Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?»
расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.
Если талантов несколько?
Бывает так, что ребенок проявляет интерес сразу к нескольким занятиям. На вопрос «Что тебе нравится больше всего?», малыш отвечает «Не знаю». В возрасте от трех до пяти лет выявить преобладающие способности помогают психологические консультации и использование специальных методик. Например, диагностика образного мышления и интеллекта по методу «Шесть кругов» Элиса Пола Торренса. Также родителям советуют больше играть с детьми, ведь во время игры чаще всего раскрываются способности.
Определиться с выбором в более старшем возрасте помогают ознакомительные уроки и посещение тематических мероприятий. Например, если ребенок много рисует, сходите в картинную галерею или на пленер художников. Если малыш любит петь, посетите вместе выступление детских ансамблей.
Как направить ребенка на развитие таланта, рассказал клинический психолог Игорь Лобачевский.
Происхождение
В психологии талант рассматривают как врожденную характеристику, то есть как высокий уровень специальных способностей и как высший уровень развития задатков.
Разберемся в понятиях:
- Задатки – это врожденные анатомо-физиологические и психологические характеристики человека, дающие возможность для лучшего усвоения какой-то деятельности.
Например, высокий рост и высокая скорость психических реакций пригодится баскетболисту, длинные пальцы и музыкальный слух пригодятся пианисту и т.д.).
- Способности – индивидуально-психологические особенности, необходимые для выполнения какого-то вида деятельности.
- Одаренность – это комплекс способностей и задатков, дающий возможность добиться большего успеха в какой-либо деятельности.
Существует несколько уровней развития способностей:
- мастерство – это освоение и выполнение какой-то деятельности в совершенстве, воспроизведение чужого опыта (применение полученных знаний и освоенных техник на практике);
- талант – это не только мастерское выполнение какой-то деятельности, но и создание в ее рамках чего-то нового, уникального, креативного (разработка своих методик и техник, проведение исследований, открытия);
- гениальность (достигается только единицами) – это совокупность высшего уровня одаренности и таланта, проявляющаяся в разных сферах деятельности.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем, но это не совсем так. Гениальный человек гениален во многом, так как его мозг работает иначе, строение и механизм работы психики выходит за пределы нормы. А вот талантливым человек чаще становится в одной или паре сфер, причем если приложит для этого максимум усилий.
Наверняка, вы слышали выражение: «Талант – это 1% одаренности и 99% труда». Так и есть. Если человек не будет развивать свои способности, то они так и останутся на уровне задатков. А теперь поговорим о том, как найти свой талант и открыть его.
У каждого человека от природы есть какие-то задатки и способности, а значит и возможность для достижения успеха в конкретном виде деятельности. Однако только сам человек решает воспользоваться этой возможностью или нет, то есть добиться успеха или загубить свой талант.
Для чего нужно искать скрытые таланты и способности
Прежде чем мы займемся непосредственно поисками, давайте разберемся, для чего это нужно. Не всем может быть очевидна польза раскрытия талантов. Живет человек себе тихой, размеренной жизнью, работает от звонка до звонка и ни о каких глобальных амбициях не помышляет. Многие ведь так живут, чего и ему напрягаться.
Так может пройти 5, 10, 15 лет… И в один прекрасный день на человека наваливается вся тяжесть опостылевшей рутины, от которой он пытался эти годы укрыться. А вместе с ней осознание никчемности своей жизни и желание вернуть все назад.
В самой природе человека заложено стремление к самореализации. Это естественная и неотъемлемая потребность, без которой мы не будем чувствовать себя полноценными личностями. Посмотрите на знаменитую пирамиду А. Маслоу. В самом верхнем треугольнике красуется надпись “Самореализация”. Если вы добрались до этого уровня и успешно с ним справились, можно считать, что квест под названием “Жизнь” вы прошли и вышли из него победителем.
А если вы застряли на 2-3 ступени и не делаете ничего, чтобы двигаться выше, вы буквально предаете самих себя. За такое беспечное отношение рано или поздно придется расплачиваться, как я уже говорила. Эволюции нужны сильные амбициозные личности, которые в меру своих способностей стремятся сделать мир хотя бы чуточку лучше. А ленивых и посредственных она безжалостно отбраковывает.
Ну что, удалось мне убедить вас в необходимости поиска своего предназначения и раскрытия талантов? Тогда ноги в руки – и вперед!
Как помочь развитию таланта ребенка
Помня, что талант – это более высокая ступень способностей, необходимо разобраться к какой области деятельности человека относятся наклонности конкретного ребенка и исходя из этого их развивать.
У ребенка музыкальные способности, если он:
- при звуке мелодии устремляется туда, где она звучит, пританцовывает, улыбается;
- пытается повторить услышанную мелодию, легко ее запоминает;
- чувствует ритм;
- очень эмоционально поет;
- учится играть на музыкальном инструменте;
- сочиняет сам мелодию.
Для того, что развить музыкальный талант ребенка нужно знакомить малыша с различными музыкальными произведениями, ходить с ним на концерты, рассказывать о композиторах и музыкантах. Для детей постарше можно скачать программу для создания музыки, ведь очень важен элемент созидательности.
Ребенок обладает художественными способностями, если он:
- любит рисовать, раскрашивать или лепить;
- осознано комбинирует краски и материалы;
- любит создавать предметы, имеющие прикладной характер;
- со временем может высказать свое мнение о произведениях искусства.
В таких случаях родители могут показать малышу, как сделать интересные предметы или картины из подручных средств, и тем самым не только поспособствовать развитию художественного таланта ребенка, но и приобщиться к его интересам. Кстати, эти работы могут послужить хорошей основой для домашней выставки.
У ребенка – спортивные способности, если он:
- очень энергичный, подвижный, ловкий и готов играть на детской площадке по нескольку часов подряд;
- спокойно относится к синякам, ссадинам и шишкам;
- любит различные состязания;
- физически сильный;
- чтению предпочитает соревнования или бесцельную беготню.
Имея такого ребенка, имеет смысл познакомить его с различными видами спорта и предоставить ему возможность выбора. Кроме того, для того чтобы развить спортивный талант ребенка, а также еще больше объединить семью, можно ходить в бассейн, совершать велосипедные прогулки или смотреть спортивные программы по выходным дням всей семьей.
Литературное дарование ребенка может проявляться в том, что он:
- любит слушать, читать и листать книги;
- имеет богатое воображение, фантазирует и сочиняет сказки;
- обладает богатым словарным запасом, интересуется значением новых слов.
Для дальнейшего развития литературного таланта рекомендуется записать ребенка в библиотеку и ходить туда с ним. Но книги малыш должен выбирать самостоятельно. Уместны разговоры о литературных произведениях и их героях. Можно и нужно устраивать семейные чтения вслух и сочинять стихи, придумывая рифмы.
Ребенок имеет очевидный артистический талант, если он:
- умеет говорить ярко и эмоционально;
- владеет выразительной мимикой и жестикуляцией;
- любит подражать героям сказок, фильмов, обычным людям, изменяя голос;
- хочет и умеет вызывать эмоции у людей, рассказывая о чем-то;
- любит, чтобы его слушали.
Как развивать артистический талант? Можно создать домашний театр, читать детские произведения по ролям, посещать всей семьей театральные и школьные спектакли.
Ребенку присущи технические способности, если он:
- обожает собирать и разбирать механические предметы;
- старается самостоятельно найти причину поломки механизмов;
- может отремонтировать игрушки, применить имеющиеся запчасти для сборки других поделок;
- конструирует;
- увлекается специальной литературой.
Отметим, что способности к технике проявляется, как правило, в старшем дошкольном возрасте. Занятия с отцом в разных технических кружках или совместные ремонтные работы по дому будут способствовать дальнейшему развитию технического таланта, а также еще больше сблизят друг с другом папу и сына.
Способности к научной работе можно распознать, если ребенок:
- демонстрирует неподдельный интерес к числам и счету;
- увлекается настольными играми и ребусами;
- разбирает игрушки, выясняя, как они функционируют;
- может легко концентрироваться;
- обладает способностью к абстракции и обобщениям.
Чтобы развить научный талант нужно постоянно вовлекать ребенка в хозяйственную деятельность, где требуется что-то считать. А еще желательно совместно с ним решать головоломки, играть в настольные игры, складывать пазлы, придумывать математические игры, что-то строить из разных геометрических фигур. Можно скачать бесплатные компьютерные математические игры для соответствующего возраста.
Как понять, что ваш ребенок одаренный
Он достигает результатов. То есть не только старается – например, пишет стихи в десять лет. Его стихи – действительно стихи, а не имитация того, что он где-то слышал или читал. Это не подражание взрослым, а самоценная деятельность с настоящим результатом.
У дошкольников может быть чуть иная картина — они начинают раньше других читать, считать и писать. Это называют общей одаренностью — она касается общих способностей, а не специальных
Но в любом случае, важно, чтобы результаты видели не только вы, но и другие взрослые, например, педагоги.
“Выше на голову”, чем сверстники. Это видно не всегда, особенно если мальчик или девочка уже учится в профильной школе. Тогда можно сравнить его со “средним” учеником из обычной школы, потому что одаренность определяют именно как способности, развитые сверх нормы.
Проходит формальные тесты. Если кажется, что школьник действительно достигает необычных результатов, можно провести с ним формальные тесты на общие или специальные способности, творческое мышление или интеллект. Проводить и интерпретировать их должен психолог, занимающийся поддержкой одаренных детей. Тесты, которые можно найти в интернете, не дадут вам никакой ясности – это скорее развлечение.
Не теряет мотивации. Одаренные дети больше других хотят заниматься своим делом и вдохновляются им. Орнитология, робототехника или макраме – они глубоко увлечены тем, что делают. Искренний интерес к предмету не пропадает у них никогда, даже если сталкиваются с критикой (к которой, кстати, весьма чувствительны).
Способности проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Общая одаренность часто проявляется еще у дошкольников. Например, они начинают рано читать или писать, демонстрируют прекрасный музыкальный слух или спортивные таланты. Причем эти способности не пропадают – наоборот, к младшему школьному возрасту они становятся только заметнее. А вот после пубертатного скачка, с которого начинается подростковый возраст, они могут затихнуть, и сын или дочь сравняется по способностям со сверстниками.
Как помочь одаренному ребенку в жизни и общении
Поддерживать в неудачах
Очень важно не осуждать и не ругать за провалы, а просто быть рядом. От одаренного ребенка и так все ждут слишком многого, и он чувствует, что у него меньше прав на ошибку, чем у его сверстников
В такой ситуации родители должны быть надежной спокойной гаванью. Не стоит отчитывать и за неизбежные срывы графика — ведь школьник еще не умеет жить по расписанию, он не всегда находит силы на дела. Важно быть рядом и проживать все неудачи вместе.
Думать не только об учебе. Существует такое явление, как драма одаренного ребенка — все считают, что он должен работать и развивать свои таланты прямо сейчас. Поэтому родители и учителя фактически лишают его детства
А детство очень важно – оно дает нам запас сил на всю последующую жизнь. Если школьник хочет вернуться в детство, нельзя его заставлять быть взрослым во имя таланта.
Всегда спрашивайте себя – действительно ли я помогаю моему ребенку во всем, или я поддерживаю его, только когда дело касается учебы?
Поддерживать социализацию
Важно общаться — не обязательно со сверстниками, это могут быть и интересные взрослые. Поэтому важно выстраивать обучение и свободное время так, чтобы рядом оказывались люди, с которыми мальчик или девочка может выстроить отношения и быть самим собой
Ходите на мероприятия для тех, кто интересуется той же сферой, что и ваш ребенок, отправляйте его на лето в тематические лагеря.
Не бояться все бросить
Родителям очень важно помнить, что одаренность может пройти без следа. Талантливые дети часто превращаются в обычных подростков
Причем это происходит именно тогда, когда их ровесники начинают искать себя и приобретают новую мотивацию для учебы.
Если способности сошли на нет, важно поддерживать ребенка и не толкать его к результатам, которые ему больше не интересны. Ведь вы будете любить его, даже если он не станет знаменитым физиком или примой Большого театра
Развитие таланта
Выявить талант ребёнка – это только половина дела. Способности способностями, но без базовых знаний и специальных навыков они так ими и останутся. Любой талант требует развития. К счастью сейчас для этого у родителей есть масса возможностей.
Если ребёнок активен, хорошо развит физически и стремится участвовать во всех активных играх, то его однозначно надо отдавать в спортивную секцию. Тут придётся дополнительно присмотреться и понять, в каком виде спорта дитятко сможет проявить себя наиболее ярко. Определиться в данном вопросе поможет человек, занимающийся физическим воспитанием в образовательном учреждении. Учитывать надо и мнение самого маленького человека, поскольку нельзя сделать хорошего футболиста из того, кому нравится плавать.
Дети, у которых присутствуют музыкальные способности, часто что-то напевают. При этом они стараются вложить в мелодию собственные чувства и эмоции. Обычно таких ребятишек даже не надо спрашивать о том, хотят ли они заниматься музыкой. Эти ребята сами на этом настаивают или просят приобрести им какой-то музыкальный инструмент, чтобы научиться играть.
Малыш постоянно рисует или лепит? Значит, у него есть художественные способности. Таким детям зачастую проще нарисовать что-то, чем рассказать. Попросите ребёнка пересказать сказку. Если он не захочет этого делать, но с удовольствием нарисует к ней картинку, то художественная школа как раз для него.
С техническими способностями сложнее. Они проявляются несколько позднее других. Но если ребёнок вдруг заинтересовался техникой, с удовольствием строит какие-то механизмы из конструктора или чинит поломанные игрушки, то он явный технарь. Так что придётся поискать для него соответствующий кружок
Хотя подобный талант может развить и папа, если уделит своему чаду должное внимание
Как стимулировать раскрытие таланта?
Дайте малышу разнообразные инструменты. Для рисования – карандаши, фломастеры, краски; для лепки – пластилин, кинетический песок, тесто; для музыки – ксилофон, маракасы или даже простую банку с гречкой… Попробуйте также совместить разные занятия в одной игре: например, постройте домик из конструктора и «заселите» его человечками из пластилина или попросите малыша нарисовать, как он играет на барабане. Это поддержит не только разностороннее развитие, но и научит кроху мыслить шире, фантазировать и выходить за привычные рамки. Именно эти качества в будущем помогут ему не расплескать интерес к творчеству и преуспеть в нем!
Если ребенок тяготеет к музыке, важно тоже показывать ему разнообразие
Не стоит акцентировать внимание на одних только произведениях Моцарта и в принципе классической музыке. Выбирая композиции, лучше всего останавливаться на тех, которые исполняют один-три инструмента – но и это не безусловное правило
Следуйте вкусам крохи, и он сам выберет себе подходящую музыку. Подпевайте и танцуйте вместе с малышом, показывайте, что вам весело и что вам нравятся арии и па, которые он исполняет.
В любом искусстве главное – искать и находить новые пути, мыслить иначе и показывать что-то новое
Поэтому развивать воображение так же важно, как и сами навыки рисования и лепки или музыкальный слух. И здесь папам и мамам самим важно проявить фантазию: придумывать игры, в процессе которых малыш сможет что-то сочинять и учиться, по-настоящему творить
Какой из талантов развивать
«Талантливый человек талантлив во всем» – пожалуй, все слышали эту фразу. Действительно, в мире много одаренных детей, которые с раннего детства любят петь, танцевать, декламировать стихи и, при этом, бегать и прыгать на детских площадках. Потому-то и сложно определить какой-то ведущий талант у малышей, которые хороши во всем, за что бы не брались. Чтобы удалось выбрать правильное направление, нужно найти ту деятельность, которая увлекает ребенка больше всего. Рассмотрим это на примерах:
- «юный техник». Если малыш постоянно любит разбирать свои игрушки на маленькие детали, не спешите его ругать. Возможно, он обладает живым умом, который толкает его на поиск сути вещей. Попробуйте отвести ребенка на технические кружки, может быть это именно то, что его увлечет.
- «маленький чемпион». Многие дети стремятся стать самыми сильными, ловкими и быстрыми среди своих сверстников. Если у малыша душа лежит именно к спорту, то помогите ему выбрать направление. Если он обожает воду и готов часами сидеть в ванной, то ему подойдет плавание. Если ребенок обожает боевики, интересуется борцовскими приемами, то ему подойдут единоборства. А может быть именно игра в команде вызывает у него вдохновение, тогда подойдут футбол, волейбол, баскетбол. Главное учитывать мнение ребенка.
- «прирожденный актер». Многие малыши еще с детского сада обожают участвовать в различных сценках и постановках. Если родители замечают, что их чадо обожает менять образы и подражать различным героям, то можно попробовать отдать его в театральную студию, где удастся раскрыть его талант.
- «будущий ученый». Про некоторых детей говорят, что они серьезны с рождения. Кто-то рано начал считать и читать, а кто-то просто живо интересуется различными фактами об окружающем мире. Для таких малышей подойдут курсы ментальной арифметики, кружки юного натуралиста, шахматные секции или иные, связанные с наукой и интеллектуальной деятельностью, направления.
- «мастер кисти». Если ребенок постоянно что-то рисует, не расстается надолго с альбомом и красками, то ему точно будут интересны занятия в художественной студии. Возможно это принесет плоды, и из такого малыша вырастет талантливый дизайнер, архитектор или иллюстратор.
