Какая гимнастика подойдет для 4-месячного ребенка, выбор упражнений и их польза

Упражнения

Предварительный массаж проводят традиционным способом. Сначала растирают и легко массируют руки и ноги по направлению от пальчиков вверх. Затем круговыми движениями слегка растирают мышцы груди и живота, спинку, ягодицы. Потом можно переходить непосредственно к гимнастическим упражнениям. Мы рекомендуем такие приемы:

«Боксер». Уложите кроху на спинку. Возьмите кисти его ручек в свои и делайте выпады ими вперед, так, как это обычно делает боксер на ринге. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и верхней части спины, способствует укреплению плечевых суставов.
«Мельница». Ребенок продолжает лежать на спине. Зафиксируйте кисти его ручек между своими большим и указательным пальцами и потрясите кисти, а потом повращайте их по кругу

Делайте это осторожно, чтобы не травмировать малыша. «Бабочка»

Разведите ручки малыша в стороны и приведите обратно к груди. После того как вы несколько раз проделаете это, поднимайте ручки вверх и опускайте их вниз, вдоль тела. Завершите упражнения полукруговыми движениями сверху вниз, руки малыша должны выписывать две дуги по бокам от него, как крылышки бабочки.

  • «Велосипед». Не нужно забывать и об упражнениях, которые вы проводили ребенку в первые недели после рождения. По-прежнему актуальным остается «Велосипед» – приведение со сгибом ножек в коленях попеременно. Но привычный уже прием нужно немного усложнить. Делая «велосипед», слегка надавливайте своими ладонями на стопы ребенка, чтобы «педали» крутились с небольшой нагрузкой. Упражнение отлично развивает голени, коленные суставы, бедра, нижние и длинные мышцы спины.
  • «Каракатица». Малыш лежит на спине. Поднимайте его ножки к головке и опускайте их в исходную позицию. При этом следите, чтобы ноги не сгибались в коленях. Для этого придерживайте одной рукой конечности малыша в области голеностопа, а второй — под коленками.
  • «Лягушка». Малыш находится на животе. Подставьте под стопы свои ладони и надавите, чтобы малыш согнул ноги в коленных и тазобедренных суставах. Его поза при этом будет напоминать позу лягушки. Слегка подвиньте малыша вперед. Это упражнение станет хорошей базой для будущего ползания. Стимулируйте участие ребенка в процессе — положите перед ним яркую игрушку, чтобы он сам пытался дотянуться до нее.

  • «Поворот». Положите ребенка на спинку, вложите ему в правую руку свой указательный палец, чтобы малыш крепко за него ухватился. Придерживая малыша за левую сторону тела, потяните руку на себя и аккуратно совершите переворот со спины на живот через левый бок. Затем проделайте переворот через правый бок, но для этого нужно дать малышу ухватиться за ваш палец левой ручкой.
  • «Гусеница». Положите ребенка на живот, вытяните его ручки вперед, приложите ладонь к стопам и слегка наступательно надавите, чтобы кроха продвинулся чуть вперед. При этом его ручки согнутся в локтях, снова возьмите ручки и положите вперед. Таким образом, как гусеничка, малыш будет медленно продвигаться вперед, например, к интересной игрушке. Помните, что у ребенка обязательно должен быть стимул для совершения активных упражнений. Если не будет мотивации, не будет и удовольствия от гимнастики.
  • На мяче. Положите малыша животом на мячик, придерживая за бока. Покатайте мяч вперед и назад, влево и вправо. Поверните ребенка на спину и проделайте то же самое. Упражнение стимулирует развитие мышц живота и спины, а также способствует развитию вестибулярного аппарата.

Массаж стоп и рефлекторный массаж

И. п. — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.

Приемы детского массажа в возрасте от 9 до 12 месяцев

Если вы решили делать массаж своему ребенку самостоятельно, то вам необходимо знать основные правила подготовки к процедуре и приемы, которые принесут пользу вашему малышу.

Приемы детского массажа:

1. Начинайте легкую разминку с ручек ребенка, расправляя его ладошку своими пальцами и «рисуя» круги по направлению от большого пальчика к мизинцу (процедуру делают 4-6 раз). Далее разотрите пальчики, поддерживая ручку малыша левой рукой. Каждый пальчик нужно поглаживать и растирать отдельно (4-5 раз). Мышцы рук массируют, аккуратно поглаживая кожу от кисти к плечу, фиксируя при этом кисть. После разминают ручку подушечками пальцев по направлению от кисти к подмышечной впадине. После массажа следует сделать упражнения:

  • Обнимающие движения – ребенок лежит на спине, а взрослый скрещивает ручки малыша на груди;
  • Разгибание и сгибание ручек;
  • Поднимание рук и круговые движения в плечевых суставах малыша.

2. После того как вы размяли малышу ручки, начинайте массаж животика (по часовой стрелке), избегая областей, где расположены печень и селезенка.

3. На следующем этапе массируют стопы, поглаживая их, разгибая и сгибая пальчики ног. После массирования подошву стопы слегка похлопывают пальцами, чтобы создать вибрацию.

4. Ноги малыша нужно массировать, избегая внутренних поверхностей бедер и суставов. Ножки массируют поочередно, положив малыша на спинку. Основные упражнения:

  • Легкие поглаживания от стопы к тазобедренному суставу.
  • Растирания ладонью и подушечками пальцев мышц голеней и бедер (5-6 раз снизу вверх).
  • Быстрое растирание голеней по направлению к коленям ребенка (4-6 раз, поддерживая стопу и фиксируя ножку в руке).
  • Разминание ножки от стопы к бедру, легкое похлопывание ноги в приподнятом состоянии.

5. Пассивные упражнения для ног заключаются в попеременном сгибании и разгибании конечностей, сгибании ног в тазобедренных суставах и круговых движениях в тазобедренных суставах.

6. Массируется и разминается спинка ребенка.

7. Подушечками пальцев растирается и разминается грудная клетка.

8. Если малыш в настроении и не устал от массажа, то можно провести цикл активных упражнений с выпрямлением туловища, доставанием игрушки, ходьбой и приседаниями.

Основные правила массажа:

– Делать массаж нужно на пеленальном столике или любой другой не слишком жесткой, ровной поверхности.

– Если ребенок чем-то расстроен или плохо себя чувствует, лучше отложить процедуру до следующего раза.

– Курс массажа составляет не менее 10 процедур, при этом, массаж лучше всего делать ежедневно или через день.

– Перед началом массажа проветрите комнату, чтобы температура воздуха была не ниже 22 градусов.

– Ваши руки должны быть теплыми и мягкими. Лучше всего смазать их детским кремом или маслом.

– Проводится массаж не менее чем через 40 минут после кормления.

– Длительность массажа, как правило, составляет от 10 до 30 минут.

Виды

Существует три основные группы гимнастики. Каждая из них подразделяется еще и на виды.

  1. Оздоровительная. Ее целью является поддержание физической формы и укрепление здоровья ребенка.
  2. Спортивная — развитие и совершенствование физических качеств. В нее входят спортивная, художественная гимнастика и акробатика.
  3. Прикладная — тренировка навыков, необходимых в определенных условиях. Это лечебная — для улучшения самочувствия больного. И профессиональная — комплекс упражнений для пожарных, спасателей, летчиков и космонавтов.

Более подробно рассмотрим занятия для девочек.

Художественная

Она является олимпийским направлением, включающим акробатические и танцевальные движения:

  • с лентами;
  • мячами;
  • булавами;
  • скакалками.

Музыкальное сопровождение и яркие блестящие костюмы добавляют красоты и зрелищности.

Спортивная

Еще один олимпийский вид спорта. Соревнования включают обязательные и вольные упражнения на брусьях разной высоты, кольцах. Выполняется комплекс элементов на перекладине и бревне, а также опорные прыжки.

Типаж гимнастки — невысокого роста, прыгучая и гибкая с узким тазом.

Благодаря регулярным тренировкам юная спортсменка получает:

  • гармонично развитые мышцы тела;
  • укрепленную дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • царскую осанку и грациозную походку.

Акробатика

Это идеальная спортивная секция для девочек, отличающихся упорством, настойчивостью и трудолюбием.

Особенностью ее является возможность индивидуальных, парных и групповых выступлений.

Упор здесь делается на физическую силу, ловкость и балансировку.

Такие тренинги дают:

  • избавление от страхов, комплексов и робости;
  • повышение самооценки ребенка;
  • навыки работы в команде;
  • выброс излишней энергии.

Помимо спортивной, существует цирковая акробатика — еще более зрелищная и яркая.

Чирлидинг

Сочетание танцев и выше перечисленных направлений — это чирлидинг.

В настоящее время это самостоятельный и полноценный вид спорта со своими первенствами и чемпионатами.

Выступления наполнены сложными акробатическими номерами, построением пирамид, ритмичными танцами. Кроме того проходят индивидуальные состязания капитанов и конкурсы речевок.

У каждой команды своя форма, выдержанная в определенной цветовой гамме. Обязательными дополнительными аксессуарами являются помпоны.

Как проходят занятия

Многие родители задаются вопросом, как девочки занимаются гимнастикой?

В первый год юные спортсменки только привыкают к новому режиму. Тренинги проходят в игровой форме с элементами общефизической подготовки.

Юные гимнастки учатся выполнять самые несложные базовые элементы с обязательным музыкальным сопровождением. Так у крошек развивается чувство ритма, умение выполнять в такт с мелодией простейшие связки и комбинации.

На втором году дети приступают к работе над усложненной программой.

Гимнастические упражнения для девочек включают следующие элементы:

  • разогрев мышц;
  • растяжку стоп;
  • прокручивание плечевых суставов;
  • поперечный и продольный шпагаты;
  • наклон вперед из положения сидя;
  • мостик из положения лежа на спине;
  • лодочка.

Последующая часть — это разучивание гимнастических и танцевальных движений, включающих наклоны, прыжки, перевороты.

Особенности действий при дисплазии

Прежде, чем приступить к гимнастике, малышу необходимо подготовить мышцы при помощи растирания. Массаж следует проводить очень аккуратно, стараясь сильно не надавливать на мышцы крохи.

После необходимо помассировать стопы, осторожно поворачивая их в разные стороны. Поочередно размять каждый пальчик

Если ребенок поджал пальчики и не расслабляет их, можно на стопе прорисовать воображаемую восьмерку. После растирания мышцы ног нужно размять. Начиная от ступни, круговыми движениями продвигаться к голени.

Гимнастика для малыша с дисплазией будет выглядеть так:

Придерживая правую ножку крохи, левую согнуть и прижать к животику. Вернуться в исходное положение. Затем, придерживая левую ножку, правую прижать к животу.
Сначала одну выпрямленную ножку отвести в сторону, вернуться в исходное положение, затем другую

Если малыш начал капризничать, к этим движениям лучше прибегнуть в следующий раз.
Придерживая пяточки крохи, аккуратно делать круговые движения ступнями.
Осторожно поднимая ногу ребенка, постараться большим пальчиком ноги коснуться кончика носа малыша.

Все упражнения начинать с пяти подходов. Если движения не доставляют ребенку дискомфорта, можно каждый день количество подходов увеличивать на один.

Через три недели к основным упражнениям добавляются еще два, более сложных.

  1. Развести ноги в стороны, прижимая таз к поверхности; необходимо согнуть ножки так, чтобы пяточки коснулись ягодиц. Оставаться в таком положении пять секунд.
  2. Поочередно сгибать ножки, касаясь коленом противоположного локтя.

https://youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4

https://youtube.com/watch?v=a_AT0T9P96U

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Когда нужно проводить гимнастику?

Длительность гимнастики может варьироваться от 15 минут до получаса в зависимости от самочувствия и настроения малыша.

И гимнастику, и массаж можно проводить только при хорошем настроении ребенка, иначе особого толку от них не будет.

Следует отложить гимнастические упражнения, если грудничок плохо себя чувствует. Даже болезненное прорезывание зубов является противопоказанием для силовых упражнений. Легкий поверхностный массаж и упражнения на координацию движений можно продолжить по настроению и самочувствию младенца.

Лучшее время для занятия гимнастикой – утром после пробуждения (легкий массаж, упражнения на координацию движений), примерно за час до обеда (силовые упражнения, массаж для улучшения пищеварения) и незадолго до сна перед вечерним купанием (согревающий поверхностный массаж, массаж лица, упражнения на координацию и мелкую моторику).

Не оставим без внимания животик

Массаж груди и животика ребенка выполняется, когда ребенок лежит на спине. Начиная с легких поглаживаний подушечками пальцев, выполняются круговые движения как по часовой, так и против часовой стрелки. Далее руки поглаживают животик малыша также круговыми движениями, избегая паховой области и зоны правого подреберья. Массаж животика очень полезен, когда малыша мучают колики, ведь нежные поглаживания в этой области способствует не только укреплению мускулатуры живота, но и улучшает работу кишечника.

Вообще массаж для грудничков является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов, а в некоторых случаях он может служить лечебным средством.

Спортивная подготовка

Спортивная подготовка гимнастов направлена на физическое и психологическое развитие спортсмена, поэтому включает в себя несколько компонентов.

Физическая подготовка

Физическая подготовка представляет собой процесс воспитания необходимых физических качеств и раскрытие потенциала организма. Гимнасты развивают свои функциональные возможности, благодаря чему эффективность тренировок увеличивается. При занятиях общей физической подготовкой это влияние косвенное. В первую очередь возрастает общая дееспособность спортсмена.

Специальная физическая подготовка предусматривает работу над непосредственным повышением качества тренировочного процесса. Без нее ребенок не сможет обращаться с булавами, мячами и другими предметами.

Помимо этого, существует функциональная и реабилитационно-восстановительная физическая подготовка. В первом случае организм гимнаста подготавливают к переходу на новый уровень нагрузок. Второй вид подготовки помогает сократить риск травм. Также он способствует скорейшему восстановлению после растяжений и переломов.

Техническая подготовка

Этот компонент подготовки необходим для того, чтобы ребенок освоил правильную технику выполнения элементов. К нему относится освоение:

  • техники без использования предметов;
  • техники с использованием предметов;
  • различных видов танцев (классический, народный, современный);
  • начал музыкальной грамоты, развитие музыкального слуха и чувства ритма;
  • составления и отработки программ выступлений.

Таким образом, спортсмен сможет достичь максимальных результатов в своей дисциплине.

Тактическая подготовка

Предусматривает освоение оптимальных способов ведения соревнования. Она делится на три категории:

  1. Индивидуальная. Происходит разработка соревновательной программы, а также работа над тактикой и поведением.
  2. Групповая. На групповой подготовке отрабатываются совместные действия гимнасток.
  3. Командная. Во время командной тактической подготовки формируется единая команда. Определяются личные и командные задачи, очередность выступлений.

Психологическая подготовка

Гимнаст должен обладать набором определенных психологических качеств. В противном случае он будет постоянно испытывать стресс, не получая удовольствия от тренировок и соревнований. Психологическая подготовка включает в себя следующие элементы:

  • обучение основам психологии;
  • формирование спортивной мотивации, воспитание благоприятного отношения к тренировочным требованиям и нагрузкам;
  • создание правильного настроя перед соревнованиями, формирование умения сконцентрироваться в нужный момент;
  • психологическая работа со спортсменом после соревнований.

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка помогает спортсмену обрести специальные знания, без которых невозможна успешная деятельность в художественной гимнастике. Они относятся к различным сферам: медицина, биология, психологические основы тренировок, техника безопасности, антидопинговые правила. Усвоение информации происходит на лекциях и в ходе практических занятий. Немалая часть теоретической подготовки посвящена самообразованию.

Соревновательная (интегральная) подготовка

В результате интегральной подготовки гимнаст приобретает соревновательный опыт. У него формируется устойчивость к стрессу от соревнований, благодаря чему обеспечивается надежность выступлений. Лучший способ получить хорошую соревновательную подготовку — участвовать в большом числе чемпионатов. Также тренеры устраивают модельные тренировки и прикидки, которые по своим условиям приближены к соревнованиям.

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Возрастные особенности

Четырехмесячный ребенок сам переворачивается с легкостью на живот со спины. Делает он это в обе стороны. Некоторые детки переворачиваются только на одну сторону. Находясь на животе, груднички приподнимаются на согнутых в локтях ручках. Могут брать в руки соответствующие возрасту игрушки и тянуть их в рот.

В это время пригодится специальный развивающий коврик. Если постелить его в комнате без сквозняков на пол, малышу будет просторно. Он быстрее привыкнет к большему окружающему пространству, чем в кроватке. Движения станут более активными. Игрушки, висящие на дугах, ребенок сначала просто рассматривает. Потом он начинает хватать их руками.

Гимнастика для детей 4 месяцев на фитболе

Отличный эффект дают упражнения на мяче, которые, как правило, очень нравятся ребенку. При этом замечательно тренируется вестибулярный аппарат, а мышцы ручек и ножек эффективно расслабляются. Выполнять их нужно не ранее чем через полчаса после еды. Мяч должен быть ярко раскрашенный, теплый или комнатной температуры. Этот снаряд обязан вызывать у ребенка лишь положительные эмоции.

Гимнастика для детей 4 месяцев на мяче начинается с того, что малыша осторожно кладут на фитбол животиком, разведя колени. Затем ребенка плавно покачивают на мяче из стороны в сторону, а также по кругу

Обязательно крепко придерживайте его за спинку, остерегайтесь падения.

Массируем ступни

Еще одно полезное упражнения заключается в массаже ступней. Применяется он к лежащему на спине малышу и заключается в поглаживаниях, растираниях и поколачиваниях. Трижды погладив ступни ребенка, продолжите растиранием их внешней и внутренней частей. Двигаться при этом нужно от пяточек к пальчикам.

Завершив растирание ступни, можно начать поколачивание. Для этого несколько раз (от 8 до 10) по ступням детских ножек легко ударяют указательным пальцем (его тыльной поверхностью), направление массажа при этом сохраняется. В завершение ножки следует снова погладить.

Гимнастика для детей 4-5 месяцев включает отлично развивающую и укрепляющую ножные мышцы процедуру разгибания-сгибания ступни. При выполнении его используем рефлекторное сгибание ее при надавливании со стороны подошвы на место основания пальчиков

Заставив малыша несколько раз согнуть-разогнуть ступню, осторожно разотрите внешний ее край для распрямления. Процедура повторяется около 4 раз

Польза гимнастики

Малыш в свои 5-6 месяцев находится на пороге новых открытий: скоро он начнет сидеть, ползать, а потом и вставать на ножки. Гимнастика должна соответствовать его двигательным умениям и способствовать развитию новых — обязательно включите в ежедневную программу занятий с ребенком упражнения для стимулирования ползания, укрепления мышц спины, груди, рук. Это потребуется для того, чтобы грудничок смог быстрее сесть. Присаживать насильно не нужно — это вредно и опасно, а вот помочь ребенку укрепить определенные группы мышц — отличная инициатива любящих родителей.

Гимнастика в этом возрасте способствует лучшему пониманию устройства собственного тела, а это как раз именно то, что волнует сейчас малыша. При регулярной физической нагрузке укрепляются суставы и костный аппарат, становятся более эластичными мышцы. Все это сослужит добрую службу тогда, когда ребенок начнет принимать вертикальное положение: ему будет легче сесть, встать и, в конечном итоге, пойти.

Физические упражнения улучшают кровоснабжение конечностей, мышечной ткани, кожных покровов. Это положительно сказывается на формировании иммунитета малютки. Замечено, что дети, с которыми каждый день делают гимнастику, реже болеют, а если такое и случается, то заболевание протекает легче и практически не случается осложнений.

Тактильный контакт, который ребенок испытывает во время гимнастики и предшествующего ей массажа, позитивно сказывается на работе нервных рецепторов кожи в частности и всей нервной системы в целом. Ребенок, которому дают адекватные возрасту физические нагрузки, лучше засыпает, отличается отменным аппетитом, у него реже случаются запоры.

Малютки, с которыми мама каждый день занимается, более гармонично развиваются, их потребность в общении удовлетворяется. Такие дети раньше осваивают речь, а в дальнейшем – демонстрируют более богатые способности к обучению.

Если у ребенка есть определенные неврологические или опорно-двигательные нарушения, ему предписан особый, лечебный массаж и упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК).

Гимнастика для ребенка, которому рекомендован обычный, общеукрепляющий массаж и такая же физическая активность, в 5-6 месяцев должна быть направлена на развитие целенаправленных движений конечностей.

Комплекс гимнастических упражнений

Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.

Упражнения в положении лежа на спине

Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.

Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.

Гимнастический комплекс для укрепления рук:

Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.

Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.

Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.

Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.

Массаж ладошек
Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони

Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку
Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц.

Гимнастический комплекс для укрепления ног:

Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.

Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.

Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении

Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4.

Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот

Принцип тот же: упор на слабую сторону.

Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.

Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий