Период младенчества.
Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.
Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.
Основные события в развитии мозга новорожденного
У новорожденного ребенка – менее интенсивно, чем у плода – происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.
Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.
На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.
Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .
Возраст | Зрительно-ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | Эмоции и социальное поведение | Движение руки / Действия с предметами | Движения общие | Речь |
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | Хватательный рефлекс | |||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке | Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» – ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого | |||
1 месяц | Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета | Прислушивается к звуку, к голосу взрослого | Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого | Захватывает одной рукой другую руку. | Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним |
Питание новорожденного до одного месяца
К тому как кормить, как правильно прикладывать к груди малыша маму будут готовить еще в роддоме. Вопрос питания один из самых важных в жизни ребенка. Идеально, если малыша будут кормить грудью и молока будет хватать, но возможно и замещение грудного молока смесями, а также совмещение смесей с молоком.
Кроме питания не забывайте следить за опорожнением. Грудничок может какать и 10 раз за день и один раз в 7 дней. Цвет опорожнения может быть светло-коричневый и даже темно-зеленый, главное, чтобы не было запоров и малыша не тревожил кишечник.
Лактация и кормление грудью
Лактация — это образование и выведение молока молочными железами. Молоко у матери может появиться не сразу. Нормальным считается приход молока на протяжении первых трех дней, матерям необходимо прикладывать ребенка к груди как можно чаще. Кормящим женщинам нужно придерживаться строгой диеты, чтобы молоко было питательным, вкусным и не вызывало проблем в желудочно-кишечном тракте, а также аллергических реакций.
Послеродовой стресс может повлиять на выработку окситоцина и пролактина, гормонов, отвечающих за лактацию. Оберегайте свой психо-эмоциональный фон.
Рекомендации мамам:
- Прикладывать ребенка к груди не реже 10 раз в день;
- Следить, чтобы положение мамы и ребенка во время кормления было комфортным;
- Меняйте грудь каждые 2 часа;
- Не отнимайте грудь сразу после того, как ребенок заснул. Сосательный рефлекс поможет ему «доесть»;
- Учитывайте, что количество молока в груди пропорционально спросу на него;
- До 6 месяцев не нужно вводить никаких других прикормов.
Больше всего молока вырабатывается у женщин с 2ух до 5ти часов ночи, кормите ребенка и в ночной период.
Грудное вскармливание
Расчет смеси на один день
Если грудью кормить нет возможности, то необходимо подобрать смесь, которая подойдет вашему малышу. Не стоит покупать сразу большой объем смеси одной торговой марки. Нужно наблюдать за аппетитом, поведением малыша после приема еды для того, чтобы найти оптимальную смесь для него.
В первые дни жизни желудок ребенка имеет объем 10 мл, но постепенно увеличивается до 100 мл. Количество смеси необходимое на один день в среднем должно равняться пятой части веса ребенка. Если младенец весит 3500 г, то в день ему нужно 700 мл питания (3500/5 = 700).
Количество кормлений на протяжении суток составляет 7-10 раз. Рассчитайте сколько миллилитров смеси ребенок должен получить за одно кормление. Если ребенок весит 4000 г, то в сутки он должен кушать 4000 г/5 = 800 мл, если кормить его 8 раз в день, то одна порция составляет 100 мл.
Грудничкам на искусственном вскармливании необходимо давать воду! Количество воды должно соответствовать одной порции кормления. (в нашем примере одна порция составляет 100 мл)
Нормы развития новорожденного в три месяца
Есть нормы ВОЗ и усредненные показатели, утвержденные Союзом педиатров России, каким должно быть развитие ребенка в три месяца. При осмотре малыша доктора соотносят эти данные с фактическими.
Незначительные отклонения от норматива не являются поводом для беспокойства. Ведь организм каждого ребенка индивидуален и развивается в своем темпе.
Вес, рост и другие параметры
Каждый месяц, грудничка рекомендуется показывать педиатру. Это необходимо для оценки состояния здоровья, физического и психического развития. На приеме доктор измеряет рост и вес крохи. Сколько малыш должен весить в 3 месяца, зависит от того, какую массу тела он имел при рождении.
За этот небольшой временной промежуток, ребенок набирает около 2,5 кг. Например, если младенец появился на свет с весом 4,3 кг, то в 3 месяца его масса должна быть около 6,8 кг. В определении нормального роста также нет никаких сложностей. Каждый месяц длина тела ребенка увеличивается на 3 см.
Если кроха родился с показателем 56 см, то спустя 90 дней его рост достигнет отметки 65 см.
Физическое развитие ребенка зависит от таких факторов:
- тип и режим питания;
- половая принадлежность;
- наличие патологий органов и систем.
Нормы веса, роста и прочих показателей тела мальчиков в 3 месяца, утвержденные ВОЗ и Союзом педиатров России в таблице.
Параметры для мальчиков, в см/кг | Нормы Союза педиатров России | Нормы ВОЗ | ||
минимальные | максимальные | минимальные | максимальные | |
Рост | 56,5 | 62,0 | 57,3 | 65,5 |
Вес | 4,9 | 7,0 | 5,0 | 8,0 |
Окружность грудной клетки | 36,5 | 41,6 | 38,1 | 42,9 |
Окружность головы | 39,0 | 42,5 | 38,1 | 42,9 |
Нормы веса, роста и прочих показателей тела девочек в 3 месяца, утвержденные ВОЗ и Союзом педиатров России в таблице.
Параметры для девочек, в см/кг | Нормы Союза педиатров России | Нормы ВОЗ | ||
минимальные | максимальные | минимальные | максимальные | |
Рост | 56,2 | 61,8 | 55,6 | 64,0 |
Вес | 4,8 | 6,3 | 4,5 | 7,5 |
Окружность грудной клетки | 37,3 | 41,4 | 37,1 | 40,8 |
Окружность головы | 38,1 | 41,2 | 37,1 | 42,0 |
Рефлексы 3-месячного малыша
Под рефлексом понимают одинаковую реакцию организма на какое-либо воздействие. Ответ на раздражитель происходит с участием рецепторов, под руководством нервной системы. У трехмесячных детей большинство рефлексов исчезает. Ребенок находится уже в достаточно развитом состоянии, поэтому они ему не нужны.
О наличии проблем неврологического характера говорит присутствие у трехмесячного крохи следующих рефлексов:
- хоботковый. Вытягивание губ в трубочку при прикосновении ко рту;
- поисковый. Поворот головы и открывание рта в ответ на прикосновение к уголку губ;
- Бабкина. Вытягивание головы вперед и открывание рта при надавливании на ладонь;
- Моро (в сильно выраженной форме). Резкое разведение рук в стороны и раскрытие ладоней при испуге.
В три месяца у ребенка остаются лишь рефлексы ползания и сосательный. Они необходимы малышу для дальнейшего совершенствования.
Эмоциональные достижения и особенности поведения
Многие родители отмечают, что трехмесячные дети начинают проявлять свои эмоции и характер. Хорошее настроение кроха выражает в виде улыбки и смеха. Таким образом он реагирует на появление знакомых ему людей. При виде посторонних ребенок может испугаться и заплакать.
Малыш начинает издавать различные звуки, по которым легко понять, что он хочет. Например, когда кроху оставляют одного, он похныкивает для привлечения внимания родителей.
Если взрослые игнорируют грудничка, тогда он начинает громко плакать. При виде мамы или папы ребенок сразу успокаивается. Малыши в 3 месяца произносят не только гласные, но и согласные звуки.
У них начинают формироваться речевые навыки. Если начать говорить с крохой, он будет отвечать на своем языке. Большинство грудничков любит купаться. Особое удовольствие им доставляет разбрызгивание воды ногами и руками.
Сводная таблица основных навыков
Сфера развития | Что происходит? |
Движения | Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно — мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами. |
Зрение | К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд. |
Слух | К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд. |
Сенсорика | Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками. |
Речь | Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием. |
Интеллект | Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы. |
Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни
Наблюдаются рефлексы, часть из которых затем будет утрачена.
К месяцу малыш должен обладать и рефлексом Мора – при резком звуке руки и ноги разводятся в стороны. Если надавить на ладонь, ребенок повернет голову, откроет рот.
Как часто ребенок какает и писает
Нормальная частота мочеиспусканий – 20-25 раз. Но в первые несколько суток ребенок будет писать намного реже. Беспокоиться не стоит: такое явление нормальное. Постепенно это количество будет снижаться.
Какать младенцы начинают чаще всего на 2-3 сутки. Частота дефекаций индивидуальна. Нормой считают до 8-9 раз за сутки у детей, питающихся только материнским молоком. Некоторые дети какают реже, раз в несколько дней, но большим объемом. Если ребенок при этом чувствует себя хорошо, беспокоиться не стоит.
Учащение дефекаций до 10 раз и больше считается тревожным симптомом для ребенка в месяц. Обратиться к врачу нужно и в тех случаях, когда ребенок долго не может покакать и при этом становится тревожным.
Неврологические проблемы в 1 месяц: повод для беспокойства
Нередко обнаруженные в первый месяц ребенка тревожные симптомы через некоторое время исчезают сами. По этой причине нельзя говорить о наличии отклонений на основании единственного осмотра. Установить диагноз можно лишь после нескольких обследований.
Применяют УЗИ, КТ, ЭЭГ, МРТ. Методики помогают выявить отклонения в развитии головного мозга, определить наличие судорог и эпилепсии, исследовать структуру нервной системы младенца.
Старший дошкольный возраст: развитие ребенка от пяти до шести лет
Возраст пять-шесть лет – это период старшего дошкольного возраста. Малыш, как правило, к этому моменту уже ходит в детский сад, начинается активная подготовка к поступлению в школу. Ребенок становится еще более самостоятельным. Значительно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и нравственно-волевая сферы личности. Ведущей деятельностью остается игровая, а это значит, что основным инструментом воспитания, развития и познания окружающего мира является сюжетно-ролевая игра. Ребенок экспериментирует, пробует разные модели поведения и делает выводы, исходя из своих наблюдений, учится подчиняться социальным нормам и требованиям. Возрастает потребность в общении со сверстниками, оно становится более содержательным.
К концу дошкольного возраста у детей формируется мнение о себе. Самооценка ребенка обычно завышена, это помогает ему чувствовать себя уверенным и компетентным в новых видах деятельности и развиваться дальше
В этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание развитию речи ребенка. Следует больше читать вместе, обсуждать прочитанные книги, побуждать ребенка к развернутому пересказу, можно играть в театр, читать сказки по ролям, экспериментировать с тембром голоса и интонациями
Нужно продолжать играть с ребенком, ведь игра – это именно тот вид деятельности, в котором взрослый на все сто процентов реализует свой родительский потенциал.
Особенности питания
Кормление – важный процесс, как для новорожденного, так и для матери. Грудное молоко прибывает на 3-й день после рождения ребенка. До этого момента малыш питается только молозивом.
После того, как молочко появляется, оно начинает увеличиваться в количестве
Важно отрегулировать периодичность поступления и полное выедание питательной жидкости
Если молока прибывает мало, его рекомендуется простимулировать частым прикладыванием к груди новорожденного. Такой метод кормления небольшими порциями называется «По требованию».
Лучше всего отрегулировать питание таким образом, чтобы кормление проводилось раз в 3,5-4 часа. За это время младенец успеет проголодаться, а молоко прибудет к назначенному времени именно в том количестве, что требуется для утоления голода новорожденного.
В противном случае, если ребенок не будет все выедать, в груди могут застаиваться сгустки молока. Со временем они приобретают густую консистенцию. Застои называются мастопатия. Она провоцирует резкое увеличение температуры тела, болезненность воспаленной груди, нагноение застоявшегося молока.
Поэтому очень важно чтобы ребеночек полностью высасывал питательную жидкость. Если этого не происходить, рекомендуется сцеживать оставшееся содержимое груди
Важно не только кормить, выдерживая периодичность во времени, но и научить малыша правильно захватывать сосок для успешного высасывания молочка. При неправильном захвате, ребенку мало поступает питательной жидкости
В открытый ротик грудничка нужно вложить полностью весь сосок, так чтобы только часть ореолы выглядывала. Весь остальной периметр соска должен находиться внутри ротовой полости. Расположить нужно новорожденного так, чтобы грудь не перекрывала дыхание. В такой ситуации новорожденный будет часто отрываться от соска, чтобы вдохнуть кислород.
Месячные младенцы высасывают больший объем молока из одной груди в течение 7-10 минут. При необходимости стоит переложить на другую грудь.
После кормления обязательно нужно поставить ребеночка столбиком. Это требуется, чтобы воздух, заглатываемый вместе с питательной жидкостью, поднялся из желудка вверх и вышел при отрыжке. В противном случае заблудившиеся массы воздуха могут спровоцировать колики, усиленный метеоризм или другие неприятные состояния у малыша.
Ранее детство: развитие ребенка от года до четырех лет
Возраст с года до четырех лет обычно относят к младшему дошкольному периоду. Он наполнен противоречиями. С одной стороны ребенок становится более самостоятельным, с другой – не может обходиться без родителей, и все его открытия происходят, в основном, в совместной деятельности со взрослым.
В этом возрасте крайне важным для развития является соблюдение баланса. Старайтесь дать малышу больше самостоятельности, поощрять инициативу. Не делайте «за него», даже когда кажется, что его действия бесполезны и обречены на провал – у маленького человека может зародиться чувство неуверенности в себе. Но если ребенок сам просит у Вас поддержки и помощи, отказывать и говорить, что он с легкостью справится сам, категорически нельзя. Малыш может потерять интерес к тому, что у него плохо получается делать самостоятельно.
Важнейшими новообразованиями этого времени являются прямохождение, овладение речью и предметной деятельностью
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, за которые родителям надо обязательно хвалить малыша! В этот период нужно стараться как можно больше разговаривать с детьми, слушать их с должным вниманием
Кризис трех лет
Финальной точкой этого периода часто становится «кризис трех лет», который так же называют кризисом отношений. У некоторых он протекает почти незаметно, а кому-то приходится изрядно пострадать. Его причины кроются во внутреннем противоречии потребностей действовать самому и соответствовать требованиям взрослого, несоответствии актуальных «хочу» и «могу» малыша. Для этого этапа развития ребенка характерны такие проявления как упрямство, связанное с тенденцией к самостоятельности, своеволие, строптивость, обесценивание требований взрослого, конфликты с родителями, часто переходящие в протест против существующих правил.
Главное, о чем стоит помнить мамам и папам в этот период – малышу сейчас тоже не комфортно, он нуждается в поддержке и заботе
Надо постараться сохранить спокойствие и уверенность, и помнить о том, что это естественный этап, без которого не возможно становление личности ребенка! Не нужно заострять внимание на негативных проявлениях ребенка, но обязательно стоит хвалить то поведение, которого вы хотите добиться в итоге. Хороший выход – переждать истерику, либо переключить внимание ребенка на что-то другое
Вместо того чтобы говорить чего малышу лучше не делать, постарайтесь предоставлять ему выбор и лучше избегать ситуаций, когда он может ответить «нет».
Игрушки являются важным регулятором психического развития детей в возрасте от двух до трех лет. О том, какие игрушки стоит покупать ребенку в этот возрастной период, свои мнением делится психолог Антонина Цыцулина.
Какие проблемы могут возникнуть
Среди аномалий, которые можно вычислить у ребёнка в этом возрасте, выделяют:
- Врождённый гипотиреоз. У малыша снижена выработка гормонов щитовидной железы, что вызывает задержку физического и умственного развития.
- Фенилкетонурия. У ребёнка нарушен белковый обмен, он отстаёт в развитии и может получить психическую инвалидность.
- Галактоземия. Младенец имеет нарушенный обмен углевода галактозы, увеличенную печень, желтуху или катаракту, отстаёт в физическом и умственном развитии.
- Муковисцидоз. Грудничок страдает из-за вязкости всех секретов, что вызывает поражение лёгких, поджелудочной железы и кишечника.
- Адреногенитальный синдром. У новорождённого проблемы с работой надпочечников, а это может привести к формированию наружных половых органов у девочек, которые напоминают мужские.
Вовремя ненайденные и невылеченные заболевания могут привести к проблемам с развитием месячного ребёнка.
Рекомендации по правильному уходу и физическому развитию
Чтобы развитие ребенка в 1 месяц было нормальным и гармоничным, ему требуется соответствующий уход, который предполагает:
- Тщательную обработку пуповины: покраснений и припухлостей в этом месте быть не должно. Ближе ко второй неделе пупок окончательно заживает.
- Роднички нужно мыть при каждом купании. Маленький родничок исчезнет к трехмесячному возрасту, большой — к полутора годам (18 месяцам).
- Если во время плача появляются выпячивания в районе пупка, паха или мошонки (у мальчиков), то это указывает на грыжу. Необходимо обратиться к хирургу. Скорее всего, он пропишет регулярный (5–10 раз в день) массаж (круговые движения ладонью по часовой стрелке). В более серьезных случаях наклеивают пластырь с «корсетом».
- Для укрепления мышц и для обеспечения полноценного физического развития ребенку необходим десятиминутный массаж как минимум через 30 минут после кормления. Процедура заключается в поглаживании всего тела грудничка теплыми руками.
- Кал и моча могут спровоцировать возникновение покраснений на коже. По этой причине нужно тщательно следить за кожными покровами, подбирать мягкие подгузники, регулярно их менять, дополнять уход детским кремом. Летом желательно заменить подгузники на марлевые или вовсе от них отказаться, вместо протирания влажной салфеткой ополаскивать теплой кипяченой водой (в идеале) либо проточной, под краном.
- Девочек следует подмывать исключительно спереди назад, делать это необходимо после каждой смены пеленок или подгузника. Для мальчиков направление подмывания не имеет такого значения. Купать новорожденных необходимо каждый день.
Обследования ребенка в 1 месяц
После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.
С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.
Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:
- невролог;
- офтальмолог;
- ортопед;
- хирург.
Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).
Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).
Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел – пусть меня отпустят!»
К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время – не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.
Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.