Рефлекс Бабинского у детей
Исследование, опубликованное в журнале International Journal of Physiology, показало, что рефлекс Бабинского встречается примерно у 62-75% новорожденных. Поскольку новорожденные обычно еще не имеют полностью развитой нервной системы, рефлекс не является признаком неврологического заболевания.
Хотя рефлекторная реакция нормальна у младенцев, она должна отсутствовать после 24 месяцев жизни. В некоторых случаях рефлекторная реакция исчезает раньше — уже в возрасте 1 года. Врачи считают, что рефлекторная реакция Бабинского, возникающая у взрослых или детей старше 2 лет, является ненормальной рефлекторной реакцией. Это может быть признаком основного неврологического состояния или расстройства нервной системы.
Общие сведения
Рефлексы – реакция организма на раздражитель. Они делятся на врожденные и приобретенные. Младенец рождается с определенным набором навыков, которые позволяют ему приспособиться к новым условиям.
Все рефлексы этого периода можно разделить на:
- Поддерживающие жизнедеятельность. Благодаря им ребенок может дышать, сосать, глотать.
- Защитные. Они минимизируют или нейтрализуют внешние воздействующие факторы, например, холод или яркий свет.
- Временные. Они нужны впервые дни жизни для адаптации или действуют только в момент родов. Как правило, в первые три месяца они угасают.
Оценка рефлексов младенца дает представление о состоянии его нервной системы. Любые отклонения требуют наблюдения у невролога.
При каких заболеваниях наблюдается положительный рефлекс Бабинского?
У взрослых и детей старше 2 лет рефлекс Бабинского может быть признаком основного нарушения центральной нервной системы или другой проблемы в кортикальном отделе спинномозгового тракта. Возможные сопутствующие расстройства включают в себя:
- травму спинного мозга
- опухоли спинного мозга
- дефекты спинного мозга или позвоночника
- опухоль мозга
- рассеянный склероз (РС)
- болезнь Лу Герига
- инсульт
- менингит
- церебральный паралич
Поскольку рефлекторная реакция сама по себе не является диагнозом, человек, имеющий аномальную рефлекторную реакцию, все равно нуждается в дополнительной диагностике, чтобы выявить основную причину.
Какие физиологические рефлексы есть у новорожденного ребенка
Сосательный рефлекс
Include Me shortcode: file not found
При поглаживании губ или вокруг рта ребенок начинает совершать активные сосательные движения. Этот рефлекс новорожденного ребенка проявляется сразу после рождения и существует до 2-х месяцев. Затем его заменяет стремление ребенка засовывать в рот любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости.
Это один из основных рефлексов новорожденного, он помогает малышу исследовать окружающее пространство, успокаивает и способствует подготовке артикуляционного аппарата к речи. Помогает стимулировать данный рефлекс соска-пустышка.
Есть много противников ее применения, и в каждом случае вопрос решается индивидуально, но положительная сторона ее применения в том, что при совершении сосательных движений подвижные еще кости черепа как бы колеблются, и это препятствует слишком быстрому зарастанию переднего родничка, которое может произойти еще до окончания роста головного мозга. Кроме того, повышенный приток крови к голове улучшает питание мозга и ускоряет вывод вредных веществ.
Ротовой рефлекс Эшериха
При легком надавливании на верхнюю или нижнюю губу ребенок вытягивает губы трубочкой. Этот безусловный рефлекс новорожденных существует на протяжении первого месяца жизни.
Поисковый рефлекс
При поглаживании щеки ребенка он рефлекторно поворачивает голову в эту же сторону, как бы ищет источник раздражения. Рефлекс начинает проявляться в 2 месяца и существует до 4-х месяцев. Этот рефлекс полезно дополнительно тренировать, так как он подготавливает ребенка к переворачиванию со спины на живот.
Защитный автоматизм
При укладывании на живот малыш рефлекторно поворачивает голову в сторону, освобождая дыхание. Этот рефлекс новорожденных детей первого года жизни особенно выражен в первые недели жизни и существует до 2-х месяцев.
Рефлекс Моро
Возникает при ощущении падения (опускании головы относительно тела более чем на 30°), громких звуках, ярком свете. Ребенок вначале разводит руки и разжимает пальцы, а затем сводит их, как бы обнимая себя. Имея представление о характеристике этого рефлекса новорожденного, родители должны помнить, что его проявления следует избегать, поскольку он вызывает резкий выброс адреналина. Условия проявления этого рефлекса возникают при купании, переодевании, гимнастике и других резких манипуляциях с тельцем малыша. При проявлении этого рефлекса нужно успокоить малыша, взять его на руки, поменять позу, приблизив ее к внутриутробной. Рефлекс существует с рождения до 4-х месяцев.
Хватательный рефлекс
Говоря о том, какие рефлексы есть у новорожденного ребенка, обязательно упоминают хватательный. Он заключается в непроизвольном схватывании и удержании предмета, вложенного в ладонь малыша. Иногда малыши держатся так крепко, что их можно приподнять за удерживаемый предмет.
Этот врожденный рефлекс новорожденного ребенка существует с момента появления на свет и до 3-х месяцев. Тренировать его можно, вкладывая в ладошки ребенка какой-либо продолговатый предмет так, чтобы все пальчики сжимали его. Если малыш прячет большой палец в кулачке, его нужно вынимать и класть правильно. Затем можно аккуратно потягивать за предмет, чтобы развивать способность малыша удерживать предметы.
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ногиК концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Патологические рефлексы новорожденных детей
Говоря об основных врожденных рефлексах новорожденных, нельзя забывать и о том, что у малышей могут возникать и патологические (неправильные) рефлексы, не предусмотренные заложенной в них «программой». Как правило, они возникают не случайно, а вследствие каких-либо причин. И их множество. Один из примеров — это привычка ребенка сосать свой палец.
Если младенец начинает сосать палец в раннем возрасте, от 1-го до 3-х месяцев, то он может делать это в промежутках между кормлениями, как бы имитируя их, или в случае, если у него болит животик. Дело в том, что малыш сосал пальчик, еще находясь в утробе матери, и это стало для него привычкой. Как правило, с возрастом эта привычка проходит. В целом, патологическим рефлексом у новорожденных детей может быть любой нормальный рефлекс, продолжающийся больше установленного для него срока. В этом случае нужно обратиться за консультацией к педиатру.
Оральные сегментарные автоматизмы
Сосательный рефлекс
При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.
Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)
При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления
Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает
Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
Воспроизвести медиафайл
Видео, показывающее рефлекс Бабкина.
При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.
Этиология
Устройство центральной нервной системы у людей предполагает сложную схему подчиненности одних структур – на периферии, другим – кора больших полушарий и подкорковые центры. Для выполнения поставленной задачи – передачи электрического импульса, или команды, предусмотрены так называемые нервные тракты. Одним из наиболее важных является пирамидный путь. По нему импульсы перемещаются от головного мозга к мышечным группам скелета.
Механизм контроля над движениями у человека предусматривает выполнение не только произвольных сокращений – по команде, но и непроизвольных – бессознательных, а также запрет на двигательную активность. К примеру, в ситуации, когда в туфлю попал острый инородный предмет, к коре полушарий поступает незамедлительно болевой сигнал – но для того, чтобы человек не упал, мышцы ноги после первых непроизвольных сокращений перестают сгибаться. Равновесие не нарушено.
Если происходит повреждение пирамидного тракта, симптом Бабинского будет положительный. Это означает, что была утрачена тормозная функция двигательного нервного пути. Подобные расстройства возможны как с одной стороны, так и сразу с обеих – двустороннее повреждение.
Основные причины:
- нейроинфеции – воспаления нервного волокна бактериальной либо вирусной природы;
- сосудистые катастрофы – инсульты;
- черепно-мозговые травмы;
- аутоиммунные расстройства – рассеянный склероз;
- новообразования – доброкачественные/злокачественные опухоли;
- внутричерепная гипертензия.
Оценить значение рефлекса Бабинского под силу исключительно профильному врачу – невропатологу. Ведь в жизни людей бывают периоды, когда сбой в пирамидном тракте – это признак еще не созревшей окончательно нервной системы. В ряде ситуацией симптом сопутствует травме сухожилий конечностей.
Рефлексы новорожденных детей
Поисковый рефлекс новорожденного
Как он работает: если вы коснетесь губ малыша или погладите его по щеке, он повернет голову в ту сторону и откроет рот в поиске соска.
Как долго существует: примерно до четырех месяцев.
Хватательный рефлекс новорожденного
Как он работает: если вы прикоснетесь к пальчикам и ладошке вашего малыша, он крепко схватится за ваш палец. (Большинство молодых родителей бывают поражены силой хватки новорожденного.)
Как долго существует: самый сильный хватательный рефлекс наблюдается у детей в течение первых двух месяцев жизни. Он полностью исчезает к пяти месяцам.
Рефлекс Моро (рефлекс испуга) новорожденного
Как он работает: ваш новорожденный ребенок сильно реагирует на громкий шум или внезапное движение. Он выгибает спину, вытягивает вперед ноги и руки и может начать кричать до того, как уберет обратно руки. (Самый лучший способ борьбы с этим – избегание шума и резких движений. Держите ребенка поближе к себе и будьте готовы успокоить его, если он испугается.)
Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.
Как долго существует: до четырех месяцев.
Рефлекс ходьбы новорожденного
Как он работает: если вы держите ребенка в положении для ходьбы так, чтобы его ноги плоской поверхности, он начнет делать шаги. То же самое вы увидите, если положите ребенка на живот: он начнет стараться «плыть» вперед.
Как долго существует: обычно исчезает примерно на второй месяц.
Шейно-тонический рефлекс новорожденного
Как он работает: если положить ребенка на спину, то он повернет голову на бок и в ту же сторону вытянет одну руку и ногу, принимая классическую позу фехтовальщика Потам, он повернет голову на другую сторону и соответствующим образом вытянет руку и ногу.
Как долго существует: примерно шесть месяцев.
Опорный рефлекс новорожденного
Как он работает: если держать новорожденного ребенка в вертикальном положении перед краем плоского предмета, такого как стол, он поднимет ножку, как будто для того, чтобы наступить на этот предмет. Также будет действовать его рука: если внешняя сторона руки касается края стола, он автоматически поднимет руку.
Как долго существует: первые недели жизни.
Рефлекс ползания новорожденного
Как он работает: если вы положите ребенка на живот, он автоматически примет положение, чтобы ползти, то есть подтянет ноги к животу. Он может вытянуть ноги и протолкнуть себя в таком положении вперед (Это, конечно, не «настоящее» ползание. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, в “ползанье” включаются руки. Вам придется подождать несколько месяцев, чтобы его увидеть.) Когда «ползающий» рефлекс исчезнет, новорожденный ребенок будет вытягивать ноги сзади, когда вы будете класть его на живот.
Как долго существует: первые недели жизни.
Рефлекс задержки взгляда новорожденного
Как он работает: если вы поднимете ребенка и повернете его направо или налево, его глаза останутся на том же объекте, на который он смотрел до того, как вы повернули его. Этот рефлекс, называемый рефлексом кукольных глаз, появляется у ребенка уже на 25-й неделе беременности.
Как долго существует: примерно десять дней.
В то время как довольно легко можно понять, зачем новорожденному нужен поисковый рефлекс, необходимость дуя него некоторых других рефлексов не так очевидна. Но даже если вы не совсем понимаете, почему ваш ребенок реагирует на определенные раздражители именно таким образом, бывает забавно попробовать спровоцировать те или иные рефлексы у своего малыша.
Развитие рефлексов по Комаровскому
Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:
В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы
Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
Следует периодически давать в руку разные предметы.
Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
Ежедневное купание
Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.
Виды рефлексов у малыша
До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.
Оральные
Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.
Выделяют:
- сосательный;
- глотательный;
- хоботковый;
- искательный;
- Бабкина.
Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.
Спинальные
Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:
- хватательный;
- защитный;
- подошвенный;
- Бабинского и ряд других.
Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.
Позотонические
Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.
Когда безусловные рефлексы начинают угасать
Рефлексы новорожденных – это реакции малышей на внешние или внутренние раздражители, которые служат для младенцев своеобразным приспособлением к окружающим условиям. Даются они от рождения и в большинстве случаев не требуют специальной тренировки (в отличие от условных, которые необходимо вырабатывать). Врожденные реакции организма необходимы только в первые несколько месяцев жизни ребенка.
Во время медицинского осмотра врач проверяет наличие реакций, а также степень их выраженности. Подобные наблюдения позволяют сделать вывод о здоровье грудного ребенка со стороны неврологии и работе ЦНС в целом. Оценка реакций осуществляется в хорошо освещенном кабинете при комфортной температуре воздуха. Кроха при этом должен находиться на полужесткой поверхности, быть сухим, сытым и бодрым.
Появление и угасание врожденных реакций происходят в определенном возрасте автоматически. Чаще всего необходимости развить или подавить реакцию не возникает. Увидеть наглядную картину динамики данных процессов позволит представленная ниже таблица рефлексов новорожденного по месяцам.
Описание оральных рефлексов
К самым важным для выживания ребенка следует отнести оральные рефлексы. Главное их предназначение – обеспечение возможности для малыша добывать себе пропитание.
Сосательный
Таблица набора веса новорожденного по месяцам
Если ребенок родился здоровым, первый рефлекс, который у него проявляется, – сосательный. Реакция выражается в том, что младенец обхватывает ртом сосок, а также палец или соску и производит ритмичные сосательные движения (именно так выглядит обычный процесс лактации). Таким образом, для проявления реакции достаточно совершить любое раздражение ротовой полости младенца. Исчезает он примерно к 1,5-3 годам жизни.
На заметку. По утверждению специалистов, природа сама установила достаточный срок для окончания лактации.
Глотательный
Наравне с предыдущим, данная функция направлена на поиск и поглощение пищи. Глотательная реакция срабатывает в тот момент, когда еда попадает в рот младенца. Тем самым функция помогает продвинуться пище дальше по желудочно-кишечному тракту и усвоиться организмом.
Хоботковый
Если даже слегка, но при этом быстро и отрывисто прикоснуться к губам младенца, происходит ответная реакция: они вытягиваются в трубочку и становятся похожими на своеобразный «хоботок».
Хоботковый рефлекс
Рефлекс Бабкина
Рефлекс Бабкина у новорожденных что это за реакция, и как она проявляется? В педиатрии его также называют ладонно-ротовым рефлексом. Вызывать его можно с помощью надавливания пальцем на ладонь малыша в месте возвышения большого пальца. В результате у ребенка открывается ротик, и наклоняется вперед голова.
Рефлекс Куссмауля
Поисковый, иначе корневой, рефлекс заключается в следующем: если прикоснуться к щеке или уголку рта младенца, он в тот же момент поворачивает голову в ту сторону, откуда происходило движение. Данная реакция обеспечивает ребенку возможность поиска пищи, а именно материнского соска.
Рефлекс ходьбы (шаговый)
Двигательные функции ребенка закладываются задолго до его рождения, уже в утробе матери. Внутриутробное движение рук и ног приводит к тому, что в момент рождения ребенок начинает двигаться.
Мышечное и структурное развитие, достигнутое в утробе, вкупе с нервным контролем позволяют младенцу осуществлять движения сразу при появлении на свет.
В первые часы после рождения у ребенка наблюдаются: шагательный, хватательный, плавательный рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки пренатального внутриутробного движения плавно переходят в постнатальное (после появления ребенка на свет).
У новорожденного отсутствуют движения, направленные на сохранение определенной позы. У него преобладает тонус мышц-сгибателей. В состоянии покоя пальцы его обычно сжаты в кулачки, а ноги подтянуты к животу. Отдельные движения конечностей отрывисты и резки.
При соприкосновении стопы с твердой поверхностью ребенок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.
Безусловные физиологические рефлексы новорожденного редуцируются в течение нескольких месяцев, что необходимо для правильного развития. Например, развитие моторных навыков кисти невозможно без угасания хватательного рефлекса. Прогностическая ценность отклонений, обнаруживаемых при оценке безусловных рефлексов, весьма невелика.
При опоре на стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения.
Шаговый рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.
У новорожденного нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребенка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденных — прим.
biofile.ru). Иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.
Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1-1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астезия-абазия. Только к концу 1-го года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.
У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии.
Атавистические рефлексы новорожденных
Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.
Другой атавистический рефлекс — переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.
Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.
Какие рефлексы есть у младенцев
Природой предусмотрены базовые рефлексы, которые есть у любого новорожденного – они необходимы для выживания и безопасности беззащитного ребенка. Таких рефлексов достаточно много, и проявляются они по мере необходимости:
- Хватательный рефлекс позволяет младенцу лучше фиксировать себя и посторонние раздражители в пространстве.
- Сосательный рефлекс, необходимый для питания – первое, что нужно новорожденному после появления на свет.
- Младенцы реагируют на различные источники звука, поворачиваясь в их сторону – правда, происходит это с задержкой в 5-7 секунд. Со временем скорость реакции увеличивается.
- Если ребенок чувствует опасность, он сначала выпрямляет спину, запрокидывает голову и распрямляет руки и ноги, после чего группируется.
- Большую часть времени новорожденный проводит на спине – до тех пор, пока не научится самостоятельно переворачиваться. До этого момента он автоматически поворачивает голову набок, если оказывается на животе.
- При попадании пыли в нос младенец чихает или кашляет – для этого также не требуется вмешательство самого ребенка, процесс очищения организма происходит рефлекторно. Этот рефлекс сохраняется на протяжении всей жизни, хотя по мере взросления человек учится им управлять. Подробнее про рефлексы новорожденного→
Лучшим способом понять ощущения новорожденного остаются внимание, чуткость и забота – исследования и эксперименты лишь помогают адаптировать происходящее к системе координат взрослых людей. Личные наблюдения дают больше информации о конкретном младенце, помогая родителям обеспечивать комфортные условия и счастливое детство для их ребенка
Группа 1
Рефлексы этой группы связаны с пищей, её поисками и употреблением.
Поисковый рефлекс
Даже малыш, которому всего пара минут от роду, умеет искать пищу. Не верите? Попробуйте легонько погладить уголок рта крохи или подбородок – и он тут же повернёт головку и откроет рот, готовый начать есть. Этот рефлекс сохраняется до 3 – 6 месяцев, а потом постепенно угасает.
Сосательный рефлекс
Этот рефлекс тесно связан с предыдущим. Младенцы не только ищут источник пищи, но и готовы приступить к трапезе даже в первые мгновения после появления на свет. А ведь «добывать» молоко из груди гораздо сложнее, чем из любой, в том числе самой неподатливой соски. Но большинство детей справляются с этим даже во сне, умудряясь не давиться и не отпускать грудь – вот где настоящее мастерство.
Кстати, именно сосательный рефлекс заставляет малышей тянуть в рот буквально всё, что попадётся под руку, в том числе и собственные пальцы, кулачки, а то и ножки. Огромное количество рецепторов, которые сконцентрированы в ротиках детей, позволяют им получать информацию о предмете, подобно тому, как это делают взрослые, разглядывая что-то. Угасает рефлекс между 3 и 4 годами жизни ребёнка.
Ладонно-ротовой рефлекс
Если нажать пальцами на ладошки малыша, он откроет ротик и попробует чуть наклониться вперёд, словно в поисках еды. Этот забавный рефлекс сохраняется вплоть до 2 – 3 месяцев.
Хоботковый рефлекс
Ещё один трогательный рефлекс, косвенно связанный с пищей. Если потрогать пальцем губки ребёнка (делать это нужно быстро), то он сложит их в виде трубочки-хоботка, будто для поцелуя. Сохраняется умилительный рефлекс до 2 – 3 месяцев.
К этой же группе относится и знакомый и понятный всем глотательный рефлекс.