Режим дня ребенка на грудном и искусственном вскармливании в 5 месяцев и таблица с распорядком

Какими продуктами можно прикармливать?

Рацион пятимесячного ребенка может включать каши, не содержащие глютен (рекомендуется использовать гречневую крупу или рис). Из овощей лучше вводить гипоаллергенные, создающие минимальную нагрузку на органы пищеварения. Хорошо подходят кабачки, цветная капуста, брокколи, картофель, морковь. Из фруктов лучше вводить сначала зеленые яблоки, груши. Затем добавляют бананы.

Иногда в 5 месяцев может быть введен творог. Лучше покупать специальный, детский: он мягкий, обладает подходящей жирностью

Важно предварительно проверить, что сахара в составе нет. Молочные продукты не вводятся первыми; чаще всего добавляются в возрасте от 7 месяцев

Чем можно кормить ребенка, лучше поинтересоваться у педиатра.

Соки и фруктовое пюре

Фрукты необходимо тщательно помыть перед готовкой. Яблоко лучше отварить, чтобы размякло: так приготовить пюре будет проще. Обязательно нужно удалить шкурку: ее ребенку будет тяжело переварить. Если соки получают с помощью соковыжималки, лучше развести их водой: слишком высокая концентрация для малыша не будет полезна.

При покупке в магазине нужно тщательно изучить состав. Часто в изделия из фруктов добавляют сахар. Пакетированные соки могут содержать искусственные добавки, продлевающие их срок годности.

Овощные блюда. Как готовить пюре дома?

Овощи можно отварить до мягкости в малом количестве воды, после чего пюрировать. Лучше разминать вилкой. В 5 месяцев необходимо разминать тщательнее, чтобы пища была как можно более мягкой. Перед готовкой ингредиенты нужно тщательно помыть, почистить. Использовать соль при приготовлении пюре не нужно, не следует добавлять и специи.

Можно ли давать каши. Какие каши подходят для грудничка?

Безглютеновые каши с 5 месяцев можно вводить, если вес младенца меньше нормы. Хорошо подходят гречневая крупа, рис

Важно разварить кашу. Для грудничков блюдо готовится на воде, уже в готовую кашу добавляют небольшое количество материнского молока

Искусственнику можно готовить кашу на смеси. Готовое блюдо следует пропустить через сито или размять вилкой.

Что нельзя давать малышу в этом возрасте?

Меню для ребенка не должно включать сладкие или соленые блюда. Лучше воздерживаться от введения продуктов, вызывающих с высокой вероятностью аллергическую реакцию: цитрусовые, экзотические фрукты. Не стоит давать рыбу и мясо: эти продукты перевариваются тяжелее, будут сильно перегружать пищеварительную систему. Шоколад, промышленные сладости, полуфабрикаты, продукты с искусственными добавками, предварительно обжаренная пища под запретом.

Режим дня ребенка в 4 месяца таблица по часам

Четырёхмесячные детишки продолжают расти, несмотря на некоторое замедление этого процесса, по сравнению с предыдущими месяцами. Они успели набрать ещё 700-750 граммов веса и выросли на 2-3 сантиметра.

Изменения коснулись всех аспектов детского организма – физиологии, психики, моторики, интеллекта:

  1. Дети в этом возрасте имеют более сильные мышцы ножек, ручек и спинки, благодаря чему у них лучше получается переворачиваться.
  2. Повысилась ориентация малышей в пространстве и координация ручек, позволяющая им не только брать, толкать и бросать предметы, но и шевелить пальчиками.
  3. В прошлом остались некоторые рефлексы, а также меньше выражен гипертонус, который проявляется почти у всех детей – они уже умеют расправлять ладошки.
  4. Осуществляется последовательное формирование слухового аппарата – детки различают голоса, музыку, другие звуки, способны определять высокие и низкие тона, правда, предпочтение отдают последним.
  5. Зрение тоже совершенствуется, повышается его острота, благодаря укреплению глазных мышц. Лёгкое, временное косоглазие, наблюдаемое у некоторых детей, в этот момент проходит.
  6. У малышей стало меньше случаев проявления болей в животике, вследствие развития органов пищеварительной системы.
  7. Полностью сформировались слёзные железы, и теперь малыши способны заплакать по-настоящему.

Потихоньку ребёнок учится разным вещам и уже имеет много навыков. Он может фокусировать взгляд на неподвижных и даже медленно движущихся предметах, брать вещи обеими ручками, несколько секунд удерживать головку, опираясь на предплечья, держать бутылочку, доставать ручками до своих ножек и рассматривать их.

Младенцы способны выражать радость, обиду, восторг и изумление, а также уже произносят отдельные слоги, чем безмерно радуют папу с мамой.

В связи с тем, что теперь малыш спит около 15 часов, больше двигается, и из-за этого возрастает объём пищи, в которой он нуждается, необходим новый распорядок дня четырехмесячного ребенка.

Особенностью периода является введение прикорма для детей искусственников. Такая мера актуальна, когда малыш начинает отставать в росте и развитии. Из-за того, что порции пищи увеличиваются, число кормлений сокращается.

Даже детки на грудном вскармливании начинают есть больше и реже, хотя их организму, по-прежнему, достаточно питательных веществ, поступающих с материнским молоком.

Не стоит думать, что схема сна и кормлений поменяется радикально, но важно пересмотреть длительность некоторых важных периодов в течение дня. График, составленный по часам – таблица, помогающая адаптироваться к новым потребностям грудничка, сделать условия для его развития более комфортными, и, одновременно, позволяющая родителям высвободить время для своих дел

График, составленный по часам – таблица, помогающая адаптироваться к новым потребностям грудничка, сделать условия для его развития более комфортными, и, одновременно, позволяющая родителям высвободить время для своих дел.

Развлечения

При составлении индивидуального режима дня для младенца очень важно продумать, что он будет делать в период бодрствования, как проводить время с пользой. В 5-месячном возрасте промежутки между сном составляют 2-2,5 часа, поэтому очень важно так их распланировать, чтобы малыш не скучал

Есть несколько способов позабавить малыша, пока он не спит.

  • Поиграть с ним, используя яркие погремушки или музыкальные игрушки.
  • Поговорить с ним, послушать звуки природы или спокойную музыку.
  • Полезны будут занятия на развитие мелкой моторики. Можно предложить малышу пощупать кусочки ткани, мягкие книжки, специальные тактильные подушечки.
  • Наконец, укрепить мышцы ребенка позволят непродолжительные тренировки на фитболе.
  • Можно просто поносить малыша по комнате, давая ему возможность познакомиться с окружающей обстановкой.
  • 5-месячные дети любят наблюдать за всем необычным, поэтому подлинное удовольствие доставит им надувание родителем мыльных пузырей.
  • Развивать зрение малыша в пятимесячном возрасте можно так: держать ярко окрашенную знакомую ему игрушку на удалении примерно в 40 см от глаз. Теперь надо провести ею вверх и вниз, из стороны в сторону, чтобы ребенок следил за перемещениями глазами.

Родителям очень важно сделать так, чтобы кроха не скучал во время бодрствования, а развивался

Режим дня ребенка в 6 месяцев таблица по часам

Освоив технику перемещения в пространстве – ползание, младенец начинает ощущать себя более независимым и самостоятельным. Это произошло в результате регулярных физических упражнений и развития мускулатуры, массажа, поддерживающего тело малыша в тонусе. Изменения по причине введения прикорма у детей на естественном вскармливании также сыграли в этом свою важную роль.

Общая длительность сна у детей в 6 месяцев уменьшилась до 14 часов, поэтому появилось больше времени на активный досуг и интересные занятия. Таким образом, распорядок дня шестимесячного ребенка снова будет меняться, разумеется, с учётом индивидуальных способностей каждого малыша.

Такая организованность в укладе быта позволяет создать в доме спокойную, мирную и комфортную для деток обстановку

И это очень важно, ведь теперь они очень чутко улавливают настроение взрослых и перенимают их эмоции

Необходимость уделять внимание всем видам деятельности и аспектам развития младенцев – это условие их активного роста и совершенствования новых навыков. Поэтому целью взрослых является:

  • обеспечение крохе оптимальных условий для отдыха;
  • правильное кормление и постепенный ввод новых продуктов в соответствии с правилами;
  • поддержание гигиенической чистоты и закаливание;
  • обучающие и развивающие занятия с малышом;
  • постоянное общение – ребёнок может чему-то научиться, лишь в процессе контакта с взрослыми.

Кроме того, в полгода у детей появляются задатки логического мышления, они обладают начальными азами анализа происходящих событий, потому игры с родителями помогают им изучать окружающую реальность, расширять кругозор, улучшать свою речевую функцию.

Приятными моментами в жизни родителей полугодовалых малышей становится рост их интеллекта – дети узнают своих родных, отзываются на своё имя, начинают произносить согласные звуки, а лепет их теперь более осмысленный.

Чтобы и дальше ребёнок радовал своими успехами, был весел, жизнерадостен и подвижен, родителям в помощь предлагается приблизительное расписание по часам – таблица, указывающая, когда и что нужно делать.

Не стоит воспринимать такую схему суточного распорядка буквально. Постарайтесь скоординировать его со своими повседневными делами и потребностями младенца, и получится, максимально, удобный вариант, конкретно, для вашей семьи.

Гигиена 5 месячного ребенка

Малыш проснулся, покушал, в хорошем настроении и бодрствует – значит пришло время для гигиенических процедур.

В пять месяцев обязательными остаются утренние гигиенические процедуры:

  1. Умывать лицо можно не кипяченной, а просто теплой водой (комнатной температуры). Не используйте для умывания лица мыло, потому что кожа ребенка еще достаточно тонкая и нежная, она может стать сухой, начать шелушиться. Нет также необходимости ежедневного использования увлажняющих средств.
  2. Промывать глазки нужно обязательно, поскольку слезы ребенка содержат специальные ферменты, предохраняющие от инфекционных заболеваний, попадающих в организм.Остатки застывшей слизи можно найти утром в уголках глаз или на ресничках. Для того чтобы меньше причинить малышу дискомфорта, сначала размочите водичкой твердые кусочки, а потом аккуратно удалите их смоченным в воде ватным диском. Повышенное образование слизи, а тем более гноя должно насторожить маму, поскольку это может быть началом конъюнктивита. В этом случае потребуется консультация врача.
  3. Ухаживать за ушками нужно начинать с удаления серы из наружной части ватной палочкой, не проникая вглубь ушной раковины. Во время купания следите, чтобы в ушки крохи не поступало много воды, ведь она может вымывать серу из ушек, которая выполняет функцию защиты. Кроме того, попадание жидкости может привести к нежелательным последствиям, таким как воспаление или вызвать болезненные ощущения.
  4. Очистить носик помогут ватные жгутики, смоченные в масле.
  5. Рот малыша очень чувствительный и подвержен развитию молочницы. Поэтому мама должна смотреть, чтобы на мягких тканях в ротике не появлялся белый налет. Обычно он проявляется в первую очередь на деснах, язычке и внутренней части щек. Также увлажняйте губки малыша, используя очищенное масло хорошего качества.

К утренним процедурам может добавиться уход за полостью рта. Если у вашего ребеночка появился хоть один зубик, его чистят мягкой щеточкой.

Купать малыша рекомендуется ежедневно перед ночным сном минут 20 – 30. Температура воды при этом должна варьироваться от +30 до +37 градусов. Ребенок уже не лежит спокойно в ванной, он может бить ручками по воде, отталкиваться ножками от дна.

Ребенка все больше интересуют резиновые уточки, пластмассовые кораблики и заводные игрушки. Берите их с собой, так Вы сделаете купание более интересным.

После купания хорошим закаливанием будет обливание малыша водой на 1 – 2 градуса прохладнее первоначальной.

В этом возрасте кроха еще не обходится без подгузников. Менять их необходимо примерно каждые три часа, и с каждой их сменой тщательно подмывать попку. Полезно устраивать воздушные ванны: малыш некоторое время пребывает голышом.

Признаки отставания у малышей

Взрослым важно внимательно следить за успехами своего малыша и своевременно выявлять любые нарушения в его развитии. Если они занимаются с младенцем, соблюдают режим, но ребёнок не обладает какими-то навыками или ведёт себя неадекватно, нужно показать его педиатру

Существуют симптомы, которые могут подтвердить опасения родителей:

  • у крохи продолжается проявление рефлексов, которым пора угаснуть;
  • малыш, практически, не реагирует на любые звуки, что может означать отклонение в развитии слуховых органов;
  • отсутствует реакция на боль;
  • младенец находится в сонливом состоянии, не проявляет интереса к играм, мало двигается, не реагирует, когда к нему обращаются.

В четырёхмесячном возрасте дети уже свободно удерживают игрушки, умеют самостоятельно переворачиваться, держать головку, а некоторые даже пытаются садиться. Если ваш ребёнок не производит такие действия, можно говорить об отклонениях. Возможно, были упущены какие-то важные пункты суточного расписания, нарушен нормальный сон малыша или схема кормления. В этом придётся разбираться.

Именно по этой причине врачи и психологи рекомендуют вводить для новорождённых режим дня, ребенка в 4 месяца уже поздно приучать к организованности – делать это надо, гораздо, раньше, с первых недель после рождения. И тогда можно избежать множества проблем, связанных с его развитием.

← режим дня в 3 месяца                                     режим дня в 5 месяцев →

Режим дня

Такие огромные достижения малыша непременно должны постепенно изменить и распорядок его дня. Режим необходимо адаптировать под запросы растущего организма. Деятельность ребенка сводится к смене периодов сна и бодрствования в течение всего первого года жизни.

Значение режима дня

В период младенчества происходит дальнейшее совершенствование всех систем маленького организма, в частности, нервной системы. Для этого необходимо строгое соблюдение смены деятельности в течение суток.

Происходит вырабатывание рефлекса на время, что способствует гармонизации процессов возбуждения и торможения, которые являются основными процессами нервной деятельности. Кроме этого, соблюдение режима помогает укрепить иммунную систему.

Конечно, каждая мама в первую очередь должна ориентироваться на особенности своего собственного ребенка, его биоритмы. Тем не менее, следует подходить к вопросу соблюдения режима с точки зрения рационализма, чтобы не навредить младенцу

Если по каким-то серьезным обстоятельствам необходимо внести изменения в режим, то делать это следует постепенно, предельно осторожно, чтобы не нанести травму нервной системе ребенка

Малышу, находящемуся на грудном вскармливании, можно порекомендовать следующий распорядок дня.

Примерный режим дня двухмесячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании

Режимные моменты1 вариант2 вариант
Пробуждение, первое кормление6.008.00
Бодрствование, гигиена, закаливание6.00-7.008.00-9.00
Сон7.00-9.009.00-11.00
2-е кормление9.0011.00
Бодрствование (гимнастика, массаж,выкладывание на животик)9.00-10.0011.00-12.00
Сон, прогулка10.00-12.0012.00-14.00
3-е кормление12.0014.00
Бодрствование (занятия: потешки, беседы, стишки, игры с погремушками, экскурсии по дому)12.00-13.0014.00-15.00
Сон, прогулка (по возможности)13.00-15.0015.00-17.00
4-е кормление15.0017.00
Бодрствование (игры, упражнения)15.00-16.3017.00-18.00
Купание16.00-16.3019.30
Сон16.30-18.0018.00-19.30
5-е кормление18.0020.00
Бодрствование18.00-19.0020.00-21.00
Ночной сон19.00-6.0021.00-8.00
Ночное кормление21.30 и 24.0023.00 и 2.00

ВНИМАНИЕ! СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Что делать, если ребенок спутал день с ночью? Прежде всего, не паниковать, а постараться ежедневно сдвигать каждый режимный момент минут на 5-10 в сторону ночного сна.

Примерный режим дня двухмесячного ребенка, находящегося на искусственном вскармливании

Особенностью режима такого крохи является то, что перерывы между кормлениями составят до 4-х часов. Получать питание малыш может и до 8 раз за сутки. А также маме необходимо будет уделить время на приготовление пищи и гигиену посуды и сосок. В 2 месяца малыш будет съедать примерно 140 мл смеси.

Во время засыпания ребенка, находящегося на искусственном вскармливании маме лучше находиться рядом. Такой малыш требует большего внимания. Он беспокоен во время сна, иногда просыпается, его могут беспокоить колики.

Еще одним отличием режима ребенка «искусственника» является то, что кормить его следует строго по часам, а не по требованию. Происходит это в связи с различием во времени, требующемся для переваривания смеси и грудного молока.

В целом режим дня двухмесячного ребенка, которого кормят смесями, мало отличается от режима ребенка-грудничка.

Примерный режим дня двухмесячного ребенка, находящегося на смешанном вскармливании

Прежде всего, надо оговориться, что существует два типа смешанного питания.

  1. Докармливание «на десерт» смесью после кормления грудью. Такой тип смешанного вскармливания – вынужденный. Мамы применяют его при недостаточности грудного молока. Он хорош тем, что дает надежду на полное восстановление полноценного грудного кормления. Докармливание происходит при каждом кормлении.
  2. Чередование грудного кормления и кормления смесью. При этом типе смешанного питания малыши обычно раньше отказываются от маминой груди.

Распорядок дня малыша, находящегося на смешанном вскармливании, мало отличается от предыдущих двух.

Когда и как кормить малыша

Если вы определили совместно с детским врачом, что вскармливание крохи необходимо разнообразить прикормом, необходимо ознакомиться с информацией, как и когда правильно вводить новые продукты

Так, важно учитывать следующие правила:

в данном возрасте преобладать должно вскармливание смесью, если малыш не питается грудным молоком;
каждый новый прикорм следует обсудить со специалистом;
количество первого прикорма не должно превышать одной чайной ложечки;
после каждого введения нового продукта важно следить за реакцией малыша;

Если придерживаться вышеперечисленных рекомендаций и консультироваться с педиатром перед принятием какого-либо решения, относительно вскармливания, то малыш будет расти здоровым и активным. Но не стоит забывать следить за состоянием малютки.

Особенности кормления

Из-за того, что малыши в 5 месяцев крайне непоседливы, приемы пищи деток на грудном вскармливании могут часто прерываться и отличаться непродолжительностью. Такое положение может привести к тому, что ребенок может недополучать ценных питательных компонентов для своего организма. В 2-3 месяца специалисты рекомендуют проводить кормление так, чтобы малыш засыпал с маминой грудью, но в 5 месяцев его пора отучать от этой привычки.

Также считается, что питаясь естественной пищей, младенец пока не нуждается в прикорме, и с этим можно подождать до шести месяцев. Хотя дети уже начинают проявлять живой интерес к блюдам, которые кушает мама. Если женщина приноровится и будет есть, одновременно с ребенком, то в процессе она может давать ему лизнуть тот или иной кусочек, к которому он тянется, но этим должно и ограничиваться его знакомство с новым продуктом.

Некоторые проблемы могут быть связаны с тем, что у малыша прорезываются зубки, и в отдельных случаях сосание причиняет младенцу неприятные, болезненные ощущения. В таких случаях родителям нужно позаботиться о том, чтобы приобрести для ребенка гель с охлаждающим действием.

Режим дня ребенка в 5 месяцев, связанный с кормлением, практически не меняется, вопреки мнению, что с появлением зубов от вскармливания грудью вообще необходимо отказаться. Во-первых, младенец при правильном положении во время кормления просто не способен укусить, поскольку на его нижних зубах лежит язык, во-вторых, случайный укус может произойти, когда у него заложен носик, а за этим аспектом маме нужно следить постоянно.

Малыш за сутки может выпивать 1 л и больше материнского молока, прием пищи происходит пять раз в день, однако разрешается кормить еще один раз ночью, если ребенок голоден.

Прикорм допускается, когда к этому есть медицинские показания:

  • отставание в физическом и психическом развитии;
  • небольшое количество вырабатываемого молока, из-за чего грудничок остается голодным;
  • гиповитаминоз, дефицит важных минералов и микроэлементов;
  • серьезные отклонения от нормы в массе тела.

Но родителям гораздо легче понять, готов ли их малыш к введению новых продуктов, по некоторым признакам:

  • младенец открывает ротик при виде подносимой к нему пищи, которую едят взрослые, и проявляет готовность ее съесть;
  • ребенок сидит самостоятельно;
  • не выталкивает изо рта ложку языком, что означает его способность проглатывать более грубую пищу.

Для детей на искусственном вскармливании прикорм – это уже знакомый процесс, но если до 5 месяцев он состоит больше из пюре и соков на основе овощей и фруктов, то теперь самое время добавлять в их рацион пюре из диетических сортов мяса – крольчатины, индейки. Также можно расширить ассортимент каш, давать на пробу новые фрукты и овощи, кисломолочные изделия, супы, состоящие из двух компонентов.

Чтобы избежать ошибок при расширении меню, маме все же стоит посоветоваться с педиатром, который, исходя из физиологии ребенка, скорее разберется, в чем особенно нуждается малыш, и какие продукты ему давать рано.

Рецепты блюд, которые можно давать пятимесячным малышам

Рекомендуется подбирать подходящие рецепты с педиатром.

Каши

Крупу залить требуемым количеством воды. Довести до кипения. Отварить. Пропустить через сито. Если консистенция слишком вязкая, можно добавить немного кипяченой воды в готовое блюдо.

Рецепты овощных пюре

Овощи тщательно промывают, очищают. Затем следует вновь помыть их в течение 1-2 минут, после чего обдать кипятком. Затем опускают плоды в небольшое количество доведенной до кипения воды, отваривают до готовности. Пюрируют. Добавляют в пюре отвар, на котором овощи варились, небольшое количество оливкового масла.

Фруктовые пюре

Из фруктов лучше всего начинать с яблок. Лучше подвергнуть плоды предварительной термической обработке: они не только станут мягче, но и будут проще перевариваться. Варить рекомендуется измельченные яблоки. Нужно предварительно очистить их и удалить сердцевину. Отварные плоды пюрируют, остужают, после чего добавляют немного материнского молока.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий