Когда новорожденный ребенок начинает агукать и гулить, нормы развития речи и проблемы

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Тыквенный суп-пюре с креветками по Дюкану

Оригинальное и вкусное блюдо, которое несложно готовить. Для этого блюда нужно подготовить такой набор продуктов:

  • 600 граммов креветок;
  • 400 граммов тыквы;
  • литр нежирного бульона из мяса или овощного бульона;
  • 100 граммов обезжиренного молока;
  • одну луковицу;
  • соль и перец.
  • 2 зубка чеснока;
  • петрушка;
  • сок лимона;
  • немного соевого соуса.

Количество ингредиентов указано в расчете на 4 порции готового блюда.

  1. Первая стадия — очистить креветки. Лучше, если у вас свежие. С них нужно снять панцирь, ножки, головы. Хвостики оставляют. Сделав надрез на животе, уберите внутренности.
  2. Затем креветки нужно промыть водой и замариновать. Поместив креветки в удобную емкость, выдавите на них один лимон, полейте соевым соусом, посыпьте нарезанным помельче чесноком, и пусть маринуются около часа в холодильнике.
  3. Пока креветки маринуются, самое время заняться тыквой. Нарежьте мякоть кусочками, добавьте порезанный лук и варите в бульоне, пока тыква не станет мягкой.
  4. Затем слейте бульон в отдельную посуду и перетрите тыкву в пюре при помощи сита или блендера. Добавьте молоко, по вкусу — соль и перец.
  5. Теперь можно достать креветки, слить маринад и в разогретой заранее духовке запечь. Когда разольете по тарелкам пюре (если оно покажется чересчур густым, можно разбавить его бульоном), положите в каждую немного креветок. Суп готов к подаче.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев, когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Как стимулировать речь

Речевые способности лучше формируются, когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика. На ладошках размещены акупунктурные точки, которые имеют связь с речевыми центрами головного мозга. Мелкую моторику у детей раннего возраста можно развивать следующими способами:

  • Регулярно делать массаж ладоней.
  • Часто играть в «ладушки-оладушки».
  • Сгибать и разгибать пальчики, одновременно считая, сколько их на руках.
  • Выкладывать малютку на живот, подкладывая под руки структурный коврик.

Чтобы , кроме ежедневного занятий для развития мелкой моторики с ним нужно заниматься речевыми играми.

Когда речь идет о детских страхах, важно помнить, что в тот момент, когда ребенок является самым важным – этот момент, этот момент. У него нет такого жизненного опыта, как у взрослых, поэтому никакие признаки не могут сказать ему, что ситуация изменится навсегда или что все в жизни уйдет

Поэтому очень важно, чтобы ребенок мог свободно выражать свои чувства и переживания, пытаясь взглянуть на глаза ребенка в глазах ребенка, а не на взрослого. Также не стоит защищать ребенка от всех возможных опасностей и опасений, которые иногда кажутся родителям безучастными на каждом шагу.

Малышам в возрасте от двух месяцев можно напевать детские песенки состоящими из коротких слов. Когда малыш гулит, взрослые могут четко повторять издаваемые им звуки. Кроха захочет ответить. Получится увлекательное занятие, которое приведет малыша в восторг. Когда ребенок подрастет, игру можно усложнить, проговаривая слоговые цепочки — «ма-ма», «ба-ба», «ау-ау».

Мир сложный, и ребенку здорово это понять немного. Часто низкая высота вызывает множество психологических проблем как для родителей, так и для детей-иждивенцев. Дети обижаются сверстниками, часто и взрослые называют их гномами. Дети становятся раздражительными, не связаны с внешним миром, закрываются

Для родителей очень важно заметить, что их ребенок перестает расти, это самый маленький детский сад или класс

Задержка детства является одним из наиболее распространенных эндокринных расстройств у детей и подростков. Это может привести не только к социальной и психологической неполноценности человека, но и к ранней инвалидности. Вероятно, ребенок растет в первый год своей жизни. Позже рост ребенка постепенно замедляется

Поэтому очень важно, чтобы темпы роста ребенка регулярно регистрировались в кабинете врача или врача семейного врача. Рост ребенка в зависимости от возраста и пола, измеряемый процентилями

К году малыш уже будет произносить целые слова. Некоторые дети в этом возрасте не оправдывают ожидания родителей, и все попытки научить их говорить кажутся безрезультатными. Многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного малыша. Одни начинают разговаривать рано, проходя путь от повторения слогов, слов, а затем предложений. Другие упорно и долго молчат, произнося только отдельные звуки, но потом начинают говорить сразу, целыми предложениями, так что родители не успевают отслеживать новые слова.

