Пара слов об эволюции
Почему маленькие дети рождаются настолько беспомощными? Ведь новорожденные жеребята и телята сразу становятся на ножки. А малышу для этого потребуется около года жизни. Правда, котята и щенки рождаются тоже очень беспомощными – они совсем маленькие и слепые. Но это, во-первых, издержка того, что этих детенышей много в помете. А во-вторых, они взрослеют очень быстро. К году кошка уже может принести потомство. А малыш только делает первые шаги. В чем же причина?
Все дело в эволюции. Прямохождение и резкое повышение интеллекта создали человеку наряду с преимуществами и неудобства. Из-за передвижения на двух ногах скелет изменился, в том числе строение таза, ведь именно к нему крепятся ноги и на него приходится основная нагрузка. Таз стал более узким. А заметно поумневшему мозгу потребовался более обширный череп. В итоге получилось, что через более узкий таз матери должна проходить очень крупная головка ребенка. Поэтому дети рождаются менее развитыми, чем детеныши вышеописанных животных. Иначе голова малыша была бы слишком велика, и он просто не смог бы родиться.
А усложнившейся нервной системе человека нужно гораздо больше времени на развитие. Если говорить о вопросе, со скольких месяцев ребенок начинает сидеть, стоит вспомнить, что в животном мире никто кроме человека не принимает такую позу. Если животные сидят, то не на ягодицах, а опираясь на лапы. Это типично человеческое приобретение и оно также связано с прямохождением.
Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?
Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:
- Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
- Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
- Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.
Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.
Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.
Мнение Е. Комаровского
Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.
Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть – не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать
Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры
Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.
Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.
Первая стадия – крик
Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик
Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет
Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.
Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.
“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.
Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.
Как делать гимнастику
Чтобы помочь малышу укрепить мышцы спины, поддерживающие его позвоночник в прямом положении, можно делать с ним специальные упражнения.
Положите малыша на живот. Перед ним поставьте яркую игрушку. Не слишком далеко и не слишком близко, чтобы малыш за ней потянулся. Упражнение лучше делать на полу.
Пусть, пробуя достать желанный предмет, карапуз проползет несколько сантиметров по-пластунски, на животе. Можно немножко ему помочь, поставив под его пяточки свою ладонь, как опору.
Положите малыша на спинку, под голову что-то мягкое (можно небольшую подушечку). Дайте ему схватить вас за большие пальцы рук и приподнимайте его понемногу, придерживая за пальчики.
Можно делать то же упражнение, используя вместо своих пальцев удобную палку.
Как учить ребенка переворачиваться, вы интересовались, когда ему было только три месяца. Продолжайте упражнения на переворачивания, привлекая его интересной игрушкой или голосом.
Пусть малыш повернется несколько раз с живота на спину и со спинки на живот. Он должен сделать это в одну сторону и потом столько же раз в другую.
Полезны для мышц спины упражнения на мяче фитболе. Мяч намного больше обычного по размерам. Положите малыша животом на мяч, пусть он на нем балансирует.
Придерживайте его за крестец и спину, аккуратно раскачивайте в разные стороны. Пытаясь удержать равновесие, ребенок будет напрягать мышцы спины, упражняя их.
Для общего развития деткам очень полезно заниматься плаванием. В каком возрасте можно учить грудничка плавать? Начинают ходить в бассейн с малышами трех месяцев.
Эти занятия благотворно сказываются на физическом и психическом развитии младенцев. Если в вашем городе нет специальных бассейнов и групп для занятий с грудничками, можно плавать в большой ванне дома.
Как это происходит
В самые первые недели жизни ребенок отталкивается ножками от твердой поверхности, ступает по ней, когда вы удерживаете его в вертикальном положении подмышки. Это пока только рефлекс (ноги еще не очень сильные, чтобы удерживать его стоя), который приблизительно через несколько месяцев исчезнет.
Примерно к 5 месяцам ребенок, когда держите его у себя на коленях за подмышки, будет стараться отталкиваться ногами, подпрыгивая вверх. Это подпрыгивание будет любимым занятием в ближайшие месяцы для малыша; тем временем мышцы ног ребенка развиваются, когда он учится переворачиваться, ползать и садиться.
