулы из темного стекла, запаянные с двух сторон по 25 мл или 10 мл. На каждой стороне есть маркировочное кольцо и линия для разлома. В аптеках раствор продается по 10 ампул, упакованных в картонный вкладыш. 1 коробка содержит 3 таких вкладыша и инструкцию по применению. Эффективность раствора объясняется его активными компонентами. Ниже представлена таблица с химическим составом препарата.

Название вещества Концентрация в мг
калия ацетиламиносукцинат 250
метилпарагидроксибензоат 15
очищенная вода Не более 10
ароматизатор «банан» 7
фруктоза 1000

Фармакодинамика и фармакокинетика

Активным веществом Когитума является ацетиламиноянтарная кислота (двукалиевая соль ацетиламиносукцината). Это вещество – аналог синтетического происхождения аспарагиновой кислоты, которая присутствует в тканях ЦНС. После применения раствора отмечается иммуномодулирующий эффект, запуск процесса выработки антител. Проявления возбуждения, торможения нормализуются, выносливость организма возрастает.

Аспарагиновая кислота участвует в метаболических процессах. С ее помощью регулируется обмен углеводов, благодаря трансформации ­в глюкозу, организм запасается гликогеном. Аминокислота наравне с глицином, глутаминовой кислотой относится к нейромедиатором ЦНС. За счет этого раствор обеспечивает гепатопротекторный, психостимулирующий эффект, ускоряет элиминацию из организма аммиака (нейротоксичного вещества).

  • Как избавиться от подкожных прыщей на лице быстро
  • Суточная норма углеводов для похудения
  • Подагра — что это, как лечить

Показания к применению

Взрослым пациентам раствор назначается совместно с другими лекарствами. Показания для применения Когитума следующие:

  • депрессивные состояния;
  • легкие формы невроза;
  • функциональные астенические состояния;
  • высокая утомляемость организма;
  • длительное лечение антидепрессантами.

Препарат Когитум для детей назначается при наличии следующих нарушений:

  • задержка физического развития;
  • невротические нарушения;
  • депрессии;
  • проблемы с адаптацией в ДОУ или школах;
  • быстрая утомляемость после гриппа, ОРВИ и прочих вирусных заболеваний;
  • ЗПР (задержка психомоторного развития);
  • умственная отсталость;
  • ЗПРР (задержка предречевого развития);
  • синдром перинатального поражения ЦНС;
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • последствия нейроинфекций;
  • проблемы с психическим развитием;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • эпилепсии;
  • ДЦП (детский церебральный паралич);
  • приступы агрессии, раздражительность (повышенная эмоциональность);
  • интенсивные физические, умственные нагрузки (период соревнований, сдача итоговых экзаменов и прочее).

Эффективное лечение речевых нарушений с профессионалами ERDA Medicine

Лечение задержек речевого развития дошкольников ведется с учетом собственных коррекционных и логопедических программ. При необходимости назначаются лекарственные и терапевтические методы в соответствии с возрастом ребенка, его характером и физиологическими особенностями. Благодаря своевременным коррекционным программам и логопедическим занятиям будут исключены негативные последствия в дальнейшем, ребенок сможет нормально адаптироваться к жизни в обществе, отлично учиться и в будущем найти хорошую работу.

Обстановка в клинике располагает к комфорту, ощущению уверенности и защищенности. Специалисты не только знают все по своему профилю, но и знакомы с основами детской психологии. Малыш не будет бояться, а станет смело постигать навыки общения, разговорной речи, начнет понимать окружающих и охотнее идти на контакт.

Диагностические исследования

Диагностика в обязательном порядке проводится комплексно! Поставить диагноз возможно только на основании ряда исследований:

  • педиатрическая оценка соматического статуса ребенка и выяснение возможных причин задержки.

  • оценка слуха и слуховых проблем у сурдолога;

  • логопедический анализ анамнестических данных, оценка моторного развития и речевого аппарата ребенка, проверка коммуникативной деятельности, зрительных и слуховых реакций;

  • возрастное тестирование для определения психомоторного развития;

  • сравнение понимания и воспроизведения речи;

  • определение моторики мышц лица.

Доверительная беседа специалиста с родителями позволит выяснить, как общаются между собой члены семьи, как воспитывают ребенка, что его окружает и что в данном окружении поможет ему с радостью разговаривать, строить нормальные диалоги, понимать вопросы и произносить ответы.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что для диагностики ЗРР необходим комплексный осмотр педиатром, невропатологом, логопедом, психиатром и детским психологом. Вероятно, потребуются анализы состояния головного мозга —МРТ, ЭКГ и другие

По заключению всех врачей ставится диагноз, ребенок направляется к профильному специалисту (или специалистАМ), после чего подбирается индивидуальная программа коррекции, лечения и профилактики речевого развития детей дошкольного возраста.

Взгляд остеопатии на задержки речевого и психоречевого развития


Согласно исследованиям, проведенным под руководством Института остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, нарушения речи у детей в 100% случаев сопровождаются и, вероятнее всего, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника.

Эти повреждения чаще всего вызывают проблемы во время беременности и родов: преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период во время родов, асфиксия в родах, родовые травмы. И, возможно, именно распространение в последнее время различных методов стимуляции в родах и популярность кесарева сечения, даже без медицинских показаний, и вызывают рост числа ЗРР и ЗПРР.

Впрочем, причины могут быть и другими: бытовые, спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник могут вызвать ряд нарушений в работе мозга ребенка. Результат одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что пострадали участки, отвечающие за речь и интеллект.

И здесь важно знать: структурные, механические повреждения черепа и позвоночника просто невозможно устранить с помощью лекарств, психотерапии или логопедической работы. Их можно поправить только физически, вручную

Именно этим и занимается остеопатия – человеческая механика.

Какие заболевания провоцируют задержку развития речи?

  • врожденные патологии центральной нервной системы;

  • психические болезни, в том числе эпилепсия;

  • гидроцефалия и ишемия головного мозга;

  • ДЦП;

  • нарушения сосудов головного мозга.

Задержка речи может возникнуть из-за неблагоприятной среды – ребенок испытывает дефицит речевых контактов, сталкивается с эмоциональными стрессами, запущен в педагогическом плане и постоянно болеет.

Есть и вторая сторона медали – гиперопека. Малышу не надо ничего говорить или просить, родители делают все еще до того, как он чего-то захочет. Мотивация разговаривать просто пропадает – зачем, если все потребности и желания уже в полной мере удовлетворены? 

Некоторые наивно полагают, что малыш научиться разговаривать, если будет постоянно смотреть телевизор – познавательные мультфильмы, кино, новости, взрослые передачи, да все подряд. Чрезмерно информативная среда губительна – избыточный поток информации, который не соответствует возрасту, приучает малыша не вслушиваться в речь и не вникать в ее смысл.

Как избавить малыша от недоразвития речи и научить свободно общаться?

Лечение задержки речевого развития у детей должно начинаться на ранней стадии и проходить комплексно. В коррекции речевых нарушений задействованы родители и профильные специалисты – детский невролог, психолог, психотерапевт и логопед.  Комплексный подход при невысокой степени отставания в развитии и раннем лечении обеспечит наилучший эффект.

Задержка речевого развития – что это?

Такое серьезное заболевание, как задержка речевого развития может возникнуть на фоне различных биологических и социальных факторов. Чаще всего причина кроется в патологиях, связанных с повреждением головного мозга в перинатальный период. К таким недугам относится родовые травмы, гипотрофия, внутриутробная инфекция, асфиксия в процессе родов, менингит и энцефалит в неонатальном периоде.

Неблагоприятная среда развития ребенка также отрицательно сказывается на речевом развитии. Недостаток общения в семье, эмоциональные потрясения, гиперопека – причины, по которым у ребенка отсутствует соответствующее его возрасту речевое развитие.

Если ребенок к четырем годам плохо составляет предложения с несколькими составляющими, его речь бессвязна и непонятна, родителям необходимо срочно обратиться за помощью к невропатологу. Лекарственные препараты назначаются только после обследования ребенка и определения причины, повлекшей задержку речевого развития (ЗРР). У детей этот недуг успешно лечится препаратом «Когитум». Особо эффективен раствор при нарушении концентрации внимания и отклонениях в поведении (истерия, невроз). Помимо медикаментозной терапии, показано посещение специальных реабилитационных занятий.

Исследование эффективности остеопатического лечения детей с недоразвитием речи

Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова совместно с Центром развития речи г. Тюмени было проведено исследование детей с диагнозом «дизартрия» – общее недоразвитие речи*. Половина детей (контрольная группа) проходила классическое лечение у невролога, логопеда и психолога, а половина (экспериментальная) – у логопеда и остеопата. Через три месяца комплексное обследование показало: остеопатическое лечение оказалось более эффективным, чем медикаментозное.

У экспериментальной группы, получавшей остеопатическое лечение, все показатели оказались лучше: эмоциональное возбуждение снизилось у 78% детей (56% в контрольной группе), неусидчивость – у 61% (45% в контрольной группе), нарушения речи – у 89% (72% в контрольной группе)

Абсолютно у всех детей остеопатической группы улучшилась самостоятельная речь и состояние речевого аппарата (по сравнению с 94% и 78% детей контрольной группы).
Психоречевое развитие улучшилось у 72% (61% в контрольной группе), повысился интеллект у 56% (45% в контрольной группе), укрепилось внимание у 45% (33% в контрольной группе)

При этом у детей, которых лечили остеопаты, естественно, снизилось количество нарушений на уровне структур тела. Это позволяет надеяться, что и в будущем их развитие будет происходить более гармонично.

* По материалам статьи «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи» в журнале «Российский остеопатический журнал» №3-4 за 2012 год.

Правила хранения Когитума в аптеках и клиниках

Регламентируя приказ МинЗдрава и социального развития РФ N 706н « Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», препарат Когитум должен храниться при температуре не выше +25оС и при показателях влажности менее 75%. Согласно ГОСТу 15150 лекарственное средство должно располагаться на специальных стеллажах рядом с аналогами и дженериками.

Когитум утилизируется в аптеке по средству растворения в воде. Затем его выливают. Большие партии фальсификата, согласно СанПинН 2.1.7.2790-10 уничтожаются на заводах-производителях.

В соответствии с ФЗ N61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010, перевозчики должны иметь лицензию и разрешение на транспортировку лекарственных средств. При перевозке препараты должны быть помещены в специальные контейнеры из пластика или металла, для того чтобы уменьшить риск повреждения герметичной упаковки и соблюсти температурные условия хранения.

Работники клиник и аптек обязаны следить за правильным хранением препаратов. Каждый день они обязаны вести переучет. При наличии фальсифицированного лекарственного средства на него составляется акт на утилизацию. Реализация некачественных препаратов преследуется по закону.

Для чего нужен Когитум

Когитум рекомендуется к приему детям, у которых наблюдаются расстройства психики. Препарат в короткие сроки оказывает положительное действие на организм, если следовать строго схеме приема. Прием средства считается целесообразным, если необходимо быстро восстановить функции нервной системы и улучшить общее состояние пациента.

Специалисты чаще рекомендуют его прием детям при астеническом синдроме, когда ребенок быстро устает и становится податливым. Настроение может снижаться у детей при возрастных кризисах, в подобных случаях Когитум назначают в комплексе с антидепрессантами.

На общее состояние ребенка могут влиять различные факторы:

  • смена коллектива;
  • начало учебного года;
  • перемена места жительства;
  • разлад в семье и другие.

Когитум для детей, отзывы специалистов это подтверждают, принесет пользу в том случае, если серьезных нарушений в работе ЦНС нет, но заметны незначительные отклонения в поведении, снижается память, школьная программа плохо подается изучению.

Рекомендуют лекарство маленьким пациентам, у которых наблюдается:

  • расстройства невротического характера;
  • симптомы астенического синдрома;
  • умственная отсталость;
  • невроз, резкие перемены настроения;
  • возбудимости и депрессивных состояниях;
  • задержка развития речи;
  • быстрая утомляемость, особенно, если ребенок перенес вирусный недуг;
  • перинатальное поражение ЦНС;
  • расстройство во время адаптации к новому окружению.

Препарат дает хорошие результаты в период восстановления после перенесенного инсульта. Детям в раннем возрасте, у которых наблюдается плохое восприятие устной речи и которым с трудом удается речь, незамедлительно требуется прием Когитума. Его рекомендуют принимать в комплексе с другими средствами.

Именно благодаря тому, что в состав препарата входит ацетиламиноянтарная кислота он:

  • стимулирует работу нервной системы, все электрохимические процессы в головном мозге проходят намного быстрее;
  • приходят в норму процессы регуляции, все поставленные перед мозгом задачи идут слаженее;
  • повышается пластичность ЦНС, ребенок лучше запоминает школьную программу;
  • ускоряет психическое и речевое развитие;
  • оказывает общеукрепляющее действие, повышает выносливость, помогает лучше справиться с любыми стрессовыми ситуациями;
  • активизирует выработку антител и интерферона.

Также стоит знать, что препарат Когитум можно применять не только людям с описанными выше нозологическими формами, но и здоровым пациентам любого возраста, которые подвержены умственной и эмоциональной нагрузкам.

Поэтому важнейшим показателем для применения Когитума является стимуляция активности мозга у детей и взрослых при отсутствии стойкой соматической болезни и выраженного неврологического дефицита. Спектр действия настолько широк у препарата Когитум, что сегодня он стоит в списке первым среди самых эффективных и безопасных средств ноотропного и нейрометаболического действия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий