Как научить ребенка читать, играя
- Для того, чтобы ребенок лучше запомнил буквы делайте их самостоятельно и лучше их шершавой бумаги. Так у ребенка задействуется не только зрение, но и тактильные ощущения. Тем более, когда ребенок сам участвует в изготовлении, он лучше познает мир.
- Изучайте одну букву разными способами: рисование на песке, выкладывание из крупы, камешков, лепка из пластилина, рисование левой и правой рукой…
- Проводите специальный массаж. на спине ребенка пишите букву, а он отгадывает. Можно меняться местами, т.к малышу интересно и самому давать задания.
- Развешивайте сделанные буквы и написанные слова по комнате, проговаривайте их. Буквы и слова должны быть яркими и написаны двумя цветами (гласные — красным, согласные синим). Это необходимо для того, чтоб малышу было проще усвоить правила грамматической основы.
- Для этой игры понадобится магнитная доска с буквами, или холодильник с магнитными буквами. Выставляете вертикально несколько согласных букв, те звуки, которые ребенок хорошо произносит. Рядом ставите одну согласную. Это лифт, где гласная буква поднимается и опускается. При этом читаем слоги (сначала взрослый, а потом малыш). Например, МА — ПА — ТА — НА. Дальше можно заменить буквы в лифте и поставит гласные, а согласная будет подниматься и опускаться.
- Когда ребенок освоит чтение прямых слогов. можно перейти к обратным. Например, самолет это буква А. Самолетик приземляется в разные аэропорты и получаются слоги: АН; АП; АМ…Так малыш поймет. что такое обратные слоги и научится их читать. Вначале читает, конечно, взрослый, а малыш слушает. Далее необходимо приобщать его к повторению.
- Не стоит играть в одни и те же игры каждый день, их необходимо чередовать, чтоб не утратить интерес.
- Читать следует эмоционально и никак не монотонно. Читать как бы нараспев, подчеркивая ударения. Сначала читает взрослый, а малыш слушает, затем повторяет.
- Следите за тем, чтоб ребенку было интересно. Если интерес утрачивается, то следует прекратить, чтобы не отбить желание.
Также вам будет интересно игровое познавательное видео Лунтик учит буквы. Видео поможет легко и быстро выучить буквы и подготовить малыша к школе.
Упражнения для развития навыков быстрого чтения
Первое важное правило, как научиться скорочтению – ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту
В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.
Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.
Анаграммы
Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:
ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ
Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот – отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:
«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».
Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.
На буксире
Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.
Скороговорки
Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения – скороговорки. Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.
Расширяем поле зрения
Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:
- Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте разные геометрические фигуры. Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
- Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
- Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово “…” ?
- Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.
Подавление регрессии
Регрессия – возврат взгляда на прочитанный фрагмент текста. Это происходит неконтролируемо у всех людей, что существенно снижает скорость чтения. Для избавления от этого разработан ряд особых упражнений.
Направление чтения
Карандашом или ручкой нужно вести по строчке, но только вперед. Так ребенок привыкает следовать за указкой и не возвращается назад.
Закрыть текст
Текст, который был прочитан, закрывается бумагой или закладкой. Ученик кладет ее вверх текста и по мере чтения спускает ее вниз.
Проверка скорости
Замерять скорость чтения необходимо каждый день. Полученный цифры заносятся в табличку. Так отслеживаются успехи и скорость.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Почему не всем детям дается навык быстрого чтения
Замечено, что одни дети после нескольких упражнений начинают читать быстрее и осознавать прочитанное, другим же детям этот навык дается нелегко. Так происходит по нескольким причинам:
- Плохое развитие внимания и памяти. Наряду со скорочтением следует давать ребенку упражнения, которые будут развивать его память.
- Небольшой объем оперативного поля зрения. Другими словами, ребенок не охватывает взглядом последующие слова или даже одно слово, а только 2-3 буквы. «Предугадывать» слова научат таблицы для скорочтения и Шульте.
- Небольшой словарный запас. Следует много читать познавательной литературы, включая детские энциклопедии, классическую литературу.
- Неразвитость артикуляционного аппарата. Наблюдается у совсем маленьких деток (до 5 лет) или у детей с логопедическими проблемами. Выговорить западающие буквы помогут занятия со специалистом.
Некоторые дети прочитывают слово не один, а два раза, сначала глазами, про себя, а потом произносят его вслух. Подобное явление устраняется постоянным чтением вслух. Перечитывать слово нужно только тогда, когда ребенок произнес его неправильно.
