Главные ошибки родителей малоежек
Детский аппетит — один из важных критериев здоровья для родителей. Неудивительно, что, обеспокоенные поведением малоежки мамы и папы используют все доступные средства, чтобы накормить ребёнка. В ход идут телевизор, отвлекающие маневры, потакание детским капризам и даже система наказаний за пропущенный обед.
Пренебрежение полезными продуктами и готовность всякий раз давать ребенку только то, что он просит, приводит к нарушениям пищевого поведения и несбалансированному питанию. Телевизор, книги и игрушки во время приема пищи ненадолго отвлекают ребенка и позволяют “запихнуть” в него ложку-другую — но, вместе с тем, формируют у него устойчивую связь “телевизор = еда”. Постепенно у детей развивается привычка “неосознанного питания”, когда отвлекающий фактор мешает вовремя почувствовать сытость, что приводит к увеличению порций и лишнему весу.
Едой нельзя наказывать или поощрять. Все вопросы завтраков, обедов и ужинов лучше оставлять на территории кухни, тогда прием пищи будет ассоциироваться у ребенка с удовольствием, а не с необходимостью выстраивать свои действия в зависимости от перспективы получить шоколадку.
Несколько хитростей, которые облегчат жизнь родителям малоежек:
Превратите семейные завтраки, обеды и ужины в большое событие. Пусть приемы пищи происходят примерно в одно и то же время, а за стол садится вся семья. Дети любят повторять, поэтому ребенок, наблюдающий, как братья, сестры и родители без разговоров уплетают “невкусное” блюдо, рано или поздно захочет последовать их примеру; Исключите перекусы и сладкие соки между приемами пищи. Стакан фруктового компота вполне может создать у маленького ребенка ощущение сытости, не говоря уже о сладостях; Поиграйте в шеф-поваров: наденьте на малыша фартук и вместе приготовьте необычную овощную пиццу, салат или простое рагу
Игра превратит нелюбимое блюдо в объект для экспериментов и зажжет интерес даже в самых упрямых малоежках; Не растягивайте прием пищи более чем на 20 минут: вынужденное сидение над тарелкой “до тех пор, пока все не съешь” снижает и без того слабый аппетит малоежки; И, пожалуй, самое важное: не превращайте еду в семейный культ, а обеды – в площадь боевых действий
Выражайте ребенку свою поддержку, но также не стоит чрезмерно акцентировать его внимание на проблеме аппетита
И, конечно, на помощь родителям малоежек всегда могут прийти современные решения в виде дополнительного сбалансированного питания. Например, PEDIASURE МАЛОЕЖКА — вкусный коктейль, который понравится даже самым привередливым детям.
В составе PediaSure Малоежка содержатся все необходимые ребенку питательные вещества: белки, жиры, углеводы, 29 витаминов и минералов, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты, пребиотики. Одной бутылочки питания PediaSure Малоежка достаточно для того, чтобы, в зависимости от возраста ребенка (от 1 до 10 лет), возместить от 10% до 17% суточной нормы калорий.
PediaSure Малоежка – отличное решение для малоежек и их родителей: дети пьют его с удовольствием, а мамы и папы спокойны за их здоровье!
Источник использованной литературы Павловская Е.В. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии. – 2013; 12 (6): 10-18
почитать другие истории
Причины отказа от прикорма
Оптимальным временем для введения новой пищи считается 4,5-5,5 месяцев. В этот период организм малыша уже готов принять что-то отличное от маминого молока или привычной адаптированной смеси.
Несвоевременное введение (позднее 6-7 месяцев) прикорма приводит к задержке формирования навыков пережевывания и глотания густой и твердой пищи, вкусовых ощущений, созревания органов ЖКТ. Все это способствует развитию запоров, нарушению развития и роста, дефицитных состояний.
Вследствие позднего знакомства с прикормом малыш плохо воспринимает новые продукты. А в чем же причина того, что ребенок перестал есть прикорм в 7,8,9,10,11 месяцев и в 1 год? Среди вероятных факторов отказа от еды можно выделить такие как:
- Особенности пищи;
- Ухудшение самочувствия малыша;
- Психологические аспекты.
Как правило, прикорм начинается с однокомпонентного продукта пюреобразной гомогенной консистенции. Малыш привыкает к такой еде. И если по какой-то причине меняется характер обработки или состава пюре, то кроха может отказаться от него. Основные причины отказа, обусловленные особенностями самого пищевого продукта: Изменение консистенции (переход к более густой пище с твердыми частичками);
- Изменение вкуса или запаха (замена промышленного прикорма на домашний, смена производителя);
- Изменение температуры прикорма (слишком горячее или холодное);
- Введение многокомпонентного продукта (например, малыш хорошо кушал яблочное пюре, а при введении туда тыквы стал отказываться от него);
- Введение нового непривычного продукта;
- Слишком большой объем пищи;
- Непереносимость того или иного продукта.
При нарушении самочувствия ребенок тоже неохотно воспринимает пищу. Среди причин отказа, которые связаны с нарушениями здоровья малыша, можно выделить:
- Начало заболевания (недомогание, интоксикация, повышение температуры), способствует снижению аппетита;
- Воспаление полости рта – стоматит;
- Вздутие и дискомфорт в животике;
- Насморк;
- Реакция на прорезывание зубов;
- Мокрый подгузник.
В то время, когда появляются первые зубки, воспаляется слизистая рта и носоглотки. Десны становятся опухшими и постоянно зудят, любое прикосновение к ним может быть болезненным. Частыми спутниками прорезывания являются насморк, затрудняющий носовое дыхание и покашливание из-за обильной слюны. Все это может служить причиной отказа от еды.
Помимо физиологических особенностей организма малыша и характеристик продуктов прикорма, на отказ от приема пищи могут влиять такие психологические причины, как:
- Плохое настроение мамы или малыша;
- Смена человека, который осуществляет кормление (например, малыш привык, что его кормит мама, а тут пришла бабушка или папа и требуется время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам);
- Ребенку не нравится стульчик, ложечка или тарелка, из которой его кормят;
- Смена времени и/ или места кормления;
- Привычка есть, играя или смотря телевизор.
Детские психологи отмечают, что малыши очень быстро привыкают к определенным «ритуалам» (последовательности действий). То есть, если у ребенка сформировался какой-либо стереотип, связанный с кормлением, то при изменении хоть одного его этапа, может произойти отказ от еды.
Правила введения прикорма
Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.
Ориентируйтесь на ребёнка
Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои»
Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.
Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.
Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.
Прикармливайте только здорового ребёнка
Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.
Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.
Давайте понемногу
Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.
Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку
Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.
Откажитесь от насилия
Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.
С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время
Вводите каждый раз по одному продукту
Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.
Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.
Начинайте с «правильных» продуктов
Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.
Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.
Прикорм во время болезни
Самое главное правило во время болезни или в ситуации, если ребенок заболел – пить больше жидкости. С малышом, который на грудном вскармливании – чаще прикладывать к груди. Грудное молоко – это и еда, и вода одновременно, уникальная жидкость, которая просто спасла меня во время болезни ребенка. Я не паниковала и меньше нервничала на тему: «ААА, мой ребенок болеет и он голодный!!!» Я знала точно с грудным молоком ребенок НЕ ГОЛОДНЫЙ, он сыт. Поэтому агитирую всех мамочек, делайте все возможное и невозможное, чтобы сохранить грудное вскармливание.
Но наличие грудного молока не отменяет воду. Чтобы не поить малыша специальной водичкой с лекарствами, с первых дней недомогания ребенку надо давать каждые полчаса по 2-3 глотка воды. Конечно, это муторно, лень, и какие еще могут быть причины, додумайте сами, но тут здоровье малыша, он еще не в состояние думать о воде, когда тряпочкой лежит в Ваших объятиях с высокой температурой.
Еще одно правило при высокой температуре или в ситуации, если ребенок заболел – раздеть малыша, снять памперс, пусть только Ваше тело его согревает.
Что делать с прикормом, если ребенок заболел?
Во-первых, никакого нового продукта, ЗАПРЕЩЕНО, нельзя, строго. Спросите любого педиатра, он скажет, что в период болезни ребенка вводить новый прикорм нельзя. Почему нельзя?
Во-первых, организм борется с болезнью, с вирусами, с температурой. У ребенка болит горло, возможно голова, ему, то холодно, то жарко, его тело ломит, болят ручки и ножки, единственное, что он может, это плакать и лежать в Ваших объятиях. А тут добрый взрослый сует новый продукт, который нужно переварить и усвоить. Вопрос когда, если все силы организма мобилизованы на борьбу с болезнью.
Во-вторых, во время болезни ребенку предлагаются лекарственные средства, обычно, если малыш болеет редко, то новые лекарственные средства. Фото прилагаю выше, оказалось у нас аллергия на пеницилинновую группу антибиотиков. Что было бы, если в этот период малыш попробовал еще яйцо? Как я поняла бы, что это на лекарство сыпь по всему тело, а не на продукт.
В-третьих, естественная потребность организма в период болезни — это вылечиться, поэтому и дети, и взрослые, отказываются от пищи первые несколько дней. Это нормально, пугаться данного факта не стоит. Главное поить ребенка, очень часто и много, чтобы не было обезвоживания. Писала про симптомы обезвоживания, читаем здесь.
В-четвертых, ребенок может отказываться кушать из-за болезненного состояния ЛОР-органов, т.е. болит горло – больно глотать, забит нос – сложно сосать грудное молока или кушать.
И, в-пятых, ребенок болеет, любое действие воспринимается негативно. Мы плакали даже потому, что папа брал ребенка на руки. Как вводить прикорм в таком психологическом состоянии ребенка? Когда все ему не в радость. Знаете, как я поняла, что болезнь отступила? Он улыбнулся, мой малыш, хохотушка, наконец, улыбнулся. И в тот миг я поняла, все можно расслабляться, болезнь ушла.
Очень хорошо подходят во время болезни компоты из шиповника, ромашки, липы и других трав, но помним, если ребенок с ними знаком. Вводить шиповник экстренно в прикорм во время болезни не целесообразно и глупо.
Случай из нашего прикорма
Во время болезни наш нос был полностью забит, никакие капли не помогали, вроде вот только закапала, а дышит ребенок только ртом. Как понимаете в таком состоянии сосать грудь очень сложно. Но кушать-то хочется, поэтому малыш вышел из положения так. Брал грудь, делал 2-3 резких и прерывистых подсоса, потом слегка открывал рот, освобождая пространство между моей грудью и своим ртом для вздоха, и делал резкие, глубокие и долгие вздохи. Как понимаете, он с забитым носом не может ритмично сосать грудь.
Получается лишь задержать дыхание, сделать пару глотков, а потом долго насыщать легкие кислородом. Смотрится со стороны сие действие комично, но с другой стороны очень жалко ребенка.
Ребенок из-за заложенности носа первые два дня отказывался от частых кормлений, на грудь реагировал слезами. Пару раз сцеживалась и давала молоко через кружку. Очень часто поила водой. Прикорм ребенок не ел, отказывался от любой взрослой пищи. Даже перекусы воспринимались негативно. Наши любимые пальчиковые продукты в виде банана или хлеба воспринимались плохо.
Ребенок болел сильно и серьезно. Как писала ранее, у нас часто были сопли, но за всю зиму, мы всей семьей по три раза уже переболели, а самый младший все это время отделывался соплями. И вот первая серьезная болезнь. Как понимаете, я Нурофен в большом количестве дала ему в первый раз. До этого, он один раз принимал его после 3 АКДС. В итоге на Нурофен и детский парацетомол началась рвота. В тот день он поел немного йогурта, я восприняла это как хороший знак, зря! Вот в такие моменты я рада, что ребенок на ГВ, единственная жидкость, которая задерживалась в желудке у ребенка. Мы перешли на жаропонижающие свечи и теплые компрессы, через сутки ребенок встал весь красный и здоровый.
После приема Зодак. Сыпь чуть сошла, но все равно видно,какие мы красивые…
Пыталась поймать его спину, но он же вертится, все фото размытые, кроме этого. После 2 приема Зодак, больше не давала, у ребенка закрепилось осознание лекарства зло. Через сутки сыпь сошла сама.
Ребенок должен быть готовым к прикармливанию
Да-да: прежде чем вводить прикорм, малыша к этому необходимо подготовить. В самом деле: начиная с самого рождения, он кушал хотя и питательную, но однообразную пищу. Причем, конкретным способом: либо сосал грудь, либо, при искусственном вскармливании, соску. А тут – ему вдруг предлагают новую для него пищу, да еще из ложечки! Все это часто вгоняет малыша в стресс. Какая уж тут новая еда, когда ты – в стрессе?
Вот потому-то ребенка и надо прежде подготовить к такому новому и притом важнейшему этапу в его жизни. Что же включает в себя такая подготовка?
