Этапы развития ребенка в 8 месяцев: мальчики и девочки
Физическое развитие ребенка в 8 месяцев: рост и вес
На восьмом месяце жизни многие мамы отмечают, что ребенок не слишком набирает в весе и росте, но все же соответствует нормам. Средний вес для 8-месячного мальчика составляет 9 кг, в то время как девочки в среднем весят около 7,5 кг. Мальчик в этом возрасте обычно имеет рост 70 см, а девочки ближе к 68 см. Если сравнивать с предыдущим месяцем, то показатели роста меняются максимум на 2 см, а веса – на 500 г.
Таблица норм
У большинства карапузов появляются первые 4 зуба. Но если вдруг этого еще не произошло с вашим младенцем, не стоит переживать, это нормально.
Психическое развитие ребенка в 8 месяцев
О нормальном психо-эмоциональном развитии могут говорить следующие показатели:
- Четко соотносит эмоции к определённым чувствам – обиды, голода, скуки, радости, боли. Так, на громкий крик может обидеться. Главная задача родителей – не игнорировать детский плачь. Не стоит придерживаться стереотипного «бабушкиного» метода, мол кроха пытается манипулировать. Вовсе нет, своим плачем он пытается призвать родителей на помощь.
- Отвечает на разговор и произносит звуки. Накапливает пассивный словарь.
- Узнает знакомые лица.
- Боится незнакомых людей. Может отворачиваться или плакать.
- Любит разглядывать себя в зеркало.
- Начинает связывать гласные звуки во время «разговора».
- Знает свое имя и отвечает поворотом головы, когда к нему обращаются.
- Издает созвучные согласные звуки, такие как «м» или «б».
- Узнает о мире через вкус и прикосновение – тянет всевозможные предметы в рот.
- Понимает основные слова – мама, папа, баба, мяч, собака и т.п.
- Изучает понятие «причина и следствие». Например, активно наблюдает, что происходит с предметом, если его бросить с высоты. Наверняка мамам известны случаи, когда малыш на улице выбрасывает с коляски собственную обувь.
- Проявляет сильную привязанность к маме, может реагировать плачем, если она уходит.
- Младенцы в этом возрасте только обнаруживают причину и следствие и любят экспериментировать с тем, как добиться успеха в любом деле. Им нравятся интерактивные игрушки, которые позволяют получать различный эффект. К примеру, нажатие кнопки и создание шума, открытие коробки и нахождение игрушки внутри.
Таблица показателей развития месячного ребенка
Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.
Удержание головы | Способен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд. |
Фиксация взгляда | Рассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными. |
Зрение | Различает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии. |
Реакция на звук | При бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача. |
Гуление | Произносит звуки “гу”, “га”, часто делает это синхронно с речью взрослых. |
Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.
Трудности первого месяца жизни ребенка
Колики
Вздутие живота беспокоит практически всех младенцев, даже самый здоровый и крепкий малыш не застрахован от кишечных спазмов. Начинаются они на 2-3 недели жизни и продолжаются примерно до 3 месяцев.
В домашних условиях можно сделать массаж животика по часовой стрелке, чтобы облегчить состояние малыша, приложить нагретую утюгом пеленку.
Часто используют такой способ: мать берет раздетого ребенка и кладет к себе на обнаженную грудь в вертикальном состоянии. Сверху малыша нужно накрыть одеялом и поглаживать по спинке.
Также, чтобы облегчить страдания грудничка, используют газоотводные трубки и препараты пеногасители, их нужно давать ежедневно. Это может быть Эспумизан беби, Боботик и так далее.
Себорейный дерматит
У новорожденных может часто появляться себорейный дерматит особенно на голове. Это абсолютно безопасное явление, которое проходит со временем само по себе.
Симптомы совершенно отличаются от заболевания взрослого. У новорожденного на голове образуются чешуйки.
Такие чешуйки могут образовываться в других местах – на лице, ушах или шее, в паху и в подмышечной области, на ягодицах.
Угревая сыпь
Также может появиться угревая сыпь у новорожденных. Причина появления может крыться в том, что питание малыша слишком жирное. Возможно, матери придется пересмотреть свой рацион. Это также случается, если в комнате очень душно и жарко. У месячного ребенка работа сальных и потовых желез еще не до конца сформирована.
Гноятся глаза
У малыша могут быть не до конца сформированы или закупорены слезные протоки. Поэтому глаза могут гноиться и слипаться. Эта ситуация может сохраниться первые пару месяцев жизни.
Следует ежедневно, утром и вечером, днем по необходимости, промывать глаза ребенка кипяченой теплой водой или другим средством, которое назначит врач. Доктор может назначить и антибактериальные капли.
После этого легкими движениями массажируйте каждый глаз от наружного края века снизу во внутрь. Такой массаж стимулирует открытие слезных протоков.
Развитие малыша в 8 месяцев
Многие родители полагают, что ребенок в 8 месяцев в развитии абсолютно не нуждаются. Это наивная неправда! Родители должны помочь ребенку приобрести новые навыки и активно участвовать в его гармоничном развитии.
Некоторые полезные рекомендации как развивать ребенка в 8 месяцев:
Носите малыша на руках. Это позволит утолить его любознательность. Комментируйте ему все, к чему он пытается дотянуться или испытывает интерес
Ношение является важной составляющей психологического развития дитя.
Читайте громко и четко детскую литературу (сказки, стихи), пойте веселые песни. Все это поможет пополнить словарный запас, а также будет играть важную интеллектуальную роль во взрослой жизни
Считается, что к 8-месячному возрасту младенцы способны понимать до 100 слов.
Постоянно разговаривайте с крохой. Вот что бы вы не делали все ему проговаривайте. Моете пол – расскажите, что в ведре вода, а в руках швабра; моете посуду – что она должна быть чистой и как приятно, когда в доме порядок; готовите обед – устройте демонстрацию овощей и других продуктов, называя их имена и другое.
Регулярно в течение дня обнимайте кроху и говорите как вы его любите. Так он будет себя чувствовать уверенно и под защитой.
Гуляйте на улице не менее 2-х часов, если позволяет погода.
Тренируйтесь ходить с помощью ходунков. Существует мнение специалистов, что они вовсе неполезны, и это, скорее всего, так. В данном вопросе лучше взять консультацию у специалиста и оговорить время и возможность тренировок.
Принимайте ванну и тренируйтесь одновременно. Что это значит? Положите малыша на живот в ванной и набирайте воду, когда вода достигнет предела малыша, то он начнет пытаться встать на четвереньки, чтобы вода не коснулась носика. Пусть малыш стучит по воде ладошками, играет резиновыми игрушками. Только в этом случае родителям следует внимательно следить за малышом.
Научите ребенка стоять или ходить на ручках. Для этого возьмите его за ножки и аккуратно приподнимите. Отпустите его как только увидите, что он устал.
Учите ползать, стимулируя различными яркими предметами, которые находятся в умеренной недосягаемости.
Развивайте мелкую моторику. Давайте малышу трогать различные текстуры – мягкие книжечки, резиновые книги и игрушки для купания, деревянные и пластиковые коробочки, тканевые игрушки и другие предметы.
Качайте на руках в разные стороны. Такое увеселительное мероприятие обязательно понравится крохе.
Попросите ребенка повторять ваши действия – хлопайте, стучите, махайте и т.п.
Играйте с музыкальными инструментами. Покажите малышу как ними пользоваться. Пусть стучит по барабану, играет на пианино, потряхивает маракасы, бьет ксилофон.
Учите малыша использовать игрушки по назначению
Так, к примеру, куклу нужно качать на руках, машинку катать по полу, мячик бросать и катить.
Стройте башни из кубиков и помогите малышу пристроить и свой кубик в «великое здание».
Покажите семейный фотоальбом и попросите младенца показать знакомых ему людей.
Обращайте внимание крохи на различные звуки, которые вы слышите. К примеру, шум деревьев, машин, самолета, вертолета, птиц, животных, воды
Обязательно называйте имена обладателей звуков.
Делайте массаж, гимнастику и воздушные ванны. Не умеете? Посмотрите рекомендации специалиста в этой области.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы
Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Упражнение №1. «Мордашки». Развитие зрительного сосредоточения и умения плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом у ребенка в 1 месяц
Что нужно приготовить:
Для упражнения Вам понадобятся игрушки с нарисованными личиками – грустными, веселыми, удивленными (погремушки, неваляшки, хлопковые солнышки, зайчики и т.п.)
Чтобы они привлекали внимание малыша они должны быть яркими. Очень хорошо привлекают внимание крохи красно-оранжевые цвета, но это не означает, что другие цвета нужно игнорировать
Вместо игрушки можно использовать цветные картонные круги диаметром 10-15 см с нарисованными на них рожицами (рисуем обычным толстым черным фломастером – рисуем так, чтобы детали мордашки были очень хорошо контрастно видны на фоне), одноразовые тарелки (их надо прикрепить к палочке, чтобы было удобно показывать малышу).
На мордашке из картона или бумажной тарелки или игрушке должны быть нарисованы два глаза, нос и рот (вместе они образуют фигуру, похожую на букву Т). Именно этот признак является для младенца признаком человеческого лица на первых порах.
Как заниматься с малышом:
Когда малыш лежит в кроватке на спине, покажите ему игрушку на расстоянии 50 см
Покачайте игрушку, позвените ей, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда ребенок сосредоточится на игрушке, начните ее перемещать влево, верните в центр, затем переместите игрушку вправо, верните в центр
Мы в воздухе «нарисовали» горизонтальный путь игрушки. А теперь начинаем вести игрушку вертикально – медленно поднимем мордашку вверх, остановимся, далее поведем вниз и снова вернемся. Получился «крестик» — сначала горизонтальное движение игрушки, затем вертикальное.
Полезные советы:
- Если Вы не занимались ранее с малышом такими упражнениями (см. статью «Упражнения для новорожденных»), то вполне может быть, что он не сможет в 1 месяц следить за игрушкой или сможет следить за ней только горизонтально и не плавно. Не расстраивайтесь! Крошка всему научится! Ведь то, что не тренируется, не развивается или развивается медленнее. Просто начинайте несколько раз в день делать упражнение с плавным горизонтальным перемещением игрушки (по 2-4 минутки). Когда младенец легко и плавно будет прослеживать за перемещающейся игрушкой взглядом, будет останавливать свой взгляд на игрушке при ее остановке, можно будет усложнить это упражнение. А значит, вводить вертикальное перемещение игрушки. А когда малыш освоится и с вертикальным слежением за игрушкой, можно будет «рисовать» игрушкой в воздухе «крестик», а потом и более сложные фигуры – восьмерки, круги, змейки.
- Для упражнения игрушки или предметы надо менять. За одной и той же игрушкой малыш следить не будет – она ему станет неинтересной.
- Такие мордашки можно делать и из лоскутков. Берем квадрат яркой хлопчатобумажной ткани, в серединку кладем синтепон или набивку для подушек, прочно связываем «мешочек» (проверяем прочность, завязываем на двойной узел, можно для подстраховки и зашить, чтобы точно держалось очень прочно). Там, где мы связали наш мешочек, будет «шея». Можно завязать на нее бант из яркой ленточки. А получившийся шарик – будет «головой». Рисуем маркером по ткани рожицу на «голове», затем проглаживаем наш рисунок через 10-30 минут теплым утюгом через тонкую тряпочку или лист бумаги (здесь надо действовать согласно инструкции к маркеру) – и игрушка готова. Она понадобится малышу и позже 1 месяца. Можно набивать такие мордашки разными наполнителями – горохом, гречкой и т.д. Тогда в дальнейшем можно будет их использовать для развития тактильных ощущений у младенца.
- Упражнение начинаем проводить с малышом 2 раза в день по минутке, постепенно доводим продолжительность до 2-4 минут.
Результат упражнения:
Ребенок умеет сосредотачивать свой взгляд на лице и плавно прослеживать взглядом за передвигающимся предметом.
Физическое развитие
Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:
- масса тела,
- рост,
- окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
- окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.
СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.
Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.
Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.
Мальчики | Девочки | Примечание |
73,3 см | 71,1 см | значительно ниже нормы |
76,0 см | 74,0 см | ниже нормы |
78,6 см | 76,8 см | норма |
89,2 см | 88,2 см | высокий |
Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.
Мальчики | Девочки | Примечание |
меньше 7,7 кг | меньше 7,0 кг | значительно ниже нормы |
8,6 кг | 7,9 кг | ниже нормы |
9,6 кг | 8,9 кг | норма |
14,9 кг и больше | 14,8 кг и больше | выше нормы, не соответствует возрасту |
В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:
- держит ложку,
- кушает густую пищу,
- пьет из чашечки,
- просится на горшок.
Поворачивание головы
Когда здоровый малыш лежит на животе он поворачивает голову вбок. Если источник света находится только с одной стороны, то преимущественно в его сторону. Он даже в состоянии приподнять на мгновение головку в таком положении. При сильном рывке голова может удерживаться на средней линии в течение 1—2 секунд. Угол между кроваткой и лицом при этом составляет приблизительно 20—30 градусов.
К концу первого месяца жизни ребенок уже в состоянии высоко держать голову, лежа на животе, как минимум три секунды.
В положении лежа на спине голова новорожденного в основном находится в среднем положении, ребенок поворачивает ее вправо или влево. При этом положение головы асимметрично. К концу первого месяца жизни голова больше не поворачивается из среднего положения в стороны и все чаще как минимум на десять секунд остается посередине.
Развитие по неделям
1 неделя
Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.
Умения младенца к концу 1 недели:
- способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
- делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
- оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
- различает цвета, звуки и запахи.
В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы. Вес быстро приходит в норму.
2 неделя
Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.
Новые умения:
- распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
- удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
- приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).
На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.
3 неделя
Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.
Новые умения:
- фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
- изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
- захватывает пальчиками небольшие предметы;
- пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.
Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.
4 неделя
К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.
Умения малыша:
- реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
- пытается удерживать головку, лежа на животе;
- фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
- копирует мимику взрослых;
- произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
- хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
- различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
- безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.
Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним
Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.
Что должен уметь ребенок
Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.
Что еще умеет ребенок в 2 месяца:
- следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
- ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
- чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
- замечать детали предметов и мамины черты лица;
- реагировать не только плачем, но и мимикой;
- пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.
Зрение
В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.
Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны
В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут
Слух
Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.
https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.
Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:
- удерживать голову на весу (непродолжительно);
- подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
- отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
- удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
- поворачивать голову на голоса, звуки;
- на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.
Поведение
В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.
Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании
Как общается двухмесячный малыш
Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.
Развитие памяти
У новорожденных детей в тканях мозга имеется огромное число нейронов, многие из которых отмирают с течением времени. Объем мозга уменьшается до трехлетнего возраста из-за того, что нейроны не участвуют в процессе умственной деятельности в этот период.
Многие специалисты уверены, что если нейроны нагрузить работой, то они останутся действующими. Включить их в работу помогут простые, но эффективные способы. Должна быть создана богатая впечатлениями среда, окружающая малыша. Ощущения, действия, цвета и звуки, которые будет замечать младенец, окажут стимулирующее действие на деятельность мозга, что благоприятно отразится на формировании памяти и интеллекта.
Память у ребенка развивается в несколько этапов:
- С 12 недели, находясь внутри утробы мамы, плод слышит и различает звуки.
- В первую неделю новорожденный привыкает к режиму дня, начинает узнавать запахи и звуки, предшествующие кормлению, например, запах молока, шум воды или стук ложки по горлышку бутылочки.
- Месячный малыш выучивает голоса мамы, папы и других членов семьи.
Сензитивные периоды
Сензитивный – это, переводя на человеческий язык, «чувствительный». Как раз в год у крохи наступает второй такой период. Первый был ещё до года. Карапуз в 14 месяцев особенно чувствителен к нормам языка.
Поэтому не сюсюкайте с ним, а говорите чётко и ясно, выговаривая каждый звук. Малыш будет подражать вашей речи. И если вы будете коверкать слова, то он будет считать, что так и нужно делать. К тому же в этом возрасте малыш очень восприимчив к изучению иностранных языков.
Восприятие порядка
Ребёнку очень надо создать шаблоны и связи между объектами и людьми. Порядок для него – это привычные действия, которые не меняются. К примеру, его режим дня
Малышу очень важно чётко ему следовать. Он не обрадуется изменениям и может разнервничаться даже из-за малейшего отступления от привычного графика
Ему также важно, чтобы все вещи вокруг находились на своих местах. Поэтому всё новое надо вводить в жизнь малыша постепенно, давая ему привыкнуть к изменениям
Речь
Малыши в этот период жизни впитывают все звуки взрослых и пытаются их повторять. Но ребёнок должен видеть и связь между словами и движениями. Язык он поглощает полностью со всеми конструкциями, которые слышит, независимо от их сложности. Он должен слышать богатую, красивую речь, чтобы у него происходило полноценное развитие вокальных и языковых центров.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие после года заключается в том, чтобы научить малыша различать текстуры и знать основные геометрические фигуры. Очень эффективным упражнением для этого является определение предмета с закрытыми глазами. Также можно угадывать продукты на вкус. Продемонстрируйте малышу разные свойства материалов. Например, пускай он попробует перелить воду из стакана в стакан. С помощью воды можно показать малышу различие между холодным и горячим.
Дайте ему возможность поиграться вашими кастрюлями и коробочками. Только внимательно следите, чтобы кроха не тянул всё в рот. Расскажите малышу о разных цветах и научите его определять их.
Что предпринять, чтобы 1-месячный ребенок быстрее развивался?
В первый месяц жизни ребенок адаптируется к новым условиям, поэтому ему нужно помочь в этом и попробовать приспособить к ним. Чтобы 1-месячный ребенок быстрее развивался, можно делать следующее:
- постоянно находиться с ним в физическом контакте, это гарантирует ему спокойствие;
- продумать, какие именно занятия с ребенком в 1 месяц способствуют его развитию и регулярно проводить их;
- играть с малышом, одновременно развивая его слух и зрение, а также укрепляя мышцы (класть перед ним игрушки, провоцируя его потянуться за ними, вешать над кроватью музыкальные мобили);
- ежедневно делать ребенку укрепляющий массаж;
- организовать подходящий режим дня ребенка 1 месяца и придерживаться его.
Проявление заботы также положительно скажется на развитии малыша и состоянии его здоровья.
Режим в 1 месяц
Новорожденный малыш спит достаточно долго, но при этом хаотично. Поэтому о режиме говорить ещё очень рано. В сутки малыш спит в среднем 16-18 часов. Бодрствует же новорожденный в первые недели около 20-40 минут, а к концу месяца время бодрствования увеличивается до 60-90 минут. Главное, не переутомляйте кроху и следите за его признаками усталости.
- Закрывайте шторы, чтобы создать затемнение.
- Используйте «белый шум», напоминающий малышу звуки в утробе, например, стук сердца, шум волны и т.п.
- Нежно и спокойно покачивайте малыша, чтобы помочь ему расслабиться и уснуть. Помните, что интенсивные укачивания опасны и могут повредить мозг ребенка!
- Пеленайте малыша, это поможет погасить непроизвольные вздрагивания и улучшить сон крохи.
И конечно же, самой главной и успокаивающей ассоциацией для ребенка является мамино присутствие. Поэтому маме очень важно заботиться о себе и по возможности привлекать близких к помощи. Тогда у мамы будет намного больше сил и энергии, чтобы заботиться о малыше и помогать ему