Как определить готов ли ребенок к обучению чтению
Как узнать готов ли ребенок к обучению чтению? Это может сделать любой наблюдательный родитель, а также нужно учитывать психологические, физиологические и индивидуальные особенности каждого малыша.
Приведу примет из личной жизни. Обучение чтению моих двух дочерей проходило по совершенно разному сценарию и срокам. Старший ребенок начал интересоваться буквами уже в 1,5 года. Показываешь букву и она мигом ее запоминала и воспроизводила в других ситуациях ( показывала эту букву в книге, на упаковках продуктов на одежде и т.д). К двум годам знала все буквы, при этом не составляя сложных предложений. В три года ребенок уже читал слоги, а к четырем слова и короткие предложения. В пять лет это было уже сознательное беглое чтение. Усилий в обучении совершенно не было, это был интерес и желание самого ребенка. Это говорит об эмоциональной и психологической готовности к обучению.
С младшим ребенком все было иначе. Интереса к буквам и чтению не было до лет 4, а может и позже. Далее в игровых приемах по обучению чтению было обнаружено, что нарушен фонематический слух. Ребенок путал слова, схожие по звучанию (мишка — миска, том — дом и т.д.). Кроме это было нарушено произношение нескольких звуков. На этом примере показано, что ребенок в 4 года еще не был физиологически и психологически готов к обучению.
Критерии готовности к обучению чтению
Очень важным показателем готовности к обучению чтению является развитая связная речь ребенка. Он говорит полными предложениями, может составить рассказ, пересказать прочитанное вами, тогда начинайте смело заниматься.
Вторым важным показателем является правильная речь и развитие фонематического слуха (различение близких по звучанию слов дом — ком). А правильно ли развивается речь вашего малыша Вы сможете узнать по выделенной ссылке
Если ребенок говорит мало или неправильно произносит звуки обратитесь за помощью к учителю-дефектологу (логопеду), если вы его уже посещаете, то следуйте и выполняйте все его инструкции.
Малыш вполне способен сконцентрировать свое внимание на 10-15 минут, в противном случае даже начинать учить чтению не стоит.
Ваш ребенок постоянно просит почитать или часами рассматривает книги, любит слушать сказки и задает вопросы по их содержанию.
Различает где право — лево, вверху — внизу. Если этого ребенок не умеет, научите его
Это поможет ему ориентироваться на странице или тексте: с какой стороны начинать читать, где верх и низ.
Упражнения в помощь опытному малышу
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка читать быстро и правильно? Существуют различные способы вспомогательного действия, которые помогут повысить технику чтения ребенка.
Предложите читать на время. Выберите небольшой текст или отрывок, засеките время, за которое малыш его читает. Теперь и вы должны прочитать этот текст и также засечь время
После этого нужно обратить внимание ребенка на результаты. Малыш увидит, насколько быстрее вы справились со своей задачей, у него появится стимул достичь высоких показателей.
Во время чтения книг, только когда малыш вас внимательно слушает, обязательно останавливайтесь, говорите, что устали, просите ребенка продолжить.
Учите скороговорки
Это позволит научиться быстро читать, также будет тренировать дыхание.
Когда отправляетесь на прогулку, обращайте внимание малыша на надписи на магазинах, на таблички с названиями улиц. Просите ребенка, чтобы он прочитал то, что видит.
В течение дня делайте маленькие перерывы на чтение, буквально нескольких строчек
Не забывайте о необходимости пересказать прочитанную информацию.
Родители должны понимать, слова, которые состоят из нескольких согласных, идущих друг за другом, представляют особую сложность для ребенка. Если вы столкнулись с таким словом, лучше всего написать его на отдельной карточке, чтоб малыш смог его выучить и в дальнейшем называть, просто на него взглянув.
Регулярно занимайтесь пересказами прочитанного материала, только учтите, что такие тексты должны быть маленького размера.
Посмотрите с ребенком диафильм. В нем некоторые фразы должны заменяться яркими картинками, это облегчит малышу чтение и позволит отдохнуть его глазкам.
Упражнения для беглого чтения и улучшения памяти
Как научить ребенка бегло читать? Следующие методики помогут вам в обучении ребенка.
Выделение главного
Ребенку следует прочесть текст и попросить его сказать вслух или выписать основные слова. Обучающийся должен выделить для себя главные моменты в тексте и ответить на вопросы взрослого.
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки, поговорки и пословицы улучшают произношение, создают более четкую речь и ставят дыхание.
- в первом случае можно продекламировать с уверенностью;
- во второй раз обучающемуся следует послушать или самому прочесть текст медленно, можно и шепотом;
- на третьем этапе можно чередовать чтение со взрослым (аналогично чтению по ролям) с разной интонацией и темпом, например, слова медведя – грубо, а слова зайчика – тоненьким голосочком.
Семейные игры
Немаловажную роль в успеваемости детей имеет атмосфера в доме.
Различные игры в буквы и слова с участием бабушек, дедушек, мамы, папы, братика и/или сестрички благотворно влияют на умение читать незнакомые слова и тексты.
Паззлы
Складывание слов из отдельных частей или половинок значительно повышает словарный запас учащихся и способствует улучшенному восприятию при чтении и запоминании новых слов.
Для удобства можно брать двух-, трех- и многосложные слова, делить их на отдельные слоги и писать на заранее подготовленных карточках.
Составление предложений
Ребенку дают набор слов. Ему следует подобрать слова по смыслу и собрать их в требуемое предложение. Обучающийся, тщательно разбирающийся в «расхлебывании» перемешанных предложений, научится правильно составлять целые фразы. При желании можно разрешить обучающимся пофантазировать, дополнить предложения подходящими по смыслу словами и составить из них целый текст.
Развитие словесной памяти
Взрослый читает текст (сам, по отдельности или совместно с обучающимся).
Далее – поручает ребенку найти в тексте определенные слова.
Ученик должен разбираться и в целом тексте, и выделять отдельные слова.
Победителя обязательно поощряют.
Занятия следует проводить в первой половине дня. К вечеру мозг ребенка перезагружен довольно разнообразной информацией и впечатлениями, полученными за целый день.
Упражнения для первоклашек
Классическое скорочтение рассчитано на детей старше десяти лет. Они содержат занятия на устранение проговаривания. Есть ряд приемов, которые разработаны для первоклассников, которые могут увеличить скорость чтения, улучшить память и внимательность ребенка.
Автоматизированное чтение слогов
Ребенок, не умеющий складывать слоги, пытается просто угадать правильный вариант, используя в помощь смысловой контекст. Это вдет к большому количеству ошибок и тормозит развитие чтения. Чтобы этого не происходило, использовать необходимо слоговый материал для учебе чтению. Так угадать слог невозможно.
Постепенно развивается умение читать по-сложно слова. Такой метод применяется для детей, страдающие дислексией. В этом случае обучить классическими методами чтения крайне сложно. Для этого существуют слоговые таблицы, выглядящие таким образом:
Родитель или педагог случайным образом указывает на слога, а ребенок должен его прочитать. Вначале используют таблицы из девяти клеток, постепенно она становится больше – 24, 36, 48. Таким образом чтение слогов становится автоматическим.
Хоровое чтение
Эта методика давно вошла в инструментарий русской классической школы. Ушинский К.Д. рекомендовал хоровое чтение для оживления класса и снятия усталости.
Хоровое чтение – активная и действенная форма научить читать с выражением. Чтение поэзии влияет на качество речи, появляется правильное произношение, развивается слух. В такой форме лучше запоминаются стихи или песни. Это влияет на память в целом и помогает правильно проговаривать слова и отдельные звуки.
Задание «буксир»
Это задание используется для повышения скорости чтения. Ведущим становится взрослый или учащийся, с высокой скоростью чтения. Он читает текст, остальные должны успеть за ним. Такое упражнение проводится в начальных классах и группах детских садов.
Можно делать внезапные остановки, которые не ожидают другие читающие. Ведущие может специально допускать ошибки, на которые должны указать другие читающие.
Прыжок-остановка
С командой «прыжок», ребенок должен начать читать, пока не услышит команду «остановка». Он прекращает чтение и отводит глаза от книги или закрывает ее. При следующем «прыжке», он должен начать с того места, на котором остановился.
Половинка
На экране монитора или бумажных карточках показывается слово, обрезанное на половину, и ребенок должен догадаться что за слово изображено на этой картин.
Примеры упражнений для обучения быстрому чтению
Чередование. Дайте ребенку прочесть какой-либо текст (в пределах небольшого абзаца). Пусть он прочтет его несколько раз, стараясь делать это быстрей каждый раз. Так как текст будет знакомым, скорость будет увеличиваться.
Далее нужно сказаться, что после очередного прочтения этого текста, нужно не снижая скорости читать дальше. Зачастую некоторое время получается, но потом опять падает скорость чтения.
Чем чаще будет повторяться упражнение, тем выше будет становиться скорость и в результате ребенок станет читать знакомый и незнакомый текст практически с одинаковой скоростью. Это один из самых эффективных методов.
Скороговорки. Начать можно с того, что проговаривать с ребенком различные скороговорки. После этого дать любой текст и попросить прочесть с той же скоростью, что и скороговорку.
Как вариант, можно попросить ребенка записать что-либо и попросить очень быстро прочесть. По мере регулярности подобных упражнений, скорость чтения будет расти.
Определение места. Это достаточно простой, но также эффективный метод, который заключается в том, что ребенок читает какой-либо большой текст (в идеале — книгу). Руки должны быть опущены, следить за строчкой пальцем нельзя. По вашей команде ребенок начинает читать так быстро, как только может.
По другой команде текст переворачивается, книга закрывается и в общем целом ребенок должен перестать концентрироваться на прочитанном.
Через 10 минут отдыха требуется засечь время и дать команду продолжить чтение точно с того момента, на котором ребенок остановился. Это будет развивать память ребенка, так как он будет должен помнить, где и что он прочитал, а также пространственное восприятие, которое позволит охватывать зрением не только отдельные буквы или слова, но целые участки текста.
Упражнение на память. Тут потребуется записать различные предложения (лучше абзацы) на отдельные карточки или листики. Далее ребенку предлагается выбрать одну из карточек случайным образом. Дается определенное время, зависящее от многих факторов, в течении которого ребенок может спокойно прочитать текст.
Сразу после этого карточка откладывается, и ребенок должен в точности повторить то, что прочитал. Неплохим результатом будет и просто изложение прочитанного своими словами. Это покажет, что ребенок успел все прочитать, понять и обдумать.
Есть множество и других подобных упражнений, как научить ребёнка быстро читать в домашних условиях, однако указанные выше являются самыми полезными эффективными, которые повышают не только скорость чтения, но и скорость восприятия информации, параллельно развивая память и правильно ставя зрение для быстрого чтения.
На этом мы закончим. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала полезной.
Spread the love
В каком возрасте пора учиться читать?
Если отправить семилетку, который не умеет читать, в первый класс, его там непременно научат. Но разумно ли рассчитывать только на школу? С каждым годом количество читающих дошкольников растет, и учителя все больше ориентируются именно на них. От уровня навыка чтения будет во многом зависеть успеваемость ребенка, поэтому есть смысл озаботиться этим вопросом до поступления в школу.
Старший дошкольный возраст — идеальное время, чтобы научить ребенка читать. Психологи утверждают, что к этому времени мозг человека достигает оптимального уровня развития для таких занятий. С одной стороны, наступает психическая зрелость, а с другой — в 5-7 лет ребенок лучше, чем когда-либо, способен усваивать огромное количество информации. Главное — правильно ее подать, стимулировать интерес к чтению.
Как бы ни хотелось взрослым ускорить развитие чада, действовать нужно терпеливо и ни в коем случае не заставлять ребенка читать. Интерес малыша к чтению будет расти тем быстрее, чем больше положительных ассоциаций будет связано с книгами. Регулярное чтение вслух любимых сказок и других захватывающих историй укрепит эмоциональную связь между ребенком и родителем, книги станут ассоциироваться у маленького человека с состоянием покоя и безопасности. Неплохой альтернативой могут стать аудиокниги — в сети свободно можно найти записи старых советских пластинок в отличном качестве.
При выборе произведений необходимо делать ставку на интересы самого ребенка. Ему, скорее всего, понравится читать о приключениях таких же детей, как он сам, об их переживаниях и проблемах, о дружбе и смелости, о смешном и грустном — все это близко ему. Родителям будет полезно вспомнить любимые книги своего детства и перечитать их вместе с ребенком. Когда малыш поймет, что чтение — это не просто назойливое требование для школы, а ключ в удивительные миры, он сам захочет читать.
При этом воздействие взрослых должно быть мягким и разумным. Запрещенный прием — сравнивать детей с другими: «Вон Коля уже хорошо читает, а ты — нет, стыдно!» И это касается не только чтения. Каждый ребенок идет по своему пути развития, и родители должны внимательно направлять его, а не давить авторитетом или пытаться форсировать события.