Начиная с восьмимесячного возраста, ребенок будет стараться вставать, держась за окружающую мебель. Если поставить его рядом с диваном, малыш изо всех сил станет за него цепляться. Овладев данным навыком в течение двух-трех последующих недель, ребенок, держась за мебель, будет путешествовать по квартире. Возможно, в какие-то моменты он перестанет держаться и какое-то время сможет простоять без поддержки. После этого он сможет шагать и пытаться поднимать из положения стоя игрушки с пола.
В возрасте 9-10 месяцев малыш научится сгибать колени и приседать из положения стоя.
К 11 месяцам ребенок может научиться стоять самостоятельно, приседать и наклоняться. Он сможет даже ходить, держась за руку, но вряд ли будет ходить самостоятельно в ближайшие несколько недель. Многие дети ступают сначала на цыпочках, их стопы при этом развернуты наружу.
К 13 месяцам 75% малышей уже может ходить самостоятельно, пусть и не слишком уверенно.
Особенности развития малыша до года
До трех месяцев ребенок погружен в себя. Его двигательные навыки еще неразвиты, он только учится держать голову и управлять своими ручками.
Поднести кулачок ко рту до трех месяцев не может каждый второй малыш.
Если в этом возрасте дать ребенку погремушку, он будет ею самозабвенно трясти, обхватив маленькими пальчиками.
Ежедневно вы будете замечать, как растет месячный малыш, крепнет и развивается. Если каждый день выкладывать его на животик перед кормлением с первого месяца жизни, он быстрее учиться держать голову и переворачиваться.
В четыре или пять месяцев большинство малышей овладевают умением переворачиваться с живота на спину и со спинки на живот. Это позволяет им самостоятельно выбирать позу для сна и для игр.
Когда можно садить ребенка, может быть в этом возрасте? Если ребенок в пять месяцев сам не садится, торопить его не надо. Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться зависит от его физического развития и занятий с мамой на переворачивание.
Чтобы понять, как научить ребенка садиться, нужно заниматься его развитием, насколько это возможно, с первого месяца жизни.
Так же как и другие двигательные навыки, умение садиться самостоятельно ребенок осваивает постепенно. Некоторые дети начинают ползать примерно в полгода.
В этом же возрасте многие детки садятся самостоятельно. Бывает так, что малыш в шесть месяцев не садится, но уже ползает. Ползание замечательно укрепляет мышцы спины и тренирует их для будущих нагрузок. Поэтому хорошо, когда у ребенка есть возможность начать ползать.
Если его не держат целый день в кроватке или манеже, а отпускают на чистый ковер или одеяло, лежащее на полу.
За ползающим ребенком необходим тщательный присмотр поэтому благодаря своим родителям, многие мальчики и девочки минуют этот этап.
Научившись сидеть, они пытаются через время стать на ножки, держась за край манежа или кроватки.
В восемь месяцев хорошо сидят все детки, они умеют садиться сами из любого положения тела, лежа на спине, боку или на животе. В 8 месяцев дети умеют не только садиться, но и ложиться из положения сидя.
Некоторые встают на ножки, держась за опору в кроватке или манеже, другие самозабвенно ползают, осваивая просторы квартиры. Ползают малыши во все стороны, кому как удобнее.
Кто-то делает это боком, другой ползет, перемещаясь назад. Только успевай смотреть, куда направился юный исследователь.
Некоторые родители сажают малыша в 9 месяцев в ходунки, чтобы было меньше хлопот, и он никуда не залез. Педиатры не рекомендуют садить ребенка в ходунках дольше, чем на час в день.
В девять месяцев самые честолюбивые карапузы пытаются ходить. Делают они это, держась за опору. Многие врачи советуют не радоваться тому, что ребенок 9 месяцев пошел. Лучше когда малыш в 10 месяцев сам ползает, чем ходит.
Большинство деток начинают ходить после года, и сидеть позже шести месяцев. Но для тех, с кем родители занимаются гимнастикой, массажем и водными процедурами, пройти лесенку из освоения двигательных навыков удается легче и быстрее.
Как помочь малышу?
Многие родители задумываются о том, как научить ребенка стоять без опоры. Все, что нужно сделать – это приступить к занятиям и начать с малого. Суть заключается в том, чтобы заменить предметы, за которые обычно держится малыш, на родительские руки.
