Проявления
Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.
К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.
Нередко лицо заикающегося человека искажают гримасы и тики. Это своеобразная попытка справиться с ненавистным дефектом.
При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.
Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.
Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:
- задержку психического развития;
- проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
- энурез;
- нарушение работы ЖКТ;
- акцентуации характера, неврозы;
- по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.
Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.
Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:
- топтание с ноги на ногу;
- касание мочки уха;
- похлопывание рукой по бедру.
Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.
Мальчик, 11 лет. Диагноз: «Заикание, тяжелая степень, смешанная форма. Ритуальные движения. Логофобия». Воспитывался мнительными, гиперопекающими родителями. Несмотря на то, что одноклассники относились к нему хорошо, чрезмерно переживал по поводу своего заикания, опасался, что станет объектом насмешек.
Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.
В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.
Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.
С чего начать и к кому обращаться
Как диагностируется вышеуказанные заболевания? Как правило, все начинается с приема врача. Мы часто практикуем приемы в формате консилиума, когда ребенка осматривают сразу несколько врачей экспертов разных специальностей, что даёт более быстрый результат. В процессе лечения выстраиваются командные отношения и командная работа между врачами клиники и родителями пациента.
При обращении в клинику рекомендуем обратиться к врачам: неврологу, психиатру, аллергологу-иммунологу.
Вы можете познакомиться с нашими врачами и узнать больше о данных заболеваниях прослушав наши вебинары
Почему возникает заикание
Большие значение в развитии этой болезни имеет наследственность. У мальчиков заикание диагностируют чаще, чем у девочек; чаще в садиковском возрасте, когда формируется правильная устная речь. Причины бывают разными:
- гипертонус двигательных окончаний в речевом центре мозга, перинатальное поражение ЦНС;
- хронический или острый стресс в детстве, склонность к судорогам;
- травмы, инфекции, болезни эндокринной системы;
- задержка психомоторного развития;
- дефицит ласки и любви.
Заикание может возникнуть, как следствие завышенных требований к ребенку со стороны родителей, слишком строгого воспитания. Некоторые мамы и папы в стремлении вырастить из детей гениев заставляют их учить большие стихи, запоминать длинные, трудные слова.
Заикание может интенсивно проявляться, а потом затихать, становиться эпизодическим. Его повторное усиление провоцируют слишком жесткие наказания, резкие изменения режима дня, переутомления, болезни. Нужно помнить, что сама по себе эта патология не проходит, потому если малыш начинает заикаться, нужно сразу обращаться к специалистам.
Лечение необходимо начинать еще до школы. Проблему зачастую диагностируют в 3-4 года, когда у детей развивается вербальное мышление и координация речевых движений. Речь у малыша наиболее чувствительна и уязвима, потому при малейших провоцирующих факторах она страдает в первую очередь. Некоторые дети сильно перевозбуждаются просто во время активной игры или по другим причинам, бывают склонны к судорожным движениям.
Упражнения и игры для избавления от заикания
«Этюд»
Больному предлагается молча изобразить эмоцию, например, негаданную радость, разочарование, робость, гнев; или без слов, жестами изобразить ситуацию: игра в снежки, до свидания, охарактеризовать предмет.
Игры на развитие навыков эффективного общения
«Связующая нить» – участники садятся в круг и передают клубок ниток с пожеланиями друг другу. Потом закрывают глаза и создают единое целое, каждый из участников – важная часть этого целого. Также используются такие игры, как «Тропинка», «Копна», «Кочки» и др.
Релаксационные игры
Направлены на расслабление, например, игра с песком, где участники набирают в руки воображаемый песок, сильно сжимают пальцы, удерживают песок, затем постепенно раскрывая пальцы, высыпают песок на колени. Используются и другие подобные игры, такие как «Солнышко и тучки», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».
Активизация внимания к частям своего тела
Используются соответствующие стихи, жесты, например, поздороваться, во время прочтения стихов заикающийся отвлекается от своего дефекта и без запинки заканчивает запланированную фразу в рифму.
Игра «Домик»
Ребенок прячется в домике, берет любимую игрушку и по желанию отвечает на вопросы логопеда. Цель игры – снятие логофобии.
Игра «Что звучит»
Цель игры различение неречевых звуков (бубен, дудочка, вода, ложка об ложку) и ориентировка в пространстве: откуда звук? (Справа, слева, далеко, близко).
Основные методы лечения заикания у детей
Логопедические занятия
Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.
Дыхательные упражнения
Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.
Точечный массаж
Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.
Компьютерные программы
Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.
Факторы, провоцирующие заикания у детей
Заикание у детей провоцируют 2 фактора.
- Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
- Внешнее воздействие. К таким относятся:
- поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
- черепно-мозговые травмы;
- поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
- незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
- наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
- болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
- сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
- психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
- нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
- неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).
В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).
Причины заикания
Физиологические
Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.
Психологические
Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
Социальные
Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.
Что такое снохождение
Для того чтобы понять, откуда у детей берется расстройства сна, необходимо хотя бы иметь представление о его фазах и их различиях.
Сон ребенка, как и взрослого человека, включает в себя несколько повторяющихся циклов, которые, в свою очередь, состоят из сменяющих друг друга медленных и быстрых фаз. Каждая фаза при этом делится на пять стадий. С каждым новым циклом период быстрого сна увеличивается. Именно в это время идёт «переваривание» мозгом полученной за день информации. Регулярное прерывание сна в этой фазе может вызвать серьезные психические нарушения.
Если среди взрослого населения планеты лунатизму подвержены лишь около двух процентов людей, то детей-сомнамбул намного больше. Это временное отклонение происходит из-за повышенной эмоциональной чувствительности и чрезмерно активной мозговой деятельности. Замечено, что ночные «похождения» чаще других устраивают активные, любознательные и общительные малыши.
Когда наступает глубокая фаза медленного сна, возможны проявления снохождения. Наиболее часто это явление возникает при смене третьей стадии четвертой. Происходит так называемое неполное пробуждение, при котором ребенок встаёт, разговаривает, берет в руки какие-либо предметы или совершает, казалось бы, вполне осознанные действия.
Конечно, каждый случай снохождения уникальный и неповторимый. Поскольку все дети абсолютно разные, то и проявляется отклонение по-разному. Можно наблюдать такие признаки лунатизма:
- проявление беспокойства во сне;
- сидение на постели;
- разговор, крики или шепот;
- хождение по комнате;
- действия с какими-либо предметами;
- выход за пределы спальни;
- выполнение привычных мероприятий, которые производятся в период бодрствования, но более медленно и неловко;
- неадекватное или агрессивное поведение;
- отсутствие реакции при обращении.
Приступ, чаще всего, начинается через полтора-два часа после засыпания и длится от 5 минут до 1 часа. После чего ребенок может самостоятельно вернуться в постель, если ранее он не был замечен взрослыми или не вышел за пределы квартиры. Проснувшись, малыш ничего не вспомнит о своих ночных походах, и будет очень удивлен рассказами об этом.
Снохождение у маленьких детей досконально не изучено, но его причины и меры профилактики всем известны.
Причины особенностей говорения
Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.
Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.
Специалисты возлагают вину появления дефекта на:
- детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
- болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
- ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
- невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.
Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно.
Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.
Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.
Лечение
Навсегда избавится от дефекта можно только в детском возрасте. У взрослых процесс будет длительным, трудным и не гарантировать долговременного результата. Здесь сказывается сила привычки, ведь мозг настроен на постоянное заикание.
К терапии нужно подходить комплексно. Только занятия с психологом или логопедом улучшат речь, но не помогут вылечить недуг. Для лечения необходимо обратиться еще и к невропатологу, остеопату и физиотерапевту.
Этапы коррекции заикания:
- Установление причины и полное обследование.
- Коррекционно-педагогическая работа – должна включать в себя артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения и психологическое воздействие.
- Оздоровление организма в целом.
- Реабилитация и закрепление результата лечения.
Процесс восстановления ритмики речи длителен и требует регулярных занятий. Родитель должен поддерживать ребенка, говорить ласково и медленно. Необходимо ограждать ребенка от стрессовых ситуаций и условий, которые привели к заиканию. Повторение нервного напряжение может привести к рецидиву.
Причины
Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.
К врожденным факторам развития дефекта относят:
- Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
- Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
- Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
- Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).
Приобретенное заикание провоцируется:
- Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
- Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
- Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
- Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей. Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
- Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
- Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой достаточно ранимы и ранимы.
- Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
- Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
- Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических. Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
- ·Нарушение режима сна, недосып.
Среди причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов вызывающих заикание:
- · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
- Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
- Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным нарушениям в речи ребенка.
Анатомия и физиология речи
Центральный отдел
- Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) — центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
- Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих — слуховой центр Вернике.
- Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
- Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
- Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
- Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
- Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.
На заметку!
Периферический отдел
- Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.
- Голосовой отдел (служит для образования голоса) состоит из гортани и голосовых связок.
- Артикуляционный отдел (образует характерные звуки речи) состоит из языка, губ, верхней и нижней челюсти, твердого и мягкого неба, зубов и их альвеол (зубная лунка, в которой расположен зуб).
* Язык * Твердое и мягкое небо
Другие методики
Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.
Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.
В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.
Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.
Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.
А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.