Последовательность лечебных мероприятий
Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.
Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.
Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.
Логопедический массаж делят на несколько видов:
- ручной;
- механический;
- аппаратный.
Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.
Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.
Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.
Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:
- оскаливание зубов;
- вытягивание губ;
- открыть – закрыть рот;
- ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.
Массаж позволяет:
- восстановить нормальный мышечный тонус;
- устранить патологические движения речевых мышц;
- увеличить амплитуду артикуляционных действий;
- заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
- координирует движение речевых органов.
Методы иппотерапии в разных странах
- Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
- Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
- Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
- Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).
Фото 1Фото 2Фото 3Фото 4конный спорт инвалидов
- Собственно иппотерапия. В методике используется пассивный шаг лошади, а пациент просто сидит на спине животного без седла, удерживая равновесие и стараясь не упасть. Данная методика соответствует принятой в странах СНГ терапии движением лошади.
- Лечебная верховая езда. Как по названию, так и по содержанию и сути полностью соответствует российской методике лечебной верховой езды.
- Терапевтическая и развивающая вольтижировка. По названию и сути соответствует российской методике вольтижировки.
- Верховая езда. Методика, предполагающая овладение сложными способами управления лошадью в группах.
Польза иппотерапии
Иппотерапия является одним из методов реабилитации детей и взрослых после травм, при продолжительном лечении патологий костно-мышечного аппарата, патологий сердца и сосудов, при расстройствах психики и пр.
Лечение лошадьми — это лечение движением, которое оказывает воздействие на психоэмоциональную сферу, физическое состояние человека. Лошадь, двигаясь с всадником, передает тому примерно 110 колебательных импульсов в минуту. Эти сложные движения создают эффект массажа, разогревают мышцы человека, а также воздействуют на органы таза и кровоток. Всадник, удерживая равновесие, естественным образом координирует свои движения и синхронизирует их с ходом коня. В процессе верховой езды идет стимуляция развития мелкой моторики, точности движений. Еще один огромный плюс: при общении человека с лошадью происходит синхронизация сердечных ритмов его и животного.
К слову, за рубежом были попытки создать симулятор лошади для занятий иппотерапией, но идея оказалась провальной: ученые доказали, что эффективность лечения обусловлена не механикой движения, а общением с живым конем.
Иппотерапию никогда не назначают курсами. Наибольшего эффекта можно достичь только при систематических занятиях. Но это не значит, что человек, однажды сев в седло, обречен заниматься ЛВЕ всю жизнь. Верховая езда — это один из методов лечебной физкультуры, поддержания своего тела в хорошей форме. Со временем это становится образом жизни.
Специалисты предостерегают от занятий иппотерапией с использованием пони. Причина — биомеханика этих животных, которая не соответствует человеческой. В результате биоритмы не синхронизируются, более того, сбивается работа всех систем организма человека. Для эффективного лечения можно использовать лошадей с уравновешенным шагом, хорошим импульсом и т. д. Кони могут быть невысокой породы, но только не пони.
Методы и этапы программы
Программа занятий разбита на модули: первое занятие, посадка на лошадь, пробное занятие, основные занятия.
Посадка на лошадь – сложный этап. У многих пациентов проблемы с двигательной сферой поэтому роль специалиста в начале очень активна. После того, как человек получает какие-то навыки, иппотерапевт выбирает пассивную стратегию: придерживает, помогает удержаться.
Первое занятие проводится с целью формирования интереса к занятиям. Инструктор смотрит, каковы физические возможности наездника, составляет план упражнений.
Основные сеансы подразумевают регулярное посещение занятий, выполнение плана реабилитации. Упражнения дополняются, корректируются по мере того, какие навыки обретает наездник. После занятий делается мониторинг самочувствия и психологического состояния.
В зависимости от того, с какой проблемой обратился пациент, составляется план занятий. Иппотерапия предполагает комплексный подход, поэтому над разработкой реабилитационной программы трудятся несколько специалистов. Пациенты с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются в щадящих условиях; люди с психологическими проблемами выполняют активные упражнения.
Разработано множество методов лечения, вот некоторые из них:
1. Движения лошади.
Суть работы заключается в том, что человек лежит верхом на лошадке, в то время, как она медленно перемещается в манеже. По мере занятий поза человека меняется, усложнятся. Пациента перекладывают со спины на живот. На занятиях присутствует специалист, который страхует от падений. Метод эффективен при работе с людьми, имеющими серьезные двигательные нарушения: параличи, парезы.
2. Езда верхом
Пациент сидит верхом на лошади, иппотерапевт водит ее по кругу, затем подключается специалист по лечебным упражнениям. Несложные движения выполняются в процессе езды. Используется вспомогательный инвентарь: ленты, мячи. Упражнения со временем усложняются, наездник вынужден менять положение тела по ходу движения или в статике. Метод подходит для работы даже с детьми до года.
3. Терапевтическая вольтижировка.
Способ отлично работает с людьми, имеющими психологические проблемы, перенесшими эмоциональные потрясения, страдающими депрессией, фобиями. Суть метода заключается в постепенном установлении контакта с животным. Вначале человеку дается возможность наедине пообщаться с лошадкой, погладить, погулять. В это время нужно прислушиваться к сигналам своего тела. Затем подключается специалист. Он помогает делать лечебную гимнастику, пациент при этом сидит верхом на лошади. Важным момент: человек должен выполнять трюки будучи максимально расслабленным эмоционально.
4. Установка психологического контакта.
Методика применяется чаще с малышками, страдающими застенчивостью. Инструктор проводит целый день с ребенком, помогает ему наладить общение с лошадкой, учит ее понимать, разговаривает, водит на прогулку. Малыш абстрагируется от тревог и страхов.
При каких болезнях стоит заниматься иппотерапией?
Показания к проведению иппотерапии могут быть разные: это могут быть как физические, так и психологические недуги. Психолог-иппотерапевт работает со следующими заболеваниями:
- Нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, параличи, парезы, наличие ампутации конечностей и протезов.
- Неврологические нарушения: рассеянный склероз, ЧМТ (черепно-мозговые травмы), тики, головные боли, гипертонус и гипотонус мышц.
- Частые простудные заболевания, связанные со слабым иммунитетом.
- Психологические нарушения: аутизм и аутистические тенденции, нарушения внимания, гиперактивность, неврозы, речевые нарушения и т.д.
- Задержки психического и нарушения психического развития.
- Воспалительные заболевания в стадии ремиссии: цистит, артрит, гинекологические заболевания и пр.
В основном к иппотерапии обращаются люди с ДЦП, синдромом Дауна, СДВГ, аутизмом, сколиозами и т.д. Механизм действия иппотерапии таков, что работа происходит и на физическом, и на психологических уровнях. У ребенка возникает эмоциональный контакт с психологом и лошадью.
В процессе занятий ребенок учится правильно взаимодействовать с животным: нельзя громко кричать, потому что лошадь может испугаться, нельзя дергать лошадь за уши, гриву, животное важно вознаграждать после занятия (угощать яблоком или сахаром, так ребенок говорит ему «спасибо») и пр. За счет подобного контакта, ребенок осознает, что лошадь — живое существо, что у него есть имя, любимая еда, что ему может что-то не нравится, и что если с ним правильно обращаться — оно будет слушать команды самого маленького наездника
Эта взаимосвязь ребенка и коня хорошо помогает в коррекции СДВГ, аутизма и т.д.
Кроме того, верховая езда имеет отличительную особенность от прочих физических нагрузок: дело в том, что когда ребенок садится верхом на лошадь, напряженные мышцы — расслабляются, а мышцы, подверженные атрофии, наоборот, начинают работать. Если ребенок правильно сидит на лошади, то осанка приобретает естественные изгибы — это помогает в профилактике и лечении сколиозов.
Нормальная температура лошади — 38°C, во время движения, бока лошади естественным путем прогревают мышцы ног и бедер ребенка, что создает дополнительный терапевтический эффект. Развивается также координация и улучшается чувство собственного тела в пространстве, за счет этого укрепляется уверенность ребенок, повышается самооценка.
Кроме того, иппотерапия показана для деток с нарушениями речи. Психолог объясняет ребенку, что чтобы лошадка поехала, нужно сказать ей «но!». Путем тренировок ребенок усваивает это, и начинает давать команды лошади, после этого процесс обучения идет быстрее.
Развитие мелкой моторики
Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.
Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.
Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.
Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:
- мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
- расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
- согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
- на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
- использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
- использование эспандеров;
- бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.
Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.
Показания
При лечении иппотерапией используются щадящие режимы тренировок, позволяющие маленьким пациентам постепенно усваивать навыки верховой езды и изучать окружающий мир. Навыки необходимы для детей с такими болезнями, как ДЦП, патологии опорно-двигательного аппарата.
Распространенными показаниями для проведения занятий лечебной верховой ездой являются:
- нарушения осанки и позвоночника различной степени тяжести;
- патологии суставов;
- синдромы неврологического характера – параличи, инсульты, заболевания ЦНС врожденного характера;
- патологические заболевания нервной системы;
- заболевания слухового, глазного и речевого аппаратов;
- избыточная масса тела на фоне развития эндокринных патологий – сахарного диабета, нарушений щитовидной железы;
- патологии умственного и психического состояния;
- патологии дыхательной системы.
Занятия с лошадью широко используют и в качестве психотерапии при синдроме Дауна. Широко применяются занятия и у больных с тяжелыми психическими отклонениями, как шизофрения и аутизм.
Коррекция произношения
После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.
Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:
- пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
- замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
- межзубное произношение, так называемая шепелявость;
- изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.
Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.
Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.
Задача специалиста сводится к следующему:
- моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
- постановка изолированного звука;
- закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
- произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.
Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.
Что такое иппотерапия?
Иппотерапия — это дин из видов кинезиотерапии, лечебной физкультуры, основанной на общении с лошадью, конной верховой езде (что, собственно, и отражено в названии: hippotherapie произошло от греческого «hippo» — лошадь). Одно из применений иппотерапии — реабилитация различных заболеваний опорно-двигательной и нервной системы, включая детский церебральный паралич. Суть метода — сочетание психоэмоциональной терапии и биомеханическим воздействием в купе с развитием мышц ребенка, благодаря физическим нагрузкам. При верховой езде импульс от тела лошади передается к телу человека. Получается своеобразная имитация ходьбы, ритмические движения, а также тепловое воздействие, так как температура лошади на 1,5 градуса выше температуры тела человека.
Самая главная особенность метода — это мотивация ребенка к общению с животным за счет определенного психологического контакта между лошадью и ребенком. На ребенка не оказывается совершенно никакого давления. Первое знакомство с лошадью всегда сопровождается эмоциональным всплеском и живым интересом, а эмоциональный фактор всегда воздействует и на физическое состояние. Регулярная езда верхом стимулирует развитие центральной нервной системы, сохранение спокойствия и концентрации. Об укреплении мышц мы упомянули выше, но при езде на лошади улучшается также и координация движений.
Принятая терминология и состояние методики в разных странах
физиотерапиямедицинынетрадиционной медициныреабилитациитравмв англоязычной литературеВ немецкоязычной литературе
- Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
- Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
- Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.
В России
райттерапии
Как происходят занятия иппотерапией с детьми, страдающими аутизмом?
Многие родители детей аутистов боятся практиковать иппотерапию, считая, что травмы, частые при занятиях верховой ездой, могут привести к травмированию психики ребенка.
Прежде всего, стоит понять, что хотя движения ребенка аутиста при иппотерапии формально можно отнести к вольтажировке (гимнастическим упражнениям верхом на лошади), но, по сути, между спортивной верховой ездой и иппотерапией общего не больше, чем между ездой на трехколесном велосипеде и велогонкой.
Для иппотерапии отбирают самых смирных животных, которые ни при каких обстоятельствах не встанут на дыбы и не «понесут». Чаще всего для занятий иппотерапией с детьми аутистами используют «списанных на мясо» лошадей – животных преклонного возраста или больных, которые физически неспособны на резкие движения. Обычно таких лошадей содержат защитники животных и используют их для занятий иппотерапией, чтобы хоть в некоторой мере компенсировать расходы на кормление и лечение животных.
Кроме того, лошадью, по сути, управляет не ребенок, а опытный конюх, который держит животное под уздцы. Специалист способен прочувствовать и пресечь малейшую непокорность со стороны животного.
Так что, с точки зрения травм занятия иппотерапией совершенно безопасны. Кроме того, при занятиях иппотерапией, поблизости от ребенка аутиста всегда находится психотерапевт, который поможет справиться с возможным испугом ребенка.
Впрочем, не стоит забывать, что хоть иппотерапия считается одним из лучших способов психотерапии при детском аутизме, занятия иппотерапией будут полезны и вполне здоровым малышам. Так иппотерапия — это один из прекрасных вариантов гимнастических упражнений для детей 4-5 лет.
Особенно полезны занятия иппотерапией в качестве упражнений для осанки
Глисты у кошек: может ли ими заразиться ребенок?
Список глистов кошек, которые могут паразитировать и у человека, достаточно обширен. В него входит почти сотня видов паразитирующих у кошек глистов.
Аскариды у ребенка: стоит ли лечить народными методами?
Обычно для лечения аскаридоза предлагают три типа народных средств: перемолотые тыквенные семечки, настоянные на спирте, чеснок, настоянный на молоке, и сок чистотела.
Проблемы кожи новорожденных и детей грудного возраста
Каждая мама пристально рассматривает своего новорожденного ребенка и практически каждая находит повод для волнений. И кожа у младенца шелушится, и на носу прыщики, и опрелости в первый же день появились.
Метеоризм у грудничка
Функциональные расстройства пищеварения, часто встречаются у грудничков. Метеоризм – одна из таких проблем, которая заключается в повышенном газообразовании в кишечнике, при котором отмечается чувство распирания, урчание в животе.
Ребенку полгода
6 месяцев — первый серьезный рубеж, который проходит ребенок. В этом возрасте малыш начинает по-другому смотреть на мир вокруг себя, делает новые открытия.
Массаж грудничкам
Новорожденные дети нуждаются не только в правильном уходе и своевременном кормлении; для правильного развития им необходимо движение и стимуляция мышц.
zdravoe.com
Лечение аутизма
Ученые давно обнаружили, что дети-аутисты воспринимают наш с вами окружающий мир, как бесконечную «войну», где постоянно что-то дребезжит, свистит, орет, двигается. Поэтому они затыкают уши, закрывают глаза, прячутся по углам и уходят глубоко в себя. Цель специалистов, работающих с аутистами, научить их коммуницировать с внешним миром. Здесь все средства хороши. Одно из эффективных, как было подмечено психотерапевтами, – иппотерапия. Лошадь – животное очень восприимчивое, достаточно сдержанное и способное эффективно взаимодействовать с людьми. Общение с животным отлично корректирует психику ребенка с РАС. Посадка на лошадь, удержание позы, движения тела во время езды требуют концентрации внимания, что развивает возможности аутенка адекватно реагировать на внешние раздражители. Управление скакуном для аутиста тоже своеобразный способ научиться общаться с внешним миром. Ведь он должен уметь отдавать команды, чувствовать и понимать ответные реакции лошади, подстраивать свое поведение под ее реакции. Такая цепочка обратной связи и полноценной коммуникации помогает при социальной адаптации больных детей.
Еще одним неоспоримым достоинством иппотерапии в сравнении с другими средствами является тот факт, что ребенок-аутист, привыкший совершать бессмысленные ритуальные движения каждый день, во время верховой езды совершает те же ритуалы, но уже более осознанно и с определенной целью. Ведь необходимо двигаться в унисон с лошадью, иначе рискуешь свалиться с нее. Такие целенаправленные движения отлично развивают контроль за моторикой, что также является положительным моментом в плане речевого развития. Многие аутисты привыкли общаться жестами, поэтому овладение искусством верховой езды, где также приходится управлять животным с помощью жестов, как нельзя лучше помогает детям чувствовать себя в своей тарелке, а значит, лучше контактировать с миром. К тому же, общение с таким милым животным как лошадь вызывает бурю положительных эмоций, благоприятных для больной психики.
Конечно, занятия иппотерапией должны проходить под наблюдением специалистов: психотерапевт прописывает данное лечение, обученный коневод следит за самой ездой, корректирует, направляет, корригирует процесс. Многие родители опасаются, что верховая езда для ребенка-аутиста небезопасна: лошадь может взбрыкнуть, наездник упадет, получит травму или животное напугает своими резкими движениями, ребенок не сможет ей управлять. Поездка на лошади очень похожа на гимнастические упражнения и не приносит никакого вреда. К тому же лошадей для иппотерапии подбирают самых смирных, несклонных к резким движениям, а опытный инструктор не спеша ведет лошадь под уздцы, что напоминает медленную прогулку на трехколесном велосипеде. Обычно для данного вида терапии используют старых лошадей, отслуживших свой срок на ипподромах и уже неспособных к гонкам. Поэтому опасаться нечего, занятия всегда проводятся под присмотром психотерапевта. В Красноярске имеется «Центр Иппотерапии», где практикуются занятия с детьми от 4 лет.
Александра: путь в большой спорт
Еще один человек, на своем примере ощутивший эффективность иппотерапии – Александра. При рождении ей был поставлен страшный диагноз – ДЦП. Родители девочки сделали все, чтобы в прямом смысле слова поставить ее на ноги, но, конечно, даже мечтать не могли о том, что со временем их дочь станет профессиональной спортсменкой, членом сборной СФО по конному спорту.
В 12 лет, по совету лечащего врача, Александра пошла на занятия иппотерапией. Первый урок на лошади Афине запомнился ей на всю жизнь.
Александра: Афина – это добрая, все понимающая бабушка, спокойная, не внушающая страха. Она стала первой лошадью для многих новичков. При знакомстве с ней я была удивлена тем, что такой мощный, сильный зверь может быть столь ласковым, внимательным и осторожным. И я с восторгом стала заниматься!
Варвара Канаева, nsk.aif.ru: – Как вы почувствовали, что занятия приносят результат?
А.: – После перерыва. Занятия для нас строятся таким образом – два месяца упражнений, два месяца отдыха. Так вот, где-то ближе к концу первого перерыва я почувствовала, что мне легче управлять своим телом. Но рассчитывать на быстрые результаты не стоит – выздоровление идет постепенно и довольно медленно. Но оно идет! Через два года занятий мои тренеры предложили мне заняться спортом, и я, не веря своему счастью, стала готовиться к соревнованиям…Такие ежедневные чудеса я объясняю просто. Лечение при ДЦП – это физическая нагрузка, но занятия на тренажерах или дома – это всегда сложно, всегда через силу, а иногда и больно. И маленьким детям нельзя объяснить, что необходимо сделать сорок приседаний, потому что тебе это необходимо. А приходя на иппотерапию, встречаясь с большим, теплым, добрым и умным существом, ребенок сам того не замечая выполняет все нужные упражнения, его мышцы наливаются силой, приучаются работать. Но есть и необъяснимые, но четко ощутимые вещи – лошадь чувствует, что работает с больным человеком, и стремится избавить его от недуга, пусть даже ценой собственного здоровья.
Этапы лечения ЗПРР
Лечение ЗПРР — сложный и долгий процесс. Залогом его эффективности является комплексный подход к проблеме. Необходимо наблюдение речевого невролога, коррекция нейропсихолога и\или логопеда, дефектолога. Использование аудиосенсорных ренировок, транскраниальной магнитной стимуляции. физиотерапевтические процедуры, массаж, ирефлексотерапия, иппотерапия и дельфинотерапия способны дать значительное улучшение и ускорить прогресс.
Иппо- и дельфинотерапии по праву считается специалистами одни из наиболее эффективных вспомогательных методик коррекции. По сути она представляет собой просто контакт ребенка с дельфином и лошадью: плавание с ним бассейне, игра с мячом, катание на спине. Благодаря игровой форме эти методы имеют мощный реабилитационный эффект. Занятия происходят под контролем опытных тренеров, который может в любой момент прекратить процесс, если была замечена негативная реакция.
Очередь на полтора года вперёд
За эти годы конный клуб Тихомировых стал одним из брендов Иркутской области. А начиналось всё с простого семейного увлечения лошадьми, потом в клубе попробовали работать с детьми-инвалидами, страдающими различными заболеваниями. Успешные результаты первых подопечных вдохновляли идти дальше и профессионально развивать это направление, не забывая про конный спорт.
Фото: Фото автора/ Фонд Тихомировых
– Сейчас наши спортсмены составляют костяк сборной области, ребята с ограниченными возможностями здоровья блестяще выступают в адаптивном конном спорте. И, конечно, продолжается интересная, тонкая и эффективная работа по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды, – рассказывает управляющая Фондом Ольга Тихомирова.
Фото: Фото автора/ Фонд Тихомировых
Сейчас в Центре постоянно проходят реабилитацию 50-60 детей. Очередь из желающих лечиться у четвероногого доктора под руководством опытных тренеров растянулась на полтора года. Раньше запись была вообще на два с половиной года вперёд. Популярность реабилитации с помощью верховой езды у детей-инвалидов объясняется просто – это действительно эффективный метод.
Советы родителям
Итак, вы решили, что вашему ребенку может помочь лечение лошадьми? Только взвесьте все “За” и “Против”. Обязательно посоветуйтесь с врачом, убедитесь, что ни одно из противопоказаний не относится к вашему случаю. Если нет никаких препятствий, то можно приступать к занятиям.
Почитайте, узнайте у знакомых, где занимались их дети, добились ли они каких-то результатов. Придя в клуб, расспросите у инструктора о его образовании и квалификации.
Ну и еще один совет: доверяйте! Доверяйте лошади и инструктору, помогайте ребенку во всем по мере необходимости. Помните, занятия на лошади – это большой труд, хоть он и приносит удовольствие.
И еще стоит понимать, что иппотерапия не сможет полностью излечить ребенка, если у него врожденные пороки, не сможет вернуть отсутствующие части тела, но и любое другое лечение не справится с этой задачей. Зато облегчить состояние больного и значительно улучшить картину иппотерапии под силу.
Как помогает иппотерапия при аутизме, смотрите в видео ниже.