Во время обучения важны три составляющие:
- проявление внимания. Ребенка сажают на пол напротив себя и протягивают к нему руки, побуждая схватиться за них и встать. В этот момент нужно поддерживать малыша, разговаривать с ним и хвалить его. Можно напевать песенки или рассказывать тематические стишки;
- доверие. Дети полагаются на взрослых гораздо больше, чем на себя. Поэтому они не хотят отпускать руку мамы или папы и держатся за нее изо всех сил. Задача заключается в том, чтобы ненадолго убрать ладонь (достаточно нескольких секунд), но продолжать стоять рядом с ребенком. Это покажет ему, что родители всегда находятся поблизости и готовы в любой момент прийти на помощь;
- поддержка. После того как ребенок продержался на ногах несколько секунд, нужно протянуть ему руки и аккуратно усадить.
Когда малыш пытается сохранить равновесие, необходимо следить за тем, чтобы он не упал. Иначе кроха запомнит свою неудачу, а также страх и боль. Это надолго отобьет у него желание стоять без опоры, а процесс обучения затянется.
Этапы формирования опорно-двигательного аппарата
У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы. Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща. Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.
Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.
Умение поднимать верхнюю часть тела
Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.
Способность ползать
Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.
Ребенок начинает ползать
Активное ползание
Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.
Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности
Попытки подняться на ноги
После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.
Первые уверенные шаги
Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.
Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы. В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка
Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения
В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.
Подстрахуем
Когда малыш научился ходить, важно посмотреть на вашу квартиру глазами ребенка и принять необходимые меры предосторожности:
- Ребенок теперь сможет дотянуться до тех предметов, которые раньше взять не мог, напр., до чашки с горячем чаем на журнальном столике;
- Уберите скатерти, закрепите шнуры, ведь теперь кроха будет использовать их, чтобы зацепиться.
- Уберите легкие предмета, на которые ребенок может опереться, чтобы они не сдвинулись, когда ребенок схватится за них.
- Выделите место для “тренировок”, где он будет ходить. Пол не должен быть скользким. В некоторых случаях придется дома сделать перестановку.
Когда дети начинают говорить: первые попытки
Сказать точно, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят, практически невозможно. У всех детей речь и опознавание услышанных слов начинает развиваться в разное время. Некоторые начинают говорить раньше, другие намного позже, в любом случае делать малыш будет это не сразу. Сначала ребенок будет запоминать звуки и слова, пытаться их воспринимать. Позднее малыш начнет гулить. После полугода жизни гуление сменится лепетом. Ребенок предпримет попытки произнести простейшие слоги – «ма», «ба», «да». И у него начнет появляться понимание слов. Эти слова весьма просты, и они без ударного слога. Как правило, дети стараются называть самые важные вещи и действия.
К примеру, если мама постоянно называет предметы ребенку, то он на очередной вопрос: «Где дверь?» – повернет голову в ее направлении. Малыш также попытается радостно скопировать взрослых в их действиях: попытается выпить из чашки, и нередко веселится, когда чувствует, что его понимают.
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.
Движение — жизнь
- Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
- Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
- Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
- У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
- Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.
Как быстро научить ребенка ходить?
Первым признаком того, что карапуз скоро самостоятельно пойдет являются его уверенные шаги вдоль стены или другой опоры в виде дивана, манежа или прочих устойчивых предметов интерьера. Если кроха уже может самостоятельно стоять на ногах и уверенно сидеть, а также двигаться рядом с опорой держась за нее одной или двумя руками, значит его уже можно обучать ходьбе, не боясь ему навредить. Именно этот этап является самым оптимальным временем для обучения правильному прямохождению без поддержки.
Чтобы научить карапуза самостоятельно шагать, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
Во время ходьбы поддерживать ребенка подмышки — ребенка необходимо взять подмышки и начать двигаться вместе с ним вперед. Впереди должен стоять второй родитель, который перехватит ребенка, когда тот будет самостоятельно шагать. Второй взрослый должен стоять лицом к шагающему младенцу и протягивать к нему руки. Малыш берется за опору, а удерживающий его родитель отпускает его. Выходит, что ребенок идет самостоятельно, удерживая равновесие при помощи рук. Казалось бы, что карапуз двигается так же как и вдоль опоры, но при этом по совершенно другой траектории, которая помогает ему научиться ориентироваться в пространстве
Таким способом ребенка можно быстро и правильно научить прямохождению.
Привлекать внимание крохи — чтобы малышу было интереснее ходить, на его пути можно раскладывать любимые игрушки карапуза. Он будет тянуться к ним, совершая первые неуверенные шаги.
Безопасность прежде всего
- Постоянно следить за карапузом — за ребенком, который только начинает ходить нужно тщательно следить, чтобы во время неловких шагов он не упал или не присел слишком резко, испугавшись при этом своих движений. Если такое произойдет и ребенок испугается, то ходьба у него будет вызывать не веселье, а страх в результате чего он от нее просто откажется. Поэтому первое время ребенка нужно страховать, подхватывая его при покачиваниях и наклонах.
- Обезопасить дорогу, по которой будет ходить ребенок — в первое время по предполагаемой дорожке, выбранной для ходьбы, нужно разложить подушки, чтобы уберечь карапуза от травм во время попыток к самостоятельному хождению.
- Остерегаться длительной ходьбы — если малыш пока ходит неуверенно и раскачивается из стороны в сторону, то тренировки должны быть короткими, так как они вредны для неокрепшего позвоночного столба и могут негативно сказаться на формировании осанки. Ребенка следует научить садиться из положения стоя, чтобы он мог сам отдыхать, устраивая себе перерыв и разгрузку для нижних конечностей.
- Использовать поводки для прогулок на улице — на начальном этапе лучше всего применять страховочные ремни, которые закрепляются подмышками ребенка и позволяют удержать его от падения. Однако использовать их можно только тогда, когда малыш уже более-менее освоил навык ходьбы, а не тогда, когда он научился двигаться только вдоль опоры.
Если карапуз с раннего возраста начинает интересоваться ходьбой, не нужно его одергивать. Каждый малыш индивидуальность и развивается он по своему графику, поэтому ранние первые шаги не могут нанести ему вреда, так как он уже готов к ним. Однако если ребенок протестует и капризничает во время обучения ходьбе, то тренировки лучше приостановить, чтобы избежать проявления негативных эмоций в дальнейшем.
Учим малыша вставать
Родители должны понимать, насколько важно, правильное и своевременное физическое развитие малыша. Поэтому они могут принимать активное участие в процессе взросления крохи, стимулировать его к совершению новых достижений, развивать двигательную активность ребёнка
Есть ряд рекомендаций и упражнений, которые поспособствуют достижению цели (научить малыша вставать самостоятельно):
Важно делать ребёнку массаж и простые гимнастические упражнения. Обязательно посвящайте этому время в дневном распорядке малыша, лучше до обеда.
Вы можете приучать карапуза к необходимости удерживать своё равновесие
Для этого вам понадобится поднимать ребёнка в вертикальное положение, удерживать его, а потом ненадолго отпускать, этого будет достаточно, чтоб малыш понял, что нужно удерживать себя в пространстве.
Лучше, если процесс приучения будет постоянно находиться в одном и том же месте, например в кроватке или возле неё.
Убедитесь, что место, где вы стимулируете ребёнка подниматься на ножки достаточно безопасное. Не забывайте, что в первые разы малыш, скорее всего, будет падать на попку.
Важно показать карапузу, что он может подниматься, держась за опору. Важно, чтоб в роли опоры выступало что угодно, но только не мамины руки. Малыш должен понимать, что это его самостоятельный путь и стоять он должен сам, без чьей либо помощи.
Когда ребёнок научится вставать у низкой опоры, дайте ему возможность совершить подобные действия и при более высокой опоре.
Если малыш уже стоит, держась за опору, можно предложить ему взять что-то в ручки, например любимую игрушку. Карапуз к ней потянется и отпустит для начала одну ручку. Потом можно будет дать ему две игрушки, ребёнку понадобится задействовать обе руки. Так он облокотиться на опору, не держась при этом руками.
Очень часто, поднявшись, малыш боится садиться. Мамино присутствие в этот момент просто необходимо. Можно облегчить данную ситуацию, положив яркую игрушку возле малыша на полу. Ребёнок попытается к ней дотянуться и присядет. Конечно, в первое время мама должна подстраховывать карапуза.
Прочитав эту статью, вы узнали, когда в жизни ребёнка наступает время подняться на ножки, поначалу держась за опору, а потом и самостоятельно стоять. Помните, что вы можете стимулировать эти начинания. Однако, не стоит думать, что без подобных действий малыш не научится вставать, всему своё время и когда ваш карапуз будет достаточно готов, физически окрепнет и созреет, тогда и поднимется на прямые ножки. Этот момент запомниться надолго в вашей памяти, ведь мы так радуемся, когда наши детки делают успехи.