Оправдано ли наказание детей?
Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.
Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.
Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.
Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.
Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если
ребенок не слушается
. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.
Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».
Наказание должно быть эффективным, то есть важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно. К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщётность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания
К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщётность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.
У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:
исправление опасного либо нежелательного детского поведения;контроль над определёнными прежде границами дозволенного;поддержка родительского авторитета;возмещение причинённого ребёнком ущерба;предотвращение нежелательных поступков в будущем.
Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать» и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.
Соблюдаем важные правила
Чтобы наказать «правильно», с педагогическим подходом, важна мораль. Перед воздействием обязательно следует разговор и объяснение, за какой проступок, почему любящие мама и папа ставят малыша в угол, лишают просмотра мультиков или заставляют идти спать. В слове заложена мощная сила, энергия убеждения. С его помощью ребенку, как взрослому, рассказывают, к каким последствиям приведет шалость, грубость или отказ подчиниться требованиям взрослых.
Главные правила, на которых основана методика наказания, гласят, что:
Наказанием нельзя пугать (не путать с предупреждением).
Воздействие без объяснения причин (из-за плохого настроения, неважного самочувствия) не эффективно.
Воспитание основано на системе, а не случайных повторениях.
Крик, разговор на повышенных тонах – признак слабости.
Наказание ради самого факта наказания является лишним поводом травмировать психику ребенка.
Между фразами «пожалуйста, не делай так, потому что…» и «вот придет папа, он тебя обязательно накажет» разница громаднейшая.
Шлепок или отправление в постель без сопутствующего диалога с конкретизацией причины также вызовут негативную реакцию, непонимание, что было не так. В голове у ребенка должны сформироваться четкие правила поведения. Какие-либо «исключения» (сегодня я тебя ругать не буду, перенесем на следующий раз) порождают хаос, сбой установок и потерю ориентации в логике поступков взрослых.
Многие родители удивляются, почему нельзя кричать. Человек во взбудораженном состоянии плохо себя контролирует, допускает ошибки, может наговорить лишнего или неосознанно причинить боль – вот в чем опасность разговоров на повышенных тонах, криков. И, наконец, поддержание малыша в состоянии постоянного ожидания наказаний за любую, даже мелкую, провинность – путь к садизму и бытовой тирании, превращению ребенка в неврастеника.
Наказание за вранье и воровство
За вранье
Для начала – причины детской лжи:
- Вы показали ему пример;
- Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
- он не понимает, что это плохо;
- он старается понравиться (хвастает);
- он фантазирует;
- он боится наказания или унижения;
- он ищет одобрения;
- он старается быть вежливым;
- он – «генетический лгун»;
- он подражает сверстникам.
Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.
Тонкости наказания лгунов и лгунишек
Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?
- Разберитесь в чем причина детской лжи.
- Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
- Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
- Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
- Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
- Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
- Исключите дружбу с детьми, которые врут.
- Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
- Подавайте правильный пример.
- Помните, что перед Вами – ребенок.
- Наказание должно быть адекватным проступку.
- Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
- Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
- Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
- Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.
Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?
До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.
Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.
Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место
Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку
За воровство
- Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
- Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
- Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
- Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
- «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.
Возможные последствия рукоприкладства
Если вдруг вас кто-то ударит, каким станет ваше отношение к этому человеку? А как вы считаете, чем отличается ребёнок в такой ситуации? Ничем. Малыши, к которым применяется физическое наказание, желают мести. Естественно, со взрослыми им не справиться, поэтому в качестве жертв они выбирают более слабых: животных или детей помладше. Неправильное воспитание может привести к различным проблемам, а также породить садистов и даже маньяков. Многие из них в детстве были подвергнуты насилию в семье.
Когда родитель поднимает руку на малыша, он начинает думать, что:
- Можно бить слабого
- Взрослые не могут справиться с ребёнком и его проступками другими способами
- Физическая сила- правильный подход для решения проблем
- Родителей нужно боятся, они вызывают страх
- Кроха не в состоянии постоять за себя
По статистике большинство родителей придерживаются позиции, что детей бить нельзя. Однако, на деле происходит иначе и периодически ребёнок все же получает ремнём по попе в целях воспитания. Конечно, любая мама может сильно устать, иметь плохое настроение, либо самочувствие. Но это не повод срываться на любимом малыше. В следующий раз, когда вы ощущаете приближение приступа гнева, попробуйте закрыть глаза и посчитать до 10, уйти в другую комнату, направьте своё зло, например, на подушку. В общем старайтесь сделать что угодно, только не ударить ребёнка.
Воспитание ремнем может отразиться на формировании личности малыша. Что будет если бить ребенка, или почему нельзя бить детей?
- Если в воспитании малыша часто применяется физическая сила, то он может вырасти человеком без собственного мнения. Эти дети чаще других могут поддаваться плохому влиянию, попадают в плохие компании, ведут разгульный образ жизни, употребляют запрещённые препараты
- Чаще всего дети, которых бьют не осознают истинной причины наказания, но понимают, что в чем-то провинились. Таким образом, у малыша складывается мнение, что нужно делать так, чтобы родные об этом не узнали
- Такой способ наказания подавляет у крохи «собственное я». Дети слушают других людей, не имея своего мнения
- Со временем ребёнок может привыкнуть к физической боли, но психологическая травма останется на всю жизнь
- Люди, которые подвергались в детстве физическим наказаниям строят свою собственную семью на таких же принципах. Так, если в воспитании девочки применялась сила, то, вероятно, что она будет искать мужчину сильного, властного, который может также применить силу. Если же мальчика воспитывали ремнём, то и со своей женой и детьми он будет поступать таким же образом
- Если бить малыша в раннем возрасте, то он может начать испытывать страх ко всем, кто больше и старше его. Ребёнок растёт стеснительным, замкнутым, с заниженной самооценкой
- Появляется вероятность того, что взрослый ребёнок будет относится также к своим родителям
- По статистике около 90% убийц подвергались домашнему насилию. А некоторые даже убивали собственных родителей
Очевидно, что дети, которых били в воспитательных целях, вырастают либо тиранами, либо неуверенными в себе. Такие наказания могут привести к большим проблемам, травмируя психику.
Выбираем в наказание в зависимости от возраста
Если вы будете ругать малыша, которому еще и трех лет не исполнилось, это не принесет никаких плодов. В результате он сможет понять только то, что вы его не любите. Да, он осознает, что игрушка сломалась, а краска пролилась на скатерть, но ребенок не связывает воедино эту «ситуацию» и «ее виновника».
2 года и младше
Если вашему ребенку 2-2,5 года, просто объясняйте ему, что случилось и почему нельзя так поступать. Пожурите его и покажите на собственном примере, как нужно было сделать.
Дело в том, что плохое поведение ребенка в этом возрасте — это самоутверждение, следствие недостатка внимания со стороны родителей или «месть» за то, что они не выполнили обещанное.
3 года и старше
Когда малыш станет старше (3 года и больше), можете начинать его воспитывать, но только без крика. Старайтесь рассказать чаду о его плохом поведении в спокойной манере, объясните, в чем он не прав, и что ему нужно делать, чтобы не огорчать вас.
Через некоторое время ребенок впитает в себя полученную информацию и с легкостью будет отличать плохие поступки от хороших.
Техника правильного наказывания
Нельзя одинаково наказывать ребенка за пролитый компот, полученную двойку или несогласованное отлучение из дома на несколько часов. Ругать его за мелочи — это значит, нарушить баланс наказания: ребенок просто запутается в том, что есть крайне нехороший поступок, а что — маленькая провинность.
Не лишним, если не сказать, что обязательным, будет факт «разбора полетов»: вы должны понять, почему он так себя повел. Например, он получил плохую отметку не потому, что не выучил урок, а потому, что недавно перешел в новую школу и просто не успел адаптироваться к новому учителю и его методу преподавания.
Вам необходимо осознать, что подобные стрессовые ситуации напрямую влияют на поведение ребенка и вы, как родитель, должны помочь ему поскорее решить проблему, а не кричать на него или ставить в угол.
Почему не рекомендуют шлепать?
Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.
Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.
Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.
Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.
Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.
Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.
Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.
Наказание в детском саду детей
Главная задача воспитателявоспитатель должен:
полностью разобраться в ситуации: почему малыш так или иначе сделал (может, его подговорил кто-то или заставил), какими мотивами руководствовался (оборонялся) и т.д. В зависимости от ответов на данные вопросы, необходимо подобрать эффективное и соответствующее проступку наказание;
выбирать такую меру воспитания, которая не должна навредить детскому здоровью: ни психическому, ни физическому. Воспитательница шлепнула или даже избила вашего ребенка? Мало того, что она должна лишиться работы, она также может понести наказание за свое непрофессиональное поведение.
применить справедливое, обоснованное и понятное наказание. Самое главное, чтобы сам детсадовец был уверен в правильности понесенного наказания
Очень важно, чтобы ответ на проступок был максимально быстрым. Наказание, которое применяется через день или даже неделю, не является корректным
Вряд ли малыш сможет понять справедливость такого наказания;
придерживаются тактичности и вежливости. Ни в коем случае, воспитатель не имеет право вешать «ярлыки» на детей, унижать и оскорблять их.
наказание детей дошкольного возрастаКак следует реагировать воспитателю на самые распространенные детские шалости?
- Замечание. Поведение малыша переходит все границы? Прежде всего, следует напомнить ему про это.
- Последнее замечание с разъяснением. Объяснять о неправильности детского поступка можно как угодно. Главное: не повышать голос, не оскорблять и не угрожать. Лучше всего дать возможность детсадовцу понять о последствиях содеянного, ощутив себя на месте обиженного малыша.
- Время для раздумий. Минут 10 для ребенка достаточно, чтобы подумать о своем поведении и сделать выводы.
- Извинение. Если детсадовец раскаялся в своем неправильном поступке, такая мера воздействия будет достаточной.
- Временное лишения удовольствия или развлечения. Непоседа срывает занятия? Можно просто не разрешить ему участвовать в детской игре. Такое наказание для него будет очень полезным уроком.
- Изменение отношения. Для каждого детсадовца, как правило, воспитатель это хороший друг и наставник. Поэтому, если происходят изменения в общении с ним, дети начинают переживать, переосмысливать свои поступки и раскаиваться. Такой метод воспитания может быть очень эффективным, если придерживаться некоторых условий:
- временный характер;
- недопустимость групповой критики. Это может негативно настроить всю группу против обидчика;
- легкий уровень игнорирования. Воспитателю не стоит полностью прекратить общения с ребенком, а лишь изменить его.
Информирование родителей о плохом поведении малыша. Если никакие из вышеперечисленных воспитательных мер не подействовали, сотруднику детсада стоит поговорить с мамой и папой дошкольника. Родители, в свою очередь, должны повлиять на его поведения.
С какого возраста можно наказывать детей?
Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.
К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.
Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.
Детей одного-двух лет также не стоит наказывать
В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя»
Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.
Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.
С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.
После 6-7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.
Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общение с приятелями.
Всегда нужно ли наказывать детей за непослушание
Еще один серьезный вопрос, вызывающий горячие споры и обсуждения в среде родителей, а также педагогов – а каждая ли провинность влечет за собой наказание? Увы, чтобы малыш «не заигрался» со своими шалостями, не стал манипулировать взрослыми, он должен свыкнуться с мыслью, что баловаться до бесконечности ему не дадут.
Взрослые заботятся о детях, кормят их, обеспечивают питанием и комфортом. Взамен они рассчитывают на адекватное восприятие своих требований. Малыш, который на просьбу мамы не шуметь стал активно хулиганить, озорничать, в будущем имеет все шансы из непослушного карапуза вырасти в эгоистичного, себялюбивого человека.
В то же время тотальный террор, постоянное ожидание неминуемого воздействия за какой-то проступок, даже минимальный, сделает из ребенка юного неврастеника. Поэтому везде нужна мера, а как за нее не перешагнуть – дело отдельного конкретного случая. Универсальных решений, всеобъемлющих выводов и стратегий нет, есть только общее направление в педагогике.
Необходимо и достаточно, или как не перегнуть палку?
До всяких разных советов специалистов, как правильно применять меры наказания к ребёнку, чтобы не нанести вред его психике, предлагаю сразу определить границы дозволенного для родителей.
- Избегайте физических наказаний. Нужно ли наказывать детей физически, конечно, каждый родитель для себя решает самостоятельно. Обычно к применению воспитания при помощи ремня склоняются те взрослые, которых в детстве наказывали таким же образом. Только беря такого «воспитателя» в руки, помните: все психологические исследования громко кричат, что делать этого нельзя. Причиняя боль и применяя силу, вы тем самым закладываете ребёнку стойкое убеждение, что делать это можно и нужно для разрешения конфликта.
- Не допускайте наказаний едой. Отказывая в удовлетворении физиологических потребностей в качестве дисциплинарной меры, требуя зарабатывать обед или ужин хорошим поведением, вы показываете ребёнку его зависимость от вас и обретаете на ненависть.
- Контролируйте жестокие эмоции. До какого бы клинического состояния не довёл бы вас отпрыск, возьмите за полезную привычку, прежде чем что-либо сказать, сосчитать до десяти. Очень часто этого достаточно, чтобы эмоциональный взрыв утих, а слова стали менее оскорбительными и громкими.
- Не отбирайте личные вещи. Показывать, что ребёнок ничего не достиг сам, и у него нет ничего своего, — как минимум, жестоко. В действительности своим примером вы задаете ему возможность делать с чужими вещами, что захочется.
- Не используйте фантазийных угроз. Выкрики, что вы отдадите ребёнка злодеям, неприбранные вещи от него уйдут, к непослушным детям ночью приходит бабайка и прочие нереальные домыслы действуют на детей устрашающе, но недолгое время, лишь до поры, пока они не вырастут и не поймут, что всё это, извините, бред. Осознав, что слова ваши беспочвенны и неисполнимы, ребёнок начинает игнорировать и реальные обещания принять дисциплинарные меры.
Общие правила наказания
Есть определенные правила наказания, соблюдение которых поможет достичь желаемого эффекта и не испортить отношения с ребенком. Они не зависят от возраста малыша.
Первое правило заключается в том, что срывать злобу на ребенке нельзя. Независимо от величины проступка, наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно будет иметь достаточную силу. При срыве злобы любое наказание становится несправедливым, ребенок это обязательно почувствует. Такие наказания он не считает серьезными, просто испугается вашего крика, может заплакать, но будет уверенным в том, что вы не правы, а значит, и свое поведение не изменит.
Наказание в обязательном порядке должно соответствовать поступку. Оно не должно быть слишком мягким или чересчур серьезным. Для этого нужно тщательно проанализировать ситуацию, к тому же рекомендуется учитывать многие факторы, например, повторное наказание за аналогичный проступок должно быть суровее предыдущего. Если же ребенок понял свою вину, искренне раскаивается, то наказание может быть условным.
В том случае, если воспитанием ребенка занимаются сразу несколько членов семьи, все они должны придерживаться единственного мнения по поводу наказания. Например, если наказывает папа, а мама постоянно жалеет, то ребенок будет понимать, что всегда сможет уйти от наказания. Поэтому перед этим родителям лучше посоветоваться и прийти к единому мнению.
Наказание — это способ продемонстрировать ребенку последствия его плохих поступков. Оно не должно быть направлено на устрашение малыша, он должен осознать, что так поступать нельзя. Иногда не нужно постоянно думать, как наказать ребенка за непослушание (10 лет – при достижении этого возраста человек может четко осознавать причинно-следственные связи, а значит, и наказание будет эффективным), а лучше выяснить причины такого поведения.