- Ребенок должен быть готов физиологически. Это понятие включает в себя следующие моменты:
малыш уже умеет сидеть и в состоянии держать ложку
Это очень важное условие. Будет лучше, если младенец сам участвует в процессе, а не кушает исключительно из ложечки в маминой руке
Так ему интереснее, а потому он легче и быстрее привыкнет к новой для себя ситуации и, соответственно, к новой пище;
ребенок уже не выталкивает незнакомую пищу изо рта. Раньше, повинуясь рефлексу, он это делал, а с возрастом такой рефлекс у него пропал. Из этого следует, что в принципе малыш готов к прикорму;
при прикорме у ребенка не наблюдается ни рвота, ни диарея, ни метеоризм. Это означает, что его система пищеварения готова к усвоению новой пищи.
- Ребенок должен быть готов психологически. Это означает:
- он явно интересуется другой пищей, тянется к ней, пытается ее попробовать;
- малыш выражает недовольство, когда ему не разрешают дотронуться до взрослой пищи и попробовать ее;
- один раз попробовав, младенец просит новую для него еду и в следующий раз.
- Как добиться психологической и физиологической готовности? Для этого есть надежные, проверенные многими поколениями способы:
ребенка необходимо заинтересовывать в новой еде
Усаживайте его с собою за семейную трапезу, давайте ему осторожно и понемногу пробовать взрослую еду – разумеется, не всю подряд, а такую, которая не причинит крохе вреда;
незнакомую еду следует предлагать малышу, выбрав для этого подходящее время. То есть, когда он проголодался, а не тогда, когда его покормили грудью или из соски;
ни в коем случае не надо пытаться приучить малыша к какому-то конкретному новому блюду
Возможно, оно ему просто не по вкусу. Поэтому здесь следует разумно и вдумчиво экспериментировать. Малыш упорно отвергает какую-то еду? Попробуем дать ему что-нибудь другое, третье, пятое, десятое – пока ему не понравится.
Как быть с мусорной едой
Мусорная еда должна быть в мусорке — приучайте детей выкидывать то, что не нужно и неполезно есть. Не доедать, не оставлять “папе”, а выкидывать весь пищевой мусор.
Если случилось так, что какая-то сильно вредная конфета оказалась у ребенка, он должен знать, что с этим делать, — выкинуть в мусорку. Нет, это никому неполезно. Да, в некоторых странах голод, но вы же не отправите туда шоколадку, которую, скорее всего, и купили не вы.
Со временем вы научите ребенка просто вежливо отказываться от того, что он не ест, если его угощают. И нет, это не неуважение – это вопрос личных границ, любви к себе и осознанного потребления.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился выбирать здоровое питание и образ жизни, вы сами должны этот образ транслировать. Ведь если вы будете говорить “это вредно”, а сами есть на глазах у ребенка то, что ему не предлагаете, то это будет действовать разрушительно. Если вы говорите “это вредно, это папино”, в голове у ребенка будет полный разлад.
Родители — самые мощные супергерои в глазах малыша, он все повторяет за вами, и вы его лучший авторитет. Поэтому только своим примером, своим поведением вы можете показать, что полезно и что круто, уже с самого раннего возраста.
Отсутствие режима дня и прикорм
Есть еще одна причина, почему ребенок отказывается от прикорма – это отсутствие режима дня. Хотя с малышом 6-12 месяцев понятие режим вообще относительно. Слишком часто все меняется, то спит 3 раза в день, то 2, то вообще резко переходит на один сон. Поэтому у детей до года режим дня не строгий, а плавающий. Мы примерно знаем время сна и ждем, что вот сейчас малыш уснет. Мы примерно знаем порядок действий, т.е.
- малыш встал,
- поел грудное молоко/смесь,
- утренний туалет,
- погулял,
- поел прикорм – завтрак,
- поспал,
- поел грудное молоко/смесь
- погулял на улице,
- поел прикорм – обед, и т.п.
Обычно к временным отрезкам наше расписание приближено относительно. Например, я знаю, что мой малыш ложиться спать примерно в 10-10:30, потом второй сон в 15-15:30, исходя из этого строю свои планы на жизнь, но это не значит, что он ляжет спать в строго отведенное время и будет спать 2 часа подряд. Скорее всего, его сон будет с перерывами, если мы не на улице, вот там спим долго и хорошо.
Что я подразумеваю под не налаженным режимом дня. Если ребенок кушает в 6 утра грудное молоко или смесь, кстати, чаще не налаженность режима встречается у мамочек на ГВ, нам проще лениться, ведь так легко еще часок поспать, сунув малышу грудь. Т.е. я покормила грудью его в 6 утра, но хочу спать, в итоге сплю дальше одним глазом, а малыш может вертеться в кроватке или ползать по мне.
В итоге мама же рядом, грудь рядом и скорее всего, оголена, пока он ползает по кровати и мне, он спокойно еще может покушать раза 2 или 3, по чуть-чуть, но этого достаточно, чтобы перенести завтрак на 11 часов, что приводит к сбиванию распорядка нашего дня. Поэтому я стараюсь не лениться, сразу же после утреннего кормления вставать, даже если хочется рухнуть и заснуть. Если совсем тяжко, то отдаю малыша мужу, пока досыпаю.
После 4 лет. Как приучить ребенка к здоровому питанию
Согласно данным исследований, ребенок начинает осознавать понятие «здоровая еда» в возрасте около 4 лет. Это происходит, только если родители объяснили ему, что это такое, причем как можно раньше, в 2 – 3 года, а то и в годик. И тогда уже в возрасте 4 – 5 лет дети могут самостоятельно делать «здоровый» выбор.
1) Подайте ребенку пример. Самым лучшим примером для малыша является его семья. Если мама хотя бы раз в несколько дней готовит вкусный здоровый ужин, папа приносит домой свежие фрукты и овощи, а бабушка показывает внучке, как варить суп, то ребенок получает навыки здорового пищевого поведения.
2) Не кладите в еду много сахара или специй. Ребенок открывает естественный вкус каждого продукта и ощущает такие вкусовые оттенки, которые взрослый не способен различить. Конечно, со временем малыш должен знакомиться с самыми разными блюдами, но сейчас лучше избегать резких вкусов.
3) Присмотритесь к собственному рациону. Пусть семейная трапеза не будет плохим примером для юного гурмана. Привыкайте есть меньше жареного, больше блюд, приготовленных на пару или тушеных. Включайте в диету овощные и фруктовые салаты. Откажитесь от вредных полуфабрикатов и алкоголя. Старайтесь закупаться продовольствием не на месяц, а на неделю.
4) Готовьте вместе с детьми. Учите их мастерству приготовления любой еды — от каши до пирога. Пусть малыш всего лишь насыплет стаканчик муки в миску — этого уже будет достаточно для начала.
5) Придумывайте игры про еду. С помощью игры можно познакомить ребенка с тем, какие продукты полезны для него, а какие — нет. Вы можете придумать целый мир, в котором будут жить любопытные персонажи. Используйте свое воображение!
6) Пусть десертами станут только блюда из натуральных ингредиентов — фруктовые пюре и салаты, пудинги и т. д.
7) Не пугайте малыша категорическими запретами
Мягко объясняйте и старайтесь переключать внимание ребенка в те моменты, когда он слишком активно требует что-то вредное
И все-таки ребенок отказывается от прикорма. Почему?
Действительно: вроде бы родители выполнили и соблюли все необходимые условия, чтобы приохотить своего ребенка к новой пище, а он все равно от нее отказывается. В чем причина?
Таких причин может быть множество:
- ребенка слишком рано пытаются приучить к прикорму. Он к этому не готов физиологически;
- малыш равнодушен к новым продуктам и не понимает, что это такое, потому что не приучен к этому в психологическом плане;
- родители выбрали неудачный момент: у ребенка режутся зубы, болит живот, повышена температура – другими словами, он плохо себя чувствует;
- кроха просто испугался новой для него пищи или, как вариант, он испугался чрезмерной маминой настойчивости, и оттого непривычная еда стала ассоциироваться у него со страхом;
- новая еда показалась малышу не по вкусу, и он интуитивно опасается, что и вся последующая незнакомая пища будет такой же невкусной.
Некоторые секреты приучения малыша к прикорму
И все-таки рано или поздно, а ребенка придется приучать к другой еде. Как лучше это сделать?
Если ребенок на грудном вскармливании, и при этом отказывается от прикорма, волноваться особенно не о чем. До годовалого возраста все необходимые питательные вещества малыш получает из материнского молока. Конечно, впоследствии его, так или иначе, все равно придется приучать к другой еде, но после года это сделать гораздо легче. Тем более, если знать методику этого дела (см. написанное выше).
То же самое, в принципе, касается и искусственного вскармливания. То есть, до года все необходимые питательные элементы ребенок также получает из молочных смесей.
Учитывайте особенности развития своего ребенка, его характер, темперамент, состояние здоровья. И, исходя из этого, делайте вывод, с какого возраста и какими средствами малыша нужно приучать к другой еде. А вот бабушек и тетушек в этом случае слушать совсем необязательно. Конечно, у них есть жизненный опыт, но всякая мама своего ребенка все равно знает лучше.
Прикармливать нужно лишь здорового малыша. Почему – о том уже говорилось. Да и без комментариев здесь все понятно.
Новую еду малышу следует давать понемногу, так он лучше будет к ней привыкать.
Не следует кормить кроху новой пищей насильно. Не хочет он кушать какую-то пищу – ну и не надо. Разумно будет вернуться к этой же еде спустя какое-то время.
Экспериментирование – великое и полезное дело. Если малыш отказывается от какой-то конкретной пищи, надо попробовать дать ему что-нибудь другое. У каждого человека, даже у самого маленького, свои врожденные предпочтения в еде.
Не следует прикармливать кроху несколькими продуктами одновременно. Только каким-то одним! Так проще узнать, понравился ли этот продукт малышу, и как детский организм на него среагировал.
Прикармливать необходимо «правильными» продуктами. Если это овощное пюре – то в этом случае у ребенка должен быть нормальный вес. При недостаточном весе прикорм лучше начинать с каш, так как они более питательны. Да, и не следует начинать прикорм со всяческих сладких продуктов. Привыкнув к ним, малыш, скорее всего, окажется кушать те же пюре или каши.
Пускай столовые приборы с новой пищей будут яркими
Это привлечет внимание ребенка, и он более спокойно отнесется к прикорму.
Дополнительные советы мамам на тему прикорма дает это видео.
Изменить пищевое поведение ребенка – это реально
Историй о формировании пищевого поведения я могу рассказать много. Хорошо, когда прямо с введения прикорма все идет гладко. Но есть и такие истории, когда до 5 лет было совершенно неправильное питание, но и его удалось исправить. Это возможно!
Один из таких случаев – когда мама, кстати, тоже доктор, смогла научить ребенка есть творог без сахара. Она предлагала. Она выстраивала систему, обучала, вовлекала, делала доски мотивации. И вот на 18-й раз ее пятилетний сын начал спокойно есть творог без сахара. И все это настолько железно вошло в режим, что через полгода, попробовав творог с сахаром у бабушки, он отодвинул тарелку, сказав, что это приторно и невкусно.
Другая мама смогла изменить пищевое поведение сразу двум сыновьям 4 и 6 лет, хотя до этого тоже были истерики по сладкому. Она начала с простого — устроила день рождения без торта. Все было очень весело: батутный парк, анимация, курица с картофельным пюре, подарки. И самое интересное: никто, ни один ребенок из 20 приглашенных не вспомнил про торт и сладости, не попросил и не испытал никакого неудобства.
После мама рассказывала о своих впечатлениях: “В тот момент я поняла, как все это работает и что именно нужно детям. С завтрашнего же дня я все изменю дома”. Придя домой, она выкинула все сладости, подготовила весь обучающий материал, начала готовить с мальчишками. А дети, не видя сладкого дома, не вспоминали о нем вовсе.
Что полезного есть в овощах
Заставляя кроху есть брокколи или сельдерей, вы наверняка говорили, что эти овощи полезны, и их нужно есть, чтобы быть здоровым. Но чем именно? И какие овощи являются самыми полезными? Давайте разберёмся.
Понятно, что одни растительные продукты не смогут удовлетворить потребности малыша в питательных нутриентах.
Но они могут дополнить ежедневный рацион:
- минеральными веществами – калием, железом, медью, марганцем, кальцием, фосфором, цинком;
- клетчаткой;
- витаминами;
- каротином – пигментом жёлтого цвета, который в организме превращается в витамин А;
- фолиевой кислотой;
- дубильными веществами, характеризующимися противовоспалительным действием.
Овощная продукция богата растительной клетчаткой, необходимой для здоровых процессов пищеварения. Клетчатка способствует быстрому усвоению и перевариванию пищи. Помимо этого, пищевые волокна участвуют в эвакуации из детского организма токсических соединений.
Фитонциды в составе овощей оказывают лёгкое бактерицидное воздействие.
Уникальные свойства овощей зависят от их вида.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
- Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
- Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
- Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
- Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
- Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
- Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
- Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
- Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
- Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
- Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.
- Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
- Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
- Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.