Почему пропадает память у человека
Чаще всего встречаются возрастные нарушения памяти, обусловленные старением организма. С возрастом многим людям становится тяжелее запоминать новую информацию, снижается способность к обучению и освоению новых навыков.
Возрастные проблемы с памятью приводят к замедлению мыслительной активности и появлению забывчивости. Человеку требуется больше времени, чтобы вспомнить необходимую информацию.
Проблемы с памятью — как называется болезнь
Частыми причинами появления проблем с памятью в пожилом возрасте являются:
- умеренные когнитивные нарушения;
- старческая деменция;
- болезнь Альцгеймера;
Проблемы с памятью, связанные с умеренными когнитивными нарушениями, сопровождаются нарушением кратковременной памяти.
При этом рабочая память не страдает. Пациенты могут выполнять простые вычисления, запоминать и воспроизводить короткие списки предметов.
Следует отметить, что умеренные когнитивные расстройства относят к начальным проявлениям поражения коры головного мозга (чаще всего на фоне хронического нарушения мозгового кровообращения). При отсутствии своевременного лечения умеренные когнитивные нарушения трансформируются в деменцию.
При деменции
Если у человека диагностирована деменция, то кроме проблемы с памятью наблюдаются выраженные когнитивные нарушения и расстройства поведения. Также страдают умственные способности.
Кроме постоянной забывчивости, пациенты испытывают значительные трудности при назывании знакомых предметов, организации и планировании своей повседневной деятельности. Нарушается и исполнительная деятельность (человек не способен самостоятельно оплатить свои счета, приготовить пищу).
На поздних стадиях деменции человек может забывать родных и близких, не понимать где он находится, забывать свой адрес и имя.
При болезни Альцгеймера
Проблемы с памятью при болезни Альцгеймера прогрессируют постепенно. Вначале заболевания пациент сам может осознавать и замечать свои проблемы. По мере прогрессирования болезни человек теряет способности самокритично оценивать свое состояние.
Эта забывчивость по мере прогрессирования болезни часто приводит к тому, что пациенты забывают выключать газ, утюг, воду, закрывать двери.
Также при болезни Альцгеймера теряется способность осваивать новые навыки (пациент не может научиться пользоваться новым телефоном, открывать новый дверной замок).
По мере прогрессирования болезни Альцгеймера проблемы с памятью становятся более выраженными. Пациенты забывают свое имя, адрес, имена и лица близких, события, которые происходили с ними ранее.
Также появляется равнодушие к окружающим, неряшливость, отсутствие ухода за собой, теряется интерес к собственной внешности (пациенты могут ходить с длительно немытыми волосами (неделями), в грязной одежде. Постепенно полностью теряется способность к самообслуживанию.
При болезни Паркинсона
Если у человека диагностирована болезнь Паркинсона, на первый план выходят двигательные расстройства. Нарушается координация движений, появляется шаткость походки, повышается тонус мышц. Характерным симптомом является дрожание пальцев, напоминающее «пересчет монет» или «перекатывание бусин».
Поскольку для болезни Паркинсона не характерны интеллектуальные нарушения и грубые проблемы с памятью, при наличии у пациента этих симптомов следует заподозрить наличие деменции (старческой, альцгеймеровской).
При рассеянном склерозе
Проблемы с памятью при рассеянном склерозе сочетается с:
- снижением интеллекта;
- изменением поведения;
- депрессивными состояниями;
- тремором и парезам конечностей;
- нарушением поверхностной и глубокой чувствительности;
- появления симптомов слабоумия;
- параличами черепных нервов (чаще всего поражаются глазодвигательный, тройничный, лицевой и подъязычный нерв);
- нистагмом (ритмичные горизонтальные колебания глазного яблока);
- недержанием мочи;
- эректильными дисфункциями.
Причины ухудшения
Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.
К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.
Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.
Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.
Много информации
Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.
Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение “век живи – век учись” на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.
Фотографическая память у ребенка
Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.
Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.
Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?
Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится
Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.
Тренировки мозга на практике
Решение головоломок
Это — отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.
Цветные слова
Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской — слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.
Алогичная цепочка
Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.
Наизусть
Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.
Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!
Нет интереса
У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.
То есть рассеянность и проблемы с памятью – это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.
Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию
То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное – в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро
Лечение тут одно – заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность – вот залог успешного развития ребенка.
Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.
Профилактика нарушения памяти:
Психолог по телефону в МосквеВедущую роль в профилактике и сохранению интеллектуальных способностей играет поддержание здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом, своевременное лечение соматических заболеваний, особенно сердечнососудистых, нервных и эндокринных и психологических расстройств.
Также очень важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, нормальную продолжительность сна. Ведь именно во сне происходит основной отдых мозга и сортировка поступившей за день информации, ее фиксации в долгосрочной памяти
Нормальный сон должен составлять единоразовый 7 – 8 часов сон в день.
Еще один важный аспект профилактики нарушения памяти – сохранение нормальной социальной активности индивида, участие в общественной жизни и обеспечение, хотя бы минимальной, рабочей деятельности. Полезно поддержание общения с родственниками и друзьями.
Положительное влияние на мыслительные способности человека также имеют интеллектуальные занятия: чтение книг, печатных и электронных СМИ, решение кроссвордов и повседневных задач, наличие хобби и интеллектуальной деятельсности.
Поэтому, звоните уже сейчас и записывайтесь на прем к детскому психологу в Москве на Цветном бульваре и пройдите нейропсихологическую диагностику и тестирование, а если вы живете в другом городе вы можете проконсультироваться и по телефону, для этого достаточно лишь воспользоваться услугами детского психолога по телефону в мое рабочее время и естественно предварительно оплатив их.
Важность правильного питания
Сбалансированное полноценное питание увеличивает шансы восстановления временных ухудшений памяти. Необходима нормализация водного баланса, следовательно, ребенок должен выпивать требуемое количество напитков, свежевыжатых соков и воды. Основные продукты для полноценного рациона школьника:
- Продукты моря (креветки, рыба, ламинария) — до 3 раз в неделю;
- Орехи (миндаль, фундук, кешью, грецкий) — 3−4 ореха в день;
- Фрукты, овощи;
- Ягоды, особенно черника, клюква и черная смородина;
- Злаки — гречневая и овсяные каши;
- Добавление семян кунжута, тыквы и подсолнечника в салаты и каши;
- Мед, шоколад, сухофрукты;
- Молоко — не менее 2 стаканов в день.
Необходимо спланировать ежедневное меню ребенка таким образом, чтобы поступление питательных веществ с пищей было полноценным и качественным. Следует наблюдать за водным балансом в течение дня, приоритеты — у свежевыжатых соков, морсов, травяных сборов.
Как формируется расстройство счета
Полностью механизм дискалькулии не раскрыт, но многие исследователи за рубежом считают, что расстройство математических навыков возникает из-за нарушения деятельности пальцев рук, а также нарушения ориентировки в пространстве и неумения ребенка конструировать, составлять целый предмет из его частей. Вот почему специалисты советуют родителям с раннего детского возраста развивать пальчики рук ребятишкам с помощью нехитрых манипуляций с крупой, горохом, фасолью, мелкими детальками, типа мозаики, лепить, катать «колобки» и «колбаски» из пластилина, рисовать пальчиками. Собирать башню из кубиков, картинку из разрезного картона, пазлы, дорисовывать недостающую деталь предмета и т.д. А также учить ориентироваться сначала в собственном теле, используя понятия: «спереди», «сзади», «справа», «слева», «вверху», «внизу», «между»; а затем аналогично – в пространстве.
Задайте вопрос логопеду
Онлайн. Бесплатно
Большинство отечественных исследователей этой проблемы склоняются к мнению, что дискалькулия возникает вследствие нарушения психических функций: внимания, памяти, абстрактно-логического мышления, зрительно-пространственного восприятия, эмоционально-волевых реакций. При обследовании таких детей обнаруживается нарушение порядкового счета, называние временной последовательности (дней недели, времен года, частей суток). Это связано с отсутствием способности рядоговорения, на котором базируется запоминание стихов, алфавита, числового ряда и т.д. В математике эта неспособность отражается на решении примеров, задач, измерений. Это приводит к нарушению осмысленной структуры числа, операций с числами, особенно при переходе через десяток, усвоение сотни, тысячи, многозначных чисел. Грубо нарушаются процессы логического мышления и основных мыслительных операций: классификации, обобщения, анализа, синтеза, сравнения, отвлечения, умозаключения
Вот почему так важно в играх с ребенком сортировать предметы по группам, форме, размеру, учиться называть предметы одной группы одним словом (одежда, животные), составлять и разбирать узоры, мозаики, собирать пазлы и т.д
Помощь ребенку при дискалькулии в каждом отдельном случае будет конкретно-направленной. Это зависит от вида дискалькулии, о которых поговорим в следующем материале.
Юлия Савельева
Развитие внимания у детей старшего возраста
Современные технологии привнесли в нашу жизнь столько информации, что и у взрослых, и у детей наступил ее переизбыток. Кругозор подростка, активно пользующегося интернетом, намного выше, чем у детей его возраста еще пятьдесят лет назад. Наука, техника, искусство, юмор – сейчас не составит труда найти любую информацию за считанные секунды. Именно эта доступность знаний привела к тому, что они стали меньше цениться у современного человека.
Пользуясь компьютером или смартфоном, мы нет-нет, да и пролистаем ленту новостей, прочитаем статью с цепляющим заголовком
Ребенок отдает свое время ознакомлению с ненужной информацией, а значит, его внимание постоянно переключается с действительно важных задач на развлечения
Важно понимать, что умение сосредоточиться на решении конкретной задачи, не отвлекаясь на посторонние занятия, является очень важной способностью, которая пригодится в подготовке к выпускным экзаменам, учебе в высшем учебном заведении, а также в карьерной деятельности. Залогом внимания к выполнению любой работы является интерес к ней
При просмотре интересного фильма или игре в компьютер человек очень увлечен, у него не возникает желания переключиться на что-то другое. Так происходит из-за того, что наш мозг легче усваивает информацию в форме видео. Нашему сознанию нет необходимости напрягаться, как при чтении книг или решении математических задач: мы видим картинку, слышим звуковой ряд, остается только вникнуть в суть повествования.
С запоминанием информации на уроках дела обстоят сложнее: большинство учебных пособий распространяется в форме книг или электронных документов
Ученику необходимо долго концентрироваться на работе, сохранять свое внимание, чтобы усвоить новые знания. Детям с хорошей зрительной памятью это удается легче
Они быстрее выполняют свои задачи, а значит у них остается больше свободного времени, которое можно потратить на развлечения. Чтобы понять, как лучше развивать память подростку, нужно учитывать все его возрастные особенности.
Память у ребенка
В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию
Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:
- Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
- Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
- Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
- Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.
Плохая память у ребенка — что делать?
Не спешите обвинять сына или дочь в лени или нежелании учиться. Возможно во всем виновата плохая память у ребенка, и на это есть вполне объективные причины. Чтобы определиться, как улучшить память, необходимо разобраться в причинах этого нарушения:
Пора на обед!
Одна из причин ухудшения памяти у ребенка очевидна -неправильное питание. Если Ваш сын на завтрак съест бутерброд, в школе перекусит шоколадным батончиком с «Колой», а в обед «угостит» свой желудок чипсами перед прогулкой, в этом случае даже полноценный вечерний ужин в компании с родителями не поможет делу.
Несбалансированное питание, отсутствие нужных растущему организму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ в период становления может привести к плачевным результатам.
Что делать: именно в детстве закладывается основа всего в организме. Недополученное в детстве уже не наверстать во взрослом состоянии
Поэтому обратите пристальное внимание на то, чем Ваш ребенок питается, поговорите с классным руководителем, чтобы она последила, чтобы ребенок обязательно получал завтрак в школьной столовой. Дети обязательно должны обедать в школе и не печеньем, а полноценным горячим блюдом
И никаких диет, которым подвержены девочки в подростковом возрасте. Любые ограничения в питании губительны в том числе и для памяти.
Режим дня
Невнимательность, нарушение концентрации, ухудшение памяти может быть связано с неправильным режимом дня:
- ребенок допоздна сидит у телевизора или за компьютером;
- мало спит;
- не отдыхает днем;
- поздно заканчивает делать уроки.
Неправильное соотношение между отдыхом и нагрузкой может привести к перенапряжению, и ребенок просто перестанет воспринимать необходимый ему в его возрасте объем информации.
Что делать: постарайтесь соблюдать установленный режим дня. Привлеките к его составлению Вашего ребенка, пусть он добавит в него те занятия, которые он считает важными. Сделайте плакат и повешайте на видное место.
Электронное зло
Еще никому не помогало бесконтрольное использование электронных средств мобильных телефонов, компьютеров, планшетов. Зачем ребенку тренировать память, запоминать что-то, если он, весь увешанный гаджетами, всю нужную информацию за одну минуту может найти в Интернете. Вот Вам и еще один источник беспамятства современных детей — компьютеризация нашей жизни.
Что делать: попробуйте отвлечь ребенка от его персонального электронного друга: поговорите с ним, расскажите историю из жизни Вашей семьи, поделитесь знаниями по истории, предложите вместе почитать, а потом обсудить книгу, сходите вместе в музей, где ребенок получит новую для себя информацию. Разумеется, если рассказчиком будет мама или папа, которых ребенок так редко видит, он запомнит все гораздо быстрее.
Жвачка для беспамятства
Современные ученые порой приходят к совершенно неожиданным результатам в своих исследованиях. Оказывается, ухудшает память… жевательная резинка. Психологи Кардиффского университета в Англии доказали, что жвачка вредит кратковременной памяти.
Жевание резинки — это монотонное однообразное рефлекторное движение
Но из-за этого человек не может сосредоточиться на чем-то важном. Причем это относится как к детям, так и к взрослым
Человек становится рассеянным и не помнит, что делал минуту назад. Сами посудите, Вашему чаду не видать пятерки, если всю контрольную он будет концентрироваться на жевании, а не заниматься решением примеров.
Прислушайтесь к ребенку
Ухудшение памяти у ребенка может быть чисто психологическим
Обратите внимание, как Ваше чадо ведет себя в последнее время. Возможно, у малыша появились проблемы в школе, конфликты со сверстниками, непонимание одноклассников
Возможно, ребенок стал менее общительным. Психологические проблемы могут наложить отпечаток и на концентрацию: ребенок стал рассеянным, хуже запоминает информацию.
Что делать: в этом случае обязательно обратитесь к психологу.
К сожалению, проблемы с памятью у ребенка могут быть связаны с серьезными заболеваниями. Любые изменения в детском организме родители обязательно должны обсудить с педиатром, который точно сможет сказать, что делать, если у ребенка плохая память. Выявит причину, поставит диагноз, назначит соответствующее лечение. Или же просто пропишет витамины и профилактические препараты для улучшения работы мозга и памяти
Важно выявить проблему на начальном этапе, чтобы не бороться уже с последствиями
Будьте внимательны к Вашим детям!
Как распознать проблему?
Если взрослый занимается с ребенком с самого его рождения, о плохой памяти вряд ли придется беспокоиться. Однако даже в этом случае нет гарантий, что малыш будет обладать идеальным запоминанием. Как же тогда понять, что вашему чаду нужно помочь? Постарайтесь выяснить следующие моменты:
Отвечает ли ребенок на прямые вопросы взрослых?
Выполняет ли он простые задания или отказывается от них, не пытаясь даже запоминать элементарные вещи?
Умеет ли малыш удерживать внимание на конкретной деятельности, или он вам кажется рассеянным, невнимательным?
Насколько легко ему следовать точным инструкциям, которые предоставляет взрослый?
Проблема ли для него – делать задания, где нужно собирать и обрабатывать информацию?
Хоть один положительный ответ на указанные вопросы является поводом для начала серьезных занятий по развитию памяти ребенка. Однако прежде нужно понять причину проблемы.