Программа Обучение грудничковому плаванию включает:
1. История грудничкового плавания. Методические вопросы организации занятий по грудничковому плаванию.
1.1. История возникновения и развития грудничкового плавания.
1.2. Современные подходы и методики к обучению грудничковому плаванию.
1.3. Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности при организации грудничкового плавания.
2. Анатомические и физиологические особенности развития и болезни ребенка первого года жизни. Влияние плавания на здоровье и развитие организма ребенка.
2.1. Особенности физического и нервно-психического развития детей от 0 до 12 месяцев (по периодам развития).
2.2. Врожденные патологии и болезни ребенка первого года жизни.
2.3. Влияние грудничкового плавания и ныряния на развитие систем организма ребенка.
2.4. Показания и противопоказания занятиям грудничковым плаванием.
3. Основные методики грудничкового плавания. Методы обучения плаванию детей первого года жизни с использованием ванн.
3.1. Проведение разминки. Гимнастика для детей различных периодов первого года жизни.
3.2. Плавание на спине. Поддержки. Методики. Вспомогательные средства.
3.3. Плавание на груди. Поддержки. Методики. Инвентарь.
3.4. Ныряние. Поддержки. Методики. Инвентарь.
3.5. Игры в воде. Поддержки. Методики. Инвентарь.
3.6. Планирование занятий. Последовательность обучения. Виды и длительность упражнений.
3.7. Спасение на воде. Оказание первой доврачебной помощи.
4. Методы закаливания организма ребенка первого года жизни.
4.1. Принципы закаливания. Влияние закаливания на организм ребенка
4.2. Способы и виды закаливания. Сочетание методов закаливания. Последовательность закаливания.
4.3. Закаливание водными процедурами и упражнениями.
4.4. Закаливание часто болеющих детей.
5. Особенности проведения занятий при заболеваниях и патологиях.
5.1. Медицинские показания к грудничковому плаванию при заболеваниях и патологиях.
5.2. Грудничковое плавание при врожденной кривошее.
5.3. Грудничковое плавание при гипертонусе и гипотонусе.
5.4. Грудничковое плавание при дисплазии тазобедренного сустава.
5.5. Водные процедуры при заболеваниях органов дыхания (бронхит, перенесённая пневмония).
5.6. Грудничковое плавание при рахите и гипотрофии.
5.7. Грудничковое плавание при неврологических заболеваниях.
5.8. Грудничковое плавание для детей с особенностями в поведении.
6. Организационно-методические основы проведения занятий по грудничковому плаванию в бассейне.
6.1. Правила и принципы обучения плаванию детей раннего возраста.
6.2. Права и обязанности инструктора
6.3. Нормы и требования СанПиН к бассейнам. Состав, температура, глубина воды для занятия грудничковым плаванием. Продолжительность заняти.
6.4. Техника безопасности при занятиях в бассейне. Оказание первой доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях.
7. Подготовительный этап обучения грудничковому плаванию. Проведение первого занятия.
7.1. Этапы обучения грудничковому плаванию в бассейне: подготовительный, ныряние, активное плавание.
7.2. Особенности первого занятия и правила взаимодействия с родителями.
7.3. Проведение разминки. Игровые, вспомогательные, подготовительные упражнения к движениям в воде, комплекс упражнений для утренней и разогревающей гимнастики (разминки).
7.4. Особенности адаптации ребенка к бассейну. Оценка психологической готовности к плаванию в бассейне, сроки перехода.
7.5. Ввод ребенка в воду.
8. Методика обучения нырянию детей первого года жизни.
8.1. Алгоритм обучения нырянию. Инвентарь для обучения нырянию.
8.2. Виды основных поддержек в бассейне.
8.3. Методы обучения ребенка погружению в воду и нырянию.
9. Методика обучения плаванию в бассейне детей первого года жизни.
9.1. Алгоритм обучения активному плаванию. Инвентарь для плавания.
9.2. Формирование первичных навыков самостоятельного плавания.
10. Методики проведения индивидуальных и групповых занятий в бассейне с детьми первого года жизни.
10.1. Структура проведения занятий. Задачи и длительность этапов.
10.2. Методика проведения занятий. Планирование занятий. Объяснение упражнений. Роль тренера в проведении занятий по грудничковому плаванию.
10.3. Инвентарь и способы его использования.
10.4. Комплексы упражнений в бассейне для различных возрастных групп детей. Игры и соревнования. Водная гимнастика.
Какие риски стоит учесть
Для тех, кто только собирается стать бизнесменом нужно помнить, что собственное дело это череда взлетов и падений.
Работы по ремонту могут затянуться, и все запланированные сроки открытия будут сорваны. Во время ремонта зачастую увеличивается стоимость выполненных работ. Кроме этого никто не застрахован от ошибок в расчете затрат и от изменения финансовых условий (повышение коммунальных платежей, рост арендной ставки).
Чем сложнее оборудование, тем больше вероятность, что оно может выйти из строя. Хороший инструктор, в обучение которого были вложены средства, может уволиться.
Для снижения рисков нужно контролировать качество работ на каждом этапе и стараться создать доброжелательную атмосферу, как для работников, так и для посетителей.
Плавание с грудничками в бассейне – важнейший этап развития крохи!
Физическое развитие детям первого года жизни необходимо почти так же, как и грудное молоко. Именно поэтому заботливая мама ежедневно делает малышу массаж и купает его. И именно поэтому многие мамы посещают занятия по обучению грудничковому плаванию в специально оборудованном бассейне.
Водные процедуры и плавание в бассейне для грудничков являются неотъемлемой частью адаптации к окружающему миру. Именно в воде ребенок учится координировать движения, укрепляется его мышечная система, а дисплазия тазобедренных суставов (весьма распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата) в разы лучше поддается коррекции.
Грудничковое плавание в бассейне делает физическое развитие направленным, позволяя ребенку развиваться во всех направлениях – мамы с удовольствием отмечают более быстрое физическое развитие своих малышей. Они раньше садятся и начинают ходить. И если ровесники вашего малыша имеют еще не окрепший мышечный корсет, их позвоночнику сложно удерживать тело в вертикальном положении, то наши самые маленькие посетители сами определяют эти сроки. Они чувствуют поддержку родителей, силу своего тела и садятся. Потом встают. И когда друзья малыша делают неуверенные шаги, вы пытаетесь угнаться за своим резво шагающим ребенком, который с первых месяцев жизни осваивал грудничковое плавание.
Это достаточно очевидные преимущества. Но помимо этого, мамы наших посетителей отмечают, что малыши после занятий в бассейне для грудничков быстрее и крепче засыпают, их значительно реже беспокоят колики и метеоризм. Во время бодрствования детки пребывают в хорошем настроении, не капризничают.
Лежащему в кровати или на ваших руках малышу сложно придумать развивающие занятия. Это не детсадовский возраст, когда ребенка уже можно отдавать в разные кружки и секции. Поэтому нужно постараться восполнить этот недостаток грудничковым плаванием. Бассейн для малышей подходит для таких целей идеально!
Если отойти от физического развития и оценить грудничковое плавание с практической точки зрения, то такие занятия в бассейне с раннего возраста мягко, без стрессов и холодной воды закаливают организм малыша. Это значит, что начало посещения дошкольного учреждения перестает ассоциироваться у родителей с нескончаемым потоком респираторных инфекций и больничных листов.
Все упражнения проводятся в полностью подготовленном бассейне с гейзером, фонтаном и горками. Мы тщательно следим за микроклиматом – температурный режим воздуха и воды поддерживается на оптимальном уровне.
О качестве воды беспокоиться также не придется – мы используем абсолютно безопасные чистящие и обеззараживающие составы. Все занятия в бассейне для грудничков проводятся под контролем опытных инструкторов и тренеров с учетом особенностей каждого ребенка.
Наши занятия по грудничковому плаванию для малышей удобны жителям Москвы, проживающим в районах ЮАО и ЮЗАО (на юго-западе): Севастопольская, Каховская, Варшавская, Нахимовский проспект, Балаклавский проспект, Чертановская, Ленинский проспект, Калужская, Новые Черемушки, Профсоюзная.
Центр раннего развития «Дельфиненок»
Центр раннего развития «Дельфиненок» также организует занятия плаванием для детей с 3 лет и даже раньше. Он оснащен современным оздоровительным бассейном для детей с морской водой, которая добывается из недр Земли через собственную скважину и как нельзя лучше подходит для детского развития. Кроме того, морская вода укрепляет иммунитет и помогает еще не окрепшему организму бороться с возбудителями различных заболеваний.
Температура воды в бассейнах центра — 30-32 градуса. Вода обеззараживается ультрафиолетом и проходит через песчаный фильтр или компьютерную систему очистки в зависимости от филиала.
После занятий малышам предлагают погреться в классической или фитосауне.
