Рост и вес ребенка в 3 года

Умения и навыки малыша

Нормы освоения навыков условны, каждый ребенок развивается в своем темпе

Но знать примерный возраст, когда и что малыш должен уметь, важно, чтобы вовремя заподозрить и выявить отклонения

Основные навыки детей в 3 года:

  1. Может хорошо бегать, переступать через преграды.
  2. Словарный запас расширяется до 1400 слов. Ребенок составляет расширенные предложения.
  3. Интересны длинные сказки.
  4. Ребенок задает 1000 и 1 вопрос.
  5. Может более 5 минут заниматься заданием, не отрываясь.
  6. Смотря на иллюстрацию, пересказывает историю, которую знает.
  7. Запоминает стихотворения.
  8. Знает личные данные о том, кто он.
  9. Знает части тела и их функции.
  10. Появляется осознание своей личности и «я».
  11. Знает приветствия, прощания и слова благодарности.
  12. Может делать несколько действий одновременно.
  13. Есть навыки игры в коллективе.
  14. Умеет пользоваться детским транспортом и качаться на качелях.
  15. Знает несколько цифр.
  16. Различает цвета и формы.
  17. Умеет собирать игрушки из нескольких деталей.
  18. Определяет габариты предметов.
  19. Появляется смысл рисунков.
  20. Понимает правила игр, может придумывать свои.
  21. Есть навыки самообслуживания в бытовых вопросах.

Что вы можете сделать, чтобы помочь малышу пройти через этот кризис?

  • Относитесь к первым проявлениям независимости с уважением и пониманием.
  • Предоставьте малышу свободу делать то, что он хочет и уже умеет.
  • Помогайте ребенку, только когда он сам вас об этом попросит.
  • Найдите разумный баланс в отказах и уступках ребенку: он нащупывает границы дозволенного, а вы эти границы определяете.
  • Обойдитесь без назойливых советов, если малыш знает, как справиться с задачей.
  • Указывайте на ошибку доброжелательно и так, чтобы ребенок сам ее увидел.
  • Используйте позитивную форму замечаний (избегайте частицы «не»).

Помните, что кризис независимости — это свидетельство нормального для этого возраста стремления подрастающего человека отделиться от взрослого. Более того, этот этап просто необходим для психологического созревания малыша как независимой личности. Если вы все делаете правильно, ребенок учится адекватно формулировать свои запросы и отстаивать их цивилизованными способами.

Удачи вам и терпения. И здоровья вам и вашему малышу!

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Профилактика ожирения

Если вы стали замечать первые признаки появления лишнего веса у ребенка или на приеме у педиатра вам однозначно говорят об избыточной массе тела, пора задуматься об образе жизни и режиме питания вашего малыша и семьи в целом. Планируйте день и меню заранее. Узнайте о наиболее полезных продуктах питания.

Соблюдайте следующие правила.

  • Не заставляйте ребенка есть, если он не хочет.
  • Ограничьте употребление простых углеводов, даже в напитках (соки, лимонады).
  • Следите за активностью ребенка (водите его на плавание или секцию по футболу).
  • Сладкое не должно быть «призом» за хорошее поведение (пусть лучше будет какая-нибудь игрушка или просмотр мультфильма).

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0
3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг 10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Антропометрия

Таблица показывает, какие цифры роста могут наблюдаться:

  • мальчик в возрасте 3 года, норма — 93-99 см;
  • девочка в 3 года должна иметь 93-98 см;
  • мальчик в 3 года, низкий показатель — меньше 88 см;
  • отклонение от нормы для девочек в три года — меньше 89 см;
  • мальчик в 3 года, очень высокий рост — более 105 см;
  • для девочек завышенный показатель — более 103 см.

Незначительное снижение не является патологией так же, как и небольшое увеличение его. Сильное отклонение от нормы в меньшую или большую сторону в возрасте трех, четырех лет означает патологические процессы, происходящие в организме ребенка. Это могут быть заболевания эндокринной системы либо низкорослость. В любом случае, даже если таблица показывает отклонения, не нужно делать поспешных выводов, следует сразу обратиться к специалисту: врачу-генетику или эндокринологу.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты

Оценка антропометрических показателей с применением центильных таблиц

Центильная таблица используется для определения степени развития малыша, она подразделяет детей по параметрам роста, веса, окружности головы и груди. Применять такие таблицы довольно просто и удобно, в полученных результатах легко разобраться.

Колонки таблиц показывают нам числовые границы признаков по доле (процента, центиля) детей определённого возраста и пола.

За средние значения или нормальные величины берут значения, которые имеет половина здоровых детей, это соответствует интервалу 25-50-75 %. Таблица, которая содержит такие показатели, как возраст, вес, рост малышей, указывает на эти показатели, обозначая их красным цветом.

Интервалы, расположенные рядом со средними значениями, оценивают ниже или выше среднего (10-25 % и 75-90 %). Такие показатели родители могут оценивать как вполне нормальные.

А вот когда показатель располагаются в зоне 3-10 или 90-97 %, стоит насторжиться и обратиться к врачу. Когда показатели малыша располагаются в этой зоне, необходимо провести обследование малыша.

Масса тела мальчиков, кг

Возраст

мес.

Центили

3

10

25

50

75

90

97

2.7

2.9

3.1

3.4

3.7

3.9

4.2

1

3.3

3.6

4.0

4.3

4.7

5.1

5.4

2

3.9

4.2

4.6

5.1

5.6

6.0

6.4

3

4.5

4.9

5.3

5.8

6.4

7.0

7.3

4

5.1

5.5

6.0

6.5

7.2

7.6

8.1

5

5.6

6.1

6.5

7.1

7.8

8.3

8.8

6

6.1

6.6

7.1

7.6

8.4

9.0

9.4

7

6.6

7.1

7.6

8.2

8.9

9.5

9.9

8

7.1

7.5

8.0

8.6

9.4

10.0

10.5

9

7.5

7.9

8.4

9.1

9.8

10.5

11.0

10

7.9

8.3

8.8

9.5

10.3

10.9

11.4

11

8.2

8.6

9.1

9.8

10.6

11.2

11.8

1 год

8.5

8.9

9.4

10.0

10.9

11.6

12.1

15

9.2

9.6

10.1

10.8

11.7

12.4

13.0

18

9.7

10.2

10.7

11.5

12.4

13.0

13.7

21

10.2

10.6

11.2

12.0

12.9

13.6

14.3

2 года

10.5

11.0

11.5

12.0

14.0

14.5

16.9

27

11.2

11.5

12.0

13.0

14.5

16.0

17.1

30

11.3

12.0

12.9

13.8

15.0

16.3

17.4

33

11.4

12.7

13.4

14.0

15.6

16.5

17.9

3 года

12.0

13.0

13.6

14.9

15.7

17.4

19.7

Возраст

мес.

Масса тела девочек, кг

Центили

3

10

25

50

75

90

97

2.6

2.8

3.0

3.3

3.7

3.9

4.1

1

3.3

3.6

3.8

4.2

4.5

4.7

5.1

2

3.8

4.2

4.5

4.8

5.2

5.5

5.9

3

4.4

4.8

5.2

5.5

5.9

6.3

6.7

4

5.0

5.4

5.8

6.2

6.6

7.0

7.5

5

5.5

5.9

6.3

6.7

7.2

7.7

8.1

6

5.9

6.3

6.8

7.3

7.8

8.3

8.7

7

6.4

6.8

7.3

7.7

8.4

8.9

9.3

8

6.7

7.2

7.6

8.2

8.8

9.3

9.7

9

7.1

7.5

8.0

8.6

9.2

9.7

10.1

10

7.4

7.9

8.4

9.0

9.6

10.1

10.5

11

7.7

8.3

8.7

9.3

9.9

10.5

10.9

1 год

8.0

8.5

9.0

9.6

10.2

10.8

11.3

15

8.6

9.2

9.7

10.8

10.9

11.5

12.1

18

9.2

9.8

10.3

10.8

11.5

12.2

12.8

21

9.7

10.3

10.6

11.5

12.2

12.8

13.4

2 года

10.0

10.8

11.8

12.6

13.4

14.0

15.2

27

10.4

11.2

12.1

12.8

13.7

14.5

15.5

30

10.9

11.7

12.4

13.2

14.4

15.5

17.1

33

11.0

11.9

13.0

13.8

14.8

15.9

17.6

3 года

12.0

12.5

13.2

14.3

15.5

17.0

18.5

Когда показатели малыша вышли за установленные пределы нормы, а именно за значения 3 или 97 %, скорее всего, у него имеется какого-то рода патология, которая отражается на его физическом развитии. Когда у вас такие значения, только врач может определить причину отставания в развитии ребёнка и помочь решить эту проблему.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что собой представляет центильная шкала, приведём пример. У нас имеется сто малышей одного возраста и пола. Они стоят по увеличению роста, начиная с маленького и заканчивая наибольшим. Рост первых трех малышей самый маленький, его считают очень низким. От 3 до 10 – низким, от 10 до 25 – ниже среднего, от 25 до 75 – средним, от 75 до 90 считается уже выше среднего, от 90 до 97, согласно существующим нормативам, считается высоким и последние три малыша с очень высоким ростом.

Работаем над осанкой

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела. 

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным. 

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства. 

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка? 

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Факторы, оказывающие влияние на вес

Основной фактор от которого зависит вес любого человека – рацион питания

Правильное кормление очень важно для нормального формирования и развития ребёнка. И речь, в первую очередь, не о том, сколько ест малыш, а о том, что он ест

Рацион трёхлетнего ребёнка должен состоять исключительно из качественных продуктов, содержащих все необходимые витамины и микроэлементы. Именно нехватка каких-либо веществ часто становится причиной недобора или переизбытка веса.

Питание – это, конечно, основной фактор, оказывающий влияние на вес, но не единственный. Есть и другие, например: наследственность, факторы внешней среды (в первую очередь, климатические), плохой сон, большие физические / психологические нагрузки, индивидуальные особенности организма самого малыша.

Антропологические факторы и их влияние на развитие ребенка

На физиологическое развитие детей влияют следующие факторы:

– питание ребенка (в каком количестве получает он белки, жиры, углеводы, витамины и другими необходимые микроэлементы);

– наследственность;

– гормональный фон.

Также на рост ребенка в 3 года оказывают влияние такие факторы, как хороший уход, физические нагрузки, длительный сон, благоприятная психологическая атмосфера, окружающая ребёнка.

В процессе взросления на физическое развитие детей положительно влияет спорт, который сопровождается частыми прыжками (волейбол, баскетбол).

Кроме того, рост ребенка в 3 года интенсивно увеличивается в процессе сна, особенно утреннего (когда ребёнок постоянно не высыпается или рано встаёт, это негативно сказывается на его развитии).

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания. Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение

В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни. Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий