Организация безопасного пространства для ползания
Каждая мама должна встать в своей квартире на четвереньки и посмотреть вокруг взглядом своего ребенка. Так станут очевидными все опасные места, преграды и мелкие предметы, которые валяются на полу и могут оказаться во рту у крохи.
На мебели должны быть крепления, чтобы грудничок не мог потянуть за легко открывающийся ящик и высыпать его содержимое себе на голову. Также обязательны фиксаторы дверей, окон, ободка унитаза, а также многие другие приспособления, способные обезопасить процесс обучения ребенка.
Родители должны понимать, что если малыш будет ползти и случайно ударится, то он может испугаться и перестать стремиться к познанию нового навыка.
Во всех розетках должны стоять специальные заглушки, причем они должны тяжело доставаться оттуда. Провода ни в коем случае не должны быть в доступности у ребенка. Также лучше спрятать все бьющиеся, острые и хрупкие предметы, а также химические бытовые средства для уборки и личной гигиены. Все это должно быть наверху, вне зоны досягаемости крохи.
Ребенок поползет именно тогда, когда сам услышит зов природы. Опережать и ускорять процесс не нужно. Достаточно лишь поддержать малыша и предоставить ему свободу действий. Поддержка и похвала родителей очень важна для детей. Так они верят в свои силы и стараются еще больше. Комаровский в этой ситуации прав — ребенок не должен оправдывать чьи бы то ни было ожидания и написанные сроки. Он развивается индивидуально, а родители должны ему в этом помогать.
Читайте далее:
Когда новорожденный ребенок начинает ползать и сидеть
Главные правила в процессе привыкания к горшку
Учим малыша самостоятельно пользоваться горшком
Как научить?
Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина — в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания — это необходимый комплекс мер.
Подготовительный этап
Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет – не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.
Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать — всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.
Медленное ползание
Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.
Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать — разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.
Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.
- Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
- Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант — он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
- Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.
Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки — положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат). Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.
Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.
Есть ли разница? Нужно ли учить ползать?
Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.
Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.
Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой
Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.
К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.
Результаты впечатляют
Жалобы мамы на тот момент были связаны в основном с задержкой моторного, то есть физического развития ребенка. Оно не соответствовало возрастным нормам. Во время электропунктурной диагностики центральной нервной системы ребенка выявились неврологические нарушения, которые вызвали задержку моторного развития. У девочки обнаружили внутричерепное давление, нарушение работы шейных сегментов спинного мозга, снижение функциональной активности мозжечка и моторных зон (тех структур головного мозга, которые отвечают за координацию, моторное развитие ребенка, за мышечный тонус), а также выраженные остаточные явления гипоксического поражения головного мозга во время родов.
Валерия Матвеева, врач-невролог ижевского филиала «Реацентра»
Даша прошла 1-й первый курс абилитации – это курс микротоковой терапии и курс Войта-терапии, сеансы мануальной терапии, общий массаж, после которого стала самостоятельно переворачиваться и сидеть.
Через полтора месяца начался 2-й курс лечения. После него девочка стала вставать в кроватке и поползла по-пластунски. Начала понимать обращенную речь и эмоционально реагировать на родных, появился интерес к игрушкам.
В 1 год и 2 месяца Дашу привели в «Реацентр» на 3-й курс лечения. К этому времени девочка уже сама ползала на четвереньках и пыталась встать у опоры. После 3-го курса начала потихонечку говорить.
– К году у Даши стало явным отставание в речевом и психическом развитии, – продолжает рассказывать врач Валерия Матвеева. – Мы начали дополнительно стимулировать речевые зоны и зоны умственных способностей коры головного мозга. И, как результат, после 3-го курса увидели повышение речевой и познавательной активности ребенка.
Уже после первого курса Даша стала самостоятельно переворачиваться и сидеть. А через полгода начнется уже шестой курс лечения.
На 5-м курсе помимо основного курса лечения уже стали возможны и необходимы занятия с психологом и педагогом-дефектологом.
Маленький лежебока: когда пора ползти?
Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей
Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического развития ребенка, а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки “виноваты” в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в “кенгуру”, в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.
Как лечат в «Реацентре»?
Процедура эта практически безболезненна. Вначале маленький пациент может ощущать легкое покалывание в точке воздействия, но очень скоро привыкает к этому ощущению.
Если к полугоду ребенка родителей что-то настораживает в его поведении, или они замечают, что развитие идет с отставанием, это серьезный повод обратиться за консультацией к неврологу.
Оксана Малышева, врач-невролог, рефлексотерапевт, заведующая детским отделением неврологии и рефлексотерапии ижевского филиала «Реацентра
Как правило, индивидуально и по показаниям, микротоковую терапию в «Реацентре» проводят в комплексе с мануальной терапией, медицинским массажем, занятиями с логопедом, дефектологом и психологом.
Мануальная терапия позволяет устранить и скорректировать последствия родовых травм, улучшить кровообращение головного мозга, снизить внутричерепную гипертензию.
Занятия с логопедом (по показаниям, с 2 лет) направлены на стимуляцию и вызывание речи, на постановку звуков, построение грамматического строя речи, расширение словарного запаса.
Занятия с педагогом-дефектологом и психологом (по показаниям, с 1 года до 18 лет) направлены на развитие основных психических процессов, на помощь детям в социально-психологической адаптации, на помощь детям и родителям в детско-родительских отношениях.
г. Ижевск, ул. Пушкинская, 222
8 800 2222 602
Подпишись на IZHLIFE
И узнавай новости Ижевска там, где удобно.
Когда ребенок начинает сидеть
Желание сесть у многих деток возникает примерно в 5 месяцев. В сидячем положении ребенок видит окружающую обстановку с другого ракурса и замечает больше интересного.
Прежде, чем сесть, у малыша должна хорошо окрепнуть спина. Это происходит постепенно. Сначала он учится делать перевороты в обе стороны, делает попытки ползти, так мускулатура тренируются и спина укрепляется. Далее из положения лежа на боку, малыш будет стараться приподнять свое тело при помощи рук. Может получится и по-другому: сначала он научится ползать на четвереньках, а потом из данного положения сядет.
Торопить ребенка не надо. Весь процесс может длиться вплоть до 9 месяцев и это нормально. Выделяют следующие этапы обучения навыкам сидения:
- 6 месяцев. Как правило, самостоятельно ребенок не способен сидеть. Он с легкостью поднимает грудь лежа на животе. Но мышцы все равно слабые, поэтому без поддержки малютка заваливается на бок.
- 7 месяцев. Ребенок только научился сидеть. Он способен просидеть определенное время никуда не заваливаясь, поворачиваться всем телом в разные стороны. Малыш садится сам из лежачего положения.
- 8 месяцев. Большинство деток сидят сами. С легкостью присаживаются из положения лежа на боку.
- 9 месяцев. Малыш должен уметь садиться самостоятельно.
Можно ли присаживать специально
Многие родители торопят время и присаживают малютку искусственно. Все детские специалисты в один голос твердят, что такого делать категорически нельзя. Детский позвоночник до 6 месяцев является прямым и не должен находиться вертикально. Это может вызвать серьезные последствия в будущем, к примеру, сколиоз.
Неокрепшие мышцы ребенка не способны выдержать сильную нагрузку. Исключением являются ситуации, когда малыш самостоятельно сел до достижения им 6 месяцев. Укладывать его обратно уже нет смысла. Родители
должны только ограничить время пребывания малыша в положении сидя (не больше часа в день).
Также нельзя делать следующее:
- катать малютку в коляске в сидячем положении (спинку коляски следует зафиксировать под углом в 45 градусов);
- переносить в рюкзачках типа “кенгуру”;
- сажать малыша на свои колени;
- делать упражнения, направленные на укрепление мышц, слишком рано.
Определяем готовность ребенка сидеть
Есть признаки, благодаря которым можно определить, что мышцы стали более крепкими и теперь способны удержать тело. К ним относятся такие действия ребенка, как:
- способность переворачиваться с легкостью;
- умение приподниматься на руках лежа на животе;
- попытки приподниматься, совершаемые лежа на спине.
Готовность малыша можно определить так: посадите его вертикально и посмотрите, что будет. Если спина округляется, и малыш заваливается в сторону, значит позвоночник еще не окреп. Категорически нельзя обкладывать его мягкими валиками и многочисленными подушками. Необходимо набраться терпения и ждать, пока ребенок сядет сам.
Уверенную посадку можно определить по следующим признакам:
- ровная спина;
- ноги расставлены таким образом, что являются опорой;
- таз слегка наклонен вперед;
- если малютку немного толкнуть, он не завалится, а продолжит сидеть.
Отметим, если ребенок только начал сидеть, угол наклона спинки в коляске должен быть изменен на 30 градусов. Спина малыша все еще слабая и позвоночник получает неоправданную нагрузку в течение длительного времени.
Упражнения, стимулирующие ползание
Возьмите малыша под мышки и подойдите с ним к краю стола. На краю стола поочередно поставьте на коленку сначала одну ножку, потом другую. Теперь ребенок стоит на краю стола на коленках, а вы продолжаете держать его под мышки
Осторожно наклоняйте его вниз, побуждая опереться на стол руками с раскрытыми ладошками. Теперь малыш стоит на четвереньках
Поддерживая его под животик, немного покачайте его в таком положении.
Снова помогите встать ребенку на четвереньки и покачаться в таком положении, только теперь поддерживайте его под животик не рукой, а свернутой пеленкой или полотенцем. Пеленку пропустите под животиком, а потом возьмите оба ее конца сверху над малышом. В таком положении малыш может передвигать ручками.
Так же можно покачать ребенка на большом мяче, валике или на собственной ноге. Валик можно сделать самим. Для этого сверните тугим «рулетом» подушку, а затем перевяжите ее веревкой. Главное – дать малышу почувствовать положение «на четвереньках».
Так что ползание – это очень важный этап в развитии маленького человека, поскольку в ползании он учится по-новому постигать мир. Помогите своему малышу научиться ползать, и у него появится новый мощный стимул для развития как опорно-двигательной, так и нервной системы.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Можно ли научить ползать?
Конечно. Если ваш семимесячный малыш наотрез отказывается ползать, попытайтесь немного ему помочь. Для этого существуют специальные упражнения. Однако, прежде чем вы ими займетесь, проконсультируйтесь у педиатра или ортопеда. Если у ребенка недоразвиты мышцы или ослаблен мышечно-связочный аппарат (например, в результате рахита), необходимо специальное лечение и массаж. В этом случае ваши слишком рьяные попытки научить кроху ползать могут привести к серьезным травмам связок и мышц. То же самое касается различных травм конечностей. Если у ребенка были переломы, растяжения связок или сильные ушибы, ему может быть больно ползать. В этом случае вам также потребуется помощь ортопеда и массажиста.
Если же врач не находит никакой патологии в развитии вашего чада, стратегия и тактика ваших действий должна быть примерно такой:
1. Предоставьте свободное пространство для ползания! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти.
Однако, прежде, чем вы переселите кроху на пол, подготовьте для него безопасное пространство. Уберите на недоступную высоту предметы бытовой химии, все лекарства, сигареты и пепельницы, все бьющиеся, колющие и режущие предметы, мелкие детали (которые можно проглотить), электрические провода, полиэтиленовые пакеты, комнатные растения. На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки.
Итак, все опасные предметы убраны из поля зрения и досягаемости малыша. Теперь подумаем, как сделать интересным первое путешествие вашего ребенка. Выделите в шкафу полку, с которой он сам сможет доставать игрушки или одежду. Например, моя младшая дочь обожала планомерно вытряхивать ящик комода со своей одеждой, а потом запихивать ее обратно. На кухне, когда вы готовите обед, дайте малышу возможность поиграть с кастрюльками и мисками. Пользовался у нас популярностью и таз с игрушками, которые можно было долго разбирать.
2. Создайте потребность в ползании.
Вот любопытная история, которую рассказал мне знакомый врач-ортопед:
“Однажды меня вызвали для консультации к малышу, который в десять месяцев не ползал и не ходил. Семья жила в большом загородном коттедже, к ребенку были приставлены две няни и гувернантка, которые мгновенно исполняли все его желания. Стоило ему потянуться к какой-либо игрушке, как она тут же вручалась ему. Необходимости что-то сделать самому не было ни малейшей. Я предложил дать мальчику возможность самому дотянуться до интересующих его вещей. Сначала он не понял, почему не срабатывает привычный стереотип, и захныкал, но вскоре успокоился и попытался достать игрушку сам. Через 3 дня он уже ползал вовсю, а через 2 месяца – пошел.”
Освоить новый способ передвижения малышу поможет привлекательная игрушка (желательно музыкальная). Сначала поставьте ее на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы ему нужно было лишь чуть-чуть до нее дотянуться. Получилось? Если нет, не сердитесь на малыша, попробуйте еще и еще раз. Когда, наконец, он сможет достигнуть заветной цели, искренне похвалите его. В следующий раз дистанцию можно немного увеличить.
Нередко малыши начинают ползать «гусеничкой» – лежа на животе, они сначала подтягиваются на руках, потом подтаскивают ножки, а потом отталкиваются ногами и преодолевают несколько сантиметров. Это совершенно нормально. Вскоре малыш научится вставать на четвереньки и ползать «классическим способом».
3. Постарайтесь по минимуму использовать манеж и ходунки и дайте ребенку возможность ползать, исследуя пространство квартиры.
Чем больше он будет исследовать в этом возрасте, тем более пытливым и любознательным он будет потом.
4. Наглядный пример нередко срабатывает лучше всего.
К семимесячной Наденьке однажды пришла в гости ее десятимесячная «подружка». Пока мамы весь вечер щебетали на кухне, дети с интересом наблюдали друг за другом. На следующий день Надюша поползла.
Если же у вас нет знакомых ползающих младенцев, используйте личный, не менее вдохновляющий пример – ползайте вместе с малышом!
Польза ползания для малыша
Моторное развитие чрезвычайно важно для полноценного физического развития. Польза для малыша заключается во многом:
- ползая, кроха укрепляет костную систему, а также связки и мышцы. Это может помочь ребенку научиться ползать, сидеть и уверенно ходить. Также это корректирует возможные отклонения, например, повышенный тонус или кривошею;
- активно формируется физиологический изгиб позвоночника. Правильно развитый позвоночный столб выдерживает значительные нагрузки, которые возникают при ходьбе;
- улучшается координация движений, что позволяет ребенку держать равновесие, чувствовать ритм движения и согласованно двигать конечностями;
- малыш становится более самостоятельным, так как у него появляется возможность изучать мир, трогать интересующие предметы и т. д.
Все ли младенцы должны научиться ползать?
Если ответить на этот вопрос коротко, то – да, очень желательно, чтобы такой этап двигательного развития, как ползание, прошло подавляющее большинство детей. Как, собственно, и происходит.
Умение ползать развивается в несколько этапов.
Большинство младенцев делает первые попытки поползти уже в 3-4 месяца, если перед ними находится что-то интересное. Пока у малыша получается только, лежа на животе, двигать ножками в попытке оттолкнуться, а ручками собрать ближе к себе пеленку, на которой он лежит. Иногда ему действительно удается немного продвинуться – не оставляйте с этого момента ребенка одного на диване или столике!
В 4-5 месяцев ручки и плечевой пояс у младенцев уже (в среднем) достаточно окрепли – у них получается приподнять туловище и по очереди переставлять локти, упираясь ножками, которые пока еще лежат (спинка и поясница окрепнут вот-вот!). Тем не менее, это уже действительно ползание, таким способом можно медленно, но верно преодолеть один-два метра.
С 5-6 месяцев многие дети уже по-настоящему ползают на четвереньках, быстро передвигаясь по всей квартире. Этому этапу предшествует подъем на четвереньки и раскачивание.
Однако все, что мы рассказали – лишь средние данные. Варианты, конечно, существуют, и их много!
Во-первых, есть много способов ползания. Еще доктор Спок описывал их разнообразие:
- на четвереньках,
- на животе по-пластунски,
- с вытянутыми ногами,
- боком
- и даже сидя, подогнув под себя одну ножку! (трудно представить, но доктор уверяет, что это было именно ползание, причем быстрое).
Хотя некоторые педиатры считают, что необычные способы ползания – сигнал каких-то проблем со здоровьем, тем не менее это все же именно этап ползания, а значит, развитие малыша идет «по плану».
Во-вторых, сроки развития у каждого ребенка свои. Поэтому есть вполне здоровые дети, которые начинают ползать и в 4 месяца, и в 8, и даже в 9. Кстати, очень многие малыши сначала осваивают ползание, а уже потом, через пару месяцев начинают уверенно сидеть. Поэтому не стоит переживать, если ваш ребенок не делает активных попыток поползти в полгода. А вот если их нет и в восемь месяцев, желательно посоветоваться с врачом, спросить у него, доволен ли он физическим развитием своего юного пациента.
Однако есть дети, которые «пропускают» этап ползания: они начинают сидеть, затем, подтягиваясь, вставать и, наконец, ходить, причем, как правило, достаточно рано.
Нет, если при этом невролог и педиатр не видят никаких отклонений. Скорее всего, такое развитие – вариант нормы. В частности, не стремятся ползать более спокойные, флегматичные дети (ниже мы подробнее поговорим о возможных причинах «неползания»). А вот попробовать помочь ребенку научиться ползать вполне можно и полезно.
Что делать вначале
Если ребенок падает с кровати, важно сохранять спокойствие. Пока у ребёнка не закрылись роднички (большой на середине темени и малый на затылке), они, в случае удара защитят малыша от перелома черепных костей
Когда ребенок или малыш падает с кровати, важно оставаться спокойным и быстро оценить ситуацию. Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:
Немедленно позвоните в скорую помощь, не трогая ребенка, если:
- Он потерял сознание
- Ребёнок неподвижен (до падения он был активен, возможно, ползал и переворачивался, после падения лежит без движения).
- Появились судороги (ручки и ножки ребёнка непроизвольно подергиваются, дрожат веки).
- Нарушилась координация. Этот симптом можно проследить у ребёнка, который уже умеет сидеть и производить действия с игрушками. Например, он до падения умело складывал предметы в какую-либо емкость, но после падения не может стоять или спотыкается через каждые 2-3 шага.
- Рвота
- Внезапная выраженная вялость и сонливость ребёнка.
- Сильный плач
- Кровь из носа (это может быть довольно опасное состояние, которое говорит о серьезной травме черепных костей. Кровянистые или, наоборот прозрачные выделения могут появиться из ушей).
Перемещение ребенка с травмой головы или позвоночника может вызвать серьезные осложнения
Однако, если ребенок находится в месте, где существует опасность получения дальнейших травм, его можно осторожно переместить в более безопасное место
Если ребенка рвет или у него приступ, осторожно поверните его на бок. Удостоверьтесь, чтобы шея ребенка была прямая, пока вы переворачиваете
Осторожно проверьте его, обращая пристальное внимание на его голову, на удары, ушибы или другие травмы. Проверьте остальную часть тела ребенка, включая руки, ноги, грудь и спину. Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае
К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача
Если вы видите повреждения, самим вправлять суставы, трогать или нажимать на кости нельзя ни в коем случае. К месту ушиба можно приложить холод – для этого подойдут любые продукты из морозильной камеры. Их нужно обернуть в мягкое полотенце и подержать там, где образовалось покраснение. Если есть рана, ее нужно обработать перекисью водорода, чтобы остановить кровь, наложить стерильную повязку и ждать приезда врача.
Если ребенок не показывает никаких видимых признаков травмы, наблюдайте за ним в течение короткого времени, чтобы убедиться, что ничего не меняется.
Маленькие хитрости
- Все дети — жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
- Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
- Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.
О навыках
Если ребенок опережает календарное , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.
Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка — перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем
Почему ребенок в 7 месяцев не сидит и не ползает
Специалисты спешат успокоить нервничающих родителей – ребенку 6 месяцев, не ползает и не сидит он возможно потому, что:
- мышцы рук и ног еще недостаточно крепкие, чтобы держать тело;
- малыш эмоционально не готов перейти на новый уровень развития;
- у ребенка лишний вес и ему тяжело двигаться;
- по темпераменту он флегматик и ему лень осваивать новые навыки, прикладывать усилие;
- не любит или не приучен лежать на животе;
- он много времени проводит в манеже или кроватке – для ползанья необходимо пространство.
Фото 2. Шестимесячный ребенок отказывается ползать, если не заинтересован в этом сам
С самого рождения малыш уже индивидуальность и отказ от ползанья, возможно особенность его характера, несвязанная с отставанием развития. Кроме того, влияет и пол – мальчики осваивают новые навыки несколько позже, чем девочки. В 6 месяцев отсутствие желания ползать для этого возраста – вариант нормы. Даже когда младенцу 7 месяцев, и он не хочет ползать, родителям не стоит паниковать. Скоро он научиться такому необходимому способу передвижения.
Когда дети начинают сидеть и ползать
Дети развиваются с разной скоростью. Нет определённой таблицы, в которой указано, что через столько дней после рождения малыш сядет, а через столько поползёт. К примеру, считается, что к полугоду кроха должен уверенно сидеть. Однако некоторые дети садятся уже в 5 месяцев, а некоторые только к 7. И это нормально.
То же самое и с умением ползать. Среди родителей бытует мнение, что малыш должен начать активно ползать в 6-8 месяцев. Однако известный своими ТВ программами доктор Евгений Олегович Комаровский считает, что отпрыск вообще никому ничего не должен. Он поползёт тогда, когда у него в этом возникнет необходимость.