Филиал центра с бассейнами находятся возле метро Медведково по адресу: ул. Таежная, д.1, Санаторий «Светлана». Второй филиал — рядом с метро Белорусская по адресу: ул. Скаковая, д. 5. Также филиал оздоровительного центра есть в г. Мытищи Московской области.
Стоимость разового посещения бассейна — 1200-1400 рублей, абонемент на 5 занятий — примерно 4500-5500 рублей в зависимости от конкретного бассейна. Индивидуальные занятия для детей с инструктором рассчитываются отдельно.
Плюсы этой активности для грудничка
Задумавшись о занятиях плаванием с младенцем, родители должны чётко понимать: их цель — не воспитание олимпийского резерва, а укрепление здоровья карапуза. Плавание позволяет добиться в этом очень высоких результатов, а именно:
- приучает ребёнка к перепадам температуры воды, что способствует укреплению иммунитета, а значит, и сокращает риск подхватить простуду;
- помогает оформиться мышечному корсету и определяет правильность осанки в будущем;
- значительно быстрее (в сравнении с массажем и поглаживаниями) совершенствует двигательную систему, то есть укрепляет/расслабляет мышцы рук, ног, спинки, шеи, а это, в свою очередь, позволит малышу быстрее сесть, начать ползать и ходить;
- для поглощения большего объёма кислорода организм выделяет эритроциты, которые повышают гемоглобин в крови;
- нормализует артериальное давление;
- прочищаются гайморовы пазухи, вымываются вредные бактерии и аллергены, что уменьшает риск появления насморка;
- успокаивающе действует на малыша, он быстрее и крепче засыпает, не создавая дополнительные беспокойства мамочке, связанные с частыми пробуждениями ночью;
- находясь в воде, ребёнок учится выражать себя жестами, движениями, то есть мама начинает лучше понимать своего кроху;
- учит малыша без боязни относиться к водоёмам.
Упражнения для грудничкового плавания
Плавание предусматривает регулярно упражнение простых упражнений, абсолютно безопасных для ребенка. Взрослым нужно сохранять сосредоточенность и спокойствие во время тренировок в водной среде. В таком случае кроха также чувствует себя уверенно.
Плескание
Плескание выполняется следующим образом:
- Малыша держат под подбородок на животе одной рукой. Другой аккуратно похлопывают по воде.
- Взрослый выполняет разнообразные движения ладонью. Ею медленно водят по поверхности воды.
- Нужно показать грудничку, как вода плавно стекает с руки. В последующем малыш будет плескаться в воде самостоятельно, получая от этого занятия истинное удовольствие.
Толчки и повороты
Грудничка приближают к стенкам ванны. Малыш должен чувствовать опору ножками, отталкиваться от нее и плыть. При этом взрослый поддерживает кроху при переворачивании. Основная цель — показать ребенку, что существует взаимосвязь между силой отталкивания и расстоянием, которое грудничок сумеет проплыть.
Плавание по прямой
Грудничка кладут на животик. Перед ним кладут яркую игрушку, вызывающую активный интерес крохи. Малышу нужно стараться достать красочный предмет. При этом игрушку каждый раз отодвигают от крохотного пловца. Меняют и скорость движений. Интенсивность поддержки взрослого постепенно ослабляют. Малыш должен понять, что он может самостоятельно держаться на воде.
Восьмерка
К выполнению этого упражнения приступают после освоения юным пловцом техники плавания по прямой. Ребенка держат попеременно то на спине, то на животе. При этом на воде плавно выводят зигзаги, восьмерки, прочие волнообразные фигуры. Скорость изменяют постепенно (пока не подберете оптимальную). Одним грудничкам нравятся плавные движения, другие предпочитают плыть максимально быстро.
Покачивание
При выполнении этого упражнения юного пловца кладут на живот, поддерживая кроху за подбородок. При этом голову придерживают так, чтобы она располагалась над поверхностью воды. Грудничка плавно перемещают сверху-вниз и вперед-назад, медленно погружая в воду и поднимая из нее. При этом имитируют покачивание на качелях.
Подобное упражнение предназначено для подготовки ребенка к нырянию. Тренировки выполняются около 30 дней. В противном случае юный пловец может испугаться и неприязненно воспринимать водные процедуры.
Обучение малыша нырянию
Перед тем как приступить к обучению нырянию, убеждаются в закреплении необходимых навыков и рефлексов задержки дыхания.
Упражнение выполняют таким образом:
- Крохе дают четкую команду «нырять», дуя при этом ему в лицо.
- Малыш задерживает дыхание и закрывает глаза.
Упражнение выполняют в течение 10 дней. В дальнейшем тренировки усложняются. После команды «нырять» малышу надо не только дуть, но и брызгать водой в лицо.
Непосредственно к нырянию приступают после освоения указанных выше навыков. Сначала кроху погружают под воду на 2 секунды. Затем продолжительность тренировок увеличивают до 30 секунд.
Как подготовить дачный надувной бассейн
Надувные бассейны с мягким дном должны быть обеспечены надежным поддоном – на землю постелите солому, дерн, брезент, только на такое покрытие можно устанавливать бассейн.
Бассейн промойте хозяйственным мылом или содой, залейте обычной водой (не кипяченой), добавьте отвар трав (ромашка, череда, мята, зверобой и т.д.). В течение одного дня (не дольше) используйте одну и ту же воду, в перерывах между плаванием надежно закрывая бассейн полиэтиленовой пленкой (приклейте скотчем). Каждый раз перед началом плавания контролируйте температуру воды (не ниже 34 С), а также освежайте бактерицидным травным отваром. В конце купания вместо “холодного пятна” проводите обливание “морской водой” (1 ст. ложка пищевой морской соли на 2 воды) комнатной температуры, приготовленной заранее в кувшине.
Чем полезно плавание для детей в спортивном комплексе «Атлант»?
Положительный результат от занятий плаванием в нашем спорткомплексе вы увидите буквально через несколько недель. Наши бассейны для детей наполнены морской водой, которая обладает некоторыми чудесными свойствами.
- Целебные свойства соленой воды способны излечить ребенка, страдающего кожными, нервными, сердечно-сосудистыми, гинекологическими и урологическими болезнями. Также морская вода позволяет справиться с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
- Вода в наших бассейнах оказывает положительное влияние на кровеносную систему. При избытке ионов в крови ребенок «сбрасывает» их в воду, а при недостаче – впитывает из нее все необходимые элементы.
- Морская вода в нашем спорткомплексе подвергается регулярной фильтрации.
- Мы стараемся постоянно поддерживать комфортную температуру воды, около 28 градусов Цельсия, поэтому посещать наши бассейны детям можно круглый год!
Как осуществляется обучение детей плаванию
Занятия проводятся пятью опытными специалистами. Они занимаются обучением детей разных возрастных категорий. У каждого преподавателя есть собственное расписание, которое можно посмотреть у нас на сайте.
Стоимость группового занятия для детей от 4 лет – 850 рублей. Индивидуальный сеанс будет стоить всего 1300 рублей. С целью экономии ваших денежных средств мы можем предложить приобретение абонемента на 8 занятий, который стоит 6000 рублей (вы сэкономите 800 рублей). Стоимость занятия по плаванию для ребенка от 14 лет – 1500 рублей.
Мозжечковая стимуляция в воде
6 учебных часов
На протяжении многих десятилетий функция мозжечка сводилась исключительно к координации движений и умению удерживать равновесие. Но в последние десятилетия, благодаря новым исследованиям и современному нейровизуализационному оборудованию, ученые смогли сделать вывод о том, что его роль в регуляции процессов в организме гораздо обширнее. И метод мозжечковой стимуляции, изобретенный еще в 60-е гг. прошлого века, вновь обретает популярность!
Целью программы является формирование у слушателей представления о методе мозжечковой стимуляции и способах ее адаптации к занятиям в бассейне.
Как открыть бассейн для грудничков — пошаговая инструкция
Идея для бизнеса – это уже половина дела. Вторая половина это анализ рынка и планирование. Сегмент услуг по обучению плаванию и грудничковое плавание считается развивающимся и набирающим обороты. Изучите конкурентов в своем городе, проанализируйте их расположение и поток посетителей. Будет совсем не плохо воспользоваться их услугами и посмотреть как организован бизнес изнутри.
Основные шаги, в проекте «детский бассейн»
- Поиск подходящего помещения
- Проведение ремонтных работ
- Покупка или строительство самого бассейна
- Выбор и установка специализированного оборудования
- Прохождение проверок различными государственными инстанциями (служба пожарной безопасности, снитарно-эпидемиологическая служба и другие)
- Поиск административных сотрудников и инструкторов для занятий
- Запуск рекламной компании
- Разработка сайта
ГБУ «Московский Олимпийский центр водного спорта»
Родителям будущих чемпионов стоит обратить внимание на ГБУ «Московский Олимпийский центр водного спорта», где работает секция плавания для детей от 3 лет. Занятия проходят в группах по 6-7 человек и длятся 30-45 минут
По мнению инструкторов-методистов, это наиболее эффективная система обучения плаванию детей с 3-х лет в Москве
Занятия проходят в группах по 6-7 человек и длятся 30-45 минут. По мнению инструкторов-методистов, это наиболее эффективная система обучения плаванию детей с 3-х лет в Москве.
Температура воды в тренировочных бассейнах — 32 градуса.
Группа детей в возрасте с 7 до 14 лет занимается в течение 45 минут при температуре воды 27-28 градусов.
Занятия для детей проводятся в Доме плавания рядом с метро Измайлово, Семеновская или Партизанская по адресу: ул. Ибрагимова, д. 32.
Стоимость разового посещения — от 350 рублей, при покупке абонемента — от 310 рублей.
Почему стоит верить тем, кто ЗА
Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.
Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.
Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.
Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.
Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.
Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.
Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.
В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.
Грудничковое плавание: аргументы «против»
Они имеют право на существование и нередко весьма обоснованы
Принимать во внимание мнение противников грудничкового плаванья необходимо. В то же время правильно организованный процесс для ребенка способен принести больше пользы, чем вреда
А молодым родителям советуют внимательно относиться к поведению младенца – если он капризничает и каждое посещение бассейна сопровождается очевидным стрессом, то обучение плаванью лучше отложить на более поздние годы, а взаимодействие с водой ограничить более или менее длительным пребыванием в домашней ванночке.
Вот как высказываются противники практики грудничкового плавания:
- Будучи врожденным рефлексом, умение «барахтаться» и задерживать дыхание относится к защитным рефлексам, и сохраняются они на первых порах для использования в критических ситуациях, которую мы и воссоздаем в бассейне. Другими словами, это искусственное создание критической ситуации, поведение в которой (пусть даже умелое) сопровождается для младенца стрессом.
- С точки зрения физиологии, склонному к угасанию рефлексу нужно позволить это сделать. Нередко детей, с которыми занимались грудничковым плаванием, в более сознательном возрасте приходится обучать плаванью по стандартным методикам.
- Новорожденные ребенок беспомощен перед глубиной, а такая (в сравнении с внутриутробным пространством) будет ощущаться им даже в самом маленьком бассейне-ванночке. Инстинктивно «проныривание» да и любое плавание воспринимается ребенком потенциально опасным – так же фактом, как и наличие врожденных рефлексов, признано обстоятельство, что их совершенно недостаточно для самостоятельного преодоления большего, чем объемы матки, пространства.
- Полноценное физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастными потребностями совсем не обязательно должно включать плаванье. Это чрезмерная динамическая нагрузка для ребенка, даже не умеющего ползать, которая может пойти и во вред.
- Грудничковое плаванье может стать пусковым механизмом к развитию воспалительных заболеваний (уха, носоглотки, дыхательных путей) и ослабления иммунитета, поскольку возникает риск перемерзнуть и подцепить инфекцию в бассейне. Справедливости ради нужно отметить, что таких рисков в окружающем малыша мире масса и без бассейнов, и если удается их минимизировать, то благодаря разумному подходу к воспитанию и закаливанию ребенка. Такой же подход необходимо соблюдать и при посещении бассейна. Что касается микрофлоры и хлорирования воды, то опять же – столкнуться с этим непременно придется и в более позднем возрасте, и не факт, что в это время иммунитет будет более подготовленным.
- Расстройство пищеварения может быть спровоцировано захлебыванием мелких порций воды во время «проныривания».
- Касательно пользы ныряния для внутричерепного и внутригрудного давления у ребенка – это нужно обсуждать с педиатром. Часто медики не рекомендуют его деткам с повышенным внутричерепным давлением и до полного заращения обходного шунта в сердце. Заглатывание грудничками воды в бассейнах и вовсе может стать поводом для попадания в реанимацию.
Все эти замечания не лишены смысла, но и не являются однозначным поводом для отказа от грудничкового плавания. Выход прост:
- взвешивайте плюсы и минусы грудничкового плавания,
- консультируйтесь с детским врачом и объективно оценивайте здоровье и самочувствие своего ребенка (в том числе его поведение в бассейне),
- все занятия или как минимум каждый новый этап проводите под руководством компетентного в этом вопросе специалиста.