Использование мнемотехники для обучения школьников

Как выучить мнемотехнику

Научиться использовать приёмы мнемотехники для запоминания можно как самостоятельно (например, на онлайн-курсе по развитию памяти и внимания), так и занимаясь со специалистом-технологом. У каждого типа обучения есть свои плюсы:

  • качественный онлайн-курс сочетает теорию и практические задания нужной интенсивности и изолированности для постановки навыка.
  • заниматься на онлайн-курсе можно в любое удобное время в любой точке мира.
  • выполняя контрольные задания, можно отследить свой прогресс и узнать “зоны роста”.

Занятия с преподавателем (зачастую тоже в онлайн-формате) обладают всеми преимуществами дистанционного обучения.

можно согласовать удобный график занятий и заниматься онлайн, где бы вы ни оказались.
можно построить индивидуальный маршрут, прорабатывая только определенные приёмы и навыки, либо запоминая конкретные материалы.
есть возможность получить своевременную помощь и мгновенную обратную связь, что важно для постановки навыка.

Развить навыки запоминания самому, безусловно, возможно, однако разбираться со всеми подводными камнями и нюансами будет и долго, и трудно.

Возрастные особенности

Первые азы мнемоники даются еще в детском саду — именно там эта технология используется наиболее часто. А вот в школе не всегда уделяют этому достаточно внимания. Принципы подачи информации, касающиеся наглядности, завязки на ассоциативном мышлении и способности заинтересовать адресата остаются актуальными, но в целом мнемоника для детей школьного возраста использует несколько иной инструментарий, чем тот, что применяется в детском саду.

Так, с возрастом ребенок понемногу начинает понимать важность и необходимость обучения, даже если излагаемый материал ему не слишком интересен. Это позволяет использовать методику для передачи совершенно любой полезной информации из школьной программы, даже если у незаинтересованного человека форма ее подачи не вызывает интереса

Кроме того, подросший ребенок уже не настолько привязан к ярким цветам, а потому подавать информацию можно и вовсе без каких-либо картинок. При этом объем его памяти существенно увеличивается, благодаря чему для запоминания активно используются, например, стихи. Конечно, не все уроки можно облечь в стихотворную форму, но для того же запоминания иностранной лексики это весьма практичное решение.

Изображения все еще могут использоваться, но здесь уже важны не яркие цвета, а способность расширить понимание или добавить ассоциаций. При изучении биологии куда полезнее даже черно-белая фотография животного, чем самый яркий рисунок, а в обучении физике – наглядная схема действия сил или работы механизмов. В обоих случаях иллюстрации лучше дополнять текстом, позволяющим сделать правильные выводы из увиденного, тогда как само словесное описание без картинки могло бы дать неверное представление об изучаемой теме. Соответственно, рисунок всегда должен быть недвусмысленным и не допускать двойственных толкований.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей.  Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Мнемотехника для развития ребенка

С детства на ребенка обрушивается мощный поток информации во время уроков в школе и  внеклассных кружков. Чтобы избежать стрессов и правильно распределять нагрузку, нужно научить ребенка учиться. — Мнемотехника для этой цели незаменима.

  • Во-первых, ребенок, владеющий приемами запоминания, знает больше, чем его сверстники. На учебу он тратит гораздо меньше времени, чем отличники-зубрилы и не привлекает родителей к “домашке”. 
  • Во-вторых, методы мнемотехники позволяют детям учиться с удовольствием. Обретая положительный опыт и радость первых достижений, ребенок получает сильнейший заряд мотивации, благодаря которому сможет как губка впитывать новые знания и развиваться всю жизнь.

Чтобы ребенок смог учиться самостоятельно, ему потребуются навыки ассоциативного мышления, работы с текстом, а также основы эффективного чтения. 

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Особенности памяти детей младшего школьного возраста

На этапе перехода от дошкольного периода к младшему школьному у ребенка отмечаются такие особенности памяти и процесса запоминания:

  • преобладает наглядно-образная память;
  • отмечается склонность к механическому заучиванию путем многократного повторения;
  • легче запоминается конкретная информация, чем устные объяснения или абстрактные определения;
  • дети долго помнят тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик;
  • благодаря повышенной любознательности дети запоминают интересующую информацию легко и быстро;
  • чем больше органов чувств задействовано в процессе заучивания, тем лучше все запомнится.

За время обучения в начальной школе происходят существенные изменения:

  • отмечается переход от непроизвольного к произвольному запоминанию;
  • начинается формирование словесно-логической памяти.

Первое время после поступления в 1 класс малыш пользуется природными возможностями своей памяти. Ему проще зазубрить материал, не вникая в его смысл.

У учеников начальной школы постепенно проявляется тенденция к использованию произвольного запоминания. Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие заучивание. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.

Мнемотехника: методы и приемы для начинающих

Умение ярко, детально и четко представлять образы – ключевой прием мнемотехники, которому следует научиться. Разберем несколько техник для запоминания разных типов информации:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

С этим приёмом каждый из нас знакомился в детстве, запоминая все цвета радуги с помощью считалочки про охотника и фазана.

Рифмизация

Обращали внимание, что стихи запоминать намного легче, чем прозу? Ритм и рифма — один из приёмов лёгкого запоминания. Поэтому некоторые правила ПДД рифмуют (“Если жезл смотрит влево, поезжай как королева”), а про неправильные английские глаголы читают рэп

Созвучные слова

Иностранные слова на уроке продвинутые педагоги все чаще стараются загрузить в память учеников с помощью созвучных слов. Например, “муха” переводится как fly . Чтобы запомнить это навсегда, подберите созвучное слово на русском, например “флаер” или “флаг”. А теперь соедините два образа, представив огромную муху, раздающую флаеры возле метро или размахивающую флагом. Как этот метод позволяет учить и повторять до 100 слов за час, смотрите в коротком видео-уроке.

Этот метод годится для запоминания парной информации, например, страны и ее столицы, имени и фамилии, слова и его значения. Чтобы метод сработал, информацию нужно закодировать. Чтобы запомнить имя и отчество нового знакомого (например, Михаил Петрович), представьте медведя, который тащит огромный камень (Петр, в переводе с греческого, означает камень/скала). 

Цепочки

Для запоминания целого списка (ингредиентов, участников, задач и т.д..) требуется освоить метод “цепочек” – последовательного соединения образов. Например, чтобы запомнить рецепт идеального бисквита (4 яйца, стакан сахара, стакан муки, разрыхлитель), представьте себе как 4 яйца, взявшись за руки, прыгают со стакана в кубики сахара, поднимая своей возней клубы мучной пыли, оседающей на стакан. Муку рыхлят граблями, оставляя на ней бороздки. Подобные странные истории имеют обыкновение намертво врезаться в память.

Пространственная привязка

Каждый спикер, часто выступающий перед аудиторией, использует этот приём, чтобы запомнить свою речь назубок. Суть в том, что оратор “привязывает” отдельные пункты плана к различным предметам интерьера своей комнаты/кухни (любого хорошо известного места). Он буквально “вешает” тезисы на шкафы, тумбы, столы, окна и т.д. Вспоминая само помещение и места привязки по порядку, спикер с легкостью перескакивает с одной темы на другую, не забывая ни один из пунктов. Например, разместив учебник истории в ближайшей розетке, он понимает, что следующий тезис — историческая справка. Этот прием называют по-разному: метод лоций, метод Цицерона и, пожалуй, самый известный по кинематографу — дворец памяти.

Запоминание цифр

Для запоминания цифр тоже есть отдельный секрет: превращая числа в картинки (подбирая ассоциации), и опытный, и начинающий мнемонист сможет держать в голове большую последовательность чисел. Пусть 2 будет лебедем, а 11 – лыжными палками. Получается, число 211 можно запомнить, представив лебедя, бегущего с лыжными палками, зажатыми в крыльях. Если продолжить историю с лебедем, присоединив к ней другие числа-картинки, можно запоминать телефоны, номера документов и банковских карт. 

Более опытный мнемонист, конечно, прибегнет к численно-буквенному коду. Это метод, позволяющий держать в голове постоянные образы на числа от 1 до 100. Например, 12 — это клоун, 42 — челюсть. Таким образом, дату ледового побоища (1242 год) можно представить как клоуна на льду с огромной челюстью, которая отвисла до пола и мешает ему выступать. 

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
  • выстраивании системы различных способов запоминания;
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

Использование мнемотехники в работе

Подробнее о том, зачем учеба взрослым, смотрите в этом видео.

Не секрет, что после 25 лет воспринимать новые знания становится сложнее, чем раньше. — Мозг замедляет скорость создания новых нейронов и связей между ними. Тем не менее, читать, анализировать и запоминать приходится не меньше. Занимаясь мнемотехникой, они прокачивают интеллектуальную выносливость, что помогает повысить продуктивность на рабочем месте в 2-3 раза. 

Кроме того, повышать квалификацию самостоятельно становится намного проще и быстрее. Для прокачки интеллектуальной выносливости вам потребуется развить:

  • навыки быстрой работы с текстом;
  • умение улавливать информацию на слух;
  • запоминание методом ассоциаций;
  • запоминание чисел, формул и графиков. 

Современные приёмы мнемотехники значительно облегчат жизнь.

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Старшая школа

Ближе к подростковому возрасту ребенок уже способен заставлять себя запоминать информацию, даже если ему неинтересно, однако это не означает, что процесс нельзя упростить.

В этот момент любопытному школьнику могут быть интересны статистические данные о том, что он изучает. Рассуждая о той же физике, ученику может быть неинтересно подробное изложение прибора в виде целого параграфа, но его могут заинтересовать изображение в книге и краткая таблица основных параметров рядом с ним. Это выжимка нужной информации, рассчитанная на то, что человек с хорошо развитой логикой и минимальными знаниями по теме все остальное подставит сам. Хотя такая подача и требует минимальной предварительной подготовки, сам блок информации выглядит меньше, а потому не так обескураживает. Если еще и сопроводить поданные цифры интересными фактами и сравнениями, запоминать их станет намного проще.

Другой яркий пример мнемоники – написание сочинений на определенную тему. В нашей памяти хранится куда больше информации, чем мы можем представить, но ее нужно периодически ворошить и систематизировать, чтобы она не забывалась – тогда и объем памяти вырастет. Предлагая ребенку высказаться на определенную тему, о которой сам он мог бы и не подумать, преподаватели заставляют его добывать из памяти все известное о предмете, напрягать логику, а иногда – задавать себе неожиданные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Если же задача состоит еще и не в написании сочинения, а в формулировании развернутого ответа из головы, причем предоставить его на следующий день, то такая постановка вопроса потренирует еще и объем памяти.

Подробнее об использовании мнемотехнических приёмов для обучения детей смотрите в следующем видео.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей.  Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий