Болезни нервной системы у детей

Профилактика неврологии у детей

С первых дней жизни ребенок должен соблюдать режим сна и бодрствования. Физические нагрузки должны соответствовать особенностям организма и возрасту. Важную роль играет эмоциональная обстановка в семье. Даже соблюдая указанные правила, можно практически исключить риск детской неврологии. Если у родителей и ближайших родственников установлены диагнозы заболеваний нервной системы, необходимо максимально внимательно следить за проявлением симптоматики у ребенка.

Меры профилактики:

  • исключение эмоционального и физического переутомления;
  • ссоры и скандалы в семье никогда не должны происходить при ребенке;
  • если ребенок перенес стрессовую ситуацию, необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обследование у невролога;
  • исключение гиперопеки (ребенок может стать не только замкнутым, но и приобрести стойкие психические отклонения);
  • подход к воспитанию ребенка должен быть одинаковы у обоих родителей;
  • если для ребенка резко меняются условия жизни, то ему необходимо помогать справляться с переживаниями (например, переезд в другой город, перевод в новый детский сад или школу).

В клинике Контакт работают врачи с высокой квалификацией и достаточным уровнем профессионализма. При наличии подозрений на неврологию у ребенка, визит к специалисту нельзя откладывать. Врачи клиники используют индивидуальные подходы к детям и их родителям. Преимуществом обращения в частный центр является отсутствие очередей и прием маленьких пациентов в комфортных кабинетах. Ребенок не получит дополнительного стресса, который может усугубить ситуацию, как при длительном ожидании консультации в государственных учреждениях.

Классификация периферических невропатий

Существует более 100 типов периферической невропатии, которые были идентифицированы, каждый с характерным симптомокомплексом структурой развития, и прогнозом. Нарушенная функция и симптомы зависят от типа нервов, которые подверглись повреждению (моторные, сенсорные, или вегетативные). Двигательные нервы управляют движениями всех мышц под контролем сознания, такими как ходьба, хватание или речь. Сенсорные нервы передают информацию о процессах восприятия, таких как тактильное чувство или боль вследствие пореза. Пучки вегетативных нервных волокон регулируют биологические действия, которыми выполняются без сознательно, такие как дыхание, переваривание пищи, деятельность сердца или желез секреции. Хотя некоторые невропатии могут оказать влияние на все три типа нервов, чаще всего происходит нарушение функции одного или двух типов нервов. Поэтому, врачи могут использовать термин, такой как преобладающе моторная невропатия, преимущественно сенсорная невропатия, сенсорно-моторная невропатия, или автономная невропатия.

Соматические симптомы дисфункции

Главными органами-мишенями соматоформной дисфункции становятся сердце, легкие, пищеварительный тракт.

Частыми жалобами являются сердечные боли, лишенные четкой локализации. Кардиалгиям приписывают различный характер: колющий, режущий, ноющий, сжимающий, давящий, «пекучий». Интенсивность вариабельна: от неприятной до мучительной, лишающей сна. Боль способна сохраняться несколько минут или часов, захватывает область лопатки, руку, правую часть грудной клетки.

Причиной возникновения болевых ощущений становится переутомление, волнение, погодные изменения. Таковые проявляются после физической нагрузки

Данное обстоятельство важно учитывать при дифференцировании СД ВНС со стенокардией, характеризующейся появлением болевого синдрома во время физической активности

Кардиалгиям сопутствует тревога, беспокойство, слабость, вялость. Появляется ощущение нехватки воздуха, внутренняя дрожь, тахикардия, усиленное потоотделение.

Возможно ощущение изменения ритма. Тахикардия обычно ограничивается пределами 90-140 ударов за минуту, но отличается ситуативностью. Провоцируется она изменением положения тела, приемом крепкого чая, кофе, спиртными напитками или курением. Быстро проходит. Нередко возникает чувство замирания, перебоев работы сердца.

Давление при соматоформной дисфункции повышается до разумных пределов, многократно изменяется днем, ночью и утром стабилизируется.

Показательным симптомом дыхательной системы становится одышка, обусловленная состоянием эмоционального напряжения. Появляется давящие ощущения в груди. Сложно сделать вдох. Больной испытывает нехватку воздуха. Переживая это, человек, страдающий соматоформной дисфункцией, постоянно проветривает помещения, ощущает дискомфорт, находясь в закрытых пространствах.

Больных сопровождает частое, поверхностное дыхание, прерываемое периодическими глубокими вздохами. Случаются приступы невротического кашля.

Изменения пищеварительной системы характеризуются:

  • эпигастральными болями, возникающими независимо от приема пищи;
  • затрудненным глотанием;
  • нарушением стула. Пациента мучают запоры или диарея;
  • плохим аппетитом;
  • отрыжкой, изжогой, рвотой;
  • неправильным слюноотделением.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы может сопровождаться икотой, носящей навязчивый и довольно громкий характер.

СД ВНС провоцирует расстройства мочеиспускания. Учащаются позывы, появляется необходимость опорожнить мочевой пузырь при отсутствии туалета. Характерны сложности мочеиспускания в общественных туалетах.

Прочие признаки расстройства проявляются субфебрильной температурой, суставными болями, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности. Часто больных мучает бессонница, они становятся раздражительными, возбудимыми.

Следует отметить, что симптомы соматоформной дистонии провоцируются стрессами, нервным перенапряжением и не вызываются обстоятельствами, обуславливающие проявления реально существующего заболевания.

Соматоформная дисфункция ВНС обладает следующими особенностями:

  • множественность симптомов;
  • нестандартный характер проявляемых признаков;
  • яркая эмоциональная реакция;
  • несоответствие результатам объективной диагностики;
  • слишком интенсивная выраженность симптомов или, наоборот, недостаток яркости симптомов;
  • отсутствие реакции на стандартные провоцирующие факторы;
  • бесполезность соматотропной терапии.                  

Галлюцинации

Галлюцинации – это ложное восприятие без реально существующего объекта. Различают галлюцинации зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные (тактильные), общего чувства. Галлюцинации, возникающие при засыпании, называются гипнагогическими, при пробуждении – гипнапомпическими. Галлюцинации встречаются при различных психических заболеваниях, инфекциях, интоксикациях, реактивных психозах, шизофрении. У детей галлюцинации обычно носят фрагментарный неразвернутый характер, отличаются яркостью. Содержанием их часто являются персонажи детских сказок, просмотренных фильмов ужасов. Галлюцинации могут сопровождаться чувством страха.

Синдром органической невропатии у детей, симптомы, лечение

Синдром органической невропатии проявляется уже с первых дней жизни. Отмечаются повышенная нейрорефлекторная возбудимость, признаки легкого органического поражения нервной системы. При этих признаках наблюдаются периодическое чередование повышенного мышечного тонуса и пониженного мышечного тонуса (мышечная дистония). Часто повышена спонтанная двигательная активность. Иногда отмечается горизонтальный нистагм, легкое сходящееся косоглазие, общее усиление врожденных безусловных рефлексов периода новорожденности. Может наблюдаться выраженный гипертензионный синдром, который проявляется небольшим напряжением родничков и их выбуханием. Личностный компонент невропатического синдрома таких детей менее выражен, чем при синдроме истинной невропатии, на первое место обычно выступают церебрастенические расстройства. Личностные и эмоциональные нарушения у детей в этом случае мало дифференцированы, наблюдается инертность психических процессов. Специалистами «Частной медицинской практики Саратова» отмечается, что при синдроме органической невропатии дети в большинстве случаев на 2 – 3 месяца позже своих сверстников начинают самостоятельно стоять, ходить. Может отмечаться общее недоразвитие речи, отставание речевого развития, чаще легкой степени выраженности.

Психогенная астма

Вообще, бронхиальная астма относится к патологии дыхательной системы. Ее развитие связано с изменением структуры бронхов на фоне иммунных сбоев, то есть является вполне конкретным заболеванием, к этиологии которого психические факторы не имеют отношения.

У людей, страдающих данным недугом, может развиться такое состояние, как психогенная астма. Это случается, когда приступы удушья – основного симптома болезни, провоцируются нервным перенапряжением, как положительным, так и отрицательным, тогда как в обычных случаях это происходит под действием холода, инфекций или физических нагрузок.

Под действием сверхэмоций происходит выброс гистамина. Это один из главных медиаторов воспаления. Он вызывает спазм бронхов. Как результат – сухой кашель, одышка и приступ удушья.

Часто психогенная астма развивается у женщин в менструальный период и у детей, чья психика еще довольно нестабильна, очень чувствительна.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Что такое невропатия, ранняя детская нервность?

Невропатия – это наиболее распространенная форма психоневрологических нарушений у детей раннего возраста, которая проявляется выраженной вегетативной дисфункцией, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В детской неврологии чаще применяется термин «ранняя детская нервность», а в психиатрии – «невропатия». Синонимами невропатии являются ранняя детская нервность, врожденная нервность, конституциональная нервность, невропатическая конституция, эндогенная нервность, нервный диатез. Невропатия не является конкретной болезнью, а представляет собой фон, предрасполагающий к возникновению в последующем неврозов, неврозоподобных состояний, психозов, патологического развития личности.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Симптомы ночных страхов

Ночные страхи характеризуются рядов симптомов. Уснувший ребенок внезапно садится или стает, становится беспокойным: кричит, плачет, с выражением ужаса на лице зовет родителей, хотя и не узнает их. Такое состояние обычно сопровождается выраженными вегетативными нарушениями: широкие зрачки, гиперемия (покраснение) лица, учащенный пульс и дыхание, потливость (повышенная выделение пота). Продолжительность приступа обычно от 5 до 15 минут, после чего ребенок засыпает и не помнит о случившемся. В отдельных случаях утром остаются смутные воспоминания о страшном сне.