Если высота ребенка меньше минимального предельного возраста, так называемый 3-й процентиль, который является критическим нормальным пределом высоты, или он вырос менее чем на 4 сантиметра в год, требуется консультация специалиста. Они оценивают рост родителей, особенности беременности и родов, распространенность существующих детских заболеваний и лабораторные анализы. Чтобы рассчитать будущую высоту ребенка, сами родители могут применить формулу: добавьте высоту матери к числу отцовских высот, добавьте тринадцать сантиметров и разделите полученное число на два.

Нет твердых рамок, определяющих, сколько слов и какие буквы должен выговаривать маленький ребенок. Неполный звуковой ряд до 2-3 лет является нормой. Если у ребенка нет задержки психического развития, он хорошо понимает речь взрослых и правильно реагирует на их слова, то нет повода для тревоги.

Особенности развития младенцев

Новорожденные дети дальнозорки. Их зрение значительно отличается от возможностей взрослых. Младенцы могут видеть только тени, свет, двигающихся людей, очертания вещей, а вот скопировать мамину улыбку у них пока не получается.

В психологии есть такое понятие – комплекс оживления. Это совокупность реакций, обращенных к родителям и другим близким людям, которая включает в себя:

  • узнавание лиц;
  • счастливая улыбка;
  • суетливые движения;
  • гуление (вытягивание отдельных звуков).

К восьми месяцам дети уже осознают, кто находится перед ними – родной человек или незнакомец. Они тянутся к родителям, улыбаются, выказывают только позитивные эмоции, но в ответ на улыбки чужих людей могут и расплакаться.

И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо

«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:

  • распознавания чувств, настроения и эмоций родных и близких; ​
  • передачи сигналов в определенные зоны головного мозга; ​
  • работы мышц лица.

Что делать если ребенок не улыбается

Причины отсутствия улыбки:

Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника

Ребенок не может держать головку.
Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
Генетические заболевания.. Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте

Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно. Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность

Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно. Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.

Крик ребенка — начальные попытки общения

Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:

  • рефлекторные звуки,
  • социализированные звуки.

Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.

Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем.

И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.

В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Во сколько месяцев ребенок начинает агукать и улыбаться (смеяться)

От мам и из литературы можно узнать, что существует два «термина» – гуление и агуканье (или гуканье). Чем они друг от друга отличаются? В принципе, ничем

Обратите внимание на то, как ведет себя малыш в вашем присутствии, когда вы с ним ласково разговариваете и ему улыбаетесь. То, во сколько месяцев ребенок начинает агукать, насколько быстро развивается, зависит именно от вас — взрослых

Дети очень восприимчивы к вниманию членов семьи. С ребенком нельзя молчать. И пусть он не понимает смысл вашей речи пока, но интонации очень даже различает. Сроки, когда начинают агукать недоношенные дети, ничем не отличаются от стандартных — после 1 месяца жизни. Но только в случае спокойной атмосферы в семье и внимания. Возраст, во сколько дети начинают агукать, разнится. И позднее начало агуканья не говорит о низком интеллекте ребенка или психических отклонениях.

Попробуйте улыбнуться ребенку, сказать несколько нежных слов, назвать ласково по имени, и заметите, что ребенок гулит — активно шевелит ручками и ножками, улыбается и протяжно произносит «агууу», «аууу» и подобные сочетания преимущественно гласных букв. Активные шевеления носят название комплекс оживления. Он появляется на втором месяце жизни. Хотя первые тихие «агу» можно услышать раньше, примерно с 3 недель от рождения. Любой здоровый ребенок должен начать агукать к 3 месяцам. С 3 и до 5 месяцев количество произносимых звуков становится все многообразнее. Появляется больше согласных букв, их сочетаний – «кх», «гх» и т. д. С 5-6 месяцев появляется лепет, он сменяет агуканье — это когда ребенок повторяет разные слоги – «ма-ма-ма», «тя-тя-тя» и т. д.

Когда ребенок агукает, то обычно и улыбается. Нередко малыши с самого раннего возраста выбирают себе «любимчика» в семье, которому улыбаются чаще. И обычно таким любимчиком становится не мама и не папа, а старший ребенок.
Смеяться же в голос малыш начинает позднее, с 3-4 месяцев. Хотя иногда звуки смеха вы можете услышать раньше, когда он спит и, видимо, видит красочные и добрые сны. Чаще в голос смеются дети, в семьях которых принято громко смеяться. Они копируют взрослых.

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

Улыбка и гуление

Еще одним важным показателем нормального развития являются речевые навыки, которые тесно связаны с эмоциональным состоянием. Вот почему родители часто интересуются, когда ребенок начинает гулить и улыбаться. Именно гуление (или агуканье), формирующееся в возрастном промежутке от 2 до 7 месяцев, относится к первым признакам становления речи.

Сначала дети произносят простейшие гласные звуки: «у-у-у» и «а-а-а». Затем они постепенно трансформируются в звукосочетания, которые чем-то напоминают слоги: «ма-ма», «да-да», «а-гу» и т. д. Между собой родители называют это гулением, а педиатры и логопеды – вокализацией.

Первые
звуки кроха произносит больше для себя, чем для родителей. Он как будто разговаривает сам с собой, «смакует» новые впечатления и возможности

Затем с помощью звуков малыш привлекает внимание мамы, а когда она откликается, начинает улыбаться

.

Многие родители переживают, не дождавшись того момента, когда ребенок начинает улыбаться и агукать. Волноваться по поводу отсутствия агуканья следует только после 8 месяцев. Если педиатр и узкие специалисты говорят, что малыш развивается нормально, улыбается, но молчит, его можно научить агукать.

Побудить кроху к беседе поможет мамина беседа с ним, комментирование всех его и своих действий. Родители должны говорить эмоционально (не громко, а именно с эмоциями), плавно, четко и ласково. Когда младенец подключится к разговору, нужно повторять его звуки, добавляя в его «репертуар» новые слоги и слова.

Когда начинает агукать ребенок

Следующий этап развития – «гуление»

Вот малыш уже научился радовать маму и папу своей искренней улыбкой, привлекать к себе внимание интенсивным подергиванием конечностей. И вдруг родители 2-месячного крохи слышат не привычный плач, а позитивные звуки – агуканье

Радостный вскрик малютки происходит на фоне какого-либо интересного и удивительного события для него.

Когда ребенок начинает агукать и улыбаться впервые, родители бросают все свои дела и бегут на призыв к общению. Это лучшее время наладить контакт с крохой, сейчас он только учится взаимодействовать с окружающими людьми. Через двигательную активность, мимику губ, агуканье малыш передает свое отношение к увиденным и услышанным событиям. Маме следует чаще брать его на руки, разговаривать, напевать разные мелодии. Ее нежный голос вызовет положительные эмоции, на лице малютки засияет хоть и беззубая, но такая красивая и искренняя улыбка.

Когда ребенок должен начать гулить и агукать

Свои первые звуки ребенок пытается издавать довольно рано. Примерно через 6-7 месяцев после рождения от него уже можно услышать гласные. Но родителям обычно кажется, что ребенок произносит не отдельные звуки, а свои первые слова. На самом деле, словами их называть с полным правом нельзя. Пока навык произнесения отдельных звуков не сформируется, как такового агуканья или гуления не будет.

Поэтому разбираясь, когда ребенок начинает гулить и агукать, важно обращать внимание именно на осознанные действия. А к ним малыш перейдет не раньше, чем в 3 месяца. Именно этот период предшествует развитию полноценного агуканья

К четырем месяцам у малыша формируется умение произносить звуки «х» и «г» Это объясняется тем, что именно к такому времени формируется способность сокращать мышцы неба

Именно этот период предшествует развитию полноценного агуканья. К четырем месяцам у малыша формируется умение произносить звуки «х» и «г» Это объясняется тем, что именно к такому времени формируется способность сокращать мышцы неба.

Следующий важный этап в формировании гуления – 6 месяцев. К этому моменту ребенок начинает пытаться произносить так называемые губные звуки. К ним относятся, например, «м» и «п». Именно поэтому родителям кажется, что их малыш произносит «мама» и «папа». На самом деле, ничем, кроме обычного агуканья, такое звукоизвлечение не является. Из этого можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать в период от 4 до 6 месяцев. Но, если он научится гулить позже, ничего страшного нет.

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Как развивать и совершенствовать гуление

Когда малыш начинает агукать, его может забавлять собственный голос. Происходит развитие пространственного видения, слух становится все более дифференцированным.

Красочные вещи намного привлекательнее, интереснее. Лучше воспринимаются различные звуки. Ребёнок исследует материальный мир руками и ртом. Происходит дальнейшее развитие моторики.

Родители беспокоятся, когда малыш не гулит после 3–4 месяцев. Чаще всего это никак не связано с какими либо физиологическими отклонениями в развитии. Просто ребёнку нужно больше общения.

Как научить ребёнка говорить «агу»

  • Произносите обращенные к младенцу слова не слишком громко, но и не тихо.
  • Избегайте крика, раздраженного тона.
  • Следите за интонациями в речи, мимикой. Дети очень чутко реагируют на проявления негативных эмоций, а положительные являются провокатором звучания.
  • Постоянно поддерживайте зрительный контакт, чтобы ребёнок видел лицо говорящего с ним.
  • Не включайте громко телевизор, музыкальный центр, компьютер в комнате, где находится младенец.
  • Когда ребёнку исполнится 3–5 месяцев, можете гулить и агукать в ответ. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт. Или включайте записи гуления других детей.
  • С разрешения педиатра и после консультации с детским массажистом проводите легкий массаж живота, груди, щек, подбородка крохи и, одновременно, произносите детские потешки, читайте стихи.
  • Отвечайте улыбкой, приветливым выражением лица на произнесенные младенцем звуки.

Разговаривайте ласково, доброжелательно. Неторопливая речь подталкивает ребёнка к подражанию. Предложения должны быть короткими, чтобы малышу было проще понять смысл сказанного.

Внимание! Развитие языка — показатель общего развития ребёнка. Редкое общение со взрослыми оттянет момент произношения первых звуков

Если ребёнок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сообщить участковому педиатру. Исходя из особенностей развития ребенка доктор сделает вывод, почему ребёнок молчит.Сообщит, нужно ли обследование у невролога или родителям необходимо просто больше времени уделять общению со своим чадом.

Как определить, что малыш вас слышит и понимает, но молчит

Часто младенцы не проявляют желания общаться при плохом самочувствии. Отсутствие внимания к проводимым взрослыми действиям может быть обусловлено тем, что младенец устал. Понять о наличии проблем со слухом и концентрацией внимания возможно путем проведения простого теста.

При нормальном развитии должны наблюдаться следующие реакции:

  • при резких звуках младенец вздрагивает;
  • месячный малыш поворачивает головку в сторону источника звука, который находится позади него;
  • четырехмесячный ребенок реагирует движением головы в сторону звучащей возле него игрушки.

Малыш при общении со взрослым после начала гуления активно помогает себе, двигая ножками и ручками. При общении со взрослым он выражает комплекс оживления, эмоции могут вызвать визг и смех.

Что и в каком возрасте видит грудничок

  1. В первый месяц жизни ребенок должен хорошо реагировать на свет. Все остальное у него перед глазами, как в тумане. Пытаться развлекать его в этом возрасте какими-то игрушками бессмысленно. Лучшим для него будет наличие близких людей на близком расстоянии потому что видит он недалеко. Мы своему в этом возрасте также еще никаких игрушек не покупали.
  2. Второй месяц жизни отличается от первого тем, что малыш уже может начинать следить за большими предметами и за тем, как они перемещаются. В два месяца уже стоит подумать о игрушках. Можно попробовать вкладывать ему в ручку погремушку с тонкой ручкой, чтобы он пытался ей тарахтеть и начинал следить. Также можно повесить мобиль над кроватью.
  3. После трех месяцев ребенок уже должен быть снабжен игрушками разного цвета и величины. Делается это не ради баловства, а потому что малыш уже должен учиться различать цвета и хорошо следить за предметами. В четыре месяца малыш уже останавливает взгляд и фокусирует его на определенном предмете.
  4. В полгода ребенок должен узнавать зрительно всех, кто часто с ним находится. У нашего к этому возрасту уже появились любимые игрушки, которые он узнавал зрительно и замечал их, даже если они лежали достаточно далеко. Все мелкие детали малыш также уже должен подмечать и различать основные цвета. Полностью все оттенки цветов он научится различать уже немного позже (до года).
  5. После полугода, да можно и раньше, ребенку уже можно начинать рассказывать, какой предмет какого цвета, причем разговаривать с ним нужно как можно чаще, не думайте, что он маленький и ничего не понимает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий