Как приучить ребенка к горшку?

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

показывает своим поведением, что ему пора.

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру

Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна

Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник

9

Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком

«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Во сколько приучать к горшку

Некоторые родители рассказывают, что начали высаживать своего малыша пописать практически с 0 месяцев. Они рекомендуют держать малыша над ванной, открыв воду и проговаривая “волшебные слова” (“пис-пис”), формируя таким образом у него необходимые рефлексы. Такие действия имеют смысл лишь тогда, когда ребенок относительно долгое время остается сухим – тогда можно подловить подходящий момент, чтобы он сделал “мокрое дело” не в подгузник, а в ванную или горшок.

Многие мамы начинают приучать малыша к горшку в возрасте 10-12 месяцев, когда ребенок может устойчиво самостоятельно сидеть и только начинает ходить. Они практикуют высаживания малыша сразу же после сна (ночного, дневного), если его подгузник остался сухим. Эта тактика со временем может принести свои плоды. У ребенка вырабатывается определенный рефлекс: прикоснулся попой к горшку – пописал. В таком возрасте детка может мочиться раз в полтора – два часа в зависимости от количества выпитой жидкости и температуры окружающей среды. Так что вполне вероятно угадать время следующего “пописа” и усадить малыша на горшок. Также в этом возрасте уже можно заметить, когда ребенок собирается сходить “по большому”: он начинается тужиться, замирает на месте. В этом момент также можно усадить его на горшок. Приученный к таким действиям ребенок может оставаться сухим и чистым в течение всего дня.

По мнению педиатров, осознавать свои потребности справить нужду ребенок начинает после 2 лет, когда развивается нервная система. Ни один детский психолог не будет рекомендовать приучение ребенка к горшку раньше этого времени. Малыш готов к “туалетной науке” и его пора приучать к горшку, если он:

  • понимает значения слов “писать”, “какать”;
  • понимает, что в мокрые и грязные трусы – это плохо, сухие и чистые – хорошо;
  • не воспринимает горшок как игрушку;
  • не мочится в течение двух часов.

Есть ли различия в приучении к горшку между мальчиками и девочками

Обычно девочки активнее достигают успехов в «горшочной науке». С чем это связано?

  • У маленьких принцесс быстрее развивается центральная нервная система, чем у принцев.
  • Для овладения навыком мальчикам необходимо неоднократное повторение. Девочкам достаточно пары попыток.
  • Маленькие джентльмены, в отличие от барышень, быстро переключаются с одной деятельности на другую, не могут подолгу сконцентрироваться на чём-либо одном.
  • Девочки более усидчивы и послушны по своей природе, что позволяет родителям быстрее уговорить их.

Не последнюю роль играет тот факт, что мальчики проходят два этапа привыкания к горшку. Ведь сначала они учатся сидеть на нём, а потом — писать стоя, не промахиваясь мимо. Это требует дополнительных усилий и времени.

Как бы там ни было, всему своё время. И даже если ребёнка не учить ходить в туалет, он всё равно сам дойдёт до этого этапа. Раньше это случится или позже — зависит только от индивидуального созревания. Родители не должны ускорять естественный ход событий, а лишь помогать своим детям стать немного самостоятельнее.

Приучаем ребенка к горшку с умом: основные методики

Мало какие навыки приобретаются нами по мановению волшебной палочки. Пословицы про «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и «Поспешишь – людей насмешишь» появились не просто так. Приучение к гигиене – не исключение. Желательно не торопиться и не давить на ребёнка, а делать всё постепенно, чтобы избежать стресса у обеих сторон. Тем не менее, если обстоятельства сложились так, что отказаться от использования подгузника нужно как можно быстрее (например, вас срочно вызвали на работу, и сидеть дома возможности больше нет), попробуйте воспользоваться экспресс – методикой, которая обещает видимый результат за 7 дней. Но имейте в виду, что все быстрые системы рассчитаны исключительно на детей старше полутора лет. В более младшем возрасте они просто не будут работать, как бы вы ни старались. А вот пол значения не имеет

На начальных этапах все писают сидя, поэтому не столь важно, приучаете вы к порядку мальчика или девочку

Педиатр Джина Форд разработала целую программу под названием «Довольный малыш», придерживаясь которой вы научите кроху использовать горшок по назначению всего за одну неделю.

День первый. Утром первым делом снимите мокрые подгузники и покажите нового «приятеля», который их заменит. Скажите, что такие штуки полагаются только взрослым ребятам. Посадите на горшок и подождите 10 минут. Конечно, ни один ребёнок не согласится сидеть без движения почти четверть часа, поэтому заранее продумайте, чем будете заниматься. Книжки с яркими картинками не дадут заскучать. Если ничего не произойдёт, высаживайте каждые 15 минут, пока не добьётесь желаемого. Если всё получилось, обязательно бурно похвалите вашего героя.

День второй. Внимательно следите за любыми изменениями в поведении. Если увидите, что сын или дочка держится руками за низ живота, переминается с ноги на ногу, «замирает» или проявляет признаки беспокойства, сразу же предлагайте горшок. Ваш контроль должен быть постоянным. Не бойтесь – это не навсегда.

День третий. Продолжайте делать всё то же самое, только теперь откажитесь от одноразовых помощников даже на время прогулки. По этой причине приучение к туалету рекомендуют начинать в тёплое время года. Постарайтесь уговорить малыша сделать свои дела до выхода на улицу и не забывайте напоминать о туалете каждые 20 минут.

Дни с четвёртого по седьмой. Закрепляйте результат похвалой, ведь мамина улыбка – лучшая мотивация. Почаще хвалите ваше юное дарование при родственниках.

Важно! Автор методики не настаивает на том, чтобы будить ребёнка ночью для отправления естественных надобностей, особенно если он тяжело засыпает. Пусть первое время спит в подгузнике

Как выбрать горшок

  1. Пусть столь важный атрибут будет яркой расцветки, возможно с изображением животных или сказочных персонажей, чтобы вызвать интерес у будущего владельца
  2. Для девочек рекомендуется выбирать круглые модели, а для мальчиков – овальные с приподнятым передним краем
  3. Ваше приобретение должно быть гладким с минимальным количеством выпуклостей, что обеспечит простоту в уходе
  4. А вот от новомодных гаджетов с музыкой, эффектом смыва воды и прочими «наворотами» лучше отказаться. Естественные потребности не должны превращаться в аттракцион.

Маленькие хитрости

Хотим поделиться с вами небольшими секретами, которые помогут упростить процесс обучения:

  1. Первой сажайте на горшок любимую игрушку, незаметно налив туда немного воды, а затем покажите результат и громко хвалите плюшевого медведя
  2. Выливайте содержимое вместе и позволяйте нажимать на кнопку слива – это любят все дети без исключения
  3. Не оставляйте ребёнка наедине с новым предметом. Читайте сказки, показывайте яркие картинки, просто разговаривайте, но обязательно будьте в поле зрения
  4. Доказано, что гораздо быстрее осваивают туалетную «науку» те, у кого есть старшие братья и сёстры. Их положительный пример часто играет ключевую роль
  5. Покупайте горшок вместе с ребёнком – пусть выберет на свой вкус.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Отказ от подгузников

Отказаться от памперсов гораздо проще днем, чем в ночное время. Днем за крохой можно проследить и вовремя посадить его на горшок либо напомнить заигравшемуся чаду, что пора посетить туалет. Ну а что делать ночью?

После того как малыш начнет четко и без промахов ходить на горшок, родители начнут замечать, что подгузник после ночи остается сухим, если так стало происходить, то от него можно отказываться и класть ребенка спать в пижаме. В качестве подстраховки от неприятных неожиданностей можно использовать непромокаемую или впитывающую пеленку, которой необходимо первое время застилать кроватку.

Со временем карапуз начнет вставать на горшок и ночью. Не нужно поднимать ребенок в ночное время целенаправленно для того, чтобы сходить на горшок, иначе, если родители забудут или не успеют его поднять, ребенок попросту описается во сне. Кроха должен сам научиться вставать на горшок и контролировать свой мочевой пузырь. Чтобы малым спокойно спал ночью, перед сном его нужно обязательно сводить на горшок и давать меньше жидкости вечером.

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок. Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным. Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным. Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок. Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

В каком возрасте начинать приучать ребенка к горшку

Не только родители, но и педиатры, детские психологи и педагоги спорят, когда лучше начинать процесс знакомства с «туалетным этикетом». Каждый имеет своё мнение и доводы в его пользу.

Широкое распространение (теоретическое и практическое) получили три полярные точки зрения.

  • Приверженцы первой считают, что учить детей надо с первых дней жизни. Такие родители не используют памперсов, они пытаются «поймать» нужный момент мочеиспускания или дефекации ребёнка.
  • Сторонники второй точки зрения — это поколение сегодняшних бабушек и дедушек, а также родители, которые прислушиваются к их мнению. Они считают, что как только ребёнок может самостоятельно садиться, его надо приучать к горшку. Обычно дети начинают хорошо сидеть в 8 – 9 месяцев.
  • Более взвешенным выглядит третье мнение, которое разделяют многие детские специалисты. Оно основано на том, что готовность детского организма контролировать выделительную функцию наступает не раньше полутора – двух лет (каждый случай индивидуальный). Нервная система, которая отвечает за функциональность всех органов, полностью развивается к двум – трём годам.

То есть можно пытаться приучить годовалого ребёнка, но пока его мозг не сможет обеспечить контроль над естественными потребностями, попытки приучения могут привести к обратному эффекту, даже отвращению к горшку.

Оптимальный вариант для начала изучения «горшочной науки» — 18 – 20 месяцев.

Тогда этот процесс пройдёт максимально быстро и гладко. Ребёнок сможет на протяжении недели научиться справлять естественные потребности, почти как взрослый.

Несколько нюансов

Мы перед тем как непосредственно знакомить с горшком проводили с ней подготовку. Для домашнего использования мы памперсы не брали. То есть, дома она у нас всегда с голыми ножками. Для чего это нужно? Так проще будет отследить момент когда ребенок желает сходить в туалет. Дети совсем не глупые и с первых дней жизни можно начать приучать их к определенным знакам. Когда она писает мы говорим пись-пись-пись. Когда ходит по большому «а-а-а». Это очень важный момент. Вот эти вот ассоциации, которые выстраиваются с самого рождения ребенка помогают нам в дальнейшем гораздо проще дать понять ребенку, что от него хотят.

Чем нам это помогло? В семь месяцев, когда мы начали высаживать ребенка на горшок, мы говорили пись — пись -пись и, в принципе, она уже практически сразу понимала, что от нее требуется и для чего вообще нужен этот предмет. То есть пока она была маленькая, с рождения, как я говорила, мы уже начали приучать ее: только налаживали вот эту связь.  В дальнейшем мы брали ее на руки, пока она еще не могла сидеть, подставляли либо тазик, либо просто где-то на пол где нет ковров, где легко можно вытереть также говорили «пись- пись -пись». Устанавливали вот эту связь, чтобы на данный звук — уже по нашему требованию, когда нам удобно, она ходила в туалет. Чем раньше начать вот этот процесс, тем проще и безболезненней он будет проходить для ребенка. Потому что все навыки, чем раньше они начаты — тем быстрее будут освоены. Это основы детской психики вот в этом возрасте. Нам сейчас 9 месяцев.

Я считаю, что мы прекрасно освоили горшок уже к этому времени. Нам для этого понадобилось 2 месяца конечно добиться от ребенка полного понимания — чтобы она сама просилась — до этого еще далеко, но мы для себя сделали такие закономерности, которые легко понятны ребенку. После каждого кормления — мы высаживаем её на горшок, Затем после сна, если она проснулась сухой, что сейчас происходит всё чаще и чаще, также высаживаем на горшок, и никаких проблем у нас с этим не возникает. Конечно, иногда, если я куда-то отлучилась, бывает, что видим потом лужу на полу. Но она прекрасно осознает, что на ковер -нельзя. Об этом тоже нужно говорить и уползает на линолеум сама, где собственно и делает все свои дела. Количество пеленок сократилась просто в разы и стирки, и так далее. У нас полное взаимопонимание с ней. Я считаю, что, в принципе, это достаточно простые правила. Каждый из вас также может ими овладеть.

Уже можете почитать и вторую часть про, то как как правильно приучить ребенка к горшку

Есть также видеоверсия

Какие горшки подбирать детям

Выбор горшка – ответственное дело, из огромного ассортимента следует подобрать не только приятный по цвету и декоративному оформлению, но и удобный. Например, малышу будет комфортно сидеть, если конструкция предполагает наличие «спинки».

Изделия со звуками, музыкой или светом лучше обходить стороной. Крохе такой вариант, безусловно, понравится, но воспринимать его он будет только как игрушку. В дорогу удобно брать надувные горшки со съемной крышкой, складные пластиковые, модели «чемоданчики» с высокой степенью устойчивости.

При выборе нужно обратить внимание на следующее:

  • Материал. Малышу не должно быть холодно и некомфортно. Лучше покупать горшок из пластика, а не керамики или железа.
  • Устойчивость. Ненадежная конструкция приведет к падениям, а, следовательно, негативным эмоциям от использования туалета.
  • Эргономичность. По анатомическим признакам за доступную цену можно приобрести идеальный вариант.

Выпускаемые модели предназначены для детей от 0 и до 4 лет, поэтому важно подобрать «пластиковый туалет» для нужной возрастной категории

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий