Как приучить ребенка к горшку по Комаровскому?

Как приучать: основные принципы

Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.

Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.

Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.

Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи»

Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.

Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.

Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.

Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению

С чего начать приучение ребёнка к горшку

Если, по мнению родителей, малыш уже в достаточной степени готов к приучению к горшку, то можно приступать непосредственно к данному процессу.

Доктор Комаровский считает, что для начала маме и папе надо ответить самим себе на вопрос: а готовы ли они к выработке этого важного навыка у любимого чада? Дело в том, что переход от подгузников к горшку занимает много времени и требует от родителей массу усилий. За малышом надо постоянно следить и уделять ему гораздо больше внимания

Нельзя выработать подобный навык, занимаясь с маленьким человечком только вечерами или в выходные дни. Именно к этому надо быть морально готовыми.

Начинать приучение к горшку лучше в тёплое время года. Тут логика очевидна: летом на малыше меньше одежды, а значит и процесс освобождения от неё проходит значительно быстрее. К тому же, если у малыша что-то не получится, то стирать придётся гораздо меньше вещей, чем зимой.

Помимо сезона надо учитывать ещё и общее состояние малыша. Евгений Олегович не рекомендует начинать приучение к горшку в периоды, когда малыш перебаливает, капризничает или у него просто плохое настроение. Да и нервозность родителей в этом деле тоже плохой помощник. Лучше дождаться момента, когда все члены семьи будут здоровы и веселы.

10 правил успешного освоения горшка

Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он

показывает своим поведением, что ему пора.

5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.

6

Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру

Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на

прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна

Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник

9

Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком

«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня — стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит отучение малыша от подгузников.

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Полезно: Что делать, если ребенок стал бояться других детей?

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.

Приучаем малыша к горшку поэтапно

  1. Поставьте в комнате ребёнка купленный вами горшок и попробуйте доступно объяснить крохе, что это за новый предмет и зачем он нужен.
  2. Если малютка сразу не проникся никакими добрыми чувствами к диковинной, в его понятии, вещи, просто дайте ему время приглядеться и привыкнуть к нахождению горшка на его территории. Если же карапуз отнёсся к своему первому туалетному приспособлению вполне доброжелательно, можете переходить к следующему этапу.
  3. В течение дня 2-3 раза высаживайте ребёнка на горшок на несколько минут. При этом штанишки (подгузник) пока снимать не нужно. Просто пусть кроха начнёт воспринимать горшок как что-то само собой разумеющееся. Этот этап занимает, обычно, 7-10 дней.

  4. Затем можно попробовать 2-3 раза в день высаживать кроху без штанишек (подгузника). При этом не старайтесь подловить, когда малыш хочет писать. Так вы можете его только напугать. И ребёнок, наоборот, будет пытаться сдержать мочеиспускание, сидя на горшке. А вы ведь стремитесь к прямо противоположному. Поэтому спешить ни в коем случае не стоит. Пусть всё идёт своим чередом. На этот этап отведите не менее 1-2 недель.
  5. В продолжение которых вы можете попытаться более чётко сформировать в сознании карапуза представление о предназначении горшка. Как это сделать? Можно каждый раз, когда вы будете снимать с крохи подгузник, демонстративно бросать его в горшок. Можно попросить старшего ребёнка справить в горшок свои нужды на виду у младшего. Ведь малыши очень охотно подражают старшим. И такой метод очень часто оказывается самым действенным. Не забывайте постоянно объяснять все свои действия малышу. Недооценивать силу слов, пусть даже вам и кажется, что малютка понимает далеко не все, не стоит. Так пройдёт ещё 1-2 недели.
  6. Теперь вы можете начинать высаживать ребёнка на горшок тогда, когда вам кажется, что ему это, действительно, нужно. К примеру, после сна, еды, прогулки. Хорошенько понаблюдайте за крохой. Обычно, малыши, когда им хочется в туалет, замирают, сосредотачиваются, перестают играть. Именно в такие моменты можно предлагать своему малютке горшок. Опять же, отрядите на этот этап 1-2 недели.
  7. И только последовательно пройдя все этапы, можно начинать обучать ребёнка самостоятельному пользованию горшком, который всегда должен стоять на одном месте и быть доступным для карапуза. Объясните, что теперь кроха будет сам садиться на горшок, когда у него возникнет на то потребность. И весь туалетный ритуал отрепетируйте вместе с ним до автоматизма. Не скупитесь на похвалы и поощрения. Ведь для малыша они – самый главный двигатель прогресса.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку

Боязнь горшка после посещения детского сада

Если после посещения садика у малыша появился страх ходить в туалет, то лучше забрать малыша от данного воспитателя или перевести его в другую группу. Нельзя размениваться физиологическим и психическим здоровьем из-за определенного удобства. Это будет первым шагом, который поможет устранить проблему.

Для начала обязательно стоит отвести ребенка к врачу, чтобы убедиться, что никаких изменений внутри организма не случилось. Если вдруг что-то было выявлено, обязательно необходимо принять все меры для устранения этого.

Если имеются стойкие запоры, то следует использовать медикаментозные препараты и сделать питание сбалансированным. Кроме того, иногда можно применять клизмы или вставлять ректальные свечи.

От старого горшка придется избавиться и приобрести другой. Чтобы он выглядел более дружелюбным, можно нарисовать на предмете широкую улыбку. С ребенком нужно вести себя очень деликатно, не стоит торопить события, пусть малыш забудет о прежних неприятностях. Не нужно негативных эмоций. Чем чаще будете хвалить своего малыша, тем лучше.

Ночное недержание мочи: как долго

Каждый нормальный ребенок рано или поздно научится контролировать себя в течение дня, даже если его этому не учить. Однако ночь — совсем другое дело. Хотя многие дети к трем годам уже совершенно не писают в постель, у многих других ночное недержание (энурез) продолжается вплоть до подросткового возраста, а иногда и в течение всей жизни. В Первую мировую войну (1914–1918) по причине энуреза комиссовали 1% всех солдат американской армии. Ночное недержание мочи практически никогда не имеет под собой физиологической или психологической причины и зависит больше от неврологического развития и генетической предрасположенности (то есть наследственности).

Я хотел бы здесь рассказать одну историю в честь великого японского педиатра доктора Ицуро Яманучи из Окаямы. Я был однажды у него в больнице в 1998 году и остался под глубоким впечатлением от этого скромного мудрого человека, который, несмотря на то, что заведовал большой больницей, продолжал лично принимать пациентов. Однажды он пригласил меня поприсутствовать на одном из приемов и по-английски объяснил, в чем состояла жалоба:

— Этому мальчику шесть, и он писается по ночам. Я сказал его маме, что это нормально, что его не нужно лечить и что я сам писался в постель до семи лет.

— Какое совпадение, — кое-как объяснил я по-английски, — я тоже!

К моему удивлению, доктор Яманучи тут же перевел женщине мои слова, та в изумлении уставилась на меня и принялась кланяться и без конца меня благодарить.

Спустя какое-то время и другая женщина, поговорив с доктором, также посмотрела на меня и стала кланяться.

— Ее мальчику десять, и он тоже писает в постель. Я ей объяснил, что писался до одиннадцати, а вы — до семи.

— Но, коллега, — удивился я, — разве вы еще недавно не говорили, что вы писали в постель до семи?

— Ну, — ухмыльнулся доктор Яманучи, — я всегда прибавляю один год.

“Горшочные” истерики

Если при первом высаживании и попытке покакать ребенок испытает боль, он может полностью отказаться от горшка и воспринимать именно его как причину и источник боли. Некоторые дети требуют до 5-6 летнего возраста надевать на них подгузник, чтобы покакать, могут прятаться в укромное место и там делать свои “большие” дела. Педиатры и психологи советуют: если в начальной стадии освоения “ночной вазы” малыш жалуется на боль при дефекации, не стоит насильно сажать его на горшок, лучше отложить обучение на несколько дней, наладить его стул и после этого попробовать снова.

Иногда ребенок, который уже некоторое время без проблем садился и делал свои дела в горшок, начинает капризничать и избегать пользоваться “ночной вазой”. Многим знакома картина, когда малыша невозможно усадить на горшок, он выгибается дугой, орет и всячески демонстрирует свое нежелание ходить в туалет “правильно”. С мальчиками в этом плане немного легче: можно организовать их поход в туалет с папой, старшим братом, чтобы посмотреть, как мужчины писают стоя, и предложить ему сделать также.

В любом случае педиатры и опытные родители советуют переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы успокоить его и попробовать посадить на горшок попозже. Рано или поздно каждый малыш освоит горшок и будет без проблем проситься в туалет, родителям надо только дождаться оптимального момента для начала приучения и создать благоприятную для ребенка атмосферу

Рано или поздно каждый малыш освоит горшок и будет без проблем проситься в туалет, родителям надо только дождаться оптимального момента для начала приучения и создать благоприятную для ребенка атмосферу.

Выбираем главный атрибут

Если уж вы решили, что пришло и ваше время выступить в роли «туалетной феи», то купить малышу самый лучший в мире горшок – ваша самая первостепенная задача.

На что следует обратить своё внимание при покупке?

  • Визуальное восприятие. Нужны ли в детском горшке современные «спецэффекты»? Или лучше отдать предпочтение модели удобной и функциональной, нежели яркой и музыкальной? Здесь вам придётся отталкиваться от особенностей темперамента вашего малыша. Ведь бывает такое, что дети пугаются излишней помпезности нового атрибута своей будущей повседневности и наотрез отказываются даже подойти к нему. А интерес других может стимулировать именно внешняя привлекательность.
  • Анатомические особенности. Форма горшка зависит от того, для мальчика вы будете его покупать или для девочки. Горшки для девочек, обычно, круглые. А для мальчиков – имеют овальную форму и выступ на передней части.

    Горшок для мальчика

  • Материал. Однозначно, по всем характеристикам, лучше покупать пластиковый горшок. Он приятен на ощупь, и за ним легко ухаживать. Но при выборе отдавайте предпочтение моделям, изготовленным известными производителями. Так вы будете уверены в качестве приобретаемого товара.
  • Цвет. Тут уж нет пределов для фантазии. Только учтите, что на светлом пластике лучше видны места загрязнений. И вам легче будет постоянно держать такой горшок в чистоте.
  • Устойчивость. Этот критерий очень важен. Ведь, когда малыш встаёт с горшка, велика вероятность того, что кроха может его опрокинуть. Чтобы избежать в будущем подобных конфузов, выбирайте горшок с подножкой или расширяющийся книзу. Очень хорош, в плане устойчивости, также, горшок-стульчик.

Ну, что ж, инвентарь куплен и доставлен домой. Годовалый, к примеру, карапуз вполне готов освоить новый навык. Пора начинать.

Горшок-стульчик

Когда начинать приучать малыша к горшку?

Когда малышу было несколько дней от роду, нас по традиции навестила участковый педиатр и, пронаблюдав «писающего мальчика», посоветовала неизменно сопровождать сей акт звуками «пись-пись-пись», ибо именно таким образом она приучила своё собственное чадо к горшку.

Пожалуй, это был самый ранний совет о начале приучения из всех, что я слышала.

Другие источники варьировали свои версии от 6 месяцев (когда ребенок научился сидеть), 8-12 месяцев – «в том возрасте, когда он хорошо обучается» (будто в другом возрасте он будет менее восприимчив к сей науке!) до 1,5 –3 лет, когда малыш может сознательно управлять своими естественными потребностями.

Педиатры и психологи предостерегают родителей от слишком раннего старта. В самых крайних случаях это чревато детскими неврозами и глубинными комплексами во взрослой жизни. Здесь уместно процитировать уважаемого доктора Комаровского: «Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует…  Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано…»

Только в течение второго года жизни начинается переход к контролю над выделениями. О выработке же навыка в классическом случае можно говорить не раньше 1 года и 10 месяцев. Но даже в 3 года горшечные «казусы» считаются в пределах нормы.

Как приучить малыша к горшку?

  • В течение первого и второго года жизни учим малыша названиям частей тела, даем имена соответствующим действиям, знакомим с горшком и определяем для него место в комнате (он не должен быть спрятан слишком далеко, чтобы малыш мог быстро до него добраться в случае «нужды»).
  • Если вы заметили, что стул или мочеиспускание происходит у ребенка в одно и то же время (например, после сна или через 20-30 минут после еды), посадите кроху на горшок. Если он совершил желаемое, похвалите его, продемонстрируйте искреннюю радость.
  • Непоседу удерживаем на горшке отвлекающими разговорами, чтением книжек, разглядыванием игрушек и пр.
  • Четко комментируем каждое действие: «Достаём горшочек, снимаем крышку. Снимаем трусики, садимся на горшок. Вася пописал! Какой молодец! (заглянули в горшок, посмотрели на «продукт»). Надеваем трусы. Несём горшочек в туалет. Выливаем. Моем. Закрываем крышку. Ставим на место». Всё это произносим весело, чтобы малыш втянулся в эту «игру».
  • Постепенно превращаем в ритуал высаживание чада на горшок перед прогулкой и перед сном.
  • Если малыш категорически отказывается сидеть на горшке, кричит, плачет или вырывается, сделайте паузу в обучении на 1-2 недели, а то и дольше.
  • Для знакомства с работой собственного тела, малышу можно дать возможность походить по дому голышом. Если это позволяют ваши педагогические принципы.
  • Если у вас есть «писающая» кукла, она может стать наглядным пособием для крохи. Посадите ее на горшок. Расскажите ребёнку, что кукла делает.
  • Покажите ребенку, как это делаете вы, если ваши этические и эстетические принципы при этом не страдают. Обучать на собственном примере очень эффективно.
  • Если малыш покакал в подгузник, переложите содержимое подгузника в горшочек и ласково поясните, что именно там это должно находиться.
  • Будьте осторожны, показывая крохе, как смывать воду в унитазе. Если одного малыша это действие приводит в восторг и является «кульминацией» всего процесса, то некоторые особо тонкие и чувствительные натуры могут испугаться.
  • Нахождение среди сверстников, уже усвоивших эту «премудрость» (например, в ясельной группе детсада) обычно ускоряет процесс обучения.
  • Для детей постарше иногда срабатывает «подкуп»: приобретение новой красивой одежки или даже мебели, которую не хочется пачкать.

Совет с юмором от Сирзов для родителей маленьких мальчиков: «Маленькие мальчики любят:

– “выписывать” (в прямом и переносном смысле) узоры на снегу или в пыли,

– играть в пересекающиеся струи с папой или старшим братцем,

– топить плавающие кусочки туалетной бумаги,

– поражать плавающие цели.

Все это может быть использовано как дополнительный стимул в вашей игре по обучению ребенка пользоваться туалетом. Для того, чтобы научиться точно и правильно “поражать цель”, может понадобиться несколько  уроков. Да, маленькие мальчики именно таковы..»

Воспринимайте процесс обучения с юмором, терпением и верой в то, что рано или поздно, но ваш ребенок перестанет пачкать подгузники и штанишки.

Правильно выбираем время

Многие мамы начинают высаживать малышей на горшок, как только они научаться устойчиво сидеть, но к приучению к горшку это не имеет никакого отношения.

Дети начинают самостоятельно ходить на горшок тогда, когда понимают связь между естественным процессов опорожнения и горшком. Ребенок должен быть готов к этому физиологически и морально.

Ребенка можно приучать к горшку, если:

  • после сна кроха просыпается сухим
  • он может на время задерживать мочеиспускание
  • у него появился регулярный стул
  • ему неудобно в мокрых штанишках или он протестует против грязного подгузника
  • он длительное время остается сухим
  • он сам проявляет интерес к туалетным делам
  • понимает, что грязные штаны или подгузник – это плохо.

Лучшее время – лето, так одежда будет сохнуть быстрее, а вы не будете бояться, что простудите ребенка. Срок, за который ваш малыш научиться ходить на горшок, сугубо индивидуален, кто-то справляется за неделю, а кто-то за несколько месяцев.

Не совершаем ошибок

Но ни в коем случае:

  • не настаивайте, если кроха, по какой-либо причине, не хочет садиться на горшок;
  • не удерживайте малыша на горшке насильно;
  • не ругайте карапуза, если он случайно «наделал в штанишки».

По результатам многочисленных экспериментов, одноразовый подгузник ни в коей мере не мешает обучать ребёнка справлять свои естественные нужды в горшок

А вот что касается одноразовых подгузников, то, оказывается, нет никакой разницы, откажетесь вы от них во время приучения малыша к горшку или нет. По результатам многих экспериментов, проведённых учёными и психологами, подгузники никоим образом не мешают обучению туалетным навыкам и не влияют на длительность процесса.

Терпение, последовательность и ваша безграничная родительская любовь. Вот те три кита, которые являются основой воспитания ребёнка в семье. Так запаситесь же выдержкой и проходите вместе с малышом, поочерёдно и не спеша, все этапы приучения к горшку. А справиться с возникающими трудностями вам всегда поможет любовь…

Важные факторы

Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:

  1. Насколько развит мозг ребенка (его кора).
  2. Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
  3. Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.

Выбор горшка

Выбору горшка нужно уделить особое внимание, ведь от того, насколько приятным для ребенка будет этот предмет, зависит то, насколько быстро будет проходить обучение и привыкание. Родителям нужно обратить внимание на материалы, из которых изготовлен аксессуар

Они должны быть абсолютно безопасными для здоровья детей. Следует избегать сомнительного пластика и металлических вставок, пластика с ярко выраженным химическим запахом. Эмалированные горшки совершенно неудобны в мойке и неприятны для кожи ребенка, ведь постоянно подогревать их у родителей просто не будет времени

Родителям нужно обратить внимание на материалы, из которых изготовлен аксессуар. Они должны быть абсолютно безопасными для здоровья детей

Следует избегать сомнительного пластика и металлических вставок, пластика с ярко выраженным химическим запахом. Эмалированные горшки совершенно неудобны в мойке и неприятны для кожи ребенка, ведь постоянно подогревать их у родителей просто не будет времени.

Горшок должен быть устойчивым

Ребенок, который сел неосторожно и упал с горшка или уронил «туалет», вставая с него, с большой опаской будет относиться к этому предмету в будущем, а может вообще не захотеть садиться на него. Сажать ребенка надо на горшок с широким основанием и поддерживающей спинкой

Только так малыш будет чувствовать себя в безопасности.

Учитывайте пол ребенка и анатомические тонкости, связанные с ним. Мальчикам больше подходят горшки с овальным отверстием, а девочкам – с круглым. Если принято решение приучать ребенка сразу к унитазу, точнее, к специальной накладке на унитаз, также следует учитывать форму отверстия для детей разной половой принадлежности.

Вопрос с интерактивными горшками, которые светятся, играют детские мелодии и даже показывают мультики, если в них попадает вода (моча), неоднозначный. Любой ребенок воспримет такой горшок как интересную игрушку. А педиатры, в том числе и доктор Комаровский, подчеркивают, что горшок не должен становиться предметом игры.

Некоторые дети (и их достаточно много) вообще боятся садиться на горшок, который издает громкие пронзительные звуки или начинает моргать лампочками в самый «ответственный» момент

Дети довольно настороженно относятся ко всему, что может отвлекать их от важного процесса

А вот горшок в форме слоника или щенка, не перенасыщенный дополнительными интерактивными функциями, вполне может порадовать и маму, и ребенка. Иногда такие горшки «снабжаются» детскими счетами и сортером, что позволит малышу сосредоточенно провести на нем время, не отвлекаясь от главного процесса.

Заключительные советы от доктора Комаровского

В заключение ещё несколько советов, рекомендаций и ответов на часто задаваемые вопросы от знаменитого теледоктора.

Чаще всего родителей интересует, какой горшок следует приобретать. Комаровский считает, что это не принципиально. Главное, чтобы горшок был удобным для ребёнка, сделан из экологически чистых материалов и соответствовал размерам попки малыша. Что касается цвета, формы и всяких дополнительных «примочек», типа музыки, то Комаровский не считает их необходимыми и полезными. По его мнению, горшок не должен ассоциироваться у ребёнка с игрушкой. Данная вещь имеет чёткое назначение, и именно эти функции она и должна выполнять. А вот наличие спинки телеведущий приветствует. Чем удобнее будет малышу, тем лучше.

При наличии специального сидения, малыша можно сразу приучать пользоваться унитазом. Правда, горшок несколько предпочтительней, поскольку его можно поставить в любом месте. Это удобно в том случае, если процесс вывода продуктов жизнедеятельности несколько затягивается. Это не всегда удобно контролировать в тесном туалете. Да и у взрослых тоже могут возникнуть подобные потребности, а унитаз будет занят. Кстати, можно попробовать использовать горшок и унитаз одновременно, т.е. параллельно. Особенно это полезно и эффективно для мальчиков, которым физиология позволяет делать некоторые дела стоя. Только для этого нужно около унитаза поставить табуреточку или сделать специальную подставочку, чтобы малыш мог на неё вставать перед сантехническим изделием.

Отказываться от подгузников в процессе приучения к горшку Комаровский не рекомендует. Они ещё некоторое время могут пригодиться, например: во время длительных поездок в транспорте или долгой прогулки. Не грех надеть малышу «памперс» и на ночь. Особенно на ранних стадиях приучения к горшку. И кстати, если после снятия подгузник оказывается чистым и сухим, то маленького героя следует обязательно похвалить, не забыв показать чистый предмет гигиены.

PS

Ну и вместо заключения несколько успокаивающих фраз от доктора Комаровского для особо обеспокоенных родителей. По его словам за всю его практику он не встретил ни одного четырёхлетнего ребёнка, который бы не умел ходить на горшок. Так что не стоит переживать, если малыш ещё не умеет этого дела в год или 1,5. Придёт время, и он всему научится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий