Как правильно преодолеть кризисные периоды и вырастить ребенка уверенным в себе

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Кризис 3-7 лет. «Укрепление корней»

Данному периоду жизни ребенка неспроста дано столь необычное название. Именно от становления малыша в дошкольном возрасте зависит его становление как личности.

Малыш понимает, что окружающий мир способен быть доброжелательным или враждебным. Основная цель воспитания в этот период – формирование у ребенка ощущения, что именно в семье он сможет ощутить безопасность и защиту. Такое воспитание позволит ребенку в будущем устанавливать доверительные отношения с окружающими людьми. Дети, воспитанные с данной мыслью, обладают уверенностью в себе, ощущают собственную значимость, не боятся проявлять любознательность. Их отличают оптимизм, инициативность и самостоятельность. Родители должны внушать малышу мысль, что он обязан упорно достигать своей цели, воспитывать в нем амбиции, что позволит уверенно двигаться по жизни в более взрослом возрасте.

Если родители, руководствуясь благими намерениями, заявят ребенку, что никому в этом мире доверять нельзя, это может привести к серьезным проблемам, в то числе в будущем. Дети, воспитанные с данной установкой, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не стремятся проявлять инициативу, отличаются апатией, отсутствием амбиций. Они способны лишь вызвать жалость, но не симпатию, что заставляет их ощущать собственную ущербность. По мере взросления чувство вины лишь возрастает вместе со страхом наказания за допущенные ошибки. Неуверенность в себе оборачивается агрессией по отношению к окружающим и близким людям.

В этот возрастной период родители должны показать малышу, что они испытывают по отношению к нему безусловную любовь – это будет гарантией его адекватного развития и становления как гармоничной личности.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.

Признаки неуверенного поведения

Их распознать довольно легко:

  • не стремится выразить свое мнение;
  • не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
  • молчалив и замкнут;
  • очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
  • не креативен, повторяет чужие действия;
  • обладает высоким уровнем тревожности;
  • болезненно ориентирован на других детей.

Развивать в малыше лидера нужно

Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.

К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.

Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.

К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.

Действия родителей

Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.

Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет

Исключение унижения

Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.

Ценность

Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием

Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.

К сведению

Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов. 

Поддержка

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.

К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.

Поддержка взрослого важна

Принятие

Дитё следует воспринимать таким, какой он есть

Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома

Проблемы в окружении ребенка

Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.

К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.

Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе, используя игры

Учить и воспитывать лучше всего получается через игру. Укрепить уверенность помогут домашние театральные представления, главное — найти благодарную публику. В ролевых играх создавайте сложные ситуации, которые часто случаются в жизни, и предлагайте ребенку найти из них выход.

Попробуйте вместе превратить недостатки в достоинства. Возьмите листок бумаги и запишите в столбик все качества, которые ребенок считает плохими чертам своего характера. А теперь помогите ему доказать, что каждое из этих качеств может быть достоинством. Например, медлительность — это желание все продумать и сделать правильно, качественно.

Напишите имя ребенка (можно взять и фамилию) и подумайте вместе, какие положительные качества начинаются на каждую из составляющих его букв. Например, Яна — яркая, напористая, аккуратная. Чаще давайте ребенку повод верить в хорошее, тогда он обязательно вырастет уверенным и счастливым.

Завышенные ожидания

Чего бы ребенок ни добился, родителям всегда мало, что бы ни сделал, все недостаточно хорошо. Вместо похвалы и поддержки, вечный разбор ошибок, упреки, что можно было бы и лучше, сравнение с теми, кто более успешен. Такой стиль воспитания свойственен мамам и папам с нарциссическим характером.

Радуйтесь даже маленьким достижениям своего ребенка, чтобы он смело шел вперед за большими успехами. Замечания по делу тоже важны, но аккуратно и только после заслуженной похвалы и слов поддержки. Это важный шаг к тому, чтобы воспитать уверенного в себе человека.

Старайтесь не ограничиваться привычными общими оценками: «умница!», «красиво», «здорово». Отмечайте конкретные действия: «как точно ты нарисовала на картине цветы, они будто настоящие», «отличный получился у тебя кораблик, а швы-то ты как аккуратно склеил!»

Визуализируйте успехи, чтобы малыш не забывал о них и чувствовал важность всего, что делает. Вешайте картины на стене в детской, отведите специальную полку для поделок, держите на видном месте грамоты и медали, создавайте вместе фотоальбом маленьких побед

Как помочь ребенку быть уверенным и активным

Очень часто родители, делая свое благое дело — воспитание и обучение детей, — выполняя его, как им кажется, «ответственно и со всей строгостью», не думают о том, каким образом сделанные ими замечания, одергивания, реакции на временные неудачи, нравоучения в отношении ребенка скажутся на его самооценке. Ситуация излишней опеки, тем более если она сочетается с авторитарным стилем воспитания, не может привести к тому результату, к которому в конечном счете стремятся родители, — к воспитанию целеустремленного и самостоятельного ребенка, умеющего достойно справляться с трудностями и достигать поставленных целей.

Трудно ожидать от детей настойчивости и желания преодолевать препятствия и в случае навязчивого стремления родителей вырастить «звезду», т.к. «наш сын талантлив, гениален». В такой семье предъявляют завышенные требования к ребенку, которые часто оказываются непосильными для него, а исходом этой ситуации является все та же безвольность, разочарованность в том, что он не может соответствовать возложенным на него родительским надеждам, или, наоборот, протест против предъявляемых требований и негативизм по отношению к отцу и матери. При этом страдают и сами родители, «бьющиеся как рыба об лед», испытывая в результате лишь усталость, бессилие и разочарование, и дети, старающиеся выполнить предъявляемые к ним требования, чувствующие не меньшую усталость, приобретающие тревожность и массу других психологических проблем.

Проявляться эти проблемы могут по-разному. У одних детей — в нарушении поведения, агрессивности, негативизме, протесте, у других — в замкнутости, тревожности, несамостоятельности, отсутствии инициативы и целеустремленности. Ребенок часто испытывает чувство вины, появляется так называемая выученная беспомощность, ощущения себя как «плохого», без надежды на то, что можно еще исправиться и стать «хорошим», отсутствие умения мыслить позитивно, заниженная самооценка — список можно продолжать бесконечно. Все зависит от конкретной ситуации и возраста ребенка. Ясно одно — так появляется замкнутый круг: чем больше проблем у ребенка, тем более активными становятся воспитательные воздействия родителей и тем больше отягощается ситуация. Таким образом, выходит, как говорил наш известный политик: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Страдают и дети, и родители.

Безусловно, чтобы не допустить такого развития событий, либо исправить ситуацию, если она уже сложилась, в первую очередь нужно обратить внимание на следующее. Закрепляя отрицательную реакцию ребенка на какую-либо трудность, награждая его эмоционально негативной оценкой, предъявляя непосильные требования, взрослые могут нанести ему большой вред

Ситуация неуспеха ребенка в какой-то деятельности, полученная «плохая» оценка, — не повод для того, чтобы навешивать на него ярлык неудачника.

Гармоничное сочетание требовательности и помощи, реальная оценка способностей ребенка, умение понять, что он испытывает в данный момент, и стремление помочь ему создадут условия, когда родители увидят свое чадо умеющим мужественно принимать жизненные удары и решать поставленные задачи.

Как справиться с капризами и истериками

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время

Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
Не забывайте о мерах профилактики

Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку

Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе — это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку)

Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами — а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия — это очень важное качество

Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала — вовремя и по делу. Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха)

Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Кризис 18-22 лет. Поиск себя, принятие своих достоинств и недостатков

Этот период в жизни молодых людей подразумевает поиск своего места в окружающем мире. В этот период может вернуться неуверенность в себе, страх, что он может не добиться успехов в выбранной деятельности.

Если молодой человек не смог вписаться в социум, он выбирает путь подражания, может позволить себе забыться в наркотической, алкогольной и игровой зависимости. Благодаря последней, он ощущает, что обладает своего рода властью, способностью как угодно выстроить собственную жизнь, в то время как реальном мире не имеет никаких успехов.

Если правильно прожить столь непростой период, можно начать принимать себя со всеми достижениями и неудачами, обрести веру в свои силы и понять, какие истинные ценности существуют в этом мире.

Что делать родителям

Как воспитать ребенка уверенной в себе личностью? В этом важном процессе главное место отводится отношениям в семье. Если дети в семье не признаются равноправными ее членами, если к их мнению не прислушиваются, то это в первую очередь отражается на их самооценке

Еще более усугубляется положение, если их ошибки обсуждаются при всех и в категорическом тоне. Чтобы выработать у дошкольника чувство уверенности в своих силах, поднять его самооценку, его следует не ругать, а хвалить. Это не значит, что проступки не надо замечать. Но, для того, чтобы похвалить его, найдется гораздо больше поводов, чем сделать ему замечание.

Первое главное правило — давать право выбора и считаться с ним

Давайте чаще ребенку право выбора в том, что не критично для его здоровья, чтобы он учился принимать решение и чувствовал, что с его мнением считаются в семье. Если вы хотите все равно сделать по своему, то лучше не спрашивать, а поставить перед фактом. Например, если вам нужно отвезти на день ребенка к бабушке и его мнение не повлияет на исход, то лучше спросите, что он оденет к бабушке, а не:

— Хочешь к бабушке?

— Нет, не хочу, мне там не скучно

— Ничего, найдешь себе занятие.

Это выглядит даже как насмешка или пренебрежение, согласитесь?

Если все же нужно запретить какое-то действие, угрожающее здоровью, не вписывающееся в рамки культуры и т.п., то аргументируйте его и расскажите в чем выгода для ребенка в отказе от действия.  Вывод: относитесь как ко взрослому человеку, как хотели бы, чтобы относились к вам самим.

Второе главное правило — шанс исправиться

Нужно ли наказывать будущего лидера? Конечно, наказание должно присутствовать. Но человек должен четко понимать за что его наказывают. И человеку нужно давать шанс. Что я имею в виду. Сначала оговорите правила, которых нужно придерживаться в вашей семье во благо каждого члена семьи и наказание в случае не выполнения. То есть ребенок должен понимать, почему то или иное действие не нужно и делать и в чем выгода для него — об этом я говорила выше. После первого и второго промаха давайте предупреждение, на 3 раз следует ранее оговоренное наказание. Справедливо?  Я думаю да.

Но, по сути, до наказания дело доходить не должно. Если эти правила установлены для всех членов семьи (например, не сидеть ночью за компьютером или не кушать перед телевизором) и если это правило нельзя нарушать даже «один разок, ну чуть-чуть еще», то вряд ли ребенок будет это делать и будет оспаривать свое право на такое поведение с мыслью «вдруг прокатит».  У мамы много дел и она не заметит или сделает вид, что не заметила.

Третье главное правило — критика и приказы

Не запрещайте все подряд, все, что вам мешает или не нравиться. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать.

Отведите ребенку свое личное пространство, свой угол или комнату, где он может трогать и разбрасывать все, что угодно. И не вмешивайтесь в управление этой территорией творческого беспорядка.

Во-первых, ребенок должен сам понять зачем нужен порядок, как он влияет на человека.

Во-вторых, вы не будете вызывать ассоциаций : «Мама пришла(((( сейчас опять заставит убирать»

Прошу заметить, что не только у детей проблема с порядком, большая часть человечества мучается над вопросом как навести порядок в жизни, на рабочем столе, в голове. Придумывают целые системы мотивации, таймменеджмента, системы организации порядка. И это не потому, что их мама не заставляла складывать игрушки. А может даже наоборот, потому что они наводили порядок, только если их кто-то заставлял?

Мы иногда даже не замечаем, как общаемся с ребенком. Часто это не диалог, а набор команд, которые ребенок должен беспрекословно выполнить. Даже просьбу убрать со стола посуду в раковину можно выразить так, что она не оставит выбора. А если вы не оставите выбора, то откуда возьмется самостоятельность? Разговаривая так, вы даете понять детям, что для вас они значат меньше, чем другие люди.

Разбитая чашка, пятно на кофте, царапина на руке, книга упала в лужу — это  не повод для скандала и укор в сторону ребенка, не нужно на него накладывать штампы: руки-крюки, дырявая голова и другое. Вы только представьте, если внушить человеку такое мнение о себе, кем он будет в жизни. А если по каждой мелочи говорить такие фразы, это не что иное, как закрепление за ребенком образа неудачника.

Многие родители ведут себя так, будто им разбили не посуду, а сердце. Вместо того чтобы успокоить ребенка, не могут удержаться от язвительных эпитетов.

Восемь способов помочь ребенку стать увереннее

1. Проявляйте уважение и будьте корректны в высказываниях

Не позволяйте никому унижать и оскорблять ребенка, никогда не делайте этого сами. То же самое касается ехидных замечаний. Дети не понимают сарказма и принимают сказанное Вами за чистую монету. Когда ребенок поймет, что Вы обращаетесь с ним уважительно, то он начнет сам себя уважать.

2. Верьте в малыша

Когда в нас кто-то верит, мы можем горы свернуть, правда? Чаще говорите ребенку, что Вы его очень любите, верите в него, что он особенный и способен на многое. Простая фраза: «Я знаю, что это трудно, но уверена, что ты справишься», воодушевит его и поможет побороть неуверенность. Кстати, оценочных похвал типа «Ты – самый лучший» нужно избегать, иначе он будет сильно огорчаться каждый раз, когда не сможет оправдать подобных ожиданий.

3. Цените старания ребенка

Если у малыша что-то не получилось, обратите его внимание на позитивную сторону. Например, Вы можете сказать что-то вроде: «Это было тяжело, но я видела, как ты старался, в следующий раз обязательно получится! Молодец!», «Да, по чтению у тебя тройка, но зато ты прекрасно считаешь, а чтение мы подтянем!» или «Не получилось нарисовать человечка, но зато эти цветы совсем как настоящие»

У него должно остаться чувство удовлетворения, что с частью задачи он справился великолепно.

4. Давайте посильные задания

Не нужно давать ребенку поручения и игры, слишком трудные для детей его возраста. Вряд ли он выполнит их на пятерку с плюсом. Усложняйте их постепенно, после того, как увидите, что ребенок справляется хорошо. Если нужно, ненавязчиво предложите помощь. Всегда благодарите ребенка за то, что он сделал. «Спасибо, что ты так хорошо пропылесосил», «Спасибо, что ты так быстро убрал игрушки на место», «Бутерброды получились, просто объеденье! Я знала, что ты сможешь сам их сделать» – сказать такое несложно, а пользы от этих слов будет много. В случае если ребенок не справился, например, плохо вымыл посуду, не перемывайте ее при нем, сделайте это, когда он ляжет спать, чтобы не обидеть его.

5. Хвалите за хорошее и игнорируйте плохое

Обращайте внимание, когда ребенок ведет себя хорошо: улыбнитесь ему, похвалите, угостите леденцом. Если он капризничает или проявляет агрессию при гостях, не кричите на него, а решительно попросите выйти из комнаты

Когда он успокоится, разрешите ему вернуться и похвалите, что он принял правильное решение. Если Вас не устраивает его поведение, то скажите прямо, что не нравится, не задевая при этом самого ребенка: «Ты хорошая девочка, но огрызаться и толкаться – это плохо».

6. Разрешите ребенку быть самостоятельным

Психологи считают, что дети, которые постоянно находятся под родительской опекой, чувствуют себя более неуверенно, чем те ребята, которым давали свободу действий. Не указывайте постоянно, что и как делать ребенку, не выполняйте то, что он может сам. Фраза «Я сама сделаю, ты не сумеешь» должна быть под запретом. Не делайте за малыша то, что он хочет сделать сам, но пока не решается. Дайте ему время и право на ошибку. Не получилось с первого раза – получится со второго.

7. Все могут ошибаться

Покажите, что взрослые тоже совершают промахи. Создайте ситуацию, где вы окажетесь в незавидном положении, как часто это происходит с ребенком. Попросите у него помощи и поддержки. Например, вы рассыпали крупу и ее нужно собрать, разбили тарелку и т. д. Помогая и утешая вас, малыш почувствует себя сильным и незаменимым.

8. Не откупайтесь дорогой игрушкой

К сожалению, никакие брендовые вещи не могут повысить самооценку, они ее заменяют, но ненадолго. Кстати, один из признаков неуверенности в себе, низкой самооценки – это просьбы ребенка купить ему новый гаджет или вещь с лейблом, ведь они придают уверенности и поднимают самооценку. Лучше дайте ребенку понять, что когда есть такая возможность, вы никогда для него не пожалеете денег.

Итак, рецепт уверенности в себе не так уж и сложен: любите малыша, уделяйте ему внимание, не забывайте чаще хвалить его, и тогда он вырастет счастливым!

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

1. Неуверенность родителей

Робкие родители в разных жизненных ситуациях твердят, что «лучше промолчать, не высовываться, не рисковать». Дают понять, что лучше не вступать в противодействие с обстоятельствами и людьми. Если у ребёнка не выходит какое-то дело, родители говорят: «Я так и знал (-а), что у тебя ничего не получится. Не надо было и пробовать!»

В результате ребенок укрепляется во мнении, что другие лучше, умнее его. Если возникает новая ситуация, требующая инициативы, опыт говорит ребёнку: бездействуй, спрячься. Родительская неуверенность в себе передаётся ребенку, который перенимает их заниженную самооценку.

2. Психологические черты родителей

Родители благополучны и достаточно уверенны в себе, но, когда ребёнка ожидает испытание, они, как описано выше, стремятся удержать его от действий / обесценить достигнутый успех.

Тут речь идёт о глубинных личностных особенностях родителей. Пока речь идёт о них самих, эти люди как-то преодолевают собственные страхи. Ребёнок же – наиболее ценное второе «Я» родителей. И страхи вырываются наружу, они пойдут на всё, чтобы уберечь его от действий. Если ребёнок где-то добился успеха, взрослые, в страхе перед опасностью новых действий, выставляют его успех как поражение, чтобы отбить желание пробовать дальше. 

3. Проблемы ребёнка в проявлении инициативы

Инициативность у ребёнка максимально проявляет себя в игре. Игра – это область, где человек может воображать или воссоздавать различные ситуации. Рамки игры предполагают полную безопасность. Ребёнок с трёх лет учится понимать связь «действие – последствия». И с этого возраста включается понятие ответственности (хоть и малой). Определенные действия ребёнка ведут к негативным последствиям и требуют внимания.  

В 3-7 лет ребёнок наиболее чувствителен к осуждению / одобрению. С трёх лет начинается высвобождение ребёнка от опеки родителей. Если в «игровом» возрасте ребёнка нередко осуждали, наказывали за инициативность, то чувство вины будет его сопровождать и во взрослой жизни.  

Если по мере взросления ребёнок научится преодолевать робость, то со временем, когда родители постареют, взрослый ребёнок будет поступать в угоду родителям, жертвуя своей карьерой, счастьем, будущим.

4. Проблемы ребёнка в формировании самооценки

На успешное формирование самооценки в детстве влияют: ровесники, педагоги, случаи успехов и поражений. Идя в школу, ребенок попадает в окружение малознакомых людей

Поэтому его важно обучать правильным поведенческим стратегиям

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий