Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Покупка игрушки для себя, а не для ребенка
Многие современные родители испытывают чувство вины из-за того, что много времени проводят на работе, забывая не только сходить с малышом куда-либо, но и элементарно почитать ему сказку или поиграть. Дефицит внимания, которое могли бы уделять собственным детям, они пытаются восполнить с помощью покупки дорогостоящих игрушек, в наличии которых звуковые и световые эффекты, опции воспроизведения сказок и песен. Глупо полагать, что высокотехнологичные гаджеты могут заменить ребенку общение с матерью или отцом. Ими можно воспользоваться, но в самых крайних случаях, когда из-за отъезда нет возможности почитать ребенку сказку. Можно сказать, что появление данных гаджетов способно успокоить лишь самих родителей, но дети не всегда в них нуждаются. Для их развития, в том числе эмоционального, интеллектуального, социального, намного полезнее окажется заниматься с пластилином, мячом, ведерком и лопаткой. Это будет способствовать полноценному развитию творческого начала и подготовке ко взрослой жизни. Говорят, что у современных детей отсутствует фантазия и желание что-либо придумывать из-за постоянного времяпрепровождения за компьютером, вследствие чего не стоит лишь ребенка желания заниматься с подручными материалами. Это займет его, в особенности в тот момент, когда родитель будет занят домашними делами, а малыш сможет создать нечто новое и интересное своими руками.
Рекомендация: самое оптимальное – подбор и покупка игрушек в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Лучше всего не покупать их слишком много, чтобы чередовать, а заодно вызывать интерес у малыша появлением новых, чтобы не появилось однообразия. Можно купить несколько игрушек и спрятать, чтобы впоследствии радовать ребенка новым приобретением.
10 дельных советов родителям, которые хотят воспитать невротика
Недавно на прилавках книжных магазинов появились две книги о детском воспитании, авторы которых использовали интересный подход к читателю. Речь идет о новинке от французского психолога Виржини Дюмон «Как испортить ребенка воспитанием. Вредные советы» и о новой книге Ольги Маховской «100 ошибок воспитания, которых легко избежать». Оба психолога применили любопытный подход «от обратного». Некоторые родители, как в кривом зеркале, могут увидеть себя на страницах этих книг.
Метод вредных советов понравился редакции, и Я – Родитель решил рассказать о том, что нужно делать, чтобы ребенок как можно быстрее приобрел невротические черты. Естественно, эти советы нужно также воспринимать наоборот.
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Еще раз повторим: слова «воспитание» и «взращивание» – разные. Взращивая ребенка, родители не подавляют его потребности, желания, какие-то врожденные способности – наоборот, они дают ребенку возможность развиваться. Но при этом определенным образом родители управляют ребенком для того чтобы он социализировался, встраивался в среду без гиперопеки, чтобы он учился отвечать за себя и самостоятельно решать свои проблемы. И тогда в семье будет расти не невротик, а психологически здоровый ребенок, с которым у родителей всегда будут прекрасные взаимоотношения.
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Неврозы и тревожность у детей
Разве плохо, что мы задаем ребенку высокую жизненную планку? У человека должна быть значимая цель, тогда будет и стимул к развитию — с этим не поспоришь. Но если дети стремятся добиться успеха только потому, что хотят заслужить родительскую любовь, это может обернуться серьезными эмоциональными проблемами. Ребенок понимает, что главное — показать результат, а если не сможешь оправдать родительских ожиданий, будешь нелюбим, отвергнут.
Завышенные требования способствуют и усилению тревожности — дети воспринимают как провал все, кроме безоговорочной победы. Развивается так называемый школьный невроз: ученики начинают бояться вызова к доске, тестов, соревнований, публичных выступлений. Накануне контрольной одного тошнит, другой не может заснуть, а третий откровенно симулирует болезнь, чтобы не участвовать в очередном “состязании”. Если участвовать все-таки приходится, и он не выигрывает, все может закончиться нервным срывом или даже попыткой суицида.
Однажды ко мне на прием пришла мама пятилетнего мальчика. Она принесла с собой тетради, в которые ее сын каллиграфическим почерком выписывал цитаты из произведений русских классиков. Мама рассказала, как много занимается с сыном и каких успехов она добилась: “Мой мальчик заметно отличается от ровесников, он самый умный в группе. Уже давно бегло читает. Мы регулярно проверяем скорость чтения — на прошлой неделе набрал 98 слов в минуту. Он учит английский. Мы следим, чтобы каждый день он запоминал какое-нибудь новое слово. А еще наш вундеркинд часами играет в шахматы на компьютере”. Тут она замялась и смущенно добавила: “Но он писается по ночам. Что мне с этим делать?”.
Стоит ребенку немного отстать в учебе, ему тут же нанимают репетитора, отсекая любые попытки справиться без посторонней помощи. Это только усиливает его тревогу и беспокойство. Возникает ощущение хронической неуспешности, снижается самооценка, он впадает в уныние, появляется страх не соответствовать, не достичь — так проявляется “синдром неудачника”.
Американский психолог Карен Хорни выделяла три особенности невротического соперничества.
Во-первых, невротик постоянно сравнивает себя с другими, даже в ситуациях, которые этого не требуют. Он воспринимает жизнь, как жокей на скачках, для которого имеет значение только одно — опередил он других или нет.
Во-вторых, он стремится всегда быть уникальным и исключительным. В то время как нормальный человек может довольствоваться относительным успехом, цель невротика — всегда полное превосходство.
В-третьих, невротика отличает скрытая враждебность, чрезмерное честолюбие, установка, что “никто, кроме меня, не должен быть красивым, способным, удачливым”. Известие о том, что кто-то опередил его, может привести невротика в состояние слепой ярости.
Невротическое соперничество не мотивирует, а парализует. Обычно такие люди не могут не то что добиться успеха, но даже всерьез начать какое-нибудь дело. Перфекционист-невротик похож на “великого охотника” из фильма “Обыкновенное чудо”, который перестал охотиться из боязни, что промахнется и потеряет статус “великого”. А сохранить его можно, только если ничего не делать и критиковать других.
Ошибка 6. Излишнее баловство и высокие требования
Не стоит ребенку постоянно находиться в излишней строгости или в условиях высоких требований. Небольшая шалость или промах в обязательном порядке должны быть прощены. В противном случае ребенок будет упрям, неуверен в себе и раздражителен.
Конечно, это не означает, что вам надо уходить от каждодневных требований и делать бесконечные поблажки. Однако и дрессировщиками быть не стоит. Хорошо использовать методы убеждений, при которых вы объясняете, почему поступить иначе нельзя. Такие завышенные требования надрессируют ребенка выполнять их лишь в ваше присутствие.
Баловать лишнего тоже не рекомендуется. Иначе ваш ребенок вырастет эгоистом, который не будет прикладывать никаких усилий для достижения своих целей. А во взрослой жизни не сможет справляться даже с несущественными препятствиями.
Ошибка 10. Замена деньгами
Зачастую сейчас можно встретить родителей, которые заменяют свою любовь к ребенку деньгами. Все понимают, что деньги нужны, но они никогда не заменят любовь родителей. Даже самая дорогая покупка может померкнуть, если малыш чувствует недостаток вашей ласки и внимания. Совместное увлечение означает намного больше, чем пачка денег в вашем кошельке.
И последнее, самое важное – это подача личного примера. Никогда не требуйте от своих детей то, что сами выполнить не в состоянии
Воспитывайте и развивайте, прежде всего, себя, ведь дети учатся на родительском примере.
Избегайте этих серьезных ошибок при воспитании своих любимых детей, и тогда они вырастут самостоятельными и счастливыми людьми.
Не проявляем интерес к совместным играм
Чтобы укрепить эмоциональную привязанность между родителем и ребенком, можно обратиться к настольным играм, вместе приготовить ужин или же прибить полку. В раннем детстве у ребенка еще наблюдается интерес к совместной деятельности, чем родители должны активно пользоваться. Взрослые должны сами проявлять творческое начало, чтобы лишний раз продемонстрировать любовь к ребенку, желание обучить его полезным навыкам, которые непременно пригодятся во взрослой жизни.
Следуя этим рекомендациям, можно вырастить из ребенка по-настоящему счастливую и гармонично развитую личность. Не стоит считать, что малыш должен заниматься лишь изучением книг, посещением кружков и обучением. Именно игра позволит развить самостоятельность, навыки, способные пригодиться в будущем и поспособствуют развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Ошибка 9. Недостаток времени
Это большая ошибка и проблема, когда у родителей нет времени на своих детей. Понятно, что все крутятся на работе и у каждого есть свои обязанности, но это ведь не означает, что о ребенке с его потребностями надо забыть. Он, как и в младенчестве, нуждается во внимании и проведении вашего свободного времени совместно с вами.
Проводить его в школу, отправить в детский сад, накормив завтраком с утра, или сходить за покупками вместе – всего этого совершенно недостаточно. Научитесь выкраивать время на занятия или игры с ребенком, попробуйте посмотреть вместе мультики или погуляйте в парке.
Если не делать всего этого, ребенок будет ощущать себя забытым и потерянным и начнет искать утешение в другом месте. Не доводите ситуации до такой, когда чужой человек стал роднее вас.
Чрезмерная нагрузка ребенка кружками и секциями
Родители стараются обучить детей всему, что не смогли успеть в детстве и юности. Нередки случаи, когда ребенку приходится возлагать на свои плечи груз невоплощенных в жизнь фантазий родителей, которые не стали спортсменами, артистами и музыкантами. Тренировки, куча кружков и необходимость выполнения домашних заданий – ложится самой настоящей нагрузкой на ребенка. Не стоит удивляться, что малыш становится менее активным, не желает посещать школу. У него может наблюдаться снижение интеллекта и социальной активности. При ограничении ребенка в игре, он перестанет проявлять самостоятельность, не сможет развить эмоциональный интеллект. Лучше всего способствовать развитию у малыша навыков коммуникации, давая время для общения со сверстниками и не перегружая его кружками и секциями.
Ошибка 1. Угрозы и обвинения
Такая методика воспитания, при которой присутствуют угрозы, запугивание и пристыжение – это большая ошибка, которая пустила свои корни еще в прошлом. Все прекрасно знают такую фразу «Как же тебе не стыдно!» и применяют ее в разговоре со своими детьми. Опускание глаз, вызванное чувством стыда, всегда отрезает желание проявлять свою инициативу и приостанавливает любую активность. Небольшая промашка совершенно этого не стоит! Ведь эти незначительные ошибки детей не смогут привести к каким-либо крупным проблемам.
Вместе с этим неприятным чувством большинство родителей часто применяют другое чувство – вину. Называя детей виноватыми, эти родители словно пытаются дать некий стимул для достижения целей. Однако, такое благостное намерение никогда не оправдывается и дети при этом замыкаются в себе. Применения чувства вины родителями приводит лишь к тому, что у ребенка совершенно пропадает заинтересованность в чем-либо, и он чувствует себя совершенно бесполезным и ни на что не годным, не способным.
Применение запугиваний и угроз не приведет также ни к чему положительному. Лишь немногие люди способны потом спокойно перебороть в себе чувство страха. В большинстве случаев, применение таких методов не дает толчок к действиям, а наоборот, парализует все ощущения и делает человека несамостоятельным.
Не нужно растить морального калеку и перестаньте запугивать своих детей. Многие родители говорят самую ошибочную фразу своему чаду о том, что больше не будут его любить. Для маленького ребенка это настоящий шок, вызывающий душевную истерику, а для более взрослого – психологическое давление, которое пробуждает делать что-то назло. Все равно вы не сможете выполнить эту угрозу, с возрастом малыш это поймет. Такая пустая и неоправданная угроза будет воспринята им как ложь и перестанет работать. Это грозит потерей доверия к вам, и ребенок просто начнет видеть во всех словах неправду.
Дети-невротики – типичные родительские ошибки
Как мы уже говорили, среди причин возникновения неврозов у детей специалисты выделяют самую главную – родительское поведение.
Именно отношение мама и папы к ребенку формирует не только его характер, но и нервную систему.
Как же воспитать из спокойного чада невротика?
Старайтесь постоянно подчеркивать важность не самого малыша, а его достижений: первые места в спортивных и творческих конкурсах, мнение окружающих людей, высокие отметки. Не одергивайте воспитателей, которые публично говорят о его неудачах, поддерживайте родственников, выражающих неудовольствие его поведением.
Будьте противоречивы – вместе с супругом ругайте и хвалите ребенка за один и тот же поступок
Обязательно устраивайте скандалы и конфликты в присутствии детей. Только в этом случае они смогут построить «нормальные» отношения в личной жизни, на работе. Если вы в разводе, не забывайте каждый день напоминать о плохой наследственности.
Высмеивайте недостатки малыша. Так вы подготовите его к будущей школьной жизни и, конечно, повысите его самооценку. Постоянно напоминайте девочке, какая она толстая. Это заставит ее заниматься своей внешностью, а значит, ее ждет или карьера модели, или анорексия.
Пусть ребенок остается в неведении, поэтому не объясняйте мотивов своих поступков. Ведь он еще маленький и ничего не поймет, а когда подрастет, то сам обо всем догадается. Не забывайте, что даже двухлетний малыш «понимает» сложные инструкции и формулировки, например, «всегда поступай правильно».
С раннего детства пугайте серым волчком, Бабой-Ягой, Бабайкой, которые только и ждут, чтобы забрать с собой непослушного карапуза. Затем к этой веселой компании добавляйте злого полицейского, жестокого доктора с уколами, монстров в темных комнатах. Кстати, кто сказал, что детей нельзя закрывать в чуланах?
Почаще сравнивайте малыша со сверстниками и осуждайте его. Напоминайте ему, что другие дети в детском саду лучше его: умнее, общительнее, перспективнее. Как только ребенок приступает к какому-либо занятию, немедленно подключайтесь и комментируйте все его неудачи и промахи.
Помните, что доверие между родителями и детьми – совершенно необязательное условие. Выспрашивайте ребенка, что он сделал за сегодняшний день: «Будь честен со мной, я тебя не накажу». Однако после его признания обвините в совершенном проступке, накажите или лишите чего-нибудь.
Кстати, наказания должны прочно войти в вашу родительскую практику. Не слушайте психологов, говорящих о вреде физических мер воздействия – порите офицерским ремнем. Также лишайте своего общения, запирайте в темной комнате, грозитесь отдать чужой тете. Пусть малыш каждую минуту гадает, что придумает мама за новый поступок.
Из вашего чада не получится невротик, если вы не научите его обманывать. Вы ведь уверены, что дети всегда лгут? Тогда пусть ребенок врет более изощренно. Постоянно напоминайте ему в беседе о том, что видите насквозь его жалкие попытки обмана: «Думаешь, я не вижу, что ты лжешь?», «Как только можно такое выдумать?» За любую попытку обмана обязательно наказывайте.
Заботливая мама – это тревожная, беспокойная родительница, которая передает свое волнение ребенку. Постарайтесь ни на минуту не покидать его. Постоянно находитесь рядом, оберегая от любых инициатив и волнуясь за него. Пусть малыш также растет тревожным, неуверенным в себе, замкнутым, зато он всегда будет готов к любым неприятностям.
Вашему младенцу уже исполнилось полгода, а он еще не выучил английский язык, не умеет плавать, не отличает творчество Моцарта от музыки Бетховена? Тогда вы должны освоить с ним все самые популярные методики раннего воспитания. Невроз обязательно наступит, как несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми требованиями.
Всегда помните, что лучшая на свете мама – это мама-невротик. Поэтому никогда не принимайте помощь родных и близких, решайте все свои проблемы самостоятельно. Внимательно следите за трудностями других людей, чтобы успеть вмешаться и в их ситуацию. Даже если вы устали и постоянно срываетесь на домочадцев, не ходите к психологу – пусть ребенок считает, что вы сильный человек и просто само совершенство.
В результате подобных манипуляций велика вероятность воспитания невротика. Как же увидеть в ребенке признаки невротической личности?