- «новая звезда». Многие малыши с детства обожают музыку. Одни пускаются в пляс, едва ее заслышав, а другие поют вместе со своими любимыми исполнителями. В таком случае, можно попробовать записать ребенка в танцевальную секцию или музыкальную школу, в зависимости от того, что ему больше нравится.
Перечисленные направления являются лишь примерами того, чем может заниматься ребенок. Областей спорта, наук и творчества огромное множество, а значит каждый сможет найти себя в одной из них
Важно помнить, что не существует в мире ребенка, обделенного талантом. Есть только талант, который еще предстоит найти и помочь ему раскрыться
Этапы формирования способностей у детей
Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:
один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам
Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам
Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.
Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.
- семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
- 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.
Успехи в школе: как правильно распознать причины неудач
Большинству родителей вполне закономерно хочется, чтобы их дети имели высокие оценки в школе, хорошо успевали по всем предметам и учились если не на «отлично», то как минимум хорошо. Но реальная жизнь далека от идеала в родительских мечтах, и чаще всего ситуация такова, что ребенок хорошо успевает по одним предметам и с трудом подтягивает показатели по другим. Или вовсе школьника тянет к творчеству, спорту, а школьные предметы даются сложно. Обычно в таких случаях родители начинают бить в тревожный колокол и «наваливаться» на ребенка с разными дополнительными занятиями по проблемным предметам. Еще и в школе постоянно подливают масла в огонь, без конца указывая на провалы в учебе.
Что, если взглянуть на подобную ситуацию под новым углом? Что, если родители попробуют увидеть эту школьную картину глазами самого ребенка с учетом его способностей и склонностей?
Каждый человек индивидуален и уникален, это касается прежде всего детей. Ведь именно с малого возраста развивается эта индивидуальность. У кого-то предрасположенность к точным наукам, и математика с физикой в школе – самые любимые предметы. А вот русский язык и география вызывают приступы тоски и печали. Для других детей, напротив, гуманитарные науки интересны и близки, а точные даются сложно.
Родителям важно понять, что далеко не все проблемы с определенными предметами в школе у их детей вызваны ленью и неспособностью справляться со сложностями. Основная причина может заключаться в индивидуальных наклонностях ребенка
Ни в коем случае нельзя его за это стыдить и, уж тем более, унижать! Наоборот, стоит попытаться сместить акцент с проблем на успехи ребенка. Это придаст ему уверенности в себе и сил для преодоления сложных ситуаций. К решению последних родителям стоит подойти мягко, без лишнего давления, попробовать найти щадящие способы для исправления ситуации.
Терпеливо помогать ребенку развивать свои способности в школе и вне ее, совместно учиться мягко и без стрессов преодолевать сложности – вот верный путь для родителей и детей! Такой труд непременно принесет плоды: ребенок будет расти гармонично развивающимся, творческим, уравновешенным и уверенным в себе человеком.
«И какой же у нас талант?..»
Способности ребёнка начинают проявляться в самом раннем возрасте. Выявить их не сложно. Нужно только внимательно наблюдать за его поведением. Лучший вариант предоставить малыша самому себе и посмотреть чем он будет заниматься. Желательно проследить, во что он играет со сверстниками и как меняется его поведение в окружении других детей. Нелишним будет и самим родителям поучаствовать в процессе. К примеру, можно предложить ребёнку несколько занятий на выбор и тем самым выявить его предпочтения.
Разумеется, за один день талант ребёнка выявить не получится. Наблюдать за малышом и его склонностями нужно постоянно. Можно даже завести небольшой дневник, где записывать пристрастия маленького человечка. Придёт время и эти записи могут значительно помочь в принятии решения, когда встанет вопросе «Куда же отдать ребёнка для его развития?».
Вот пара примеров того, как по поведению можно определить способности и склонности малыша.
Если при общении малыш активен, ярко выражает свои эмоции, иллюстрируя рассказы жестами и мимикой, то это указывает на присутствие артистического таланта. Дети с такими склонностями очень любят много и подробно рассказывать что-либо, вызвать у окружающих интерес к своему рассказу, подогревая его активными действиями. Эти ребята не стесняются и с большим удовольствием участвуют во всех мероприятиях, где нужно выступить перед публикой.
Тихий, спокойный и всё правильно понимающий ребёнок с большой долей вероятности обладает неплохими интеллектуальными способностями. Такие дети рассудительны, легко запоминают информацию и пользуются вновь приобретёнными знаниями. Они усидчивы и даже консервативны. Нередко дети с высоким уровнем интеллекта выглядят более замкнутыми и малообщительными чем их сверстники, предпочитая шумным забавами тихое времяпровождение.
Сначала — наблюдаем
На самом деле, это самая важная роль родителя — наблюдательная. Все тайное так или иначе становится явным. Внимательно смотрите на своего ребенка, когда он занят своими делами: как играет, как общается со сверстниками, как двигается. Особенно показательны игры — в них всегда что-то, да вылезет.
Проще всего определить наличие таланта, когда ребенок в чем-то преуспевает по сравнению со сверстниками, делая это быстрее и лучше. Это означает, что дело ему нравится. И это уже полталанта, а то и целый.
Когда ребенку что-то нравится, стоит предоставить ему поле действий попросторнее. Любит подолгу плескаться в ванне? Отдайте в бассейн. Вытаскивает у мамы из кармана смартфон, чтобы что-то сфотографировать или заснять? Отлично, выдайте ему старую «мыльницу» (у вас ведь наверняка валяется), пусть развивается. Самые удачные опыты можно выложить в Instagram, в конце концов, делать фото для него — это тоже талант. Юным режиссерам можно подарить стик-ботов или найти другие варианты для практической реализации их взгляда на мир.
А вообще, с ребенком стоит попробовать поговорить, задать наводящие вопросы и услышать (а не прослушать) ответ. Это всегда полезно, на самом деле. То, чем дорожит и о чем рассказывает малыш — особо ценно для него, и здесь тоже может быть спрятан ключ к его таланту.
И не забывайте, что вы не единственный наблюдатель вашего чада. С воспитателями и педагогами родители чаще обсуждают всевозможные проблемы и сплетни, а как давно вы интересовались, что у ребенка хорошо выходит? Вот известный пример из жизни: родитель вернувшейся из летнего лагеря девочки поинтересовался у вожатого не только проблемами дочки, но и тем, что у нее лучше всего получалось. Полученный ответ о том, что ребенок заинтересовался в лагере теннисом, изменил всю судьбу девочки, отданной впоследствии в теннисную секцию и проявившую недюжинный талант в этом деле. Один случайный необязательный вопрос и один ответ. Всего лишь!
Врожденные или приобретенные?
В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?
Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.
Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.
Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.
Исследования природы способностей
Чтобы выяснить соотношение наследственности и среды, проводились интересные исследования. Например, изучали родословные выдающихся представителей искусства и науки.
Было выяснено, что прабабушки Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина Ольга и Евдокия Трубецкие были родными сестрами. В роду Иоганна Себастьяна Баха было около 26 музыкантов с выдающимися музыкальными способностями. Этот род был настолько известен, что всех городских музыкантов в то время называли «бахами».
Однозначные и точные результаты были получены при изучении степени сходства психических процессов и поведения у однояйцовых близнецов. Как известно, у однояйцовых близнецов набор хромосом одинаков. Значит, все различия между ними объясняются воспитанием и влиянием окружающей среды.
Даже в тех случаях, когда однояйцовые близнецы были разлучены сразу после рождения и росли в разных семьях, они оказались намного более похожи друга на друга, чем разнояйцовые близнецы, которые воспитывались вместе.
Роль наследственных факторов подтвердили и данные, полученные при исследовании приемных детей, усыновленных сразу после рождения. Когда они выросли, их умственные способности намного больше соответствовали способностям биологических родителей, а не приемных.
Встречались и пары однояйцовых близнецов, сходство между которыми не было таким разительным, к тому же у всех пар оно резко уменьшалось с возрастом.
Как действовать родителям?
Важно, чтобы родители проявляли интерес к тому, что делает ребенок, и хвалить его. Показывайте ему, что вам нравится то, что он построил или нарисовал
Главное здесь – энтузиазм, который передастся малышу, и мотивация делать больше и больше, развиваться.
Например, если на его рисунке домик получился круглым, а не прямоугольным, дорисуйте ему глаза, рот и нос. А треугольная крыша пусть станет шляпой! Увидев, что его неудачный рисунок превратился во что-то прекрасное, малыш вдохновится и не растеряет тягу к искусству.
Каждый ребенок талантлив и каждый рано или поздно проявляет интерес к творчеству. Но если вдруг в какой-то момент малышу станет скучно водить карандашом по бумаге – это нормально. Задача родителей проста: нужно давать детям возможность и пространство для того, чтобы они могли проявлять себя так, как им хочется.