Нормы речевого развития
- Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
- Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет. Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.
- Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет. Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.
- Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий. Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.
- Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.). Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.
- Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом. Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.
- Ребёнок от 5 лет до 6 лет. В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки. Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.
- Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности. Ошибки возникают только в сложных предложениях.
- Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе. Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.
Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.
Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет
Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.
Основные принципы:
- простая рифма
- повторение звуков или слов
- небольшой размер
- сопровождение жестами/действиями
Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.
Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:
- эмоциональный контакт с ребенком
- развитие его речевых навыков
- массаж пальчиков
- изучение частей тела
- помощь в установлении режима
Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.
Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:
утренние гигиенические процедуры
стишок для умывания
переодевание ребенка
стишок при переодевании
подготовка к купанию
стишок для купания
перед гимнастикой
стишок для гимнастики
массаж пальчиков
стишок для массажа пальчиков
перед сном
стишки на ночь
Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.
Что спровоцировало задержку речевого развития?
Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.
Физиологические причины:
- Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
- Наследственность.
- Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
- Нарушение слуха.
- Травмы черепа.
- Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
- Заболевания неврологического характера.
Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:
Ребенок обделен родительским вниманием.
Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно
Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
Пребывание вдали от матери.
В семье общаются на двух или более языках.
Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.
Тактика ваших действий
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия
Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
Как развивать речь у дошкольника: советы, рекомендации
Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:
Совместное чтение сказок и их обсуждение
чтение сказки
Связывание картинок с реальными предметами
Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
Предложение выбора
Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
Словесные игры
Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами
игра мамы с сыном
Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
Комментирование своих действий
Обращение по имени, зрительный контакт
Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
Использование жестов
Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
Тренировка мышц
Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
Чтение по ролям
Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»
общение мамы и дочки
Развернутое определение свойств предмета
Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать. Ответ с дополнением
Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает
Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
Ответ с дополнением
Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет
ребенок с мамой на природе
В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени
Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения
Как научить ребенка говорить предложениями?
Если родители много общаются с ребенком с рождения, то он легко научится говорить предложениями, когда подрастет. Слыша речь взрослого, дети сами пытаются составлять предложения, на первых порах это получается неуклюже, такую речь еще называют телеграфной.
Взрослые не заостряют внимание на ошибке, а повторяют фразу правильно. Например, ребенок говорит: «Папин кепка дай»; взрослый повторяет: «Дай папину кепку»
Вместо назывных предложений «Собачка», «Домик», «Автобус» нужно использовать двусоставные простые предложения «Собачка лежит и ждет хозяина», «Какой красивый домик построили рабочие», «Автобус везет пассажиров».
Обязательно используют игры, развивающие речь. Игра «Доскажи словечко» показывает, как строится предложение, развивает фантазию и делает ребенка активным участником.
Предложения должны быть понятными, близкими по содержанию к тому, что ребенок знает, например: «Маша утром проснулась и … (позвала маму)», «Котенок ищет маму и … (мяукает)».
Ошибки родителей
Естественно, всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Тогда он сможет рассказать о своих нуждах и желаниях.
Становится намного проще всем вокруг. Развивающие игры и занятия, без сомнения принесут свои плоды.
Но не совершайте грубых ошибок, проводя занятия с ребенком:
- Часто родители ждут немедленных успехов. Не ждите! Получайте удовольствие от настоящего момента общения. Не требуйте многого и сразу: сначала это могут быть отдельные звуки, затем слоги, после — фразы. Главное — положить начало, чтобы отойти от жестов к звуковому общению.
- Сравнение со сверстниками — ваш ребенок индивидуален, забудьте о других детях.
- Проводя игры на развитие речи, не затягивайте занятия — ребенок не должен уставать.
- Игры и занятия должны соответствовать уровню развития, усложняйте задания постепенно. Сомневаетесь, предложите — он сам проявит интерес, если нет — отложите пока.
- Не раздражайтесь и повторяйте малышу одно и тоже несколько миллионов раз, это нормально.
- Мама должна принимать активное участие в упражнениях, тем самым максимально заинтересовать. Малютке должно быть интересно заниматься и играть.
- Повторяйте материал — но сегодня делайте то, что не делали вчера.
- Занимайтесь только в хорошем расположении духа. Не заставляйте ни себя, ни его: пользы это не принесет, лучше отложите на завтра.
- При разговоре делайте паузу, дайте возможность ответить. Если малыш молчит, задавайте наводящие вопросы, предоставьте несколько вариантов ответа.
- Составьте собственный план развития ребенка, подходящий только для него.
- Развитие речи детей раннего возраста требует регулярных занятий, приведенных выше, тогда вы непременно заметите успехи.
Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте малыша на общение с другими детками, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.
Как научить ребенка говорить букву Ш
Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»
Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики
- «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
- «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
- «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
- «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз
После разминки приступаем к языковому изучению:
- «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
- «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
- «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
- Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
- С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.
Развитие речи в домашних условиях
Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.
Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.
Формируем правильное дыхание
Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:
- сдувание перьев и лёгких предметов;
- игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- надувание воздушных шаров и так далее.
Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.
Работаем над артикуляцией
Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга
Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.
- «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
- «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
- «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
- «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.
Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.
Пополняем словарный запас
- «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
- «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
- «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.
Развиваем речевые навыки
Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.
- «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
- «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
- «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».
Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.
Как продолжить обучение ребенка
Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.
Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: “Как дела?”, когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: “Нормально”. Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.
Что же представляет собой схема рассказа?Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности
“Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых”.
Подобная схема действует и для неживых предметов.Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен
После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок
Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам
Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем
Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.
Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.
Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры
Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.
Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.
И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.
День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.
Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:
“Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние”.
Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов
Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению. При этом понятие «рано» весьма условно. Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.
Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»)
Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.
Развитие речи
Все больше людей не могут грамотно выстраивать предложения, не знают значений многих слов, злоупотребляют словами-паразитами и ненормативной лексикой. Я думаю, что это связано в основном с тем, что большинство предпочитает смотреть телевизор или ходить в кино, вместо того чтобы почитать интересную книгу. Но мы-то с вами не такие. Как минимум вы уже читаете эту статью, а я пишу ее для вас. Поэтому продолжаем развивать речь.
Правильное построение предложений
Очень сложно понять человека, который при разговоре перескакивает с темы на тему, мучительно долго пытается подобрать нужные слова и не может правильно составить предложения, лишая свой рассказ логики.
А ведь порядок слов имеет большое значение. Этому учат еще в школе на уроках русского языка. Из-за неверного порядка слов смысл предложения искажается и может даже вызвать смех. Приведу несколько примеров смысловых ошибок.
- Жильцы дома требовали устранения неполадок и ремонта (Чего требовали жильцы? Сделать ремонт или его устранить?).
- Хозяин пнул собаку ногой, которая сразу же обиделась и убежала (Нога обиделась и убежала?).
- Спустя несколько лет он снова ее встретил. Это была уже, к сожалению, 39-летняя замужняя дама (Ему жаль, что ей уже 39 лет? Или что она замужем?).
Чтобы не допускать таких ошибок в беседе, я советую делать следующее:
- подтянуть грамотность с помощью учебников русского языка и справочников;
- каждый день читать хотя бы по 30 минут – предпочтение лучше всего отдать художественной литературе, публицистике, специальным книгам по развитию.
- пересказывать прочитанное – только обязательно сверяйте, насколько последовательно и логично вы повторяете текст.
Увеличение словарного запаса
Скудный словарный запас не позволяет полноценно выражать мысли, заставляя человека постоянно запинаться в поисках нужного слова. Такая речь звучит прерывисто и однообразно, потому что используются одни и те же слова, и в целом производит отталкивающее впечатление.
Регулярное пополнение словарного запаса обеспечат следующие действия.
- Ежедневное чтение качественной литературы. Обязательно заведите себе блокнот, куда будете выписывать наиболее понравившиеся фразы, умные выражения. В подходящий момент нужная цитата всплывет в памяти и украсит вашу речь.
- Работа с толковым словарем. Как только вам встретится новое слово, обязательно уточните его значение в толковом словаре. Слово можно выписать и постараться запомнить, но только в контексте, чтобы в будущем избежать неверного употребления термина.
- Разгадывание кроссвордов, сканвордов и прочие игры, для которых необходимо обладать обширным словарным запасом.
- Подбор синонимов. Это отличная практика для пополнения тезауруса, которая поможет избежать тавтологии при разговоре. Сейчас есть различные приложения для смартфонов, помогающие подбирать синонимы.
Избавление от слов-паразитов
К словам-паразитам относятся слова и словосочетания, лишенные какой-либо смысловой нагрузки:
- ну;
- короче;
- это самое;
- типа;
- вот;
- как бы и т. д.
Чаще всего человек произносит их бессознательно, чтобы заполнить возникшую паузу. Коварство слов-паразитов заключается в том, что их употребление становится вредной привычкой. Искоренить ее получится, только приложив сознательные усилия. Вот несколько советов.
- Запишите любой свой разговор с друзьями или родственниками на диктофон.
- Прослушайте запись и выявите слова-паразиты.
- Приучите себя говорить немного медленнее, чем привыкли, чтобы успеть осознать момент, когда захочется произнести вредное словечко. Лучше сделать небольшую паузу.
- Попросите родственников, друзей и знакомых делать вам замечания, как только они услышат слово-паразит. А чтобы мотивация ваших собеседников была еще сильней и они более жадно вслушивались в вашу речь, платите им по 50 рублей за каждого проскользнувшего “паразита”. Так вы будете лучше себя контролировать, иначе разоритесь.
Поначалу будет сложно. Ведь искоренение вредной привычки требует колоссальных усилий, мощной самодисциплины и контроля. Потребуется от 2 до 3 недель упорной работы, чтобы очистить свою речь от “шлака”.