Возможные проблемы
Обучение гигиеническим навыкам не всегда проходит гладко и просто. Бывает, что ребенок испытывает страхи или беспокойства из-за нового предмета в доме. Некоторые дети могут иметь проблемы со здоровьем, из-за которых процесс обучения серьезно затрудняется. Бывает так, что ребенок отлично осваивает навык использования ночной вазы, но внезапно отказывается на нее садиться. Если мама или папа настаивают на том, чтобы ребенок сел на горшок, может начаться настоящая истерика.
Возможные причины такого явления.
- Иногда ребенок негативно реагирует на какие-либо изменения в привычной жизни. Поход в садик, переезд в новый дом, пополнение в семействе может вызвать непонимание. Внешне это вполне может проявиться в виде регресса навыков или в несогласии выполнять обычные действия.
- В возрасте 3 лет ребенок вступает в кризисный период. Малыш может начинать бунтовать и делать все наперекор родителям. Вполне вероятно, что когда вы попросите сесть на горшок, он назло написает в штаны.
- Негативная обстановка в семье, особенно скандалы между родителями, могут серьезно повлиять на ребенка. Малыш может начать бунтовать и вести себя агрессивно, либо, напротив, замкнуться в себе и просто перестать реагировать на происходящее вокруг. В обоих случаях происходит частичная или полная потеря навыков.
- Временный отказ от испражнения в личный туалет может быть связан с плановой прививкой, простудой или болезненным ростом зубов.
Для решения проблемы достаточно разобраться в причинах ее возникновения. Помните, что если не устранить первоисточник, то регресс может быть достаточно серьезным. Вы можете заметить, что ребенок боится горшка, причем без видимых на то причин. Если он плачет, вырывается и напрочь не хочет садиться на него, то у родителей часто наступает полный ступор. Бывает несколько поводов для такого поведения:
- Вы начали знакомство с ночной вазой слишком рано.
- Вы мало хвалите за успех и ругаете за неудачу.
- Неприятное первое знакомство. Например, вы усадили малыша на холодный горшок, который еще и шатался.
- Запоры, из-за которых у крохи появилась ассоциация горшка с болью.
- Ребенок может просто стесняться делать свои дела на глазах у близких людей и кучи родственников.
Исправить ситуацию легко. На время оставьте малыша в покое, подождите, пока страхи немного забудутся. Помните, что попытки подсунуть плачущему ребенку горшок могут только усугубить ситуацию. Попробуйте поиграть с малышом. Предложите ему посадить на ночную вазу любимую игрушку и постарайтесь всячески вызвать положительную реакцию. Вы можете придумать для ребенка историю о том, что горшок скучает и грустит, когда малыш к нему не подходит. Сюжет такой повести может быть абсолютно любым, отталкивайтесь от интересов малыша. Интересный вариант – украсить «ночную вазу» наклейками в виде любимых мультипликационных персонажей.
Все вышеописанные проблемы носят психологический характер, но встречаются и сугубо медицинские факторы, которые мешают приучению к горшку. Если вы наблюдаете непроизвольное опорожнение кишечника или мочевого пузыря у ребенка старше 5 лет, необходимо обратиться к специалисту. Отсутствие контроля у ребенка может быть обусловлено такими факторами:
- патология органов, которая появилась еще при рождении малыша;
- воспалительные процессы в мочевыводящих путях;
- проблемы в работе нервной системы;
- наследственные заболевания;
- длительное стрессовое состояние, страхи, тревоги.
Приучение в раннем возрасте
Процесс приучения мальчика к горшку можно начинать с учетом индивидуальных особенностей с более раннего возраста, например, с 8 месяцев
Правда, в таком случае необходимо принимать во внимание целую совокупность особенностей
С целью максимальной результативности, рекомендуется начинать приучать и в теплое время года. Это обусловлено тем, что существует возможность прогулок без подгузников. Также можно использовать вариант, когда горшок берется с собой на прогулку и ставится в наиболее приемлемом для этого месте. Такие действия могут практиковаться только тогда, когда ребенок не боится определенных мест и не стесняется посторонних людей. В противном случае существует вероятность нанести малышу психологическую травму.
Маленькие дети достаточно чувствительны к перепадам температуры. Именно поэтому необходимо, чтобы горшок был приятным для восприятия. Отдавайте предпочтение предметам, изготовленным из пластика
Учитывая то, что ребенок до года может быть довольно привередливым, крайне важно иметь два горшка. В данном случае наблюдается эффект, который напоминает взаимодействие с игрушками
Так как горшок воспринимается многими детьми как игрушка, лучше всего предложить варианты для выбора. Естественно, подобный шаг требует значительных материальных затрат, но воспринимайте это как своеобразную оплату в погоне за желанием обеспечить быстрое взросление ребенка.
За пару дней до того как оставить ребенка без подгузника, необходимо запомнить примерное время, когда он испражняется и частоту мочеиспусканий
Также важно обратить внимание на то, каким образом происходит выражение основных эмоций
О том, как и когда приучать детей к горшку, смотрите в следующем видео.
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно
Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Ранние успехи
Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев | Приучение к горшку в более раннем возрасте |
Ребенок осознанно контролирует все процессы | Процесс основывается полностью на рефлексах |
Приобретенные навыки не теряются | При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился |
Приучение проходит быстрее и легче | Приучение дольше и сложнее для ребенка |
Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом | Частые промашки, больше стресса для ребенка |
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Ошибки родителей
Случается, что ребенок не может приспособиться к использованию личного туалета из-за неправильного поведения родителей. Самая распространенная ошибка заключается в том, что мамы и папы ведут малыша к «ночной вазе» слишком рано. Рекомендуется все же дождаться готовности ребенка, иначе можно нанести малышу психологическую травму, которая существенно усложнит дальнейшее обучение.
Другая популярная ошибка – чрезмерное применение одноразовых подгузников. Современные родители часто приучают ребенка еще с рождения к тому, что «памперс» на нем днем и ночью. Когда вы резко решите избавиться от подгузника, то ребенок не сможет немедленно к этому приспособиться. Помните, что для адаптации в таком случае может понадобиться порядка 3-5 месяцев.
Постоянное использование подгузника приводит к тому, что органы ребенка не имеют должной тренировки и стимуляции, не привыкли удерживать большое количество мочи. Гигиеническое средство дарит ощущение комфорта, поэтому даже в возрасте 1 года он может писать часто и маленькими порциями.
«Памперсы» ночью мешают правильному развитию функций почек. Дети, которые привыкли к подгузникам, могут писаться в кровать до 4 лет. В норме же такое явление пропадает к 2-3 годам. Решить эту проблему довольно просто – разрешайте ребенку ходить голышом днем, когда это возможно. Очень хорошо, если вы можете не надевать «памперс» на ночь. Лучше положите пеленку под простыни, чтобы не портить матрац. Так малыш раньше сможет познакомиться со своим телом и начнет учиться понимать свой организм.
Если вы будете постоянно отрывать свое чадо от игр и сажать на детский туалет, то не добьетесь положительных ассоциаций с процессом. Родителям, которые сами слишком заинтересованы в горшке, стоит понять, что ребенок обязательно начнет воспринимать его серьезно сразу, как будет к этому готов.
Другая частая ошибка молодых мам и пап – ругань и попытки вызвать чувство стыда. Часто таким поведением грешат даже не сами родители, а их родственники. Это связано с особенностями педагогических процессов в советское время, где чувство стыда было серьезным стимулом. Такое неадекватное поведение со стороны взрослых может привести к развитию фобий, неврозов. Переживание стресса вызовет негативные ассоциации с горшком и процесс научения сильно затянется.
Если вам все же хочется акцентировать внимание ребенка на том, что он сделал свои дела на пол, то лучше приобщите его к уборке. Спокойно дайте малышу тряпку и объясните, что нужно вытереть лужу, чтобы никто не испачкался, не поскользнулся
Расскажите ребенку, что поход на горшок может избавить его от неприятной уборки. Так вы не вызовете чувство стыда, а просто подскажите, как правильно поступить. Малыш обязательно к вам прислушается и сам примет решение о том, что «ночная ваза» ему друг, а не враг.
Молодые родители могут совершить еще одну оплошность, которая связана с банальным незнанием стадий знакомства малыша со своим телом. Помните, что сначала ребенок начнет испытывать дискомфорт от испачканной одежды или постели. Потом малыш поймет, с чем этот дискомфорт связан, и начнет учиться контролировать походы в туалет. Только после этого ребенок сможет удачно познакомиться с «ночной вазой».
Когда следует приучать ребенка к горшку? Медицинские аспекты
Если стремиться именно к осознанному желанию малыша использовать горшок, то стоит понимать, что это будет происходить лишь тогда, когда малыш готов и физиологически, и психически. От родителей потребуется немало сил, терпения и выдержки, ведь приучение к горшку за 1 день просто невозможно.
С рождения процессы мочеиспускания и очищения кишечника носят характер безусловно-рефлекторного. Проще говоря, карапуз не понимает, что нужно делать в этот момент, это происходит на уровне естественной потребности организма. Это будет сохраняться до полутора – двух, а то и трех лет, и послужит ответом на вопрос: «Во сколько приучать ребенка к горшку?»
Важно! Главной задачей процесса приучения является перевести мочеиспускание и дефекацию из безусловного рефлекса в условный, чтобы данный процесс контролировался самим малышом, а не его родителями.
Оптимальным возрастным критерием многие педиатры считают 22 месяца, но стоит понимать, что «маленькие неприятности» могут периодически возникать до трех лет. И не потому что ребенок вредничает. Вовсе нет, просто так устроен его организм. А значит, до трехлетнего возраста родители должны стать «образцом терпимости» вдвойне.
Что делать, если ребенок боится горшка?
Иногда маленькие дети без всякой обоснованных причин напрочь отказываются что-либо делать, например, ребенок не хочет садиться на горшок. И взрослым может показаться, что их малыш просто решил покапризничать. Но часто за такими беспричинными отказами могут стоять подсознательные страхи.
Совет! Если ребенок боится горшка, а родители не могут сразу определить причину этого страха, то процесс привыкания справлять нужду именно в горшок следует отложить на некоторое время, запастись терпением, внимательностью и найти причины страха.
На вопрос: «Почему ребенок боится горшка?» есть масса ответов. Самыми распространенными причинами являются следующие:
- Процесс привыкания к горшку начали слишком рано, ребенок ни физически, ни психологически к этому не готов.
- Ребенка «не познакомили» с горшком, а сразу попытались усадить испуганного малыша на новый предмет.
- Ребенку не объяснили и не показали для чего нужен горшок. Он просто не понимает, почему его заставляют по-другому делать то, что он привык делать каждый день по-своему (в штанишки).
- Эмоциональная окраска. Родители очень рьяно корят свое дитя за мокрые штанишки, но при все при этом весьма скупы на похвалу «дела о горшке».
Еще много полезного Вы узнаете в статье Что делать, если ребенок боится садиться на горшок?
При любых вариантах, если ребенок плачет, не садиться на горшок, не надо давить на малыша, слишком назойливо уговаривать и тем более заставлять. Отложите горшок в сторону на пару недель, а потом вновь «найдите» его. Возможно вторая встреча будет более теплой.
Раннее приучение или выработка рефлекса?
По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».
Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.
Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».
Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.
Наш опыт
Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.
Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке карточки Домана. Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками
Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.
Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?
Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.
Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью сошло на «нет».
В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!
Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в этой деликатной теме. Пишите!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Как понять, когда можно начинать обучение?
Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.
Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет
- Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
- Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
- Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
- Он понимает, что значит «писать» и «какать».
- Стремится подражать взрослым людям.
- Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
- Делает попытки одеваться самостоятельно.
- Интересуется туалетом, горшком.
- Малышу уже исполнилось 1,5 лет.
Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.
Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет
Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно
Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.
Причины отказа ребенка от горшка
Почему ребенок отказывается ходить на горшок и как поступать в таком случае? Есть ряд причин, которые заставляют карапуза бояться горшка:
Иногда если ребенок не успевает сходить на горшок и писает в штаны, то родители кричат на него или даже шлепают. В результате карапуз испытывает негативные эмоции, которые ассоциируются у него именно с горшком;
При неудачном первом знакомстве с горшком, кроха также может отказаться на него ходить. Если горшок не понравится ребенку на первый взгляд или на ощупь, он будет его избегать. Чтобы решить эту проблему горшок нужно ненадолго убрать, а потом продолжить знакомство с ним заново, предварительно декорировав мягким ярким чехлом или накидкой
Таким образом, можно привлечь внимание карапуза и удачно продолжить пользоваться детским туалетом;
Если посадить сонного кроху на холодный горшок, он запомнит эти дискомфортные ощущения надолго и откажется в дальнейшем на него ходить;
Если при походе в туалет ребенка напугают какие-либо резкие звуки или он упадет с горшка в процессе опорожнения, он также откажется на него ходить;
Отказываться ходить на горшок, ребенок может и при запоре. Малышу очень трудно объяснить, что проблемы с дефекацией вызваны не этим полезным предметом, а проблемами в организме
Прежде чем возвращаться к пользованию горшком нужно устранить проблемы со стулом.
Применив все вышеописанные советы и рекомендации на практике, родителям удастся приучить малыша к горшку и успешно закрепить полученные навыки.