Характерные клинические проявления (симптомы, клиника ночных страхов) не вызывают особых затруднений при диагностике ночных страхов. Как церебрального пароксизма во время сна. Ночные страхи обязательно необходимо отличать от ночных кошмаров. В то же время дифференциальная диагностика невротических, неврозоподобных и эпилептических приступов ночных страхов требует пристального внимания. На эпилептический характер данных пароксизмов могут указывать однотипность ночных страхов, элементарность их внешних проявлений (особенно двигательных), редкая повторяемость (большие интервалы между приступами), наличие в прошлом или настоящее время других припадков (обмороки, фебрильные судороги).

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Страшные сны у детей

Наблюдается возрастная динамика увиденных образов во время страшных снов. В 3 – 4-летнем возрасте увиденные образы обычно отражают переживания и впечатления ребенка в дневное и особенно вечернее время (просмотр вечером фильмов ужасов, боевиков, воспоминание о страшных персонажах сказок, отрицательных героях телепередач). Ребенок просыпается после устрашающего сновидения, может дрожать, плакать, но находится в сознании и утром помнит о случившемся. Эти образы дети воспринимают как реальность, и в случае повторения подобного днем часто развивается невроз страха. В возрасте от 7 до 12 лет образы во сне становятся более разнообразными, воспринимаются не только зрительно, но и чувственно, напоминая галлюцинаторные переживания.

Симптомы обморока, предвестники обморока, предобморочное состояние

Обмороки проявляются в виде последовательных стадий предвестников (предобморочное состояние), нарушения сознания и восстановительного периода. Предобморочное состояние продолжается от 10 до 15 секунд, иногда от 5 до 60 секунд. Симптомами предобморочного состояния являются ощущение общего дискомфорта, несистематизированное головокружение, нечеткость видения окружающих предметов. Объективно определяются бледность кожных покровов, снижение артериального давления (АД), похолодание конечностей, гипергидроз. Резко снижается мышечный тонус, и ребенок медленно оседает, хватаясь руками за окружающие предметы. Наступает кратковременное нарушение или потеря сознания (простой обморок). В отличие от эпилепсии обычно не бывает внезапного падения с ушибами и повреждениями. Если при этом возникают судороги, обморок является конвульсивным. Он обычно наступает при потере сознания, длящейся более 20 секунд, и часто проявляется тоническим спазмом в основном разгибательного типа, иногда с предшествующими и последующими единичными подергиваниями. Возможны миоклонические судороги в области мимической мускулатуры. Генерализованных тонико-клонических припадков во время обморока, как правило, не отмечается. Восстановительный период продолжается несколько минут. В последующем дети ощущают общую слабость, иногда наблюдаются общая слабость или плач. У детей 1-го года жизни обмороки имеют определенные особенности: в 50% случаев отсутствует предобморочное состояние, преобладают простые обмороки, реже встречаются конвульсивные обмороки. У детей, особенно раннего возраста, встречаются симптоматические обмороки, которые возникают при врожденных пороках сердца, нарушениях сердечного ритма.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы

В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка

  • Нейросонография( методэхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)
  • Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)
  • Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга
  • Эхоспондилография шейного отдела позвоночника
  • Электронейромиография (исследование проводимости нервного сигнала и реакции мышц)
  • Компьютерная томография ( КТ)
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ)
  • Биохимические анализы крови
  • Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)

Следует отметить, что нет необходимости в применении сразу всех методов дополнительной диагностики. Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определит специалист нашего центра на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.

Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений центральной нервной системы проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться неврологам и педиатрам , включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, мануальную терапию и элементы педагогической коррекции.

В большинстве случаев, у одного ребёнка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача-невролога, при участии психолога, остеопата, эндокринолога, мануального терапевта, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.

Собрать воедино всех специалистов и диагностическо-лабораторные методы исследования непростая задача. А бегать с малышом по разным клиникам, неподъемная работа и для родителей и для ребёнка.

Поэтому в Отделении медицинской реабилитации для детей с нарушением функции центральной нервной системы медицинского центра «ЮгМедТранс» в городе Ростов-на-Дону имеются дневной стационар, где проводится диагностика и лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с задержкой речевого, психического, двигательного развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивности и др.

Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа обследования, медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа, лечебной физкультуры, проводится консультация медицинского психолога, логопеда.

После окончания курса лечения в стационаре ребёнок и его родители получают рекомендации для продолжения лечения амбулаторно до следующего курса стационарного лечения. Таким образом, под контролем врача-невролога, остеопата и психолога проводится лечение и наблюдение за течением заболевания в динамике.

Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, тем больше шансов у реpбёнка жить полноценной жизнью.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Виды расстройств, встречаемые у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детском\подростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Техника дыхательной гимнастики

Данная техника была предложена А.М. Вейном, занимающимся изучением нарушений в работе ЦНС.

Старайтесь выполнять гимнастику в одно время, не ранее 2 часов после приема пищи. Не выполнять после нахождения на солнце и длительных физических нагрузок.

Перед выполнением проконсультируйтесь с врачом.

Лягте на спину, прикройте глаза, расслабьтесь. Сделайте выдох, а затем глубокий вдох

Обратите внимание: в технике применяется брюшное дыхание (надувается брюшная стенка). За вдохом следует равномерный выдох (сдувается живот, затем грудная клетка)

Для начала делайте вдох длиной 4 секунды, а выдох – 8с. Повторите 15 раз. Если ощущаете дискомфорт, сократите соотношение до 3к 6. Главное, чтобы вдох и выдох шли в пропорции 1:2.

Если такой режим вам подходит, можете увеличить длительность дыхательных движений до 5 к 10с или 6 к 12с. Когда вы выберете для себя подходящий ритм, соблюдайте его на протяжении месяца. Количество циклов не должно превышать 20 за день.

Через 1 месяц увеличивайте количество циклов (вдох – выдох) на один каждые 5 дней, доводя до 40 повторов в день.

Через месяц на протяжении 2 недель прибавляйте к вдоху и выдоху по 1 и 2 секунды соответственно. Максимально возможные значения:

  • длина вдоха – 30 сек;
  • длина выдоха – 60 сек.

Превышать обозначенное время нежелательно.

Обратите внимание! В процессе гимнастики вас не должны сопровождать такие ощущения как тахикардия, тошнота и головокружение, онемение конечностей, зевание, учащение дыхания, нарушение его ритма и другие неприятные ощущения

Подробнее о вегетососудистой дистонии

Это — синдром, сопровождаемый нарушением работы вегетативной нервной системы и функциональными сбоями со стороны многих органов. Вегетососудистая дистония не является отдельным заболеванием, а считается комплексом симптомов различной этиологии.

Впервые подобное состояние было описано в 1918 году в Америке врачом Б. Оппенгеймером, который назвал его «нейроциркуляторная астения». В советское время синдром назвали вегетососудистой дистонией.

В современном мире его проявления объединили названием «нейроциркуляторная дистония». По классификации МКБ-10 это выражается понятием «соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы».

Симптомы подобного состояния достаточно разнообразны:

  • боли в области сердца, ощущения сердцебиения;
  • нарушения акта дыхания в виде одышки или удушья, нехватки воздуха;
  • постоянные головные боли, головокружения;
  • плохой сон;
  • боли в суставах, мышцах;
  • быстрая утомляемость, слабость, недомогание, потеря сознания;
  • судорожные подергивания рук и ног, тремор;
  • нарушение терморегуляции;
  • субфебрилитет до 37°;
  • повышенное потоотделение, ощущения жара, сухость во рту.

Конечно, подобные проявления ВСД могут иметь реальные причины: хронические инфекции, интоксикация, гипоксия, пренатальные и постнатальные поражения, остеохондроз шейного отдела позвоночника с нарушением кровоснабжения мозга.

Но чаще всего такие симптомы становятся проявлением нервно-психических нарушений: истеричности, мнительности, повышенной впечатлительности, нервной истощенности.

Способствуют этому и разного рода события, которые вызывают эмоциональное перенапряжение и выводят нервную систему из равновесия. В этом случае к ряду симптомов присоединяются и другие, говорящие о психическом дисбалансе:

  • чувство тревоги;
  • навязчивые мысли и фобии;
  • страх смерти;
  • ощущение, что сходишь с ума;
  • неверие в реальность происходящего.

Скорее, именно нервные расстройства вызывают болезненные и неприятные ощущения в других органах. Этот факт подтверждается тем, что при обследовании органических нарушений в заявленном органе не фиксируется.

В ситуациях, когда нервное напряжение выходит за пределы допустимого и нарушается психическое состояние, поможет Афобазол. Препарат относится к анксиолитикам, то есть, обладает способностью устранять тревогу. Вместе с ней уходит раздражительность, чрезмерная озабоченность и беспочвенные опасения.

Снимая нервное перенапряжение, препарат помогает расслабиться, снизить беспокойство и наладить сон, устраняет навязчивые страхи. С нормализацией работы нервной системы пропадают симптомы нарушения работы внутренних органов. Кроме этого, улучшаются когнитивные функции: память и концентрация внимания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий