Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности развития ребенка в 1 год
По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Нормы речевого развития
- Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
- Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
- Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
- Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
- Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
- Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
- Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
- Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
- Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.
Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.
Занятия и игры для развития
Подражающий характер поведения детей в возрасте 1 года 4 месяцев потребуют от родителей развития мелкой моторики и использования игрушечных предметов быта «как у взрослых», поэтому дома должны появиться:
- детская посудка, утюжки, венички и прочие игрушечные предметы мебели и кухонной утвари;
- разноцветные мозаики, конструкторы со шнурками, бусинками, пуговицами;
- пирамидки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.
У девочек и мальчиков интеллектуальное развитие начинает отличаться: происходит разделение между играми. Первые начинают предпочитать кормить кукол и прибирать дом, обладая запасом терпения и возможностью сосредоточиться на одном занятии. Последние же наоборот становятся очень активными в своих движениях и любят игры с использованием машинок и мячей.
Давайте детям рисовать
При достижении 1 года 4 месяца ребенку можно прививать умение играть в сравнительные игры «маленький-большой», «высокий-низкий», «гладкий-шершавый».
В этом детском возрасте родители зачастую сталкиваются с проблемой отказа делиться игрушками, поэтому необходимо стараться переключать внимание ребенка в таких ситуациях
Физическое развитие
Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:
- масса тела,
- рост,
- окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
- окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.
СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.
Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.
Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.
Мальчики | Девочки | Примечание |
73,3 см | 71,1 см | значительно ниже нормы |
76,0 см | 74,0 см | ниже нормы |
78,6 см | 76,8 см | норма |
89,2 см | 88,2 см | высокий |
Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.
Мальчики | Девочки | Примечание |
меньше 7,7 кг | меньше 7,0 кг | значительно ниже нормы |
8,6 кг | 7,9 кг | ниже нормы |
9,6 кг | 8,9 кг | норма |
14,9 кг и больше | 14,8 кг и больше | выше нормы, не соответствует возрасту |
В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:
- держит ложку,
- кушает густую пищу,
- пьет из чашечки,
- просится на горшок.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно. Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов
Его рассмотрим подробнее
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки. Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Что должна уметь девочка в 1 год и 4 месяца
Физиологически малышки развиты лучше, чем мальчики. Даже их рост выше, чем рост мальчика. У которого рост может быть не выше 75-78 сантиметров. Когда девочки вырастают за это же время 80-83 сантиметра. При этом, вес девочек колеблется в районе 10-11 килограмм, а вес мальчиков – 12-13 килограмм. Это влияет на скорость движения, на подвижность. Поэтому девочки к году и 4 месяцам, могут не просто ходить, а могут бегать и даже преодолевать небольшие препятствия. Что касается мальчиков, то из-за своего веса, они будут менее активными и менее подвижными.
Так что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца? Кроме того, что прыгать, бегать и ходить, малышка должна постоянно интересоваться – что, как и почему. Любознательность в этом возрасте самая высокая. Так происходит знакомство с окружающим миром.
Дети в этом возрасте уже должны научиться:
- Передвигаться самостоятельно или держась за опору.
- Садиться.
- Поворачиваться по сторонам.
- Ходить по ступеньками за руку мамы или придерживаясьза перила.
- Пытаться залезть на любую возвышенность – стул, кресло или диван.
- Пытаться самостоятельно есть.
- Выполнять простые движения, поднимать и опускать руки.
- Уметь самостоятельно пить из кружки.
- Уметь выполнять простейшие просьбы родителей – что-либо принести, подать, показать.
- Понимать слова дай и на.
- Знать названия животных, уметь различать их.
- Играть игрушками – девочки играть куклами. А мальчики – машинками.
Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать дополнительно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»
В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.
Образ жизни
Чтобы ребенок развивался согласно возрасту и был здоровым, важно правильно ухаживать за ним и организовать режим дня
Режим
Первый месяц жизни грудничка сильно отличается от последующих. В этот период большую часть ребенок проводит во сне. Он спит практически все время. Просыпается для того, чтобы поесть и немного пободрствовать.
Период, когда кроха не спит, предназначен для того, чтобы произвести уход – накормить, поменять памперс, переодеть, сделать массаж или заняться развивающими играми.
Режим 1-месячного ребенка может выглядеть так:
- Утро. Кормление, уход, сон, кормление.
- Обед. Игры, сон, кормление, гимнастика.
- Вечер. Сон, кормление, игры, купание.
- Ночь. Сон чередуется с кормлением.
Кормление
Если ребенок находится на грудном вскармливании, то в первый месяц кормить нужно не по времени, а по требованию, поскольку лактация еще не налажена, молока может быть недостаточно.
Детей-искусственников в 1 месяц лучше кормить по графику. В инструкции к молочной смеси указаны дозировки и частота кормления согласно возрасту и весу новорожденного. Перекармливать ребенка не стоит. Плач и перевозбужденное поведение крохи не всегда свидетельствует о том, что ребенок голоден. Возможно, у него колики, ему скучно или страшно.
Сон
Во сне малыш проводит до 20–22 ч. в стуки. Периоды бодрствования длятся не более 30 мин. У младенцев в 1 месяц существуют 2 фазы сна – поверхностная и глубокая. Первая предназначена для быстрого восстановления утраченных сил, последняя присуща ночному отдыху.
Уход
Основной уход за ребенком в 1 месяц должен приходиться на утреннее время:
- замена подгузника, подмывание, нанесение крема или использование присыпки;
- умывание, удаление грязи в зоне за ушами;
- смазывание естественных складок детским маслом;
- чистка глазок и ушей с помощью ватного тампона;
- промывание и очищение носика.
Обязательно ежедневно нужно проветривать комнату, где находится младенец, делать влажную уборку.
Купание
Купать месячного младенца нужно ежедневно, желательно использовать кипяченую воду, температура 37 ˚С. Для водных процедур можно использовать специальную детскую косметику или отвары лекарственных трав, например, ромашки или череды.
Купание должно длиться 5–10 мин., желательно принимать ванну перед сном.
Прогулки
Для нормального развития дети в 1 месяц должны ежедневно гулять на улице, а не сутками находиться дома. В общем, прогулки на свежем воздухе должны длиться до 2 ч. Желательно выходить на улицу 2 раза в день.
Массаж, гимнастика
Если нет противопоказаний, то массаж и гимнастика для ребенка в 1 месяц обязательны. В рекомендациях к развитию двигательной активности младенца были изложены основные принципы. Все поглаживания должны сопровождаться разговором мамы, ее улыбкой, сюсюканьем. Это улучшит настроение крохи.
Игры
Выбор игр ограниченный, так как кроха слишком мал. Основная его игрушка – мама. Пускай малыш рассматривает ее, следит за мимикой.
В 1 месяц можно задействовать погремушки, использовать мобиль.
Особенности физического развития мальчиков и девочек
К году малыш делает большой скачок в физическом развитии. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, другие с опаской осваивают первые шаги. В тоже время малыши продолжают активно ползать, для них этот способ передвижения привычнее и быстрее. Именно на четвереньках ребёнок полностью чувствует своё тело и может его контролировать.
К году малыши очень любознательные, они умеют садиться и вставать, могут забраться на диван или кровать и слезть с неё. Многие родители замечают, что к году дети очень интересуются музыкой, у них отличное чувство ритма и под звуки песен они начинают раскачиваться из стороны в сторону. Несмотря на то что каждый малыш индивидуален и сроки, когда он осваивает новые умения и навыки, могут отличаться, есть общепризнанные нормы физического развития детей. Ребёнок развивается согласно возрасту, если к двенадцати месяцам он умеет:
- сидеть самостоятельно, уверенно удерживая спину;
- активно ползать: врачи предупреждают, что некоторые дети минуют этап ползания и сразу начинают садиться, а затем вставать. Это также считается вариантом нормы. Такие малыши могут освоить ползание уже после того, как сделают свои первые шаги;
- взбираться на кровать, лазить по ступенькам лестницы;
- самостоятельно вставать на ноги, стоять с опорой и без;
- ходить с опорой или за руку со взрослым;
- пить из чашки с помощью родителей и делать попытки выполнить это действие самостоятельно, есть из ложки с маминой помощью;
- перекладывать предметы с места на место, собирать свои игрушки, показывать на интересующий ребёнка объект.
Некоторые дети к году уже ходят самостоятельно
Но специалисты обращают внимание, что если ребёнок не пошёл сам в двенадцать месяцев, это не повод паниковать. В норме малыши начинают делать первые шаги сами к 1,2 года
К первому юбилею у малыша есть в среднем 8 зубов. Но эта цифра приблизительная: у некоторых детей прорезывается 4–6 молочных зубов, а другие могут похвастаться наличием целых 12 помощников пережёвывать пищу.
Нормы прорезывания молочных зубов приблизительные. Но если в год у малыша нет ни одного зуба, это повод показать ребёнка стоматологу-ортодонту
Время сна и отдыха в двенадцать месяцев
Меняется и режим дня ребёнка: малыш больше бодрствует, чем спит. Ночной сон занимает 11 часов, а днём кроха отдыхает всего 3 часа, которые распределяются на два дневных сна. Некоторые дети уже в этом возрасте переходят на один дневной сон. Доктор Комаровский объясняет, что это не отклонение от нормы, а индивидуальные потребности организма. Дело в том, что малыши, которые укладываются на ночной сон позже, утром позже просыпаются, поэтому отдых в первой половине дня им не нужен. Организму достаточно дневного сна в послеобеденное время.
Рост и вес малыша в зависимости от пола — таблица
Показатель | Мальчики | Девочки |
Вес, кг | 8,8 — 11,7 | 8,5 — 10,8 |
Рост, см | 72,2 — 79,7 | 71,5 — 78,5 |
Рост и вес — это главные показатели, которые подтверждают, что ребёнок развивается согласно нормам. С самого рождения каждый месяц врач и медсестра оценивают прибавку малыша в сантиметрах и граммах. Дефицит массы тела у детей до года может сигнализировать об анемии, проблемах в работе пищеварительной и эндокринной систем, а также о нарушениях центральной нервной системы.