Есть ли различия у детей на грудном и искусственном вскармливании
Приведённые выше нормы составлялись без учёта способа и особенностей вскармливания, они очень усреднены. И поэтому эксперты не учли, что показатели могут зависеть от того, как именно малыш питается. На рост способ вскармливания практически не влияет, а вот воздействие на массу тела более выраженное.
Искусственное вскармливание предполагает определённый режим. Ребёнок ест раз в три часа и употребляет определённое количество молочной смеси. Мама может отслеживать и контролировать объёмы съеденного, так как питание предлагается в бутылочке с мерной шкалой. Это позволяет не перекармливать кроху и сразу выявлять ухудшения аппетита, которые нередко бывают признаками проблем со здоровьем.
Грудное вскармливание осуществляется по требованию. Кормящая мама не может строго контролировать ни частоту кормлений, ни количество употребляемого молока. Все дети очень разные. Одни сосут активно, быстро опустошают грудь и съедают свою норму. Другие едят очень вяло, плохо берут грудь, быстро засыпают в самом начале кормления.
Таким образом, искусственники в большинстве своём соответствуют предложенным ВОЗ нормам. Груднички же чаще отклоняются от нормативных значений, причём как в большую сторону, так и в меньшую. Бытует мнение, что невозможно перекормить ребёнка грудью, но если он «висит» на ней подолгу и при этом активно сосёт, то вполне может употреблять больше нормы. Заднее молоко, вырабатываемое примерно к концу полноценного кормления (обычно спустя 10-15 минут после начала), более питательное и жирное, чем переднее, состоящее в большей мере из воды и молочного сахара. Поэтому чем дольше и активнее кроха сосёт грудь, тем больше он набирает вес.
Нормы роста и веса в таблицах
Нормальные показатели веса и роста для детей по месяцам устанавливаются ВОЗ – Всемирной организацией здравоохранения. Её эксперты определили средние нормы, актуальные для детей разных полов.
Сначала рассмотрим в таблице нормы веса для мальчиков и девочек:
Вес (кг) | Ниже средних показателей | Средние значения | Выше средних показателей |
Мальчики | 5-5,5 | 5,6-7,3 | 7,4-8 |
Девочки | 4,6-5,2 | 5,3-6,8 | 6,9-7,5 |
В следующей таблице приведены значения роста для девочек и мальчиков:
Рост (см) | Ниже средних показателей | Средние значения | Выше средних показателей |
Мальчики | 57,5-59,2 | 59,3-63,4 | 63,5-65,4 |
Девочки | 55,7-57,6 | 57,7-62 | 62,1-63,9 |
Вес малыша в значительной мере зависит от роста: чем больше рост, тем больше весит ребёнок. Кроме того, мальчики обычно крупнее девочек.
Какие факторы влияют на набор веса и рост
Набор веса зависит от многих факторов, и среди них можно выделить следующие:
- Вес при рождении. Если кроха появился на свет недоношенным, то по росту и весу он будет отставать от своих трёхмесячных сверстников. Такая разница постепенно сглаживается и полностью стирается примерно к 9-12 месяцам.
- Правильность прикладывания к груди. Чтобы малыш сосал правильно и получал молоко, он должен захватывать не только сосок, но и ареолу груди. Подбородок касается молочной железы, нижняя губа вывернута.
- Длительность активного сосания груди. Чтобы добраться до питательного и более жирного заднего молока, грудничок должен сосать активно и достаточно долго, причём одну грудь. Молочная железа в идеале опустошается полностью.
- Качество лактации. Если у кормящей мамы мало молока (так бывает в периоды лактационных кризов или после стрессов), то малыш будет недобирать вес.
- Состояние малыша. Например, если малыш родился раньше срока, то он может быть ослабленным. Преждевременно появившиеся на свет новорожденные обычно совсем не берут грудь из-за слабости и слабовыраженного сосательного рефлекса. Но к трём месяцам при нормальном восстановлении ребёнок должен сосать активно.
- Темперамент и активность ребёнка. Темперамент иногда проявляется в самом раннем возрасте, и поэтому флегматик может сосать грудь медленно и вяло, холерик – капризничать и часто прерываться, сангвиник – высасывать всё энергично и быстро.
- Препараты, принимаемые кормящей мамой: гормональные средства (в том числе оральные контрацептивы), антибиотики.
- Состояние кормящей мамы. Количество грудного молока может уменьшаться после стрессов и сильных переживаний, во время болезней.
Что касается роста, то на него влияют другие факторы. Прежде всего, это наследственность. Так, если оба родителя малыша высокие, то и ребёнок будет иметь значительный рост. Если же мама и папа низкие, то кроха тоже вряд ли будет высоким. Хотя вполне могут проявляться гены предыдущих поколений, например, дедов или бабушек.
Важно знать! Также на рост могут влиять некоторые патологии: болезни щитовидной железы, опухоли с локализацией в гипоталамо-гипофизарной мозговой области, нарушения в функционировании надпочечников, наследственные или генетические врождённые заболевания.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?
В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
В повседневных делах малыш:
- Проявляет инициативу, независимость.
- Любознателен, любопытен.
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
- Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
- Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
- Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
- Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
- Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
- Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
- Огорчается при неумении что-то сделать.
- Радуется своим умелым действиям, когда получается.
- Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
- Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
- Выражает симпатию к некоторым детям.
- Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты
Познавательное развитие ребенка в 2 года и 3 месяца
С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него — не то, что он делает с предметами, а результат.
Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Малыш знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Если он недоволен тем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и к самой себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и окружающих. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
Ваш малыш начинает разбираться в причинно-следственных связях между событиями. К качественно новым навыкам можно отнести — умение делать выводы. Ребенок может достаточно длинное время развлекать себя сам, занимаясь каким-либо интересным делом. Реальные предметы занимают малыша гораздо больше чем игрушки.
Начинает отличать множественное число от единственного. Умеет отличать предметы по цвету, форме и величине. Так малыш может подобрать предметы одного цвета (по образу), но разной формы. Хорошо ориентируется в четырех цветах. Может назвать правильно 1-2 цвета.
Малыш легко переворачивает страницы в книге. Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами).
Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?
К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.
Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.
В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.