Как правильно ставить запреты?
Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.
Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?
· Создайте безопасную предметно-развивающую среду
Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).
· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества
Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?
· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами
Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.
· Презентация запрета
Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.
· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию
Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.
· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно
Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин»
· Позвольте ребенку совершать ошибки
Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.
· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения
Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.
· Не реагируйте на провокации
Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.
Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?
Полезные ссылки:
Почему родителям бывает так сложно отказать ребенку?
Даже если родители усвоили необходимость запретов, то перенести их в жизнь бывает непросто. Что мешает родителям, научится отказывать детям?
Желание угодить во всем
Такое случается, если ребенок был особенно долгожданным или сами родители были лишены в детстве того, чтобы им хотелось получить. И когда малыш появляется на свет, родители решают дать ему все-все-все. Иногда, желание становится навязчивой идеей: покупаются самые дорогие гаджеты, одежда, продукты. Только бы у ребенка было все лучше, чем у остальных детей. Посторонними людьми, такое желание, ошибочно трактуется как проявление безусловной любви.
На деле – это прямой путь вырастить эгоиста. Самые избалованные дети капризничают больше остальных. А секрет, как раз и таится в отсутствии границ. Малыш, подсознательно ищет пределы допустимого, а когда их не находит – капризничает, ведь он не чувствует себя в безопасности.
На деле, в раннем возрасте малышу нужно немногое: питание, сон, комфорт, внимание родителей. Если не начать самостоятельно окружать малыша ненужными, но дорогими вещами, у него не сформируется неконтролируемая жажда иметь все, на что он посмотрит
Зависимость родителей от мнения окружающих
Например, когда ребенок устраивает истерику в людном месте из-за отказа мамы купить очередную ненужную игрушку, а «сердобольные» покупатели, проходившие мимо, считаю необходимым внести свой комментарий: «вам, что жалко?», «купите, он же плачет!», «что вы за мать?!»…мама сдается, под гнетом мнения окружающих. Ей жутко неловко, а в это время, малыш понимает, что «игра на публику», способна дать желаемые результаты.
Или другая ситуация: в гости пришли друзья семьи (соседи, родственники), у которых есть ребенок похожего возраста. Они искренне удивляются: вы не приобрели любимому чаду, новейшего робота (куклу, конструктор, телефон, рюкзак и многое другое)? Они давно уже это сделали! Родителям снова становится неловко, и они начинают чувствовать себя плохими воспитателями. Здесь взрослые манипулируют взрослыми.
Запомните: от наличия или отсутствия очередной игрушки у вашего ребенка, вообще не зависит хорошими или плохими родителями вы являетесь. Научитесь не зависеть от чужого мнения, и отказывать не только ребенку, но и окружающим. Не позволяйте им решать за вас. Сообщите любопытным зевакам в магазине, что сами знаете, покупать или не покупать новую игрушку ребенку. Укажите друзьям, что у вашего малыша достаточно игрушек, а вместо нового робота, вы сходили всей семьей на развивающие занятия или смастерили домик для кошки.
Попадание на распространенные детские уловки
«Мама, но всего один разочек!», «Папа, если ты меня любишь, купи мне ту синюю машинку!», «Мне вечно ничего нельзя, а вот Васина мама все ему разрешает!». Знакомо?
Такие фразы ежедневно слышат родители по всему миру. В возрасте 4-7 лет, дети активно учатся перенимать поведение взрослых. Если в семье свойственны подобные манипулятивные приемы, то очень скоро они усваиваются и малышом. Но получить похожие примеры, он может из окружающего мира (садик, школа, телевиденье). А вот справляться с детской манипуляцией предстоит родителям.
В ответ на подобные фразы, родители должны понимать, что одним разом ничего не ограничится. Скажите, что, безусловно, любите ребенка, но выполнять просьбу не будете, ведь любовь не измеряется подарками. Расспросите, что такое «ничего нельзя» и «все можно», в чем это выражалось. Подробно разберите каждый пример. Возможно, что ребенку просто нахватало внимания и разговор перетечет в абсолютно другую тему, и он не вспомнит о недавней прихоти.
Как делать не нужно
Подводя итог под сложным вопросом запретов в жизни крохи, предлагаем вам подборку действий, которые не стоит делать, чтобы создать необходимые для ребенка грани. Если вы будете помнить о них, то общение станет проще, а ваши ограничения понятнее.
Чтобы ребенок понимал все ваши запреты и выполнял их, не стоит:
Запрещать, не объясняя причину ограничения. Каждый раз, когда вы вводите новую границу в жизни малыша, старайтесь объяснить, почему вы это делаете на языке ребенка. Используйте мимику и жесты для самых маленьких, слова и рисунки для детей постарше. Рассказывайте сказки, истории, через которые можно объяснить последствия. Используйте опыт ребенка, чтобы донести ощущения, которые он получит, если ослушается: будет больно, горячо, мокро и т. д. Помните, что малыши используют образное мышление и для закрепления запрета необходимо сформировать прочную связь между определенным действием и последствием;
Использовать громкий пугающий крик «стой» для прекращения каждого нежелательного действия. Чтобы это слово сработало, оно должно использоваться крайне редко и только в отношении действий, которые представляют опасность для жизни и здоровья малыша;
Насыщать собственную речь частицей «не». Старайтесь вести беседу в положительном ключе, рассказывая о возможностях, а не ограничивая действия. Мозг человека устроен так, что отрицательная частица просто выпадает из понимания. Образное мышление работает через картинки, и, если малыш может представить существительное или действие, то отрицательная частица не представляет из себя ничего, поэтому ребенок не может ее воспроизвести образно и опускает как ненужную;
Запрещать, не предлагая альтернативного занятия. Запретный плод сладок, а если взамен не предлагается другого интересного занятия, то желание воспротивиться запрету практически невозможно подавить. Предложите замену действию и не придется кричать и ругаться;
Устанавливать запрет и не уведомить о нем остальных домочадцев. Единая позиция по запрещенным действиям в семье – залог успешного усвоения правил ребенком. Не забывайте предупреждать людей, которые остаются с малышом про установленные правила. Старайтесь сами не нарушать собственный запрет, ссылаясь на острую необходимость или стечение обстоятельств;
Распространять ограничения на естественные потребности детей. Не запрещайте бегать, кричать, прыгать, ограничивая необходимые для ребенка действия
Если вам хочется тишины и спокойствия, предложите крохе на это время заняться спокойным занятием, объясните, почему важно стараться быть тише. Помните, что до 5-ти лет дети не умеют контролировать свои эмоции и выражать их тихо;
Шантажировать любовью
Распространенная ошибка родителей, которые стремятся добиться подчинения запретам – использование выражения: «Если ты не будешь делать что-то, то я не буду тебя любить». Никогда так не делайте! Родительская любовь должна быть неизменна и постоянна. Даже в самых сложных и тяжелых ситуациях говорите ребенку о своей любви, она должна быть непоколебима. Расскажите, что он вас расстроил, огорчил, но не шантажируйте своим отношением.
Выстраивание правил поведения ребенка в семье и обществе, возводя необходимые запреты, родителями: они готовят малыша ко взрослой жизни, которая состоит из разнообразных табу. Не стоит пренебрегать этой возможностью и все разрешать малышу, ему будет не комфортно, а после трех лет − страшно. Когда человек не ощущает границ, не знает, как далеко он может зайти в своих действиях, его это страшит, зачем создавать такие условия ребенку? Но возводя грани, нужно быть осторожными, пользоваться советами и рекомендациями опытных родителей и психологов, и тогда вы сможете организовать безопасное развитие и гармоничные отношения в семье.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Правило №3: Сопровождайте запрет понятным действием
Психологи не рекомендуют подкреплять запретные слова наказанием. Шлепки и прочие меры острастки вызовут замешательство и страх. Ваша задача – объяснить словами, а не физическим давлением.
Цель действий состоит в том, чтобы убрать кроху из зоны опасности. Отстраните малыша плавно, без рывков и других болезненных движений. Вы можете схватить и удержать его руку, отодвинуть ребенка от предмета, который ему любопытен, отвлечь чем-то интересным. Объясните причину запрета кратко, без излишних философствований. Например, «нельзя трогать огонь, будет «бо-бо».
Еще несколько полезных рекомендаций, как объяснить ребенку слово «нельзя».
Проверьте реакцию малыша в безопасной обстановке. Это поможет убедиться в правильности ваших объяснений. Будьте готовы, что годовалый ребенок не сразу усвоит урок. Это зависит от его умственной зрелости и темперамента. Некоторые непослушные непоседы будут упрямо бросать вызов родительским запретам.
Ребенок не должен чувствовать, что взрослые обращают на него максимум внимания, только когда он приближается к чему-то запретному. Уделяйте достаточно времени, чтобы объяснить ему не только плохие, но и хорошие вещи
Иначе он будет намеренно привлекать ваше внимание, делая то, что нельзя.
В годовалом возрасте дети могут делать такие вещи, как выдергивание волос у мамы и тому подобное. Таким образом он просто демонстрирует свою привязанность. В подобной ситуации скажите: «Маме больно» спокойным тоном и остановите его чем-то позитивным, например, поцелуем в руку.
Хорошо работает у маленьких детишек метод усиления интонации
Если ребенок не реагирует на слово «нельзя», сказанное тихим голосом, повторите его несколько раз более низким и требовательным тоном.
В таком возрасте лучше отвлекать детей, чем использовать метод «тайм-аута». Тайм-аут – это когда вы помещаете ребенка в удаленное место на несколько минут, например, сажаете в манеж. Этот способ обычно не работает, потому что дети этого возраста понятия не имеют, чего вы пытаетесь достичь, и просто не помнят, что сделали неправильно.
Используйте концепцию «безопасный дом». Уберите из зоны досягаемости ребенка вещи, которые он не должен трогать
В таком случае количество «нельзя» сократится, а его эффективность увеличится.
Когда необходимо отвлечь ребенка или изменить ситуацию, обязательно предложите альтернативу. Например, уберите ваш дорогостоящий смартфон и займите его внимание развивающей игрушкой. Играть с умным зайкой так весело!
Сначала ребенок, делая то, что запрещено, видит родительскую реакцию, но поступает наперекор. Постепенно он учится говорить себе «нельзя». Наконец, когда урок полностью усвоен, он спрашивает: «Можно?». Таким образом, сначала он усваивает концепцию «нельзя», а затем «можно». Подтверждением этому служит тот факт, что годовалые дети склонны к отрицанию. На любой вопрос они с большой долей вероятности ответят «нет». Слово «да» появляется в детском лексиконе гораздо позднее. Не принимайте детское «нельзя» на свой счет. Оно не свидетельствует о непризнании авторитета, а является проявлением самостоятельности и желанием подражать взрослым.
Сделайте квартиру полностью безопасной
Это позволит исключить из списка некоторые запреты. Розетки можно закрыть специальными заглушками, габаритные и опасные вещи — разместить как можно выше, а острое и горячее (те же ножи, утюг и плойки) — поместить в надёжное место.
Не понаслышке родители знают: запретный плод всегда сладок. Поэтому лучше познакомить ребёнка с опасными вещами и дать доступ к ним как можно раньше. Разумеется, только под контролем взрослых. Если ребёнок будет часто использовать «запретный плод», то вскоре его интерес к данному предмету и вовсе исчезнет. Это же правило, кстати, действует и для других вещей: если хотите, чтобы у малыша к чему-то не пропал (а точнее — увеличился в разы) интерес, ограничивайте «дозу».
А. Дайте чаду игрушечный нож и доверьте порезать варёные овощи. Позвольте погладить одежду почти остывшим утюгом или выключить микроволновку. Так вы не только позаботитесь о безопасности малыша, но и воспитаете в нём интерес к подобной работе. В будущем то, что вы делаете сейчас, положительно отразится на его отношении к домашней работе.
Осталось подвести итоги. Как выяснилось, не стоит прямо запрещать ребёнку какое-то действие. Очень многое необходимо спокойно объяснять. Положительной вехой в воспитании является использование слов-заменителей, таких как «край», «опасно», «острый», «горячо», «будет больно» и т. д. Необходимо давать возможность выбора и самостоятельного принятия решения, аккуратно знакомить с опасными предметами. Так дитя научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Почувствовав в себе уверенность, отпрыск станет гораздо меньше врать.
Теперь и вам, родителям, нужно воспитать в себе спокойствие, терпение и умение выслушать и рассказать. Без этого всё вышесказанное так и останется вышесказанным.
«Ты самый лучший», «Остальные хуже тебя в сотни раз»
Почему дети никогда не должны слышать подобную фразу?
Считается, что в таких словах скрывается не похвала, а всего лишь обычные дифирамбы, которые способны вызвать у ребёнка своеобразный нарциссизм.
А ведь дети будут жить в такой среде, в которой мало кто станет и дальше выказывать им восхищение.
Взрослая жизнь такова, что ни преподаватель в вузе, ни работодатели не будут восторгаться умениями ребенка, считая его вполне заменимым сотрудником.
В каких словах хвалить? Конечно, похвалы обязательны в воспитании детей, однако их нужно дозировать и адресовать ребёнку за конкретный поступок или достижение: «Так здорово, что ты получит пятёрку за диктант».
В каком возрасте ребенок поймет, что такое «нельзя»
Применение запретов к маленьким детям рекомендуется использовать уже до года. В этом возрасте малыш еще не понимает значения самого слова, но уже четко улавливает интонацию, мимику, жесты.
С того момента, когда кроха сядет и начнет исследовать окружающий мир (5-7 месяцев), взрослые должны внимательно следить за его перемещениями и в случае возникновения опасности указывать на нежелательность поступка.
Вводить первые «нельзя» лучше всего начинать с девяти месяцев, при этом желательно на первом этапе не просто говорить слово, а переключать внимание на другие интересные для крохи занятия. Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия
Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя»
Если действие не несет угрозы для жизни и здоровья, то рационально дать возможность попробовать совершить желаемое и увидеть результат, чем попытаться донести в словесной форме сложные для детского ума понятия. Дети должны совершать ошибки и учиться на них, лучше, чтобы это происходило как можно раньше, на простых вещах. Через опыт и наглядный пример намного проще донести значение слова «нельзя».
Уже после года малыш начинает активно развивать свой речевой аппарат и понимать значение слов. Если до этого времени при возникновении опасной ситуации вы применяли непосредственно «нельзя», то малыш с легкостью поймет его значение и будет на него реагировать.
Испытанием для родителей обычно бывает возраст ребенка около трех лет. В это время у крохи происходит первый кризис, появляется желание командовать и добиваться желаемого любой ценой. К трем годам малыш уже достаточно знает о мире и неизведанное начинает его страшить, поэтому для собственного успокоения он ищет грани дозволенного, испытывает взрослых, прощупывая границы своих возможностей. Наличие понятных для ребенка ограничений успокаивает кроху, а родителям позволяет обезопасить малыша от нежелательных действий и последствий
Психологи и педагоги рекомендуют обращать особое внимание на запреты в этом возрасте, вести их разъяснения. Нужно постараться выбрать позицию, которая бы не сильно ущемляла любознательность малыша и в то же время не имела размытых рамок
Дети старше 3-х лет уже четко понимают правила поведения, реагируют на запреты, поэтому часто используют чрезмерные ограничения для привлечения внимания. В ситуациях, когда ребенок старше 3-х лет делает заведомо запрещенное действие, прежде чем ругать, стоит задуматься о причинах, которые побудили его это сделать. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом пытается вам об этом сказать.
Расширение поля запретов после трех лет происходит плавно. Постепенно знакомя кроху с правилами поведения в общественных местах, транспорте, необходимостью соблюдения законодательства и другими правилами, вы прививаете понимание необходимости сдерживания собственных порывов. Основным секретом воспитанного ребенка является умение родителя объяснить, как нужно себя вести, доступно рассказать, почему некоторые действия находятся под запретом.
Фразы, которые нельзя говорить детям
21. Ты – лентяй
Бывает, что дети время от времени ленятся.
Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.
Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.
22. Доешь до конца
Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.
Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.
23. Это недостаточно хорошо
Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.
Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.
Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.
24. Не заставляй меня повторять!
Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.
Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.
25. Ты неблагодарный
Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.
Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.
Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.
26. Ты у меня самая красивая или самый красивый
Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.
Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.
Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс
Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.
27. Перестань вести себя как ребенок
Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.
Дети – эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо, то есть по-детски.
В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.
28. Ты можешь и лучше
Giphy
Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.
Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.
Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.
Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.
29. Практика сделает свое дело
Как фраза “Ты можешь лучше”, так и фраза “Практика сделает свое дело” создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.
Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.
30. Ты меня достал(а)
Время от времени родители злятся на своих детей.
Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.
Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.
Как говорил кот Леопольд: “Ребята, давайте жить дружно!”
Под запретом!
10 фраз, которые нельзя говорить ребенку не при каких обстоятельствах:
Это я сделаю сам, у тебя все равно не получится!
Не удивляетесь, но вы, таким образом, травмируете свое чадо, ставите ему программу неудачника. После этого он думает, что глуп, чувствует себя неловким. Не ждите от него в будущем инициативы, он будет бояться оказаться неумехой.
Возьми, а то не успокоишься!
Когда на протяжении долгого времени малыш заунывно просит что-то, выдержать нелегко.
Ни в коем случае! Если он поймет что так можно добиться своего, будет вами манипулировать. Это первый шаг к детскому эгоизму, виной которого являются сами родители.
Это пустая угроза, которая чаще не доходит до реализации. Но ребенка пугает, растит в нем обиду.
Прекрати сию же минуту!
Подобная резкость недопустима. Конечно, может быть срыв, тогда обязательно извинитесь. После такого приказа он не только не прекратит свое занятие, еще начнет плакать, протестовать.
Почему ты не понимаешь, что…!?
Нравоучения, да еще на повышенных тонах пользы не принесут. Если ребенок взвинчен, расстроен, это вообще пустая трата вашего времени и нервов.
Малыш всего лишь затаит обиду. Возможно, у него в этот момент какая-то проблема, ему нужна помощь, а не наставления.
Так себя нельзя вести!
Эта фраза «создана» для того, чтобы привить ребенку стереотипы. В действительности родители не понимают этого, а ведь выросший мальчик на всю жизнь может остаться с комплексом, что его чувствительность что-то неподобающее мужскому началу, а девочка жить с оглядкой на «свои неженственные» привычки.
Какая глупость, не расстраивайся!
Почему вы решили что это «ерунда»? Возможно для малыша это очень даже значимо. Рассыпанный домик из кубиков или сломавшаяся любимая машина – это его мир и он ему дорог.
Правило №5: Когда нельзя говорить «нельзя»
Родительские запреты не должны противоречить важнейшим потребностям малыша, необходимым для физического и психоэмоционального развития. Слова «нельзя бегать (прыгать, кричать, лезть)» лучше убрать из лексикона. Хорошо демонстрирует такой подход следующий пример. Одна мама пытается объяснить ребенку, почему нельзя рисовать на стенах. Вторая – в месте, где любит рисовать маленький художник, вешает кусок старых обоев, чтобы развивать его творческие способности. Какая позиция вам ближе?
Конечно, можно добиться, чтобы ребенок не разрисовывал стены, не пачкал мебель красками и клеем. В результате имеется порядок в доме и скучающий ребенок, который не знает чем заняться. У таких обремененных запретами деток нередки невротические реакции: так организм компенсирует нереализованные потребности в саморазвитии.
Психологи выделяют две крайности. Одни родители копируют шаблоны собственного воспитания: не разрешают делать детям то, что им самим запрещали в детстве. Другие идут от противного. Выросшие в строгости родители пытаются освободить дитя от любых ограничений, давая ему настоящую вольницу. И тот, и другой путь неверен. Постарайтесь следовать мудрой золотой середине, оставив запреты для жизненно необходимого круга вещей.
Взрослые должны осознавать, как обилие запретов отражается на детской психике. Особенно если сами делают то, что запрещают. Годовалый малыш не может объяснить себе истинную причину ограничений. Его мысли могут приобрести два нежелательных направления:
- Родители плохие. Мне не разрешают, а сами делают.
- Раз им можно, а мне нет, значит, я плохой.
В первом случае у ребенка возникает обида или агрессивное поведение, которое он направляет вовне: на сверстников, животных, игрушки. Это провоцирует его на непроизвольные капризы, истерики. Во втором варианте ребенок винит себя. У него формируется низкая самооценка, он привыкает находиться в роли неудачника.
Чтобы избежать этих неприятных последствий, важно не просто грамотно объяснить малышу, что такое «нельзя», но и правильно формулировать запреты. Оставьте «нельзя» для критических, опасных случаев, для всего остального вам в помощь «великий и могучий русский язык»
Похожие посты
Оставить комментарий