Как помочь малышу
Прежде всего, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца, следует обратиться к педиатру. Педиатр подскажет, что делать, либо направит к нужному специалисту. Так, при недоношенности, родовых травмах может понадобиться обследование детского невропатолога. Если же грудничок имеет проблемы с питанием, набором веса, стоит проконсультироваться со специалистом по вскармливанию. Чаще всего для исправления ситуации достаточно упражнений, массажа.
Упражнения на фитболе также благоприятно сказываются на пищеварительной системе малыша и избавляют от колик
Вот какие упражнения способствуют укреплению шейных мышц:
- Положить кроху животом на ладони взрослого человека так, чтобы одна рука оказалась под его грудью, вторая под бедрами. Поднимать-опускать его вертикально.
- Класть на ладони лицом вниз, покачивать, приподнимая попеременно то голову, то попу.
- Положить на большой мяч (фитбол). Один взрослый должен фиксировать кроху за бедра, второй – за ручки. Плавно раскачивать на мяче. Другие упражнения на фитболе для детей можно посмотреть тут.
Еременко В.Н., невролог, Медицинский холдинг «Медика», г. Санкт-Петербург
До полугода большинство проблем такого характера решаются физиопроцедурами, массажем, гимнастикой. Лекарства назначаются при серьезных неврологических отклонениях.
Поэтому при сомнении в целесообразности назначенного лечения стоит проконсультироваться у другого врача.
Кроме того, нужно обязательно ежедневно, по несколько раз в день, ненадолго класть грудничка животом вниз. Полезно будет плавание. Под водой крохе будет проще удерживать головку, а мышцы быстрее окрепнут.
Как можно держать новорожденного
Чтобы безопасно держать на руках малыша, который еще не может удерживать голову, есть несколько способов:
- “Колыбелька”. Голова малыша расположена на локтевом сгибе мамы – или другого взрослого, а спинка – на ее руке. Второй рукой нужно поддерживать ребенка под попку и поясницу. В этой позе новорожденный будет проводить большую часть времени у вас на руках. Она же используется для кормления.
- “Столбиком”. Это вертикальная поза. Голова малыша лежит на мамином плече. Одной рукой нужно мягко прижимать малыша к себе, придерживая в одной плоскости его спинку, шею и голову. Другой рукой поддерживать нижнюю часть тела в области крестца – так, чтобы малыш не сидел у вас на руке. Держать младенца столбиком полезно после кормления, чтобы помочь выйти воздуху, который попал в его желудок вместе с молоком. Но злоупотреблять этой позой не следует. Вертикальное положение для новорожденного не физиологично.
- “На животике”. В этой позе малыш напоминает ленивца на ветке. Его голова и живот расположены на вашем предплечье. Ручки и ножки свободно свисают. Второй рукой можно поддерживать малыша за бочок или под животик. Эта поза поможет крохе потренировать мышцы шеи, ведь он будет делать попытки поднять голову и осмотреться вокруг. Также она полезна малышу для отхождения газов.
- “Лицом к лицу”. Уложите малыша на свою руку так, чтобы его затылок был у вас на ладони, второй рукой поддерживайте его под спинку. Поднимите кроху на уровень груди. В этой позе удобно устанавливать зрительный контакт, общаться с малышом, передавать ему свои положительные эмоции.
- “К маме спиной”. Чтобы развивать у малыша интерес к окружающему миру, его можно развернуть к себе спиной. Одной рукой нужно поддерживать ребенка за грудку таким образом, чтобы его голова и спина опирались о вашу грудь. Второй рукой нужно поддерживать его за ножки со сложенными вместе ступнями. В этой позе малыш тоже не сидит. На его позвоночник нагрузки в ней нет.
- “У мамы на коленях”. Это еще одна удачная поза для общения с малышом. Сядьте в удобное положение и положите кроху себе на колени лицом вверх. Одной или обеими руками придерживайте его под головку.
Что делать, если ребенок плохо держит голову лежа на животе
Если же ребенок начинает отставать в развитии и не имеет определенных навыков в определенном возрасте, то мать младенца бьет тревогу. На самом ли деле такая паника оправдана, давайте разбираться. Вернемся к той же теме о держании головы младенцем в положении лежа на животе. В данном случае для начала вам нужно приступить к тренировке мышц шейного отдела. Тренировка будет заключаться в следующем:
- Выкладывание малыша на живот, рекомендуется после заживления пупочной ранки.
- Совместить выкладывание на живот с принятием воздушных ванн.
- Проводить во время выкладывания легкий массаж спины.
Итак, зачем все это. На самом деле эти простые, но действенные мероприятия должны выполнять все малыши, вопрос состоит только в том – кто, сколько и во сколько ребенок держит голову на животе. Здесь все индивидуально и зависит от частоты и продолжительности тренировок.
Сколько лежать, если ребенок не держит голову на животе
Вначале ребенок и не будет держать голову. Будет работать только инстинкт самосохранения, и малыш будет замирать буквально на секунды и поворачивать голову на бок для отдыха. Поэтому рекомендуется смотреть на настроение малыша и создавать необходимые условия, чтобы такой вид гимнастики постепенно увеличивался по времени. Рекомендуется начинать с 30 секунд и доводить данное упражнение до минут 15-30. Когда ребенок будет готов увеличить время – он даст вам знать.
Правильные условия для тренировки держания головы на животе
Ваша задача обеспечить правильные условия:
- Место, где лежит малыш должно быть достаточно жестким. Вполне подойдет стол, покрытый в несколько раз сложенной пеленкой.
- Температура воздуха, при условии одновременного принятия воздушных ванн, должна быть комфортной, но в то же время достаточной для закаливания.
- Вы можете заинтересовывать своего малыша, пока он трудится. Погремушки и разговоры помогу постепенно увеличивать время лежания на животе и поднимания головы. Помните, что любопытство от природы всегда сильнее, чем мышцы, которые только тренируются.
- Выкладывание на живот проводите после кормления через час (это также поспособствует уменьшению вздутия живота и профилактике коликов).
- Если делает выкладывание до кормления – готовьтесь к недовольным пискам. Еда у малыша будет стоять выше, чем любопытство.
- Если чувствуете, что малыш недоволен при выкладывании ни до, ни после кормления. Попробуйте найти своё “идеальное” время. У каждого свои интересы и приоритеты, и совсем не обязательно они будут идти со стандартами.
Если соседи или мамочки со двора, накрутили вас, помните, что Мать в данном случае винит себя во всем, забывая подчас о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, в свое время. Многие признаки развития наследуются от старшего поколения. К этим признакам относится возраст, когда малыш начинает ходить и разговаривать, также его рост и половое созревание.
Такие умения как умение сидеть, ползать, стоять, держать головку или ползать являются моторным развитием ребенка, которые проходят в различные этапы его развития. Существуют болезни, которые не позволяют младенцу развиваться. Но этот диагноз должен быть определен только врачом.
А умственное и психическое развитие ребенка зависит уже от его окружения. Интеллект малыша напрямую зависит от воспитывающих его людей, он не передается по наследству. К примеру, если малыш воспитывался в приемной семье с очень умными и начитанными родителями, он вырастет таким же умненьким, несмотря на то, что его биологическая мать не очень умная женщина.
Процесс умения управления телом ребенка происходит постепенно, в первую очередь головкой. Потом у малыша получается осознанно двигать ножками и ручками, а также торсом. Очень интересно наблюдать как это происходит. С рождением малыша у него нет никаких навыков и умений, кроме сосания. Новорожденный пытается ухватить своим ротиком любой предмет, касающийся его щечки.
Как развивается малыш до 3 месяцев
Новорожденный еще не умеет контролировать свое тело. Все его движения хаотичны, беспорядочны, осуществляются рефлекторно. При положении животиком вверх его головка поворачивается вправо или влево. Если потянуть его вверх за руки, – отклонится назад. Если прикоснуться своими пальцами к его ладошкам, он их сожмет рефлекторно.
Но постепенно у крохи начинает получаться контролировать тело, мышцы его крепнут. К 3-4 месяцам он уже многое умеет. Лежа на спине, малыш осознанно смотрит вперед и по сторонам. Ручки и ножки располагает так, как надо ему, рассматривает, играет ими, пробует «на зубок». Это тот период, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно при любом положении. Лежа спинкой вверх, малыш может опираться на предплечья.
Также к 3-4 месяцам чадо учится хватать, брать предметы ручками. Это период, когда кроха начинает улыбаться уже осознанно, любые эмоции отражаются на его лице. Лежа на спине, он может самостоятельно перевернуться.
Если что-то из перечисленного отсутствует, родители начинают переживать. Особенное беспокойство возникает, если есть проблемы с головкой. Переживания вполне понятны. Однако есть повод для беспокойства или нет, точно может сказать только врач.
Если ребенок не держит голову
Однако если в три месяца младенец, лежа на животе, не может приподнять голову даже на несколько секунд, вас следует как можно быстрее показать его участковому педиатру или невропатологу. Причиной возникшей проблемы могут быть…
Недоношенность или экстремально малый вес ребенка при рождении. Скорее всего, такой малыш догонит сверстников чуть позже.
Родовая травма, вызвавшая неврологические проблемы, либо заболевания, которые помешали малышу полноценно развиваться еще до рождения. Диагноз и схему лечения может определить только врач.
«Ручной» ребенок. Порой у гиперответственных родителей младенец не имеет ни одного шанса потренировать мышцы шеи – голову все время жестко фиксируют на одной линии с туловищем. Из-за этого мышцы шеи ослаблены и нуждаются в массаже и физических упражнениях.
Когда ребенок начинает сам держать голову?
После рождения мышцы младенца совсем слабые и поэтому родителям необходимо постоянно поддерживать ребенка за затылок во время игр, купания и кормления, вплоть до того момента когда он не сможет самостоятельно удерживать голову. Нужно быть очень осторожными в этот период, ведь если приподнять ребенка за руки – можно легко повредить шейные позвонки, так как они прогнутся назад.
В 3-х недельном возрасте ребенок лежа на животе пытается поднимать голову впервые. Иногда он может пролежать, оторвав голову от поверхности на несколько секунд.
Примерно в 2 месяца, лежа на животе, малыш уже будет в состоянии удерживать головку около минуты параллельно поверхности. В этот период дети часто стремятся поднять голову вертикально чтобы рассмотреть что происходит вокруг его.
Только к 3-му месяцу жизни, поднимая ребенка за ручки, позвоночник не выгибается назад, а образует прямую линию от затылка до пояснице. Лежа на животе ребенок способен поднять плечи и вертикально удерживать голову достаточно долго. Но, не стоит забывать что мышцы младенца еще только недавно окрепли, поэтому придержать голову еще некоторое время не будет лишним.
Травмы позвоночника сводятся к минимуму к 4 месяцу жизни, когда дети уже уверенно управляют мышцами шеи, смотрят в разные стороны и в состоянии поднять всю верхнюю часть тела.
Немного о сроках и статистике
Считается, что ребёнок должен уметь держать головку вертикально примерно к 4 месяцам. Держать — это означает держать уверенно, правильно.
К 5 месяцам малыши, согласно среднестатистическим педиатрическим нормам, поворачивают её из стороны в сторону, чтобы лучше рассмотреть интересующий предмет или человека. К 7 месяцам здоровый ребёнок может поднимать голову из положения лёжа на спине, а это очень и очень непросто.
Но дети все разные, и развиваются в индивидуальном темпе, а потому одни начинают приподнимать и удерживать голову примерно с 2,5-3 месяцев, а другим требуется больше времени.
Пока у ребёнка не окрепнут задние и боковые мышцы шеи, позвонки шейного отдела, освоить такой физический навык, как удержание головы вертикально, нет физической возможности. Нормы ориентированы на средние статистические данные. Это означает, что в 2,5-3 месяца поднимать головку и до минуты пытаться её удерживать могут не менее 80% малышей. 90% овладевают навыком к 4 месяцам, остальные — позднее.
Как нельзя держать ребенка
Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:
- Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
- Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
- Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
- Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.
Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:
Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону.
Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу.
До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца.
На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите
Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении.
Всегда помните о безопасности ребенка. Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении
Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.
(
оценок; рейтинг статьи )
Каким образом это происходит?
Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются “кивательные”, задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.
В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов – “кивателей”, что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.
Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие “кивателей” задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она “падает” преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.
Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.
Первая группа – это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):
Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове | Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой |
Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы
Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):
Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) | Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой |
Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.
Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.
Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.
В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.
Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.
Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.
Как помочь ребёнку научиться фиксировать головку вертикально
Чтобы малыш рос здоровым, активным и физически развитым, родителям необходимо каждый день выполнять несложные правила и упражнения.
- Во время бодрствования необходимо почаще выкладывать грудничка на животик. В результате у ребёнка появится стимул поднимать головку, ведь вокруг так много интересного происходит. Делать это можно сразу после рождения.
- Так как в норме после 2 месяцев малыш поворачивает голову к источнику звука и следит за перемещающейся игрушкой, это можно использовать для тренировки мышц шеи.
- Как только ребёнок начнёт немного удерживать головку, можно брать его на руки «столбиком» и позволять ему совершенствовать новый навык в течение нескольких секунд без поддержки. В зависимости от успехов грудничка время такой тренировки постепенно увеличивается.
- Многие родители купают детей в больших ваннах или даже плавают с ними в бассейне. При этом вода оказывает своё положительное влияние на мышцы ребёнка.
- Массаж и гимнастика также способствуют правильному развитию малыша.
Если у ребёнка нет сопутствующих заболеваний, массаж спины и воротниковой зоны может проводить сама мама. Во всех остальных случаях необходима консультация и помощь специалиста.
Основной приём массажа до 3 месяцев — поглаживание. Гладить можно в любом направлении. На четвёртом месяце добавляется растирание (поглаживание с небольшим усилием). Сильно тереть нельзя. От шеи движения идут вниз к подмышечным впадинам, от поясницы вверх к ним же. Область позвоночника не затрагивается.
Лечебная гимнастика для поддержки головы
После массажа выполняются упражнения для укрепления мышц спины и шеи:
- Присаживание. Малыш лежит на спине. Вложить свои большие пальцы в ладони ребёнка и, обхватив его кисти, слегка потянуть грудничка за руки. Когда плечи немного приподнимутся, малыш постарается удержать головку. Далее, вернуться в исходное положение и повторить. Сажать малыша запрещается.
- На фитболе. Ребёнок лежит на мяче. Покачивать малыша так, чтобы у него появлялась возможность удерживать головку самостоятельно. Необходимо обеспечить безопасность ребёнка. Это упражнение выполняется как из положения лёжа на животе, так и лёжа на спине.
- «Самолётик». Положить свою руку под живот и грудь ребёнка, другой рукой фиксировать ножки. Приподнять малыша на несколько секунд. При этом он начинает удерживать головку и спинку.
- Лёжа на животе. Грудничка положить на живот, его ручки должны быть под грудью, ладони вниз. Можно придерживать малыша за плечи.
Необходимо стимулировать ребёнка к активности, заставить двигаться, сколько ему угодно, выкладывая его на животик, заинтересовывая разными звуками и предметами, поощрять самостоятельные попытки малыша по удержанию головки. Игрушки не должны всегда находиться только с одной стороны. А самого ребёнка можно перекладывать в кроватке, чтобы предотвратить развитие установочного поворота головы.
Учимся держать головку: упражнения — видео
Как только у малыша появляется возможность удерживать головку, мир вокруг становиться более интересен и понятен
Поэтому многие детки не хотят лежать на спине после приобретения такого важного навыка. Задача родителей — помочь ребёнку, научить, если у него что-то не получается, и помнить, что большое начинается с малого